Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 29 марта 1995 года № 32-XXI

О выборах депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
09 марта 1995 года
    В редакциях
  • от 30.10.1996 № 181-XXII,
  • от 08.12.1996 № 205-XXII.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Выборы депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики осуществляются гражданами Российской федерации, проживающими на территории Карачаево-Черкесской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
    1.Право избирать в Народное Собрание принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, проживающему на территории Карачаево-Черкесской Республики, достигшему 18-летнего возраста.
    2.Депутатом Народного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Карачаево-Черкесской Республики, достигший 21-летнего возраста.
    3.Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
    4.Участие гражданина в выборах является добровольными. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или не участию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
    Выборы депутатов в Народное Собрание осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства.
    1.Выборы депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики (далее Республика) назначаются Народным Собранием не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий депутатов. Сообщение о дне выборов обнародуется через средства массовой информации не позднее чем через три дня после принятия решения о назначении выборов.
    2.Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее двух месяцев.
    1.Кандидаты в депутаты Народного Собрания (далее именуются кандидаты) выдвигаются избирательными объединениями и непосредственно избирателями, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
    2.Избирательными объединениями являются:
    республиканские отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах;
    республиканские партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Карачаево-Черкесской Республики не менее чем за шесть месяцев до дня назначения выборов и предусматривает участие в выборах;
    блок указанных общественных объединений создаваемый на период проведения выборов.
    3.Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия, политическое движение и общественная организация в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
    1.Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в Народное Собрание, осуществляется за счет средств бюджета Республики.
    2.Для финансирования предвыборной агитации кандидаты вправе использовать собственные избирательные фонды.
    1.Организация выборов в Народное Собрание и обеспечение избирательных прав граждан Республики возлагаются на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, Избирательная комиссия Республики и нижестоящие избирательные комиссии в пределах своей компетенции, независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
    2.Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий всех форм собственности, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.
    3.Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий в установленном законом порядке.
    4.В состав избирательной комиссии не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица находящиеся у них в непосредственном подчинении.
    1.Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.
    2.На заседаниях соответствующей избирательной комиссии, =вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
    3.Решения избирательных комиссий подлежат опубликованию.
    4.В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами.
  3. Глава II.Избирательные округа.

  4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
    1.Для выборов депутатов Народного Собрания образуются 73 избирательных округов.
    2.Одномандатные избирательные округа охватывают в своей совокупности всю территорию Республики и должны отвечать следующим требованиям:
    а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных горных местностях - не более 15 процентов;
    при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов;
    б) избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий;
    3.Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются Избирательной комиссией Республики и утверждаются Национальным Советом Народного Собрания не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
    Численность избирателей на избирательный округ по выборам в Народное Собрание устанавливается избирательной комиссией республики на основании данных учета избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля текущего года
    1.Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов главой местной администрации по согласованию с окружной избирательной комиссией с учетом местных и иных условий из расчета до 3000 избирателей на один участок. В горных и иных малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.
    2.Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, населенных пунктов и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В больницах, профилакториях, туристических базах и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки.
    3.Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться по согласованию с избирательной комиссией Республики, при этом должен быть обеспечен доступ в помещения для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
    4.Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются Избирательной комиссией КЧР, окружной избирательной комиссией в печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
    1.Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений представляемых по установленной форме главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июня каждого года. Указанные сведения направляются главой местной администрации в соответствующую избирательную комиссию не позднее, чем за 40 дней до дня выборов".
    2.В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Карачаево-Черкесской Республики, отвечающий требованиям статьи 2 настоящего Закона и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка.
    3.Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
    4.Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства.
    5.Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией дополнительно в список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства.
    6.Каждый гражданин, обладающий избирательным правом вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно.
    7.Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
  5. Глава III.Избирательные комиссии

  6. Для подготовки и проведения выборов в Народное Собрание образуются следующие избирательные комиссии:
    а) избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики по выборам депутатов Народного Собрания (далее по тексту - Избирательная комиссия Республики);
    б) окружные избирательные комиссии;
    в) участковые избирательные комиссии.
    1.Избирательная комиссия Республики формируется в составе председателя, двух его заместителей, секретаря и 11 членов избирательной комиссии не позднее 60 дней до выборов. На основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом 8 членов общего состава Центральной избирательной комиссии утверждается Народным Собранием, а 7 членов - Правительством КЧР, члены комиссии из своего состава тайным голосованием избирают председателя, заместителей и секретаря комиссии.
    2.Председатель, секретарь Избирательной комиссии Республики должны иметь, как правило, высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.
    1.Окружные избирательные комиссии образуются Избирательной комиссией Республики в каждом избирательном округе не позднее чем за 55 дней до дня выборов в составе председателя его заместителя, секретаря и 5 - 10 членов избирательной комиссии. Члены окружной избирательной комиссии тайным голосованием из своего состава избирают председателя, заместителя и секретаря комиссии
    2.Председатель окружной избирательной комиссии должен иметь, как правило, высшее юридическое образование либо ученую степень в области права.
    3.После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, по одному члену с правом совещательного голоса
    1.Участковые избирательные комиссии формируются окружными избирательными комиссиями не позднее чем за 40 дней до дня выборов в составе председателя, заместителя, секретаря и 5-10 членов комиссии.
    2.После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, кандидата одного члена с правом совещательного голоса.
    3.В день голосования, до окончательного завершения подписания протокола об итогах голосования, избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе направить в участковую избирательную комиссию до 5 наблюдателей от каждого объединения или кандидата. Наблюдатели вправе присутствовать в помещении для голосования до подписания протокола об итогах голосования на избирательном участке.
    1.Члены избирательной комиссии, назначенные в ее состав вышестоящей избирательной комиссией, имеют право решающего голоса при принятии решений избирательной комиссией и обязаны присутствовать на всех ее заседаниях.
    2.Члены избирательной комиссии, назначенные в ее состав избирательным объединением или кандидатом в депутаты имеют статус члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
    3.Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, и имеют право выступать на ее заседаниях, задавать вопросы и получать на них ответы по существу.
    1.Избирательная комиссия Республики:
    а) дает в соответствии с настоящим Законом разъяснения по вопросам проведения выборов и о порядке применения настоящего Закона в целях обеспечения его единообразного исполнения на всей территории Республики;
    б) распределяет выделенные из бюджета Республики средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует целевое использование этих средств;
    в) руководит работой нижестоящих избирательных комиссий;
    г) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
    д) в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;
    е) осуществляет контроль за законностью проведения выборов в Народное Собрание;
    ж) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление;
    з) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
    и) устанавливает результаты выборов в целом по Республике и публикует их в печати, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
    к) устанавливает лиц, избранных депутатами Народного Собрания и выдает им удостоверения об избрании;
    л) составляет списки лиц, избранных депутатами Народного Собрания и передает эти списки и необходимую документацию Народному Собранию;
    м) организует повторные и дополнительные выборы депутатов Народного Собрания;
    н) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
    2.Решения Избирательной комиссии Республики, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы документы и информацию.
    3.Срок полномочий Избирательной комиссии Республики 4 года.
    4.Избирательная комиссия Республики является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Положение об избирательной комиссии Республики утверждается Народным Собранием Республики.
    1.Окружная избирательная комиссия:
    а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории избирательного округа;
    б) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по ним решения;
    в) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц выдает им удостоверения установленного образца;
    г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата;
    д) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными Избирательной комиссией Республики на проведение выборов в избирательном округе;
    е) утверждает текст избирательного бюллетеня, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий
    ж) устанавливает результаты выборов по избирательному округу и передает их в избирательную комиссию Республики, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением выборов;
    з) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
    и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
    2.Окружная избирательная комиссия действует до опубликования Избирательной комиссией Республики общих итогов выборов.
    1.Участковая избирательная комиссия:
    а) организует составление списка избирателей по избирательному участку;
    б) знакомит избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
    в) оповещает население о дне выборов и месте голосования;
    г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом;
    д) обеспечивает подготовку помещения и оборудования для голосования;
    е) организует голосование на избирательном участке в день выборов;
    ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу в окружную избирательную комиссию документации, связанной с проведением и организацией выборов;
    з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
    и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
    2.Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации окружной избирательной комиссии.
    1.Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
    2.Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети лиц, входящих в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, либо по требованию не менее половины всех лиц входящих в ее состав.
    3.Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    4.Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов не состоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса
    5.Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок.
    6.Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам и иным нормативным правовым актам Республики либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
    7.Председатель, заместители председателя и секретарь Избирательной комиссии Республики работают в избирательной комиссии на постоянной основе. Члены Избирательной комиссии Республики с правом решающего голоса могут работать постоянно или временно с отрывом от основной работы.
    8.По решениям окружных избирательных комиссий, утверждаемых Избирательной комиссией Республики, председатель (его заместители) секретарь и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут освобождаться от основной работы на период проведения выборов.
    9.Оплата работы производится в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.
    10.Смета расходов, связанных с деятельностью Избирательной комиссии Республики, включается в бюджет Республики отдельной строкой.
    11.При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
    1.Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в суд.
    2.Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.
    3.Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в 5-дневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок, При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
  7. Глава IV.Выдвижение кандидатов

  8. 1.Лицо, у которого занимаемая должность не совместима с мандатом депутата Народного Собрания дает письменное обязательство о прекращении своих должностных полномочий.
    1.Для выдвижения кандидата в избирательном округе требуются, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей данного округа в количестве не менее двух процентов от общего числа избирателей округа. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной Избирательной комиссией Республики. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий и постоянное место жительства кандидата.
    2.Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе трудовых коллективах) службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, где осуществляется выдвижения кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 30 дней.
    3.Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Подписной лист подписывается также лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его паспорта или заменяющего его удостоверения личности и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
    4.Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимается:
    на конференциях (пленумах) республиканских отделений общефедеральных партий, политических движений, и иных общественных объединений;
    на съездах (конференциях, пленумах) республиканских партий, политических движений и иных общественных объединений.
    5.Избирательные блоки, объединения, подлежат регистрации в Избирательной комиссии Республики после представления ими решений об образовании блока. Выдвижение кандидатов от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Вошедшие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.
    6.Представление в Избирательную комиссию Республики документов для регистрации кандидатов производится по решению уполномоченного на то в соответствии с уставом органа партии, политического движения, иного общественного объединения, а в случае создания избирательного блока - по совместному решению уполномоченных органов, входящих в блок общественных движений.
    7.Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием.
    8.Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидата. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляют окружную избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата.
    1.Кандидаты регистрируются окружной избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
    2.В документах указываются принадлежность кандидата к избирательному объединению. В случае если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидатов. Документы представляются в Избирательную комиссию Республики не позднее чем за 27 дней до дня выборов.
    3.Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов и других документов публикует данные о нем, перечисленные в части первой статьи 23 настоящего Закона в печати и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение суток после регистрации сообщаются также средствам массовой информации.
    4.Если в период между завершением регистрации кандидатов и днем выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению Избирательной комиссии Республики на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем законе.
    5.В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотива отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов и настоящего Закона и других правовых актов Республики. Отказ регистрации кандидата, а также невыдача справки с изложением мотивов отказа могут быть обжалованы в Избирательную комиссию Республики, или в суд.
    1.После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущество своего служебного положения.
    2.Кандидаты после регистрации, по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока избирательная комиссия за счет средств, выделенных для организации, подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливается Избирательной комиссией республики и Народным Собранием КЧР в зависимости от выделенных денежных средств на подготовку и проведение выборов по среднему регулярному доходу (включая заработок) исчисленный за 3 месяца предшествующие дате регистрации, но в размере не превышающем семикратный размер минимальной заработной платы. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
    3.Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, района, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси).
    4.Кандидат, постоянно проживающий вне пределов территории избирательного округа, в котором он баллотируется, имеет браво совершить в общей сложности три поездки в избирательный округ и обратно на любом виде транспорта (кроме такси), оплачиваемые из средств соответствующей избирательной комиссии.
    5.Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты определяется Избирательной комиссией республики.
    6.Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат в депутаты не может входить в состав ни одной избирательной комиссии.
    7.Кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора республики. Давая такое согласие, прокурор республики немедленно извещает об этом избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики.
    8.Кандидат не может быть призван на военную службу до дня опубликования итогов выборов включительно.
    9.Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Закона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты и избирательные объединения вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию.
    10.Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
  9. Глава V.Предвыборная агитация

  10. 1.Граждане, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата.
    2.Кандидатам и избирательным объединением гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
    3.В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
    4.Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
    5.Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
    1.Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.
    2.Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.
    3.Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке установленном действующим законодательством.
    4.Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
    1.Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.
    2.Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.
    3.Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из республиканского (местного) бюджета, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, придерживающихся различных политических взглядов.
    1.Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
    2.Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидатов. Печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также с согласия собственника и владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссии и избирательных участков.
    3.Все агитационные и печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
    4.Избирательная комиссия Республики, а также окружные и участковые комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности.
    При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
    В случае совершения указанных нарушений Избирательная комиссия Республики вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок.
    Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
    1.Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.
    2.Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, в день голосования могут сохраняться на прежних местах.
    3.В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликования результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
  11. Глава VI.Финансирование выборов

  12. 1.Средства, выделенные из бюджета Республики на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Избирательной комиссии Республики немедленно по ее сформировании и распределяются ею между избирательными комиссиями по выборам депутатов Народного Собрания.
    2.Окружные избирательные комиссии представляют Избирательной комиссии Республики отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
    3.Избирательная комиссия Республики представляет Народному Собранию отчет о расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее трех месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован Избирательной комиссией Республики в изданиях, в которых подлежат опубликованию нормативные акты Народного Собрания, а также сообщен иным средствам массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Народное Собрание.
    1.Кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
    а) средств, выделенных кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
    б) собственных средств кандидата;
    в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;
    г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
    2.Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а в избирательный фонд территориального избирательного объединения - 30-кратного. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более чем в 1000 раз.
    3.Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.
    4.Кандидаты создавшие избирательные фонды в соответствии пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в установленный срок, представить Избирательной комиссии Республики и соответствующим окружным избирательным комиссиям отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы Избирательной комиссией Республики в средства массовой информации одновременно с представлением Избирательной комиссией Республики в Народное Собрание отчета о, расходовании средств в соответствии с пунктом 3 статьи 28 настоящего Закона.
    1.Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд кандидата, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается Избирательной окружной комиссией после регистрации кандидата.
    2.Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим их кандидатам или избирательным объединениям.
    3.Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательный фонд.
    4.Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу кандидат обязан представить в Избирательную комиссию Республики и соответствующую окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Избирательной комиссией Республики по согласованию с Министерством финансов Республики, а Избирательная комиссия Республики обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.
    5.Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.
  13. Глава VII.Голосование и определение результатов выборов

  14. 1.Помещения для голосования предоставляются в распоряжения участковых избирательных комиссий местной администрацией, если нет возможности использовать здание, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходящие здания у частных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.
    2.Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находится в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
    3.В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудован стенд с информацией о кандидатах баллотирующихся в избирательном округе, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, требуемых частью 1 статьи 23 настоящего Закона.
    1.Для выборов в Народное Собрание каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня устанавливается Избирательной комиссией Республики. Текст избирательного бюллетеня печатается только на одной стороне листа.
    2.Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в части 1 статьи 23 настоящего Закона, а также указание о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
    3.В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
    4.Избирательные бюллетени печатаются на русском языке, а в отдельных избирательных округах по решению Избирательной комиссии Республики - также на языках народов Республики. Если для избирательного участка изготавливаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на всех языках помещается в каждом бюллетене.
    5.Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению Избирательной комиссии Республики и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На избирательных бюллетенях ставится печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов.
    6.В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию Избирательной комиссии Республики вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые бюллетени.
    1.Голосование проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов по московскому времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.
    2.Избирателю, который в течении 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
    3.В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.
    4.Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
    5.Избирательный бюллетень выдается избирателям включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность.
    6.При получении избирательных бюллетеней член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности избирателя, а избиратель расписывается.
    7.Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
    8.В избирательном бюллетене для выборов депутатов Государственного Собрания избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов".
    9.Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
    10.Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
    11.Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии.
    Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования в помещениях для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение его волеизъявления.
    Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
    1.По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
    2.Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
    3.Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени раскладываются по фамилиям кандидатов в депутаты, зарегистрированных по округу.
    4.При подсчете голосов избирателей, прежде всего, отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате, либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием.
    5.При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании из подсчета исключаются.
    6.Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколах указываются:
    число зарегистрированных избирателей и число избирателей дополнительно внесенных в список;
    число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
    число избирательных бюллетеней выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
    число погашенных избирательных бюллетеней;
    число избирательных бюллетеней, поданных проголосовавшими досрочно;
    число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, избирателями, проголосовавшими на дому число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
    число действительных избирательных бюллетеней;
    число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
    фамилии, имена и отчества, а при их совпадении иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
    число голосов поданных за каждого кандидата;
    число голосов, поданных против всех кандидатов.
    6.В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели.
    7.После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
    8.Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляются в окружную избирательную комиссию.
    Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями со списками участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений, кандидатов, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
    9.По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
    1.На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    2.Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывается:
    число избирательных участков по округу;
    число избирательных участков, по которым даются сведения;
    число зарегистрированных избирателей и число избирателей дополнительно внесенных в список;
    число избирательных бюллетеней выданных избирателям;
    число избирательных бюллетеней выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
    число погашенных избирательных бюллетеней;
    число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
    число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому;
    число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
    число действительных избирательных бюллетеней;
    число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
    фамилии, имена и отчества, а при их совпадении иные данные о внесенных в избирательные бюллетени кандидатах;
    число голосов, поданных за каждого кандидата;
    число голосов, поданных против всех кандидатов.
    Окружная избирательная комиссия принимает одно из следующих решений:
    Избранным депутатом считается кандидат в депутаты получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что число голосов избирателей поданных за этого кандидата больше числа голосов избирателей поданных против всех кандидатов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат первым зарегистрировавшийся в окружной избирательной комиссии;
    ;
    признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
    признание выборов по избирательному округу не состоявшимися, если в выборах приняло участие меньше 30 процентов зарегистрированных избирателей.
    Окружная избирательная комиссия признает, что не один из кандидатов не избран депутатом, если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов больше числа голосов, поданных за кандидата, получивших наибольшее число голосов.
    3.Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. При подписании протокола члена окружной избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в Избирательную комиссию Республики.
    Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями со списками окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений кандидатов, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания ее работы.
    1.На основании протоколов окружных избирательных комиссий Избирательная комиссия Республики в течение 5 дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. В течение одного месяца со дня выборов Избирательная комиссия Республики публикует итоги голосования по всем избирательным округам в средствах массовой информации.
    2.Избирательная комиссия Республики признает недействительными выборы по отдельным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
    3.В избирательных округах, выборы в которых признаны не состоявшимися или недействительными, Избирательная комиссия Республики назначает новые выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Избирательная комиссия Республики может распорядиться о формировании в этих случаях новых окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.
    Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.
    Окружные избирательные комиссии, приводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов.
    Окружные избирательные комиссии публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующей окружной избирательной комиссии. Публикация должна быть осуществлена в течение месяца после окончания выборов.
    1.Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом Народного Собрания. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат, избранный депутатом Народного Собрания, в 3-дневный срок в письменном виде обязан сообщить в Избирательную комиссию Республики о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Народного Собрания.
    2.Избирательная комиссия Республики на основании протокола о результатах выборов в Народное Собрание не позднее чем через 5 дней после получения протоколов всех окружных избирательных комиссий официально оповещает об итогах выборов, производит регистрацию избранных депутатов Народного Собрания и выдачу им удостоверений об избрании при условии выполнения ими требований части 1 настоящей статьи.
  15. Глава VIII.Заключительные положения

  16. 1.В случае досрочного выбытия депутата Народного Собрания Избирательная комиссия Республики, при получении постановления Народного Собрания об освободившемся округе в течение 10 дней назначает в данном округе дополнительные выборы, назначает в течение трех последующих дней в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии с настоящим Законом. Если до окончания срока полномочий Народного Собрания остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся.
    Лица, путем насилия, обмана, угроз или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с Федеральными законами.
    Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования. С момента опубликования настоящего Закона утрачивает силу Закон "О выборах в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики" N 79 от 03.02.94 года.
    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
    НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
    КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    В.САВЕЛЬЕВ
    город Черкесск
    29 марта 1995 год
    N 32-XXI