Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 12 февраля 1999 года № 581-XXII

О профилактике наркомании и токсикомании на территории Карачаево-Черкесской Республики

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
22 января 1999 года
    В редакциях
  • от 12.11.2001 № 35-РЗ,
  • от 07.12.2004 № 45-РЗ,
  • от 26.03.2007 № 16-РЗ,
  • от 24.07.2009 № 34-РЗ,
  • от 05.07.2011 № 34-РЗ,
  • от 27.11.2012 № 92-РЗ.
    Настоящий Закон Карачаево-Черкесской Республики регулирует отношения в сфере профилактики наркомании и токсикомании, организации лечения, социальной и психической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями, имеет целью прекращение роста незаконного потребления наркотических, токсических и психотропных средств гражданами, проживающими на территории Карачаево-Черкесской Республики, в особенности несовершеннолетними, а в последующем, сокращение числа заболеваний наркоманией и токсикоманией, связанных с ними правонарушений.
    В настоящем Законе используются следующие понятия:
    1) наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
    2) наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
    3) психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
    4) токсикомания - болезненное состояние, характеризующееся влечением и привыканием к приему лекарственных средств и других веществ, не относимых к наркотическим Согласно Единой конвенции о наркотических средствах (1961) и Конвенции о психотропных веществах (1971), сопровождающееся хронической интоксикацией, наличием синдромов психической и физической зависимости;
    5) аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических, токсических и психотропных средств с нелечебной целью;
    6) группа риска - группа лиц с аддиктивным поведением;
    7) социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к социальной среде;
    8) девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых стандартов, обусловленное психическим заболеванием или асоциальными установками субъекта, проявляющееся как конфликтное;
    9) антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.
    Задачами настоящего Закона являются:
    1) определение основных направлений деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
    2) определение основных направлений правового регулирования отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
    3) создание механизма, обеспечивающего безопасность граждан, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и токсикомании;
    4) обеспечение наркологических учреждений необходимыми лекарственными средствами для лечения больных наркоманией и токсикоманией;
    5) прекращение роста незаконного потребления наркотических, токсических и психотропных веществ на территории Карачаево-Черкесской Республики;
    6) пресечение роста незаконного оборота наркотических и психотропных веществ на территории Карачаево-Черкесской Республики.
    Основными направлениями государственного регулирования в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
    1) пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании;
    2) охрана здоровья человека, в том числе психического;
    3) создание правовых гарантий для системы профилактики наркомании и токсикомании, в том числе путем обеспечения гарантированного бюджетного финансирования;
    4) определение полномочий и ответственности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере профилактики наркомании и токсикомании, правовое регулирование отношений в данной области;
    5) создание для граждан, употребляющих наркотические, токсические и психотропные средства, условий для коррекции и социальной адаптации на основе правовых, медицинских и педагогических методов;
    6) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании.
    1.Профилактика наркомании и токсикомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.
    2.Объектами профилактики наркомании и токсикомании являются:
    1) граждане, не имеющие опыта аддиктивного поведения, в том числе несовершеннолетние;
    2) граждане, склонные к аддиктивному поведению, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах, внутренних дел, как потребители наркотических, токсических и психотропных средств;
    3) организации, занимающиеся производством, транспортировкой, хранением и реализацией наркотических и психотропных средств в соответствии с Федеральным законодательством;
    4) лица, причастные к незаконным операциям с наркотиками.
    3.Система профилактики наркомании и токсикомании включает:
    1) разработку и реализацию республиканской программы в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
    2) деятельность органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления и организаций различных форм собственности, в том числе общественных объединений, по профилактике наркомании и токсикомании.
  1. Глава II.Полномочия органов государственной власти

  2. КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ОРГАНОВ
    МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ,
    ЗАДАЧИ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ
    НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
    К полномочиям Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
    1) законодательное регулирование в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
    2) контроль за исполнением республиканского законодательства в сфере профилактики наркомании и токсикомании;
    3) утверждение объема финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании;
    4) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
    К полномочиям Главы Карачаево-Черкесской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
    1) определение основных направлений деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, юридических и физических лиц в области профилактики наркомании и токсикомании;
    2) исключен
    3) создание координационного совета по вопросам профилактики наркомании и токсикомании;
    4) утратил силу
    5) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
    К полномочиям Правительства Карачаево-Черкесской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
    1) разработка и реализация республиканских программ по профилактике наркомании и токсикомании;
    2) координация деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;
    3) развитие здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
    4) создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;
    5) реализация государственной политики поддержки семьи и детства, разработка программ по поддержке семьи и детства;
    6) создание в структуре органов внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики специализированного подразделения по профилактике наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, пресечению противоправных действий с их стороны на почве зависимости от наркотических, токсических и психотропных средств, а также организационное обеспечение деятельности по предупреждению детской преступности, безнадзорности и жестокого обращения с детьми;
    7) контроль за соблюдением установленных санитарных норм и правил обучения и содержания детей в образовательных организациях;
    8) развитие системы специального и коррекционного образования; усиление профилактической и диагностической работы в системе образования по раннему выявлению и коррекции психических отклонений у детей, развитие системы психологической реабилитации;
    9) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;
    10) утратил силу
    11) организация разработки и внедрения новых эффективных методов лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией, а также использования современных научных достижений в этой области;
    12) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды;
    13) исключен
    14) исключен
    13) создание реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией;
    14) разработка и реализация мероприятий по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических и психотропных средств, раннему выявлению больных наркоманией и токсикоманией и привлечению их к лечению;
    15) обеспечение контроля за деятельностью органов и организаций здравоохранения в сфере профилактики и лечения наркомании и токсикомании;
    16) создание специализированных лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей, совершающих противоправные действия на почве наркомании и токсикомании, с целью проведения комплекса мероприятий по их лечению и коррекции поведения;
    17) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
    К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:
    1) разработка и реализация муниципальных программ по профилактике наркомании и токсикомании;
    2) координация деятельности исполнительных органов местного самоуправления и организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;
    3) развитие социальной сферы: муниципального здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
    4) создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;
    5) создание муниципальных организаций, осуществляющих профилактическую, коррекционную, воспитательную работу с гражданами, страдающими наркоманией и токсикоманией;
    6) создание, поддержка и развитие системы специального и коррекционного образования, системы психологической реабилитации;
    7) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;
    8) утратил силу
    9) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды;
    10) создание муниципальных реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией;
    11) участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических и психотропных средств;
    12) обеспечение раннего выявления больных наркоманией и токсикоманией;
    13) обеспечение контроля за деятельностью органов и учреждений здравоохранения в сфере профилактики и лечения наркомании и токсикомании;
    14) обеспечение наркологических учреждений необходимыми лекарственными средствами для лечения больных наркоманией и токсикоманией;
    15) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и республиканским законодательством, уставами муниципальных образований.
    1.Органы внутренних дел осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них соответствующим федеральным законодательством, а также программами по профилактике наркомании и токсикомании.
    2.Республиканские органы исполнительной власти (органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, культуры, труда и занятости населения, физической культуры, спорта и туризма, по управлению государственным имуществом, по делам молодежи) осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них соответствующим республиканским законодательством, указами Главы Карачаево-Черкесской Республики и постановлениями Правительства Карачаево-Черкесской Республики, а также республиканской программой по профилактике наркомании и токсикомании.
    3.Органы управления муниципальным образованием, здравоохранением, муниципальным имуществом осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также программами по профилактике наркомании и токсикомании.
    4.Образовательные, медицинские, профилактические учреждения осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них учредительными документами и программами по профилактике наркомании и токсикомании.
    5.Общественные объединения, средства массовой информации осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них федеральным законодательством, учредительными документами и программами по профилактике наркомании и токсикомании.
    1.Основными задачами органов внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики по профилактике наркомании и токсикомании являются:
    1) проведение профилактической работы в пределах своей компетенции среди правонарушителей в целях предотвращения повторных правонарушений;
    2) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и принятие в пределах своей компетенции мер по их устранению;
    3) внесение в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственные и муниципальные органы, в организации различных форм собственности обязательных для рассмотрения представлений и предложений об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.
    2.Основными задачами специализированных подразделений охраны общественного порядка Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике по профилактике наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних являются:
    1) выявление несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи, оставшихся без попечения родителей, и направление их в специализированные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, специализированные учреждения образования и здравоохранения;
    2) рассмотрение заявлений и сообщений об административных правонарушениях несовершеннолетними, о совершении лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принятие по ним решений в соответствии с действующим законодательством;
    3) выявление совершеннолетних лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, в том числе лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних;
    4) выявление родителей (лиц, их заменяющих), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, на которых возложены эти обязанности.
    3.Требования сотрудников специализированных подразделений органов внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании к токсикомании, а также по предупреждению и пресечению правонарушений, предъявляемые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения гражданами, должностными лицами организаций независимо от форм собственности, государственными и муниципальными служащими.
    1.Основными задачами государственных и муниципальных организаций здравоохранения в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
    1) пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
    2) оказание специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи социально дезадаптированным несовершеннолетним;
    3) оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) несовершеннолетних, проходящих соответствующее лечение от наркомании и токсикомании;
    4) оказание консультативной помощи специалистам государственных и муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании;
    5) выявление учет, обследование, наблюдение и лечение несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические и психотропные средства.
    2.Государственные и муниципальные организации здравоохранения при установлении у несовершеннолетних явных признаков физической и (или) психической недостаточности принимают меры по незамедлительному направлению на психолого- медико-педагогическую комиссию для определения необходимых условий для их образования.
    3.Государственная и муниципальная организация здравоохранения обязана информировать соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних и правоохранительные органы о каждом установленном факте нарушения прав несовершеннолетних по обеспечению здоровья и иных нарушениях, обнаруженных работниками указанных организаций в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей.
    Основными задачами образовательных организаций в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании являются:
    1) пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркоманий и токсикомании;
    2) создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии и обучении в образовательных организациях;
    3) организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекций детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;
    4) оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
    5) обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;
    6) выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.
    1.Основными задачами специальных учебно-воспитательных организаций для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, являются:
    1) обеспечение психолого- медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств;
    2) создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования.
    2.К специальным учебно-воспитательным организациям для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, относятся:
    1) специальные общеобразовательные школы;
    2) специальные профессиональные училища;
    3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для несовершеннолетних с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния;
    4) другие виды образовательных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания и образования.
    3.Специальные учебно-воспитательные организации для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, могут быть открытого и закрытого типа:
    1) в специальные учебно-воспитательные организации открытого типа для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, принимаются несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18 лет, требующие особого педагогического подхода, на основании заключения психолого- медико-педагогической консультации с согласия их родителей (лиц, их заменяющих), а также с согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет;
    2) специальные учебно-воспитательные организации закрытого типа для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, создаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
    Специальные учебно-воспитательные организации закрытого типа для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, могут быть только государственники. Основание для помещения, срок, порядок и условия нахождения несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных организациях закрытого типа определяются федеральным законодательством о специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
    1.Задачами организаций социальной защиты и социального обслуживания в целях профилактики наркомании и токсикомании являются:
    1) выявление семей, которые нуждаются в социальных услугах, в связи с выявлением лиц, особенно несовершеннолетних, страдающих наркоманией и токсикоманией;
    2) определение необходимых направлений социальной реабилитации, видов и форм социального обслуживания лиц, особенно несовершеннолетних, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании, их семей;
    3) предоставление социальных услуг, обеспечивающих защиту прав и западных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
    2.Организации социальной защиты и социального обслуживания в установленном законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики порядке в пределах своей компетенции предоставляют социальные услуги, обеспечивающие профилактику безнадзорности несовершеннолетних, предупреждение распространения среди них наркомании и токсикомании.
    3.Органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований, юридические и физические лица оказывают содействие организациям социальной защиты и социального обслуживания, осуществляющим поддержку нуждающихся семей.
    1.Основными задачами специализированных организаций по социальной реабилитации для несовершеннолетних (социально-реабилитационных центров, социальных приютов, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей), осуществляющих профилактику наркомании и токсикомании, являются:
    1) выявление и устройство несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи со стороны государства;
    2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, временного проживания с полным государственным обеспечением, включая медицинское обслуживание, коммунальные услуги;
    3) выявление и анализ причин, обусловивших безнадзорность, социальную дезадаптацию несовершеннолетних, внесение предложений по их устранению в соответствующие государственные органы и учреждения;
    4) обеспечение несовершеннолетних, имеющих различные формы дезадаптации, доступной, квалифицированной социальной, правовой, психологической, медицинской и педагогической помощью на основе программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовые, учебные, культурные, спортивно-оздоровительные и иные мероприятия;
    5) обеспечение воспитанникам специализированных организаций по социальной реабилитации несовершеннолетних возможности медицинского обследования и обучения в образовательных учреждениях.
    2.Основаниями помещения несовершеннолетних в специализированные организации по социальной реабилитации для несовершеннолетних являются:
    1) заявление несовершеннолетнего;
    2) заявление родителей \{лиц, их заменяющих);
    3) направление комиссии по делам несовершеннолетних, органов и учреждений социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел;
    4) обращение органов внутренних дел и ходатайство иных органов и учреждений в порядке, определяемом федеральным законодательством.
    3.Специализированные организации по социальной реабилитации для несовершеннолетних создаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований.
    Органы государственной службы занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере профилактики наркомании и токсикомании содействуют реализации права граждан на труд, на выбор рода деятельности и профессии, организуют профессиональную подготовку и переподготовку, квотируют и создают дополнительные рабочие места для прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании, особенно несовершеннолетних, в целях их реабилитации, в соответствии с программами по профилактике наркомании и токсикомании.
    Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления в области культуры, физической культуры, спорта и туризма в целях профилактики наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции оказывают содействие гражданам, в том числе несовершеннолетним, в удовлетворении их духовных потребностей, приобщении к ценностям отечественной и мировой культуры, в обеспечении досуга, отдыха, спорта и туризма несовершеннолетних.
    1.Организации молодежи в сфере профилактики наркомании и токсикомании осуществляют мероприятия по защите прав молодежи, организации занятости и досуга, предупреждению безнадзорности среди несовершеннолетних, предупреждению правонарушений и употребления наркотических, токсических и психотропных средств среди молодежи, оказывают социальную поддержку, проводят работу по развитию их творческих способностей.
    2.Государственные республиканские и муниципальные организации молодежи (комплексные центры социального обслуживания молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, социальные службы для молодежи, подростков - молодежные клубы и центры, молодежные биржи труда и другие) создаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики и органами местного самоуправления муниципальных образований.
    1.Основными задачами негосударственных организаций в целях профилактики наркомании и токсикомании являются:
    1) осуществление нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения граждан, в том числе несовершеннолетних;
    2) утверждение здорового образа жизни;
    3) оказание помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
    4) осуществление диагностики, обследования, консультирования и медико-социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические и психотропные вещества;
    5) взаимодействие с государственными организациями и иными организациями, осуществляющими мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании;
    6) иные задачи в соответствии с их уставами и положениями.
    2.Деятельность негосударственных организаций, осуществляющих диагностику, обследование, консультирование и медико-социальную реабилитацию граждан, злоупотребляющих наркотическими, токсическими и психотропными средствами, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
    3.Деятельность негосударственных организаций, осуществляющих диагностику, обследование, консультирование и медико-социальную реабилитацию граждан, злоупотребляющих наркотическими, токсическими и психотропными средствами, должна соответствовать государственным стандартам, которые определяют основные требования к качеству и объемам психолого- медико-педагогических и социальных услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
    Координацию деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований и иных организаций по профилактике наркомании и токсикомании осуществляет Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
  3. Глава III.Структура и основные направления комплексной профилактики наркомании и токсикомании

  4. Комплексная профилактика наркомании и токсикомании включает:
    1) первичную профилактику, адресованную гражданам, не имеющим опыта употребления наркотических, токсических и психотропных средств, а также гражданам, употребляющим наркотические, токсические и психотропные средства, у которых еще не возникла зависимость от них;
    2) вторичную профилактику в виде лечебных мероприятий, адресованных гражданам со сформировавшейся зависимостью от наркотических, токсических и психотропных средств;
    3) третичную профилактику или комплексную реабилитацию лиц прошедших курс лечения на этапе вторичной профилактики, либо лиц с аддиктивным поведением.
    1.Первичная профилактика включает обучение, запрещение пропаганды наркотических, токсических и психотропных средств, социальный менеджмент, психологическое консультирование и психотерапию, а также выявление лиц, потребляющих наркотические, токсические, психотропные и иные средства и вещества, их аналоги.
    2.Обучение включает:
    1) обучение граждан, в том числе несовершеннолетних, по программам самопрофилактики;
    2) раннее воспитание у несовершеннолетних внутренней системы запретов на аддиктивное поведение, а также воспитание неаддиктивной системы получения удовольствий и снятия напряжения;
    3) обучение родителей и лиц, их заменяющих, навыкам бесконфликтного общения с детьми;
    4) обучение специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании навыкам раннего выявления аддиктивного поведения, проведение профилактических бесед и иные способы профилактической работы.
    3.Запрещение пропаганды наркотических, токсических и психотропных средств предполагает запрещение:
    1) пропаганды деятельности физических и юридических лиц, направленной на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических, токсических и психотропных средств;
    2) производства и распространения книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространения в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических, токсических и психотропных средств или совершения иных действий в этих целях.
    4.Социальный менеджмент включает:
    1) деятельность по созданию организаций молодежи, иных общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни и обеспечение их развития;
    2) деятельность по созданию зон досуговой жизнедеятельности несовершеннолетних (детские клубы и кружки, спортивные секции, оздоровительные, спортивные лагеря и др.);
    проведение молодежных и иных мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни;
    3) деятельность по расширению социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.
    5.Психологическое консультирование и психотерапия включают:
    1) психологическое консультирование семей, входящих в группу риска;
    2) поведенческую терапию граждан, в том числе несовершеннолетних, с девиантным поведением;
    3) психотерапию граждан, в том числе несовершеннолетних, с различными формами социальной дезадаптации;
    4) психологическое консультирование и поддержку по телефону доверия граждан, в том числе несовершеннолетних, из групп риска.
    1.В целях раннего выявления в Карачаево-Черкесской Республике лиц, потребляющих наркотические, токсические, психотропные и иные средства и вещества, их аналоги, Республиканским государственным лечебно-профилактическим учреждением "Наркологический диспансер" проводятся предварительные диагностические исследования в форме медицинских осмотров с использованием методов лабораторной диагностики и группового целевого анкетирования на предмет установления факта потребления наркотических, токсических, психотропных и иных средств и веществ, их аналогов.
    2.Предварительные диагностические исследования проводятся на добровольной основе при проведении профилактических медицинских осмотров:
    1) учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
    2) работников либо лиц, устраивающихся на работу в организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, деятельность которых сопряжена:
    а) с выполнением работ, связанных с вредными и опасными производственными факторами;
    б) с оказанием услуг в сфере общественного питания, здравоохранения, образования;
    3) лиц, получающих в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензии, разрешения и иные документы, необходимые для владения вещами, ограниченными в обороте, либо вещами, для пользования которыми установлен особый порядок.
    3.Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет проходят предварительное диагностическое исследование по просьбе и с согласия законных представителей несовершеннолетних, в случае возражения одного из родителей либо при их отсутствии - по решению органа опеки и попечительства.
    4.Проведение диагностических исследований осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
    5.Порядок проведения предварительных диагностических исследований устанавливается Министерством здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Мероприятия вторичной профилактики предназначены для лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией.
    2.Цель вторичной профилактики - преодоление физической и психической зависимости от наркотических, токсических и психотропных средств.
    3.Задачи вторичной профилактики:
    1) выявление граждан, страдающих наркоманией и токсикоманией;
    2) диагностика типа и степени зависимости, а также факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость;
    3) осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных:
    - на проведение детоксикации;
    - на оказание неотложной наркологической помощи;
    - на преодоление физической зависимости;
    - на преодоление психической зависимости;
    - на лечение заболеваний, сопутствующих наркомании и токсикомании;
    - на формирование среды, поддерживающей здоровый образ жизни, в ближайшем социальном окружении лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией, посредством психотерапевтических мероприятий.
    4.Координация деятельности на этапе вторичной профилактики находится в компетенции Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Больным наркоманией наркологическая помощь оказывается по их просьбе или с их согласия, а больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наркологическая помощь оказывается без их согласия, но по просьбе или с согласия их родителей или законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
    2.Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
    3.Для диагностики наркомании и лечения больных наркоманией применяются средства и методы, разрешенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти Российской Федерации по здравоохранению.
    4.В составе наркологической службы Карачаево-Черкесской Республики Министерством здравоохранения и курортов создаются специализированные подразделения для лечения больных наркоманией и токсикоманией - инфицированных ВИЧ.
    Положение о специализированных подразделениях наркологической службы для лечения больных наркоманией и токсикоманией - инфицированных ВИЧ, утверждается Министерством здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики.
    5.Утратил силу
    1.Реабилитация лиц, прошедших курс лечения на этапе вторичной профилактики, либо лиц с аддиктивным поведением имеет целью возвращение им способности жить без наркотических, токсических и психотропных средств.
    2.Система реабилитационных мероприятий адресована гражданам, в том числе несовершеннолетним с аддиктивным поведением, избавленным от биологической наркотической, токсической и психотропной зависимости, но сохраняющим психологическую зависимость и находящимся в социальном окружении, провоцирующем аддиктивное поведение, и имеет цель - формирование и удержание ремиссии, изменение социального окружения, провоцирующего аддиктивное поведение.
    3.Реабилитация включает в себя:
    1) медико-психологическую реабилитацию - систему медицинских и психологических мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических, токсических и психотропных средств без физической зависимости, но сохраняющих психологическую зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, и направленных на формирование отказа у граждан от аддиктивного поведения;
    2) социально-психологическую реабилитацию - систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических, токсических и психотропных средств без выраженной психологической зависимости от них и направленных на удержание ремиссии, профилактику наркомании и токсикомании и формирование неаддиктивного социального окружения;
    3) социальную реабилитацию - систему социальных мероприятий, предназначенных для лиц, избавившихся от физической и психологической зависимости от наркотических, токсических и психотропных средств, и направленных на удержание неаддиктивного социального окружения.
  5. ГЛАВА IV.Программы по профилактике наркомании и токсикомании

  6. 1.Программы по профилактике наркомании и токсикомании подразделяются на республиканские и муниципальные, определяют содержание, направленность, предполагаемую результативность мероприятий, предусмотренных ими.
    2.Республиканские программы разрабатываются Правительством Карачаево-Черкесской Республики и утверждаются Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Муниципальные программы разрабатываются исполнительными органами местного самоуправления и представительными органами местного самоуправления.
    4.Республиканские и муниципальные программы могут разрабатываться по заданию Правительства Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления на конкурсной основе.
    1.Реализация программ по профилактике наркомании и токсикомании осуществляется органами и организациями в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и республиканским законодательством, а также настоящим Законом.
    2.Реализация программ производится посредством:
    - содействия организациям различных форм собственности, осуществляющим деятельность в области профилактики наркомании и токсикомании, в выполнении мероприятий, предусмотренных программами;
    - проведения с использованием всех видов средств массовой информации работы по формированию в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании.
  7. ГЛАВА V.Пресечение незаконного оборота наркотических, токсических и психотропных средств

  8. 1.Пресечение незаконного оборота наркотических и психотропных средств производится правоохранительными органами в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим их деятельность, федеральными целевыми программами, предусматривающими комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, также республиканскими и муниципальными программами по профилактике наркомании, токсикомании и зависимости от психотропных средств.
    2.Деятельность по пресечению незаконного оборота наркотических и психотропных средств осуществляется в отношении наркотических и психотропных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, входящих в списки Постоянного Комитета по контролю наркотиков Российской Федерации.
    1.Основные мероприятия, направленные на пресечение незаконного оборота наркотических и психотропных средств, включают в себя:
    1) организацию действенной системы сбора, анализа и обобщения информации об юридических и физических лицах, участвующих в незаконном обороте наркотических и психотропных, средств;
    2) осуществление контроля за хранением и использованием наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ в организациях здравоохранения, медицинской, фармацевтической и химической промышленности;
    3) выявление основных каналов поступления на территорию Карачаево-Черкесской Республики наркотических и психотропных средств с целью предотвращения их незаконного оборота;
    4) привлечение к установленной федеральным законодательством ответственности лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ.
    2.При наличии объективных признаков, свидетельствующих о нахождении гражданина, управляющего транспортным средством, в состоянии наркотического опьянения, сотрудники органов внутренних дел вправе направить такое лицо для проведения исследования (экспертизы) по установлению состояния опьянения в порядке, установленном федеральным законодательством.
  9. ГЛАВА VI.Заключительные положения

  10. За нарушение настоящего Закона наступает ответственность по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным и республиканским законодательством.
    Гарантии и льготы специалистам в сфере профилактики наркомании и токсикомании устанавливаются федеральным и республиканским законодательством.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Предложить Главе Карачаево-Черкесской Республики и поручить Правительству Карачаево-Черкесской Республики привести изданные ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
    Глава
    Карачаево-Черкесской Республики
    В.ХУБИЕВ
    город Черкесск
    12 февраля 1999 года
    N 581-XXII