Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 14 мая 2007 года № 24-РЗ

Об охране окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
27 апреля 2007 года
    В редакциях
  • от 06.05.2010 № 16-РЗ,
  • от 05.07.2011 № 34-РЗ,
  • от 17.12.2011 № 80-РЗ,
  • от 27.02.2012 № 25-РЗ.
    Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей Карачаево-Черкесской Республики в целях сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
    1.Законодательство Карачаево-Черкесской Республики в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", других федеральных законах, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики и состоит из настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Законы и иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, принимаемые в области охраны окружающей среды, должны соответствовать настоящему Закону.
    1.Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
    1) земли, недра, почвы;
    2) поверхностные и подземные воды;
    3) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
    4) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
    2.В соответствии с федеральным законодательством естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, подлежат охране в первоочередном порядке.
    3.Особой охране подлежат государственные природные заказники, памятники природы, природные парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
    1.Правовое регулирование в области охраны окружающей среды на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществляется законодательными актами, принимаемыми Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, и нормативными правовыми актами Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, принятыми в пределах их компетенции.
    2.Государственное управление в области охраны окружающей среды на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществляется Правительством Карачаево-Черкесской Республики непосредственно или специально уполномоченным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в рамках их компетенции, установленной настоящим Законом и нормативными актами, определяющими статус этих органов.
    3.Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и Правительством Карачаево-Черкесской Республики о передаче осуществления части полномочий в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, заключается в соответствии с федеральным законодательством.
    К полномочиям Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в области охраны окружающей среды относятся:
    1) принятие законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществление контроля за их исполнением;
    2) утратил силу.
    3) установление на территории Карачаево-Черкесской Республики административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
    Глава Карачаево-Черкесской Республики:
    1) издает указы и распоряжения по вопросам охраны окружающей среды на территории Карачаево-Черкесской Республики в рамках федерального и республиканского законодательства;
    2) вправе приостанавливать действие актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики, органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по вопросам охраны окружающей среды на территории Карачаево-Черкесской Республики в случае противоречия их Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции и законам Карачаево-Черкесской Республики и актам Главы Карачаево-Черкесской Республики до решения этого вопроса соответствующим судом.
    Правительство Карачаево-Черкесской Республики:
    1) участвует в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Карачаево-Черкесской Республики;
    2) участвует в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Карачаево-Черкесской Республики;
    3) издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам охраны окружающей среды;
    4) разрабатывает, утверждает и реализует республиканские целевые программы в области охраны окружающей среды;
    5) образует особо охраняемые природные территории республиканского значения;
    6) устанавливает нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
    7) устанавливает нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в целях охраны окружающей среды;
    8) утверждает перечень должностных лиц органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющих республиканский государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Карачаево-Черкесской Республики);
    9) организует и развивает систему экологического образования и формирования экологической культуры на территории Карачаево-Черкесской Республики;
    10) организует и осуществляет межмуниципальные программы и проекты в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
    11) координирует деятельность органов местного самоуправления в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды на территории Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии с федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики;
    12) обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды в пределах своих полномочий;
    12-1) участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Карачаево-Черкесской Республики, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
    13) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
    Орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющий функции в области охраны окружающей среды (далее по тексту - уполномоченный орган):
    1) осуществляет контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством;
    2) участвует в разработке проектов республиканских целевых программ в области охраны окружающей среды и принимает участие в их реализации;
    3) участвует в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на территории Карачаево-Черкесской Республики в соответствии со своей компетенцией;
    4) осуществляет республиканский государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
    5) обращается в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
    6) предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
    7) ведет учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется республиканский государственный экологический надзор;
    8) контролирует в установленном федеральным законодательством порядке поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
    9) ведет Красную книгу Карачаево-Черкесской Республики;
    10) осуществляет управление и контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
    11) участвует в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Карачаево-Черкесской Республики;
    12) организует проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории;
    13) регулирует другие вопросы в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.
    1.Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
    2.При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом заключений экологической экспертизы, а также с учетом мнения населения или результатов референдума в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
    3.Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав на благоприятную окружающую среду, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
    Экологическое образование и экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется в соответствии со своей компетенцией органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, общественными объединениями, республиканскими государственными средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
    1.Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
    2.Республиканские нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности могут вводиться при отсутствии федеральных либо в целях установления иных ограничений по сравнению с федеральными, но не ниже установленных, с учетом экологической обстановки на территории республики.
    3.Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природно-климатических и социально-экономических особенностей Карачаево-Черкесской Республики.
    4.Республиканские нормативы качества окружающей среды характеризуют безопасный уровень состояния окружающей среды на территории республики и используются для установления предельно допустимых нормативов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
    5.Разработка и утверждение республиканских нормативов качества окружающей среды и допустимого воздействия на окружающую среду осуществляются Правительством Карачаево-Черкесской Республики в порядке, предусмотренном действующим федеральным и республиканским законодательством.
    6.За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
    Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством.
    1.Защита окружающей среды в зонах экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики о зонах экологического бедствия и о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    2.Природоохранные и иные мероприятия по восстановлению и улучшению окружающей среды в зонах экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области охраны окружающей среды, а также иными органами и организациями в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством.
    1.Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
    2.Особо охраняемые природные объекты республиканского значения создаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
    3.Перечень территорий и объектов окружающей среды республиканского значения, подлежащих охране в первоочередном порядке или особой охране, устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с федеральным законодательством и образует природно-заповедный фонд Карачаево-Черкесской Республики.
    4.Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
    5.Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
    1.В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждается Красная книга Карачаево-Черкесской Республики. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
    2.Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания, а также порядок ведения Красной книги Карачаево-Черкесской Республики определяются законодательством в области охраны окружающей среды.
    1.Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждается Красная книга почв Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Порядок ведения Красной книги почв Карачаево-Черкесской Республики определяется в соответствии с законодательством об охране почв.
    3.Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяются законодательством.
    1.Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим функции в области охраны окружающей среды, в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
    2.Уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, участвующий в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязан направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
    1.Республиканский государственный экологический надзор осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики согласно его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
    2.В соответствии с федеральным законодательством к отношениям, связанным с осуществлением республиканского государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
    3.В соответствии с федеральным законодательством республиканский государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.
    4.В случае если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, республиканский государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
    1.Нарушения законодательства об охране окружающей среды влекут за собой привлечение виновных к дисциплинарной, имущественной, административной, уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
    2.Привлечение к ответственности не освобождает правонарушителей от устранения допущенных нарушений.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Президент
    Карачаево-Черкесской Республики
    М.А-А.БАТДЫЕВ город Черкесск
    14 мая 2007 года
    N 24-РЗ