Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 17 октября 2002 года № 44-РЗ

Об энергосбережении

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
06 сентября 2002 года
    В редакции
  • от 24.02.2004 № 87-РЗ.
    Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" устанавливает правовые, экономические и организационные основы политики Карачаево-Черкесской Республики в обеспечении энергосбережения, эффективности использования топлива и энергии на ее территории.
  1. Раздел 1.Общие положения

  2. Законодательство Карачаево-Черкесской Республики об энергосбережении основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об энергосбережении", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, настоящего Закона и других нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики.
    Настоящий Закон действует на всей территории Карачаево-Черкесской Республики.
    Объектом государственного регулирования энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
    - эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
    - осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
    - развитие добычи и производств альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
    - создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
    - обеспечение точности, достоверности и единства измерений в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
    В настоящем Законе используются следующие понятия:
    - альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которого сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов;
    - возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур;
    - вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющий таким продуктом;
    - непроизводительный расход энергоресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
    - нетрадиционные источники энергии - источники энергии, не нашедшие массового применения в республике в настоящее время;
    - показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергоресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами и иными нормативными правовыми актами для данной продукции, процесса, работ и услуг;
    - потенциал энергосбережения - количество энергоресурсов, которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую природную среду;
    - экономические санкции - меры тарифного, режимного и налогового регулирования, стимулирующие потребителя энергоресурсов к энергосбережению;
    - энергоаудит - проверка намечаемых к реализации проектов, строящихся (реконструируемых, модернизируемых) и законченных строительством (реконструкцией и т.д.) объектов по производству энергоресурсов или их потреблению, обследование действующих предприятий или организаций с целью оценки эффективности использования энергоресурсов;
    - энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе;
    - энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии;
    - энергосберегающая политика - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
    - эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.
    Программы и отдельные мероприятия по энергосбережению не должны вести к ухудшению среды обитания и социально-бытовых условий жизни населения. Обеспечение безопасности и здоровья человека являются первоочередными на всех стадиях разработки и реализации энергосберегающей политики в республике.
    Государственная политика в энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии реализуется на следующих принципах:
    - приоритета эффективного использования энергетических ресурсов над их производством;
    - сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей энергоресурсов;
    - осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергоресурсов;
    - обязательности приборного учета отпускаемых и потребляемых энергоносителей;
    - сертификации топливо-, энергопотребляющего диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергетических ресурсов;
    - заинтересованности юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов;
    - ответственности юридических лиц всех форм собственности за непроизводительный расход энергоресурсов.
  3. Раздел 2.Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления в области энергосбережения

  4. Совместная компетенция органов государственной власти Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, как субъекта Российской Федерации, в области энергосбережения определяется Федеральным законом "Об энергосбережении" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Законодательный (представительный) орган государственной власти КЧР:
    Принимает нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, регулирующие отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения;
    Осуществляет меры по государственной финансовой поддержке энергосбережения;
    Утверждает республиканские программы в области энергосбережения, объем бюджетного финансирования на реализацию этих программ;
    Устанавливает в пределах компетенции Карачаево-Черкесской Республики меры административной ответственности за неэффективное использование энергетических ресурсов;
    Осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых для целей энергосбережения из республиканского бюджета, и правильным использованием предоставляемых налоговых льгот, связанных с реализацией энергоэффективных проектов и программ;
    Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
    Определяет направления проведения государственной энергосберегающей политики Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с настоящим законом;
    Осуществляет государственное управление энергосбережением;
    Разрабатывает республиканские программы в области энергосбережения, организует их выполнение и осуществляет контроль за их реализацией;
    Оказывает содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики в области энергосбережения, согласовывает совместные проекты по эффективному использованию энергетических ресурсов, оказывает содействие в их реализации;
    Формирует инвестиционную политику, разрабатывает финансово-экономические механизмы в области энергосбережения;
    Определяет меры государственной финансовой поддержки в области энергосбережения, для предприятий и организаций, реализующих энергоэффективные проекты и программы, принимает необходимые нормативные правовые акты;
    Разрабатывает топливно-энергетический баланс республики на долгосрочный период с учетом введения в хозяйственный оборот энергосберегающих технологий;
    Осуществляет реализацию государственной и региональной тарифной политики;
    Вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти Карачаево-Черкесской Республики предложения о привлечении средств республиканского бюджета для финансирования проектов республиканских программ энергосбережения, проекты нормативных правовых актов о введении режима стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов в области энергосбережения путем предоставления налоговых и других льгот;
    Осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
    В целях реализации энергосберегающей политики республики при высшем исполнительном органе государственной власти Карачаево-Черкесской Республики может создаваться координационный совет по энергетической политике и энергосбережению, в состав которого включаются представители органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, Региональной Энергетической Комиссии, органов энергетического надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов, руководители крупных организаций-производителей, поставщиков и потребителей энергетических ресурсов, ученые, специалисты. Положение о координационном совете утверждается Президентом Карачаево-Черкесской Республики. Координационный совет возглавляет председатель.
    Координационный совет по энергетической политике и энергосбережению:
    Разрабатывает энергетическую политику республики, в том числе в области энергосбережения и использования вторичных энергетических ресурсов;
    Организует разработку и реализацию республиканских программ в области энергосбережения;
    Определяет очередность выполнения энергосберегающих программ и проектов;
    Оказывает содействие органам местного самоуправления республики в деятельности по разработке и реализации энергосберегающей политики муниципальных образований;
    Вносит предложения по направлению использования средств, выделенных из республиканского бюджета на реализацию республиканских программ в области энергосбережения;
    Оказывает содействие в создании технологий производства энергоэффективных строительных и теплоизоляционных материалов, топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием;
    Осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координационном совете.
    Фонд энергосбережения и нетрадиционной энергетике - некоммерческая организация, создаваемая Правительством Карачаево-Черкесской Республики в целях практической реализации энергосберегающей политики республики и использования нетрадиционных источников энергии. Устав Фонда энергосбережения и нетрадиционной энергетики Карачаево-Черкесской Республики утверждается Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
    Основными задачами Фонда является:
    Организация конкурсов исполнителей проектов области энергосбережения по использованию вторичных энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии, альтернативных видов топлива в рамках республиканских программ в области энергосбережения;
    Информационно-рекламное обеспечение реализации энергосберегающей политики Карачаево-Черкесской Республики;
    Оказание содействия в создании информационного банка данных энергосберегающих технологий, оборудования, материалов;
    Проведение демонстраций отечественного и зарубежного опыта в области энергосбережения, использования вторичных энергетических ресурсов, возобновляемых источников энергии, альтернативных видов топлива и разработка на основе его анализа рекомендаций для использования данного опыта в республике;
    Организация постоянно действующей республиканской выставки оборудования, приборов, систем и средств автоматики в области энергосбережения;
    Участие в подготовке специалистов по рациональному использованию энергетических ресурсов;
    Проведение энергетических обследований организаций;
    Разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области энергосбережения.
    Фонд энергосбережения и нетрадиционной энергетики Карачаево-Черкесской Республики также вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и предусмотренные его учредительными документами.
    Объем полномочий Управления Государственного энергетического надзора по Карачаево-Черкесской Республике и решаемые им задачи установлены Уставом Управления Государственного энергетического надзора по Карачаево-Черкесской Республике, в соответствии с которыми основными задачами Управления Государственного энергетического надзора по Карачаево-Черкесской Республике в области энергосбережения являются:
    - осуществление надзора за рациональным и эффективным использованием топлива и энергии;
    - надзор за организацией учета производства и потребления топлива и энергии;
    - надзор за проведением организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергетических установок, оборудования;
    - осуществление выборочной технической экспертизы проектов в части эффективного использования топлива и энергии;
    - организация и проведение энергетических обследований предприятий и организаций в целях оценки эффективного использования энергоресурсов и снижения затрат потребителей на топливо и энергообеспечение.
  5. Раздел 3.Основные направления энергосберегающей политики

  6. Весь объем вырабатываемых, реализуемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету с использованием технических средств. Порядок оснащения средствами учета, требования к их объему и точности, определяются соответствующими нормами и правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
    Отпуск и потребление энергоресурсов без приборного учета в системах, где приборы учета смонтированы, допускается только временно, на нормативный срок ремонта или замены средств учета, и должен оговариваться в договоре на поставку энергоресурсов.
    Предложения по санкциям за отпуск и потребление энергоносителей без приборного учета разрабатывает Региональная энергетическая комиссия.
    Требования, устанавливаемые государственными стандартами России в части показателей эффективности использования топлива и энергии, являются обязательными для соблюдения на территории республики всеми хозяйствующими субъектами, независимо от их организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности.
    Применение энергопотребляющего оборудования в Карачаево-Черкесской Республике и производство продукции, осуществляемое с потреблением энергоресурсов, должно проводиться с нормированием объемов энергопотребления на стадии проектирования производства, освоения и выпуска продукции только согласно Федерального закона.
    Показатели энергоэффективности, определенные при сертификации продукции, должны включаться в технические паспорта, нормативную документацию и маркировку всех видов энергопотребляющей продукции, выпускаемой на территории республики.
    Реализация проектов и программ по энергосбережению и повышению эффективности производства, транспортировки и использования энергоресурсов в Карачаево-Черкесской Республике стимулируется путем:
    - предоставления финансовых средств республиканского фонда энергосбережения в виде займов или безвозвратных ссуд для финансирования части затрат по реализации проекта;
    - бюджетного финансирования приоритетных программ по энергосбережению;
    - предоставления налоговых льгот в части платежей в республиканские и местные бюджеты, решением соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления;
    - изменения режимов потребления энергоресурсов;
    - применения мер тарифного регулирования;
    - популяризации мероприятий и программ эффективного использования энергоресурсов.
  7. Раздел 4.Механизмы повышения эффективности

  8. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
    Финансирование расходов, связанных с реализацией проектов и программ повышения эффективности использования топлива и энергии, осуществляется:
    - из собственных средств производителей и потребителей энергоресурсов, направляемых на эти цели;
    - из средств республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований в объемах, предусмотренных в них на энергосбережение;
    - из привлекаемых средств сторонних, в том числе иностранных инвесторов;
    - из республиканского фонда энергосбережения.
    - за счет добровольных взносов юридических и физических лиц;
    - за счет иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
    Республиканские программы в области энергосбережения разрабатываются Правительством Карачаево-Черкесской Республики и утверждаются законодательным (представительным) органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
    Энергетические обследования предприятий и организаций проводятся для оценки эффективности и возможности снижения затрат потребления на топливо и энергообеспечение.
    Обязательным энергетическим обследованиям подлежат предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергоресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива.
    Энергетические обследования предприятий и организаций, если годовое потребление ими энергоресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению Региональной энергетической комиссии.
    К потребителям, допускающим неэффективное использование топлива и энергии, выявленное органами государственного надзора за эффективностью использования энергоресурсов, или в результате проведения энергетического аудита, применяются санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Дополнительные меры административной ответственности в области использования электроэнергии могут быть установлены законом Карачаево-Черкесской Республики и только в той части, которая не урегулирована на федеральном уровне.
    Международное сотрудничество республики по энергосбережению осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    Основными направлениями международного сотрудничества республики в энергосбережении являются:
    - взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
    - участие республики, расположенных на ее территории организаций в реализации международных проектов с участием Российской Федерации в области энергосбережения.
    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
    Организация выставок энергоэффективного оборудования и технологий, информационное обслуживание потребителей энергоресурсов, пропаганда необходимости повышения эффективности использования топлива и энергии возлагаются на Региональную энергетическую комиссию.
    Государственное статистическое наблюдение за величиной и структурой производства и потребления энергетических ресурсов и показателями эффективности использования их на территории республики производится в порядке установленном Федеральным законодательством.
    Имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективного использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
  9. Раздел 5.Ответственность за нарушение положений настоящего закона

  10. Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
    Настоящий республиканский Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Карачаево-Черкесской Республики
    В.М.СЕМЕНОВ
    город Черкесск
    17 октября 2002 года
    N 44-РЗ