Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 10 января 2008 года № 3-РЗ

О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Карачаево-Черкесской Республике отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики по организации осуществлению деятельности по опеке и попечительству

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
10 января 2008 года
    В редакциях
  • от 02.11.2009 № 48-РЗ,
  • от 02.12.2009 № 75-РЗ,
  • от 05.07.2011 № 34-РЗ,
  • от 25.07.2012 № 71-РЗ.
    Настоящий Закон разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и регулирует отношения по наделению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
    1.В соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, а именно:
    1) осуществляют выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства или патронажа, и учет граждан, над которыми установлена опека и попечительство;
    2) обращаются в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности гражданина, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
    3) осуществляют подбор лиц, желающих стать опекунами, попечителями и способных к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, принимают решения об установлении опеки, попечительства, о назначении опекуна, попечителя, а при отсутствии такой возможности об определении гражданина, признанного в судебном порядке недееспособным, в стационарное учреждение;
    4) назначают попечителя (помощника) совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
    5) осуществляют надзор и контроль за деятельностью опекунов, попечителей, управляющих имуществом подопечных, а также учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций, в которые помещены недееспособные или ограниченные в дееспособности граждане, а также за деятельностью попечителей (помощников) совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
    6) освобождают и отстраняют опекунов, попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
    7) осуществляют защиту прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, оказывают содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    8) дают разрешение опекунам совершать, а попечителям - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдачи его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
    9) дают предварительное разрешение родителям (иным законным представителям), управляющим имуществом несовершеннолетних, на расходование доходов несовершеннолетнего, в том числе доходов, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно;
    10) принимают меры по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
    11) дают согласие на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания;
    12) представляют интересы несовершеннолетних, а также недееспособных лиц и лиц, ограниченных в дееспособности, находящихся под опекой или попечительством, в том числе в судах, если действия опекунов или попечителей по представительству интересов подопечных противоречат законодательству или интересам подопечных, а также в случаях, когда опекуны или попечители не осуществляют защиту интересов подопечных;
    13) решают вопрос о раздельном проживании попечителей с несовершеннолетними подопечными;
    14) принимают решение, или готовят заключение в суд о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
    15) обращаются в суд с исками о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об отмене усыновления (удочерения) и другими исками и заявлениями о защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних. Дают заключения и участвуют в судебных заседаниях по данным вопросам в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
    16) дают согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством;
    17) дают разрешение на изменение фамилии и имени несовершеннолетним;
    18) представляют заключения в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, разрешают спорные вопросы между родителями (иными законными представителями) и родственниками по вопросам, касающимся воспитания детей;
    19) осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
    20) производят немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
    21) участвуют в предусмотренных законодательством случаях в судебных разбирательствах, а также в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу;
    22) предъявляют иски о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) при отсутствии соглашения между родителями об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд;
    23) обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения), а также осуществляют последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от формы их устройства;
    24) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
    25) обеспечивают разработку и реализацию плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей или нуждающегося в помощи государства;
    26) предоставляют сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в порядке и сроки, установленные действующим законодательством;
    27) осуществляют функции опекуна, попечителя в порядке и случаях, установленных законодательством;
    28) ведут учет граждан Российской Федерации, желающих усыновить (удочерить) ребенка (детей);
    29) в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей;
    30) представляют заключения в суд об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам ребенка, об отмене усыновления (удочерения), участвуют в судебных заседаниях по вопросам усыновления (удочерения) и его отмены;
    31) осуществляют подбор лиц, желающих взять ребенка (детей) в приемную семью и способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключения о возможности быть приемными родителями, заключают договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, принимают решение о досрочном расторжении указанного договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
    32) ведут учет усыновленных (удочеренных) детей, детей, в отношении которых установлена опека или попечительство, а также переданных на воспитание в приемную семью;
    33) проводят обследование условий жизни ребенка (детей), а также лица (лиц), претендующего (претендующих) на его (их) воспитание в предусмотренных законодательством случаях;
    34) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, приемных родителей, оказывают им необходимую помощь в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей;
    35) организуют разработку и реализацию программы подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;
    36) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних, а также их имущества;
    36.1) назначают и предоставляют единовременную выплату на ремонт жилого помещения, закрепленного на праве единоличной собственности либо на праве общей совместной собственности, либо на праве общей долевой собственности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    37) осуществляют иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством.
    Настоящим Законом отдельными государственными полномочиями наделяются органы местного самоуправления следующих муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики:
    Абазинский муниципальный район
    Адыге-Хабльский муниципальный район
    Зеленчукский муниципальный район
    Карачаевский муниципальный район
    Малокарачаевский муниципальный район
    Ногайский муниципальный район
    Прикубанский муниципальный район
    Урупский муниципальный район
    Усть-Джегутинский муниципальный район
    Хабезский муниципальный район
    Муниципальное образование города Черкесска
    Карачаевский городской округ
    Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики на неограниченный срок.
    1.Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право:
    1) на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики;
    2) на обеспечение отдельных государственных полномочий необходимыми материальными ресурсами;
    3) на получение разъяснений от уполномоченного органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
    4) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;
    5) принимать муниципальные правовые акты по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом;
    6) обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченного органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по устранению нарушений, допущенных при исполнении отдельных государственных полномочий, а также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики при осуществлении отдельных государственных полномочий.
    2.Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны:
    1) осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики;
    2) обеспечивать целевое, эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на осуществление отдельных государственных полномочий;
    3) исполнять письменные предписания уполномоченного органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий;
    4) предоставлять уполномоченному органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики необходимую информацию, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также с использованием выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;
    5) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики при осуществлении отдельных государственных полномочий.
    1.Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики имеют право:
    1) производить перераспределение субвенций между местными бюджетами и республиканским бюджетом в установленном порядке на основании отчетов исходя из фактических расходов и численности граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве;
    2) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и осуществлять контроль за их исполнением;
    3) оказывать через уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики методическую помощь органам местного самоуправления в организации их работы по осуществлению отдельных государственных полномочий;
    4) осуществлять через уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики контроль в осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;
    5) получать в установленном порядке от органов местного самоуправления необходимую информацию об использовании материальных ресурсов и финансовых средств на осуществление ими отдельных государственных полномочий, а также иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики обязаны:
    1) обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;
    2) осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием ими предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов;
    3) давать разъяснения и оказывать методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;
    4) оказывать содействие органам местного самоуправления в разрешении вопросов, связанных с осуществлением ими отдельных государственных полномочий, а также выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на очередной финансовый год в форме субвенций.
    2.Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, включают в себя расходы на оплату труда муниципальных служащих, обеспечивающих в органах местного самоуправления осуществление государственных полномочий (далее - муниципальные служащие) и расходы на материально-техническое обеспечение их деятельности.
    4.Сумма расходов на оплату труда муниципальных служащих рассчитывается исходя из среднего размера денежного содержания муниципальных служащих, исчисленного в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 15 ноября 2007 г. N 75-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике" и численности муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию переданных государственных полномочий.
    5.Расходы на материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных служащих включают в себя расходы по организации рабочего места муниципального служащего (канцелярские товары, услуги связи, аренда помещений), обеспечение транспортными услугами и командировочные расходы.
    6.Сумма расходов на материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных служащих рассчитывается исходя из следующего норматива:
    1) в муниципальном районе (городском округе) с численностью муниципальных служащих одна штатная единица - 30 тысяч рублей в год;
    2) в городе Черкесске - 50 тысяч рублей.
    Указанный норматив ежегодно увеличивается (индексируется) в соответствии с законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
    7.Годовой норматив финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении к настоящему Закону.
    8.Органам местного самоуправления запрещается использование финансовых средств, полученных на осуществление отдельных государственных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, на иные цели.
    9.Субвенции в случаях их нецелевого использования органами местного самоуправления, а также в случаях их не использования до 25 декабря текущего года в бесспорном порядке подлежат возврату в республиканский бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
    Правительство Карачаево-Черкесской Республики по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления при возникновении необходимости определяет перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии с настоящим Законом.
    Не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики квартальные и годовые отчеты об осуществлении отдельных государственных полномочий и об использовании выделенных финансовых средств на осуществление отдельных государственных полномочий по форме, устанавливаемой уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево- Черкесской Республики.
    1.Правительство Карачаево-Черкесской Республики через уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за осуществлением переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и использованием переданных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.
    2.Уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в соответствии с настоящим Законом является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в пределах своей компетенции имеют право издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и порядку их реализации, а также осуществлять контроль за их исполнением.
    1.Целью контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий (далее - контроль) является обеспечение соблюдения органами местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий требований законодательства Российской Федерации и законодательства Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Контроль осуществляется путем проведения проверок, запросов необходимых документов и информации об осуществлении отдельных государственных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Правительство Карачаево-Черкесской Республики контролирует осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также осуществляет контроль за использованием органами местного самоуправления финансовых и материальных средств, предоставленных им для осуществления отдельных государственных полномочий через Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
    5.В случае выявления нарушений органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления законодательства Карачаево-Черкесской Республики по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в пределах своих полномочий вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
    1.Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий может быть прекращено в случае вступления в силу федерального закона, закона Карачаево-Черкесской Республики, в связи с которыми реализация отдельных государственных полномочий становится невозможной.
    2.Осуществление отдельных государственных полномочий может быть прекращено, приостановлено законом Карачаево-Черкесской Республики по инициативе Главы Карачаево-Черкесской Республики в отношении одного или нескольких муниципальных образований по следующим основаниям:
    в случае неосуществления, ненадлежащего осуществления или невозможности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
    в случае выявления фактов нарушений органами местного самоуправления требований настоящего Закона;
    в случае нецелесообразности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
    по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Порядок возврата финансовых средств и материальных ресурсов, переданных органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется законом Карачаево-Черкесской Республики о прекращении или приостановлении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
    Органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики материальными и финансовыми средствами.
    Признать утратившими силу следующие Законы Карачаево-Черкесской Республики: Закон Карачаево-Черкесской Республики от 28 апреля 1998 года N 417-ХХII "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Карачаево-Черкесской Республике", Закон Карачаево-Черкесской Республики от 21 марта 2003 года N 15-РЗ "О внесении изменений в Республиканский закон "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Карачаево-Черкесской Республике", Закон Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2005 года N 92-РЗ "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Карачаево-Черкесской Республике".
    Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года и вводится в действие ежегодно законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на очередной финансовый год при условии, если законом Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики предусмотрено предоставление субвенций на осуществление переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий.
    Президент
    Карачаево-Черкесской Республики
    М.А.-А.БАТДЫЕВ
    город Черкесск
    января 2008 года
    3-РЗ