Карачаево-Черкесская Республика
Решение от 17 марта 2005 года № 19

Отчет Главы города Черкесска "Об итогах работы администрации города в 2001-2004 годах"

Принято
Советом депутатов муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики
17 марта 2005 года
    Заслушав отчет Главы г. Черкесска "Об итогах работы администрации города в 2001-2004 годах", отмечая позитивную деятельность администрации города в вопросах повышения жизненного уровня горожан, укрепления материально-технической базы жизнеобеспечивающих отраслей городского хозяйства, учреждений образования, здравоохранения и спорта, сохранения социальной направленности бюджета, Совет депутатов муниципального образования города Черкесска решил:
    1.Работу Главы города Черкесска в 2001-2004 годах одобрить и принять информацию к сведению (прилагается).
    2.Предложить Главе г. Черкесска совместно с депутатами Горсовета продолжить работу по дальнейшему повышению жизненного уровня горожан, решению вопросов укрепления материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения и жизнеобеспечивающих отраслей городского хозяйства.
    Председатель Совета депутатов
    муниципального образования
    города Черкесска
    М.М.ЯКУШ
    ОТЧЕТ ГЛАВЫ ГОРОДА ЧЕРКЕССКА "ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ В 2004 ГОДУ"
    Уважаемые депутаты!
    Выполняя требования статьи 58 Устава города, считаю себя обязанным ежегодно докладывать Совету городского муниципального образования и информировать население Черкесска об итогах работы администрации в истекшем году.
    Без живой, непрерывной обратной связи с депутатами, населением любому органу власти, а уж тем более местному самоуправлению, эффективно работать невозможно.
    Искусство управления - это, прежде всего знание людей, их запросов, чаяний и надежд. А встречи и общение с самыми разными людьми происходят ежедневно. Именно в этом общении складывается наиболее верное представление о моральной атмосфере в городе и социальном положении тысяч горожан.
    Готовясь к нынешнему отчету, пришел к убеждению, что простое перечисление осуществленного будет не только трудно для восприятия, но и в какой-то степени повторением прошлых отчетов, особенно прошлогоднего, который был сделан в связи с истечением в 2004 году полномочий Главы.
    С дистанции в четыре года яснее видится, где главное, а где второстепенное, понятнее проблемы и их причины. У нас уже есть трудный опыт, есть свой анализ, есть свое видение перспектив. Вот обо всем этом хотелось бы вам сегодня доложить и вместе поразмышлять.
    В 2004 году Российский Конгресс муниципальных образований провел опрос руководителей малых и средних городов с целью выявления основных проблем в жизни муниципалитетов. Выяснилось, что всех тревожит одно и то же:
    - в первую очередь, это отсутствие законодательно закрепленных источников стабильного финансирования муниципальных образований;
    - второе - низкое качество жизни, бедность значительной части населения;
    - третье - износ жилищного фонда, инженерных коммуникаций, поспешность и непродуманность реформ в коммунальной сфере;
    - четвертое - низкая инвестиционная привлекательность большинства регионов, отсутствие у муниципальных образований эффективных механизмов привлечения инвестиций;
    - пятое - угроза терроризма, социальные последствия массовых миграционных потоков.
    Черкесск - одно из тысяч муниципальных образований России, и все перечисленные проблемы в полной мере характерны и для деятельности городского хозяйства.
    Неоднократно мы информировали горожан о том, что финансовое положение Черкесска с 1996 года последовательно ухудшается. Если в 1996 году доля города в консолидированном бюджете республики составляла 26,5%, то в 2005 году она сократилась до 10%. Учитывая, что в Черкесске сосредоточена четверть населения республики, логически можно считать уровень финансирования 1996 года нормальным для столицы. Но мы с каждым годом, к сожалению, все дальше уходим от этой нормы.
    Последние действующие варианты Налогового и Бюджетного Кодексов отобрали у местной власти практически все. В результате сложилась система, какой нет нигде в цивилизованном мире: налоги - в центр, проблемы - регионам. И пока эта система работает, на реальное улучшение жизни населения надеяться трудно. Причем, проблема давно известна, о ней сотни раз, на разных уровнях говорили и говорят руководители муниципальных образований, объединения и союзы городов Юга России, малых городов России, Конгресс муниципальных образований. Но ситуация не меняется.
    Тот факт, что сложившееся положение противоречит государственной логике уже в нескольких ежегодных посланиях Федеральному Собранию признает и сам Президент России В.В.Путин. Еще в послании 2002 года он подчеркивал: "Очень важно, чтобы у местного самоуправления была возможность создавать собственные источники формирования бюджета. За счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иной недвижимости. При этом государственная власть, учитывая расходные полномочия муниципалитетов, могла бы обеспечить им долгосрочные нормативы отчислений от регулирующих налогов".
    И только когда это произойдет, местное самоуправление сможет ответить почти на все вызовы непростой современной социально-экономической ситуации.
    Этот вывод подтверждают и наши расчеты, которые в 2001 году были положены в основу разработанной администрацией комплексной целевой программы социально-экономического развития Черкесска на период до 2006 года.
    И остается сожалеть, что программа застряла в кабинетах Правительства республики, не была финансово поддержана.
    Между тем, полная ее реализация могла бы создать реальные возможности для оздоровления экономики всей республики, поскольку именно в городе сосредоточен основной производственный потенциал.
    Когда средства ограничены, очень важно правильно определить приоритеты финансирования.
    Для Черкесска, по нашему глубокому убеждению, таким приоритетом стало восстановление промышленного и строительного потенциала столицы, и мы всеми доступными нам формами и методами способствовали заинтересованным лицам и организациям развивать промышленное производство, строительство, транспорт и связь, торговлю и бытовое обслуживание.
    И это дало свои положительные результаты. В 2001-2004 годах темпы экономического развития Черкесска, в целом можно рассматривать как свидетельство укрепления позиций реального сектора экономики.
    Все четыре года город удерживал свои позиции по объему промышленного производства (60% от общереспубликанского).
    В целом объем произведенной промышленной продукции за 2004 год оценивается в 4262,6 млн. рублей.
    В 2004 году выполнено работ по договорам строительного подряда на 628,92 млн. рублей, что на 2% превышает уровень прошлого года.
    Введено 34,4 тыс. кв. метров общей жилой площади, что на 0,8% больше, чем в 2003 году. Доля введенного жилья в общереспубликанском объеме составила 54,6%. Всего же за 2001-2004 годы введено 138532 кв. метров жилья.
    Существенной поддержкой для горожан, которые решили строить собственное жилье, явилось выделение властями города земельных участков. А это много, нимало 523 семьи получили возможность решить свою жилищную проблему.
    Состояние потребительского рынка Черкесска в течение 2004 года характеризовалось устойчивым ростом оборота розничной торговли. К уровню предыдущего года во всех каналах реализации общий объем превысил достигнутый уровень 2003 года на 27,8%. (Объем товарооборота города в целом за четыре истекших года составляет 70% общереспубликанского).
    Наметилась тенденция роста объема бытовых услуг. Положительные сдвиги происходят у связистов.
    Как мы обещали, особое внимание уделялось социальной сфере, ради которой четыре года сохраняем режим жесткой финансовой экономии.
    И это единственно возможная административная политика в условиях финансового дефицита. Нами созданы эффективные механизмы контроля за расходованием бюджетных средств, за финансовой деятельностью муниципальных предприятий, прежде всего тех, от которых зависит жизнеобеспечение города. Это дало большой объем информации о состоянии и тенденциях развития основных жизнеобеспечивающих систем, возможность точно определить эффективность тех или иных звеньев, и рычаги воздействия.
    Постоянный анализ и контроль позволил оптимизировать штаты предприятий и организаций, за счет чего увеличить зарплату отдельным категориям работников.
    Мы серьезно занимаемся ресурсосбережением, а это тоже экономия средств. При одновременном увеличении бюджетной сети (принят на баланс еще один детский сад, восстановлено три плавательных бассейна в школах города, приобретено здание для музыкальной школы, открыты две спортивные школы, подростковое отделение детской больницы) потребление воды в городе уменьшилось с 833,0 тыс. куб.м в 2000 году до 434,0 тыс. куб.м в 2004 году, т.е. вдвое. Получена экономия, которая по сегодняшнему тарифу составляет 13 млн. рублей.
    Сократился в бюджетной сети и расход электроэнергии с 7752,7 тыс. кВт в 2000 году до 6665,0 тыс. кВт в 2004 году. За четыре года удалось снизить ее потребление на 14%, общая экономия составила более 6 млн. рублей.
    Немалую положительную роль сыграла повсеместная установка и замена устаревших приборов учета.
    С 2001 года мы перешли на оптовое приобретение ГСМ для бюджетных предприятий города, что позволяет экономить от 15 до 30 процентов средств.
    Только перевод машины "скорой помощи" на газовое топливо позволил экономить полмиллиона рублей ежегодно.
    Повсеместная экономия дала возможность перераспределить средства, приобрести насущно необходимый транспорт для лечебных учреждений, оборудование, мебель для школ и больниц, расширить объемы ремонтных работ.
    Стараемся находить резервы даже в жестко регламентированных статьях муниципального бюджета. Здесь, несомненно, положительную роль играет полный казначейский контроль исполнения бюджета, который введен на базе городского финансового управления, он не только исключает нецелевое и неэффективное использование средств, но и дает возможность оперативно маневрировать ими в интересах муниципального образования.
    Заинтересованность в разумном расходовании средств проявляют все работники бюджетных учреждений, поскольку любая сэкономленная копейка в итоге направляется на нужды самого учреждения.
    За 2002-2003 годы перекрыта кровля во всех городских лечебно-профилактических учреждениях, отремонтированы системы водоснабжения, отопления, канализации. К слову, в 2003 году мы в 5 раз увеличили расходы на ремонт объектов здравоохранения.
    Выделены, отремонтированы и оборудованы помещения по ул.Гагарина, 24 для подросткового отделения детской поликлиники, что позволило избежать перегруженности основного здания и разделить места приема больных и здоровых детей.
    Приобретено дорогостоящее медицинское оборудование для всех лечебных учреждений, это значительно повысило уровень медицинской помощи, горожанам бесплатно, что немаловажно в наши дни, стали доступны многие новые методы диагностики и лечения. На 24 новых машины увеличился автопарк лечебных учреждений.
    В горполиклинике успешно работает дневной стационар, открыта амбулаторная операционная.
    На 70% освоен, оснащен оборудованием новый корпус городской больницы, что значительно улучшило условия лечения больных в кардиологии, терапии, хирургии.
    Ни в одну отрасль не направлено столько средств, сколько нами вложено с 2001 года в систему образования, бюджет которого возрос в 3,4 раза и составляет почти третью часть бюджета города.
    На баланс города принят и отремонтирован детский сад "Василек".
    Заменена и отремонтирована кровля на 63 образовательных учреждениях, в 59 осуществлен ремонт отопительных систем, восстановлены плавательные бассейны в школах N 16, 17, 18, а также теплица в школе N 16.
    И все эти серьезные финансовые вложения позволили нам лишь сделать несколько шагов к уровню современного образования и здравоохранения.
    Учитывая, что около 40% населения Черкесска имеет доходы ниже прожиточного уровня, мы уже четыре года держим коммунальные платежи и тарифы ниже уровня, установленного Правительством РФ.
    Принятые меры властями города по предоставлению льгот населению (за счет дополнительно выделенных из местного бюджета средств и перекрестного субсидирования потребителей), т.е. когда часть затрат населения перекладывалась на предприятия - позволили таким образом оказать горожанам поддержку на сумму 178,7 млн. рублей, в т.ч. в 2001 году - 31,8 млн. рублей, 2002 году - 52,5 млн. рублей, 2003 году - 49,3 млн. рублей и в 2004 году - 44,8 млн. рублей.
    К сожалению, сегодня по требованию центральных органов власти мы прекратили перекрестное субсидирование и сдерживание роста уровня платежей. Не раз в течение четырех лет мы получали предупреждения от Правительства и Прокуратуры КЧР о применении к Главе города мер административной ответственности вплоть до возбуждения уголовного дела.
    Но и в этих условиях мы продолжаем осуществлять свои программы социальной поддержки наиболее малообеспеченных категорий городского населения.
    Администрация города полностью берет на себя оплату по капитальному ремонту мест общего пользования жилого фонда, хотя согласно правительственным решениям, данные расходы тоже должны лежать на плечах населения. С 2001 года городские власти потратили на эти цели 88 млн. рублей, начислили субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг на сумму 23 млн. рублей.
    На отдых и оздоровление детей из социально незащищенных семей на побережье Черного моря, курортах Кавминвод и горных базах КЧР за эти годы истрачено 4,9 млн. рублей, на организацию льготного питания школьников из таких семей - 20,1 млн. рублей.
    С 2001 по апрель 2004 года, когда за счет местного бюджета осуществлялся бесплатный проезд пенсионеров всех категорий и школьников Черкесска, городская казна заплатила транспортникам 32,3 млн. рублей.
    Но и это не все. Расходы городского бюджета по обеспечению местных льгот на услуги ЖКХ труженикам тыла, Почетным гражданам Черкесска, многодетным семьям, инвалидам - составили 17,1 млн. рублей.
    За последние четыре года из бюджета города и внебюджетных средств ушло на оказание материальной помощи остронуждающимся людям, у которых порой не было средств на кусок хлеба, еще 3,0 млн. рублей.
    В итоге на социальную поддержку населения за четыре года израсходовано 350 млн. рублей, что почти равно сумме текущего городского бюджета.
    Все эти факты и цифры без лишних слов свидетельствуют о том, что наше самоуправление, являясь самым близким к населению уровнем власти, с сочувствием и пониманием отзывается на его проблемы и тревоги.
    К слову, следует сказать, что за четыре года в городе наблюдается устойчивый рост заработной платы с 1463,6 в 2000 году до 4645,1 в 2004-м.
    В 10 раз удалось сократить задолженность по ней, доведя ее с 21,8 млн. до 2,23 млн. рублей.
    Оценивая общую ситуацию завершения отопительных сезонов 2001-2004 годов, а также ликвидации последствий наводнения 2002 года, ливневых осадков 2003 года, надо признать, что в нашем городе эти системы работают на предельном напряжении, но пока стабильно. Крупных аварий и длительных отключений мы не допускаем.
    Произведена замена 1719 м. вводов, отремонтировано 3947 м. теплотрасс. Реконструирована котельная N 24, что значительно улучшило теплоснабжение жилых домов по ул.Привокзальной, К.Маркса, Гутякулова. Построена локальная котельная N 12 для снабжения дома по ул.Интернациональной, 48, который ранее был подключен к ведомственной котельной АО "Апсны". Приобретена и восстановлена котельная АО "Полет", что позволило решить проблему отопления жилья, детского сада по ул. Лермонтова и Некрасова.
    В 2001 году, когда я пришел к руководству городом, все названные адреса были тревожными "точками замерзания", сегодня, к счастью, таких точек на карте Черкесска уже нет.
    В прошлом году у нас, наконец, сложились условия для конкуренции на рынке коммунальных услуг. 36 многоэтажных домов в северной части города переданы на обслуживание ОАО "ЧЗРТИ". Учитывая деловую основательность руководства акционерного общества, есть все основания надеяться, что условия проживания в этих домах станут лучше.
    Многих проблем и обоснованных жалоб населения удалось бы избежать с пуском новой современной котельной в южном микрорайоне. Но из-за отсутствия лимитов на газ котельная не эксплуатируется, а жители микрорайона испытывают дефицит тепла.
    За четыре года выполнен заметный объем работ по благоустройству города. Полным ходом идет реконструкция парка Победы и мемориала "Огонь Вечной Славы", начатая в 2003 году. К 60-летию Победы мы завершим еще один большой этап этого проекта - откроем Аллею Героев.
    Разбиты новые скверы - на аллее Чернобыльцев, у памятника освободителям Черкесска, сквер "Юность" на ул.Парковой.
    МУП "Зеленстрой" украсил город новыми оригинальными цветниками, осуществил снос 3154 сухостойных, старых деревьев, преимущественно тополей, взамен высадил 4700 деревьев ценных декоративных пород - берез, кленов, рябин.
    Снова радует горожан возрожденный парк культуры и отдыха "Зеленый остров" - уникальный природный заповедник, где в течение четырех лет произведена полная очистка большого пруда, каналов и проток, восстановлены малые архитектурные формы, установлены новые аттракционы.
    Для МУП "Спецавтохозяйство" приобретено 9 единиц спецтехники, но потребность в ней гораздо выше. В результате, предприятие работает на пределе своих возможностей и тут я снова вынужден говорить об отсутствии финансирования. Полная уборка города предусматривает 57 млн. рублей в год, а нам бюджетом республики обсчитано 15,2 млн. рублей.
    Большие надежды мы связывали с принятием Программы "Благоустройство и озеленение столицы республики - Черкесска", которая предполагает значительный объем работ по озеленению города, обновлению асфальтобетонного покрытия дорог и тротуаров, строительство ливневой канализации, ремонт фонтана в центральном сквере, очистку малого пруда на Зеленом острове, строительство второй очереди полигона твердых бытовых отходов, приобретение техники для МУ ДЭП, Спецавтохозяйства, Зеленстроя, доведение до нормативного вечернего и ночного освещения города.
    Все это давно необходимо для развития столицы республики, придания ей достойного облика.
    В паспорте Программы указаны солидные объемы работ, а вот до их реального финансирования, как обычно, дело пока не дошло.
    Мы понимаем, что денег не хватает всем и всегда. Сегодня, я убежден, решение многих из них упирается в вопрос о приоритетности финансовых вложений.
    Наиболее острой социальной проблемой остается нехватка жилья.
    Более десяти лет, с начала реформ, в Черкесске за счет муниципалитета не построен и не сдан ни один дом. Люди состарились в очереди на получение квартиры, вырастили в общежитиях, детей и внуков. На этих квадратных сантиметрах жилья, не оговорился, не метрах, а именно сантиметрах, происходят подлинные человеческие трагедии. Распадаются семьи, а значит, калечатся судьбы молодых людей и их детей. А ведь они не виноваты в том, что в стране изменились отношения собственности и вся политическая система, что государство в одностороннем порядке отказалось выполнять общественный договор, предполагавший реализацию конституционного права каждого человека на жилище.
    Сегодня никто также не учитывает, что Черкесск, как и все города Юга России, оказался на перекрестке больших миграционных потоков - из Армении, Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Абхазии, Ингушетии, Чечни. Переселенцы и беженцы из этих государств и регионов еще более усложняют и без того непростой жилищный вопрос.
    Очереди на получение жилья нам достались в наследство, а вот финансирование строительства муниципального жилья уже много лет отсутствует.
    Я убежден, жильем по-прежнему должно серьезно заниматься государство, а передавать его муниципальным органам без соответствующих средств на строительство и капитальный ремонт - это обман населения и самообман власти.
    Реформу жилищно-коммунального хозяйства, которая практически свелась к росту тарифов, следовало бы начинать с инвентаризации жилого фонда. Сегодня тарифы одни и для владельцев новых евроособняков с сауной и для обитателей ветхих "хрущевок", т.е. и для дворцов и для хижин. А ведь степень комфорта значительно отличается.
    В изношенных коммуникациях тепло улетучивается, вода на верхний этаж плохо доходит. И в этих условиях вряд ли население безропотно согласится оплачивать стопроцентную стоимость услуг, которых систематически не дополучает. Скорее всего, мы столкнемся с массовыми обращениями в суды со всеми вытекающими последствиями.
    Рыночной экономике - да, рыночному обществу - нет, таков сегодня лозунг развитых капиталистических стран. И там ЖКХ не финансируется из квартирной и коммунальной платы, а в основном из центральных и местных налогов. И это абсолютно правильная постановка дела, поскольку об эффективности любого уровня власти население судит прежде всего по работе основных жизнеобеспечивающих систем.
    Нетрудно представить, что ждет эти и другие бюджетные отрасли в результате предполагаемых реформ и реализации идеи самоокупаемости социальной сферы. Иначе, как авантюрой это не назовешь.
    Бедность муниципалитетов оборачивается бедностью значительной части населения. И тут немало общероссийских парадоксов. Наша страна - единственное демократическое государство в мире, где на федеральном уровне ежегодно растет профицит бюджета при одновременном, очевидно искусственном, росте числа дотационных городов и регионов. Черкесск - один из таких искусственно дотационных городов.
    Логика федерального бюджета 2005 года ясна, - регионы решено воспитать рублем. И действительно, вертикаль власти не построить, если не устранить финансовую вольницу. Но эту задачу можно выполнить при одном обязательном условии, - обеспечив финансированием все государственные полномочия, передаваемые в регионы и муниципалитеты. Тогда можно и спросить с них, и установить единые правила игры. А пока все свелось к известной формуле: доходы - в центр, проблемы - регионам.
    Среди стран СНГ Россия остается на первом месте и по неравенству распределения доходов. И хотя официальная статистика свидетельствует, что с 1999 года численность бедных в Российской Федерации сократилась с 60,5 млн. человек до 28,1 млн. в 2002 году, по регионам эти показатели не везде столь оптимистичны. В частности, КЧР остается регионом с высоким риском бедности.
    Любую статистику надо анализировать, иначе неизбежен самообман.
    Вот, например, при увеличении регионального продукта на 1 рубль, 10% самых богатых получают по 3 рубля, а 10% самых бедных по 5 копеек.
    Ясно, что при таком общегосударственном подходе к проблеме, возможности местного самоуправления весьма невелики. Но все, что в наших силах, делается, а как говорится, всему есть предел. И мы к этому пределу сегодня подошли.
    Финансовая система города практически не имеет больше резервов. Налогооблагаемая база сокращается на глазах, из градообразующих предприятий фактически остался один стабильный крупный налогоплательщик - фирма "Меркурий".
    Объективный анализ, понимание всей опасности ситуации, сознание нашей ответственности перед горожанами заставили меня, вас, депутатов Горсовета, открыто сказать о серьезных недостатках проекта бюджета республики на 2005 год в нашем обращении, которое было опубликовано. И нам удалось добиться некоторого улучшения параметров бюджета города на текущий год, но и с тем, что мы с вами "выбили" город не имеет даже так называемого "бюджета выживания". Городская казна в текущем году должна получить 387 млн. рублей доходов. Сравним:
    в 2004 году поступило почти 455 млн. рублей;
    в 2003 году - 444,6
    в 2002 году - 512,7
    в 2001 году - 306,9
    Нетрудно понять, как в 2001 и 2002 гг. удалось восстановить "Зеленый остров", с помощью НВА, РТИ и химобъединения построить в городе новую троллейбусную линию, в два-три раза увеличить финансирование образования и здравоохранения, и почему в 2004 году мы уже не смогли сохранить бесплатный проезд для всех школьников, студентов, пенсионеров в городском транспорте.
    Если бы муниципалитет имел возможности для привлечения внешних инвесторов, мы обязательно использовали бы их в первую очередь для поддержки наших транспортных предприятий, оказавшихся в сложнейшем положении. Но у местного самоуправления таких возможностей нет, и подобная ситуация характерна для всех малых и средних городов России.
    Очень трудно и стыдно об этом говорить, но в год 60-летия Победы старшим поколениям преподнесен сомнительный подарок в виде 122-го закона о монетизации льгот.
    Вообще, весь опыт муниципального управления учит очень осторожно относиться к реформам, поскольку их практические результаты сильно расходятся с теорией.
    Если ветераны войны получают пенсии и компенсации, обеспечивающие им сносный уровень жизни, то ветераны труда, труженики тыла оказались в нелегком положении. Разделение льготников на федеральных и региональных - это, на мой взгляд, классический пример перекладывания государственных обязательств на плечи местных властей. У нас их немало - вдов погибших, или умерших ветеранов войны, тружеников тыла, доживающих свой век в разрушающихся послевоенных мазанках.
    Многие из них одиноки, многим дети не в состоянии помочь из-за безработицы, собственной неустроенности. И поскольку средства на поддержку этих категорий населения в бюджете не предусмотрены, даже накануне 60-летия Победы, экономический Совет при Главе города принял решение о сборе средств в фонд 60-летия Победы и обратился за поддержкой к предпринимателям, трудовым коллективам, ко всем горожанам. Средства поступают, и теперь появилась надежда, что наиболее нуждающимся мы сможем помочь и поднять настроение в этот великий, выстраданный ими праздник Победы.
    Общеизвестно, что без соблюдения законов, без правопорядка трудно рассчитывать на высокие темпы социально-экономического роста.
    Со своей стороны мы делаем все возможное и даже порой невозможное для укрепления городского управления внутренних дел, создания нормальных условий работы для личного состава.
    Сверх средств, определяемых при формировании бюджета на содержание УВД, за прошедшие 4 года город выделил 10,9 млн. рублей собственных средств. При этом мы стремились не только к укреплению материальной базы милиции, но и ее кадрового состава. Город до 2005 года финансировал 25 штатных единиц - сотрудников ДПС и ППС. Систематически оказываем помощь в обеспечении участковых инспекторов жильем. Однако все наши усилия пока не дают ожидаемого положительного результата. Многолетняя кадровая чехарда в руководстве управления, устроенная Министерством внутренних дел, оскорбляет усилия нашего местного самоуправления, направленные на защиту безопасности горожан.
    Это тем более тревожит, потому что за последние годы в нашу жизнь реально вошли такие опасные явления как терроризм, бандитизм, организованная преступность.
    Что может сделать в сложившихся условиях местное самоуправление?
    Самый полный ответ на этот вопрос дает Президент страны В.В.Путин в своем выступлении на расширенном заседании Правительства в октябре прошлого года: "Северный Кавказ - это важнейший стратегический регион России. И сейчас он одновременно является и жертвой террора и плацдармом для его воспроизводства. ... Корни террора лежат и в сохраняющейся в регионе массовой безработице, и в недостатке эффективной социальной политики". Завершая это выступление, Президент подчеркнул, что борьба с террором - это наша общая и главная цель требующая максимальной мобилизации всех ресурсов государства и общества.
    Кардинально изменить условия, порождающие, подпитывающие терроризм сегодня не под силу даже государству, не говоря о местном самоуправлении.
    Но один очень важный резерв у нас есть. Мы пока не убедили население, что борьба с терроризмом - это не кратковременная кампания, что постоянная бдительность всего общества должна стать отныне нормой нашей жизни.
    Гражданское общество - это общество, осознающее свои права и свою ответственность. И к нему надо стремиться, надо воспитывать эти качества, прежде всего в молодежи.
    Вот в наших школах писали сочинения "Если бы я был мэром", а теперь надо написать: "Каким должен быть каждый житель Черкесска". В советские времена на субботники выходили тысячные коллективы, в борьбу с амброзией и благоустройство включалось все население города, а сегодня, за редким исключением. Никто ничего не хочет делать, но все требуют чистоты и порядка.
    Бесконечные хозяйственные проблемы не заслоняют от нас заботы о моральном климате города. Общественное настроение, еще случающиеся перепады пульса нашего многонационального населения, его культурные, информационные запросы, - все это постоянно в поле внимания руководства администрации. Мы стараемся быть вместе с горожанами - на государственных и религиозных праздниках, городских субботниках, ярмарках, на собраниях общественности и митингах, независимо от их политической окраски.
    В 2001 году восстановили традицию проведения первомайских демонстраций, торжественных собраний и праздничных концертов 23 февраля, 8 марта, новогодних народных гуляний.
    Несмотря на все политические конфликты, экономические трудности, горожане сохраняют оптимизм, нормальное человеческое стремление к праздничному общению, радости и веселью.
    В заключение хочу еще раз подчеркнуть, - Черкесск живет жизнью нашей большой страны, мужественно и терпеливо преодолевая все испытания и трудности, выпавшие в начале XXI века на долю России. Будет благополучной страна и мы будем жить богато и счастливо.
    В 2000 году, уже имея за плечами опыт Государственной Думы, хорошо зная муниципальное законодательство, реальную ситуацию в стране, нашей республике и в городе, я не давал заведомо невыполнимых обещаний и не увлекался предвыборными фантазиями. Что обещал, - выполнил.
    И этому в значительной степени способствовала целенаправленная и принципиальная деятельность городского Совета депутатов, который оказывал администрации города, и мне как Главе, самую непосредственную практическую помощь.
    Сегодня в Черкесске люди строят дома, покупают квартиры, регистрируют новые предприятия, к нам идут за помощью, - об этом свидетельствуют тысячи заявлений, поступающих в администрацию.
    В нашем городе хотят жить, растить детей, работать. И это, в итоге, самая главная оценка нашей деятельности.
    Благодарю за внимание.