Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 30 августа 2000 года № 16-РЗ

О внесении изменений и дополнений в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
30 августа 2000 года
    1.По всему тексту вместо слов "Глава Карачаево-Черкесской Республики" указать "Президент Карачаево-Черкесской Республики" в соответствующих падежах.
    2.В статье 56:
    1) в пункте 1 вместо слов "гражданина Карачаево-Черкесской Республики" указать "гражданина Российской Федерации, проживающего на территории Карачаево-Черкесской Республики";
    2) в пункте 2 и 3 вместо слов "гражданин Карачаево-Черкесской Республики" указать "гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Карачаево-Черкесской Республики".
    3.В статье 57:
    вместо слов "гражданин Карачаево-Черкесской Республики" указать "гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Карачаево-Черкесской Республики".
    4.В статье 60:
    пункт "о" изложить в следующей редакции:
    "о) координация международных и внешнеэкономических связей Карачаево-Черкесской Республики, обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы, относящиеся к ведению Карачаево-Черкесской Республики и выполнение международных договоров Российской Федерации в пределах установленных полномочий;".

    5.В статье 63:
    в пункте 1 исключить слова "государства и".
    6.В статье 64:
    в пункте 1 вместо слов "четыре года" указать "пять лет".
    7.В статье 66:
    первый абзац изложить в следующей редакции:
    "Президент Карачаево-Черкесской Республики не может быть одновременно депутатом Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности".

    8.В статье 68:
    1) в пункте "а" вместо слов "граждан Карачаево-Черкесской Республики" указать "человека и гражданина на территории Карачаево-Черкесской Республики".
    2) пункт "в" изложить в следующей редакции:
    "в) представляет Карачаево-Черкесскую Республику в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;";

    3) пункт "е" изложить в следующей редакции:
    "е) согласовывает с федеральными органами государственной власти назначение и освобождение должностных лиц федеральных органов на территории Карачаево-Черкесской Республики совместно с Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с федеральным законодательством;".

    9.В статье 69:
    1) в пункте "к" исключить слова "Центральному банку Российской Федерации на назначение на должность и освобождение от должности председателя Национального банка Карачаево-Черкесской Республики Центрального банка Российской Федерации".
    2) дополнить новым пунктом "л" следующего содержания:
    "л) назначает мировых судей;";

    3) дополнить новым пунктом "м" следующего содержания:
    "м) вправе предложить представительному органу местного самоуправления, главе муниципального образования привести в соответствие с законодательством Российской Федерации, изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным актам Российской Федерации, Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Карачаево-Черкесской Республики, отрешить от должности главу муниципального образования в порядке, предусмотренном федеральным законом;";

    4) пункт "л" считать пунктом "н".
    10.В статье 71
    в пункте 3 подпункт "а" изложить в следующей редакции:
    "а) вправе участвовать в работе Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики с правом совещательного голоса;".

    11.Статью 75 изложить в следующей редакции:
    "Статья 75.
    1. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики вправе выразить недоверие Президенту Карачаево-Черкесской Республики в случае:
    издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции и законам Карачаево-Черкесской Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Президент Карачаево-Черкесской Республики не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
    иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции и законов Карачаево-Черкесской Республики, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
    2. Решение Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики о недоверии Президенту Карачаево-Черкесской Республики принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
    3. Решение Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики влечет за собой немедленную отставку Президента Карачаево-Черкесской Республики".

    12.Статью 76 изложить в следующей редакции:
    "Статья 76.
    1. Президент Карачаево-Черкесской Республики вступает в должность с момента принесения присяги и прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Карачаево-Черкесской Республики.
    2. Полномочия Президента Карачаево-Черкесской Республики прекращаются досрочно в случае:
    а) его смерти
    б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики;
    в) его отставки по собственному желанию;
    г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации;
    д) признания его судом недееспособным или ограничено дееспособным;
    ж) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
    з) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
    и) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
    к) утраты им гражданства Российской Федерации.
    2. Во всех случаях, когда Президент Карачаево-Черкесской Республики не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет вице-президент Карачаево-Черкесской Республики.
    3. Вице-президент Карачаево-Черкесской Республики не имеет права роспуска Народного Собрания и принятия решения об отставке Правительства Карачаево-Черкесской Республики, назначать или освобождать от должности Председателя Правительства, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов, комитетов и руководителей других органов исполнительной власти республики, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Карачаево-Черкесской Республики и требовать проведения внеочередного заседания Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.
    4. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Карачаево-Черкесской Республики Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики назначает внеочередные выборы Президента Карачаево-Черкесской Республики, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Президента Карачаево-Черкесской Республики".

    13.Главу 4 дополнить статьей 77 следующего содержания:
    "Статья 77.
    1. Вице-президент Карачаево-Черкесской Республики избирается одновременно с Президентом Карачаево-Черкесской Республики. Кандидатуру вице-президента Карачаево-Черкесской Республики предлагает кандидат на должность Президента Карачаево-Черкесской Республики.
    2. В случае введения поста вице-президента в период между выборами Президента Карачаево-Черкесской Республики или досрочного прекращения вице-президентом своих полномочий Президент Карачаево-Черкесской Республики с согласия Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики назначает вице-президента Карачаево-Черкесской Республики.
    3. Вице-президентом Карачаево-Черкесской Республики может быть гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом.
    4. Вице-президент Карачаево-Черкесской Республики не может быть одновременно депутатом Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
    5. Вице-президент Карачаево-Черкесской Республики обладает неприкосновенностью.
    6. Полномочия вице-президента и порядок их осуществления определяются законом Карачаево-Черкесской Республики.
    7. Вице-президент Карачаево-Черкесской Республики досрочно прекращает свои полномочия по тем же основаниям и в том же порядке, что и Президент Карачаево-Черкесской Республики".

    14.В статье 79:
    в пункте 1 вместо слов "четыре года" указать "пять лет".
    15.Статью 80 изложить в следующей редакции:
    "Статья 80.
    1. Депутат Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с федеральным законом обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
    2. Неприкосновенность депутата Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики распространяется на занимаемое им жилое и служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
    3. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи ограничения не распространяются на действия депутата Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий.
    4. В случае возбуждения дела, предусматривающего уголовную или административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям такое дело не может быть передано в суд без согласия Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики. В отношении депутата следственные действия и порядок производства по административным правонарушениям осуществляются под непосредственным надзором прокурора Карачаево-Черкесской Республики.
    5. Депутат Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом".

    15.В статье 81:
    пункт 4 дополнить новым абзацем следующего содержания:
    "Правомочность заседания Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики определяется его регламентом".

    16.В статье 83:
    1) дополнить новым пунктом "в" следующего содержания:
    "в) осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики в пределах полномочий Карачаево-Черкесской Республики;";

    2) пункт "в" считать пунктом "г" и изложить в следующей редакции:
    "г) принятие законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения Карачаево-Черкесской Республики, внесение в них изменений и дополнений, контроль за их исполнением;";

    3) пункт "д" считать пунктом "е" и изложить в следующей редакции:
    "е) назначение даты выборов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, Президента Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики;";

    4) пункты "е" и "ж" считать соответственно пунктами "ж" и "з".
    5) пункт "з" считать соответственно пунктом "и" и изложить в следующей редакции:
    "и) дача согласия Президенту Карачаево-Черкесской Республики на назначение на должность вице-президента Карачаево-Черкесской Республики в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 77, Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, его заместителей, а также министров экономики и финансов;";

    6) дополнить новым пунктом "к" следующего содержания:
    "к) принятие решения о недоверии (доверии) Президенту Карачаево-Черкесской Республики, а также принятие решения о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, в назначении которых на должность Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики принимало участие в соответствии с настоящей Конституцией;";

    7) пункты "и" - "т" считать соответственно пунктами "л"-"ф".
    8) пункт "м" считать пунктом "о" и изложить в следующей редакции:
    "о) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Карачаево-Черкесской Республики, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов, осуществление контроля за их использованием;";

    9) Дополнить новым пунктом "х" следующего содержания:
    "х) утверждение заключения и расторжения договоров Карачаево-Черкесской Республики;";

    10) пункт "у" считать соответственно пунктом "ц".
    17.Статью 86 изложить в следующей редакции:
    "Статья 86.
    Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, Президенту Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики и представительным органам местного самоуправления.
    Право законодательной инициативы принадлежит также Верховному суду Карачаево-Черкесской Республики, Арбитражному суду Карачаево-Черкесской Республики и республиканскому совету профессиональных союзов по вопросам их ведения.
    Законопроекты, внесенные в Народное Собрание Президентом Карачаево-Черкесской Республики, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке".

    18.В статье 87:
    1) пункт 2 изложить в следующей редакции:
    "2. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Карачаево-Черкесской Республики и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, рассматриваются Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики по представлению Президента Карачаево-Черкесской Республики либо при наличии его заключения.
    Данное заключение представляется в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики в срок не менее четырнадцати календарных дней";

    2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
    "3. Законы Карачаево-Черкесской Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом и настоящей Конституцией.
    Постановления Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом и настоящей Конституцией".

    19.В статье 88:
    в пункте 2 исключить слова "Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики не вправе выражать недоверие Председателю Правительства Карачаево-Черкесской Республики в течение одного года со дня вступления его в должность".
    20.Статью 89 изложить в следующей редакции:
    "Статья 89.
    Президент Карачаево-Черкесской Республики вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики в случае принятия Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики Конституции и закона Карачаево-Черкесской Республики, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской" Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Народное Собрание не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения".
    21.В статье 93:
    1) дополнить новым пунктом "б" следующего содержания:
    "б) обеспечивает исполнение бюджета Карачаево-Черкесской Республики и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программы социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики для представления их в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики;";

    2) пункт "б" считать пунктом "в" и изложить его в следующей редакции:
    "в) управляет и распоряжается республиканской собственностью, в соответствии с законами Карачаево-Черкесской Республики, а также федеральной собственностью, переданной в управление Карачаево-Черкесской Республике в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;";

    3) пункты "в" - "ж" считать соответственно пунктами "г"-"з".
    22.Статьи 77-114 считать соответственно статьями 78-115.
    23.Пункты 3, 4, 5, и 7 главы 11 считать утратившими силу.
    1.Настоящий Конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2.Пункты 6 и 14 статьи 1 настоящего Конституционного закона вступают в силу после истечения срока полномочий действующих Президента Карачаево-Черкесской Республики и Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, в том числе и в случае досрочного прекращения полномочий указанных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Законы Карачаево-Черкесской Республики и правовые акты Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики подлежат приведению в соответствие с настоящим Конституционным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
    Глава
    Карачаево-Черкесской Республики
    В.М.СЕМЕНОВ
    город Черкесск
    30 августа 2000 года
    N 16-РЗ