Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 27 сентября 1995 года № 26-XXII

О статусе депутата Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
07 сентября 1995 года
    В редакциях
  • от 18.06.1996 № 125-XXII,
  • от 29.09.1997 № 328-XXII,
  • от 31.07.2001 № 25-РЗ,
  • от 28.12.2001 № 54-РЗ,
  • от 08.01.2004 № 80-РЗ,
  • от 24.02.2004 № 88-РЗ,
  • от 04.03.2005 № 34-РЗ,
  • от 01.08.2006 № 65-РЗ,
  • от 14.11.2006 № 90-РЗ,
  • от 11.12.2006 № 107-РЗ,
  • от 21.06.2007 № 44-РЗ,
  • от 12.11.2007 № 70-РЗ,
  • от 11.07.2011 № 42-РЗ.
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральным законом) и Конституцией Карачаево-Черкесской Республики настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. Депутатом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики (далее - Депутат) является избранный в соответствии с действующим законодательством о выборах представитель народа, уполномоченный осуществлять в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, настоящим Законом и иными законами Карачаево-Черкесской Республики.
    Депутат признается должностным лицом, замещающим государственную должность Карачаево-Черкесской Республики.
    Статус Депутата определяется федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, настоящим Законом и другими законами Карачаево-Черкесской Республики.
    Депутату при осуществлении его депутатской деятельности обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации его прав и обязанностей, установленных Конституции Карачаево-Черкесской Республики, настоящим Законом, Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и другими нормативными актами республики.
    В своей деятельности Депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, настоящим Законом и другими законами Карачаево-Черкесской Республики, Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Срок полномочий Депутата начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.
    Полномочия Депутата прекращаются досрочно в случае:
    а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
    б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
    в) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным или ограничено дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    г) смерти депутата или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, либо безвесно отсутствующим;
    д) избрания его депутатом иных представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, назначения судьей, а также занятия депутатом иных государственных должностей Российской Федерации, иных государственных должностей Карачаево-Черкесской Республики, поступления на государственную или муниципальную службу, если иное не предусмотрено федеральным законом. Депутат обязан в течение одного месяца со дня наступления события, указанного в настоящем пункте, если иное не установлено федеральным законом, подать письменное заявление на имя Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики о сложении полномочий Депутата;
    е) вхождения депутата, осуществляющего свою деятельность на профессиональной постоянной основе, в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
    ж) роспуска Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 1 статьи 90 Конституции Карачаево-Черкесской Республики;
    з) принятия решения о самороспуске Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    и) вступления в силу решения Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики о неправомочности данного состава Депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
    к) роспуска Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
    л) выхода Депутата из депутатского объединения (фракции), в котором (которой) он состоит в соответствии с абзацем 4 статьи 6 настоящего Республиканского закона.
    м) утраты депутатом гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
    (п. "л"-"м" введены Законом КЧР от 14.11.2006 N 90-РЗ)
    Решение о прекращении полномочий Депутата в случаях, указанных в настоящей статье, принимается Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики и оформляется постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. В этих случаях полномочия прекращаются со дня, определяемого постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики о прекращении полномочий Депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий Депутата, а если это основание появилось в период между сессиями Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики - не позднее чем через три месяца со дня его появления.
    Полномочия Депутата в случаях, предусмотренных пунктами " ж", " к" настоящей статьи прекращаются со дня роспуска Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, в случае, предусмотренном пунктом "з" со дня самороспуска Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, в случае, предусмотренном пунктом "и" со дня вступления в силу решения Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики.
    Депутат имеет соответствующее удостоверение, являющееся документом, подтверждающим личность и полномочия депутата Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и нагрудный знак "Депутат Парламента Карачаево-Черкесской Республики", которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.
    Удостоверение Депутата является документом, дающим право беспрепятственно посещать все органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения, расположенные на территории республики в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
    Положение об удостоверении и нагрудном знаке Депутата, их образцы и описания утверждаются в порядке определенном постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Депутат имеет право работать на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.
    2.В случае если деятельность Депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, Депутат не вправе:
    а) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Карачаево-Черкесской Республики или государственные должности государственной службы Карачаево-Черкесской Республики, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом;
    б) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации;
    в) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации;
    г) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    д) использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий;
    е) получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные действующим законодательством вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортные расходы) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные Депутатом в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются республиканской собственностью и передаются Депутатом по акту соответственно в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Депутат, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    ж) выезжать в связи с осуществлением соответствующих полномочий за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
    з) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением соответствующих полномочий, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением соответствующих полномочий;
    и) участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому и уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
    3.В случае если владение Депутатом, осуществляющим свою деятельность на профессиональной постоянной основе, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    4.Депутат, являющийся на день начала срока соответствующих полномочий лицом рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работником органов прокуратуры, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудником Следственного комитета Российской Федерации, приостанавливает на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях.
    5.Депутаты, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракции), за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 4.1 статьи 4 Федерального закона. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 4.1 статьи 4 Федерального закона.
    Депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, депутаты, избранные в составе списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 10 статьи 27 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 июля 2006 г. N 46-РЗ "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Закон Карачаево-Черкесской Республики "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики"), а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 4.1 статьи 4 Федерального закона, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.
    6.Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный Депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
    7.Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 Федерального закона, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
    8.Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 Федерального закона, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
    9.Несоблюдение требований, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий. Замещение образовавшихся в этих случаях вакантных депутатских мандатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Карачаево-Черкесской Республики "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики".
    10.В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность фракции данной политической партии в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
    В случае прекращения деятельности политической партии, списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с частью 10 статьи 27 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики", в связи с ее ликвидацией или реорганизацией депутат, избранный в составе списка кандидатов такой политической партии, утрачивает права, предоставленные ему наравне с представителями фракций, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. С этого дня такой депутат вправе входить в ту или иную фракцию при условии соблюдения требования, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи.
    Формами депутатской деятельности Депутата являются:
    а) участие в заседаниях Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, его президиума фракции и депутатской группы в порядке, установленном Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    б) участие в работе комитетов, постоянных комиссий Народного Собрания в порядке, установленном Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    в) внесение законопроектов в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики;
    ;
    г) участие в выполнении поручения Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республикии его органов;
    д) участие в парламентских слушаниях;
    е) участие в депутатских проверках;
    ж) обращение с депутатским запросом;
    з) работа с избирателями;
    и) участие в работе депутатских объединений фракции и депутатской группы в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики;
    к) обращение с вопросом к должностным лицам на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, законами и другими нормативными актами Карачаево-Черкесской Республики.
    Депутат обязан поддерживать связь с избирателями своего округа.
    Депутат обязан принимать меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривать поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствовать в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; вести прием граждан; изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
    Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
    Принимая меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей, Депутат взаимодействует с органами государственной власти республики, с органами местного самоуправления, с политическими партиями и иными общественными объединениями.
    Депутату для работы с избирателями ежемесячно предоставляются три дня, в течение которых он освобождается от производственных или служебных обязанностей с сохранением заработной платы по месту работы.
    Депутату в его избирательном округе Главой администрации муниципального образования для осуществления полномочий депутата предоставляется отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями и выделяется для этого помещение, депутату предоставляется право и помещение для приема избирателей также по месту его работы.
    Главы администраций муниципального образования в пределах своих полномочий несут персональную ответственность за создание условий для нормальной деятельности депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и их помощников.
    Депутат обязан соблюдать правила депутатской этики, принятые Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.
    Ответственность за нарушение депутатами указанных правил устанавливается Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
  3. Глава 2.Основные гарантии депутатской деятельности

  4. Депутат имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики:
    а) законопроектов и поправок к ним в письменном виде;
    б) предложений о разработке и принятии новых законопроектов;
    в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы и нормативные акты республики, либо о признании этих законов и нормативных актов утратившими силу.
    Группа численностью не менее одной трети Депутатов может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции республики.
    Перечисленные в частях первой и второй настоящей статьи, законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики в установленном порядке.
    Порядок осуществления права законодательной инициативы Депутатом определяется Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, другими нормативными актами республики.
    Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, а также комитетом, постоянной комиссией, членом которого он является. По вопросам рассматриваемым Президиумом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, депутат, не избранный в его состав, пользуется правом совещательного голоса.
    Депутат фракции и депутатской группы реализует на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, фракции и депутатской группы соответствующих комитетов, комиссий предоставленные ему права в соответствии с Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Депутат обязан принимать личное участие в заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, фракции и депутатской группы, а также комитета, постоянной комиссии, членом которых он является.
    При невозможности присутствовать на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, комитета, постоянной комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом соответственно Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, руководителя фракции, депутатской группы, руководителя комитета, постоянной комиссии.
    Депутат вправе присутствовать на заседаниях Президиума Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики вправе направить парламентский запрос должностному лицу Карачаево-Черкесской Республики, а также руководителям расположенных на территории республики государственных органов и организаций, предприятий, учреждений и руководителям органов местного самоуправления по вопросам входящим в их компетенцию. Порядок принятия и рассмотрения парламентского запроса регламентируется Законом Карачаево-Черкесской Республики "О депутатском и парламентском запросах.
    Депутат, группа Депутатов вправе направить депутатский запрос любому должностному лицу Карачаево-Черкесской Республики, а также руководителям расположенных на территории республики государственных органов и организаций, предприятий, учреждений и руководителям органов местного самоуправления по вопросам входящим в их компетенцию. Порядок принятия и рассмотрения депутатского запроса регламентируется Законом Карачаево-Черкесской Республики "О депутатском и парламентском запросах.
    Депутат, группа Депутатов вправе обращаться с вопросом к Главе Карачаево-Черкесской Республики, Председателю Правительства, его заместителям, руководителям министерств, ведомств на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатам, группой Депутатов, что является основанием для приглашения соответствующего должностного лица республики.
    В случае, если приглашенное должностное лицо республики не имеет возможности прибыть на заседание Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ должностного лица республики доводится до сведения Депутатов председательствующим на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    По вопросам своей депутатской деятельности Депутат пользуется правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Карачаево-Черкесской Республике, органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, иных государственных органов находящихся на территории Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республики, а также находящихся на территории Карачаево-Черкесской Республики или зарегистрированных в Карачаево-Черкесской Республике организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
    Должностные лица, указанные в абзаце первом настоящей статьи, обязаны в двухдневный срок со дня поступления обращения Депутата о приеме принять Депутата либо согласовать с ним иное время приема.
    Депутат по предъявлении депутатского удостоверения имеет право беспрепятственно посещать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти по Карачаево-Черкесской Республике, органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, иные государственные органы находящиеся на территории Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике, присутствовать на заседаниях и совещаниях их коллегиальных органов, информация о которых официально распространена, а также беспрепятственно посещать находящиеся на территории Карачаево-Черкесской Республики или зарегистрированные в Карачаево-Черкесской Республике организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
    Депутат в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, а также документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Главой Карачаево-Черкесской Республики, иными республиканскими органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
    При обращении Депутата, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации должностные лица обеспечивают депутата консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документацию, независимо от степени их секретности, в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
    Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в республиканских государственных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые Депутатом по поручению Народного Собрания (Парламента) республики, комитета, постоянной комиссии Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, а также депутатских объединений в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, подлежат обязательному опубликованию и распространению через республиканские государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
    Депутат вправе для общего ознакомления размещать ежегодный доклад о своей деятельности на официальном сайте Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации, должностные лица республики, к которым обратился Депутат, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы или сведения безотлагательно.
    В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов и должностные лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата.
    Окончательный ответ представляется Депутату не позднее двадцати дней со дня получения обращения.
    Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения Депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.
    Вмешательство Депутата в деятельность органов дознания, следствия и судов не допускается.
    По требованию группы депутатов, а также по решению комитетов и комиссии Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики вправе назначить депутатскую проверку.
    Все государственные органы и должностные лица на территории республики должны оказывать содействие в проведении проверки; по требованию Депутата или депутатской комиссии, проводящих проверку, обязаны беспрепятственно предоставлять необходимые для изучения вопроса сведения и документы в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
    Результатом проверки является мотивированное заключение, решение по которому принимается на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Утратил силу.
    2.В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами.
    3.Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
    Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением своих полномочий.
    Абзац исключен.
    Срок полномочий Депутата, работающего в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики на профессиональной постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
    Депутату, работающему на профессиональной постоянной основе в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики по окончании срока его депутатских полномочий должна быть предоставлена прежняя работа (должность), с которой он перешел на государственную должность Карачаево-Черкесской Республики, либо предложена другая равноценная работа с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
    Депутату, работавшему в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики на профессиональной постоянной основе со дня следующего за днем истечения срока его полномочий, выплачивается средний заработок по ранее занимаемой государственной должности в период трудоустройства, но не более одного года.
    ;
    Депутату не позднее дня, следующего за днем истечения срока его полномочий, в случае неизбрания в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики нового созыва выплачивается единовременное денежное пособие в размере его ежемесячного денежного вознаграждения.
    Супруге (супругу) Депутата, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: место работы (службы), стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также на пенсию на льготных условиях и льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии либо работало (служило) в местности, которые предусматривают предоставление данной льготы.
    Депутату, не работающему на профессиональной постоянной основе при поступлении на государственную или муниципальную службу период исполнения им депутатских обязанностей засчитывается в стаж государственной или муниципальной службы.
    ;
    Освобождение Депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики. При этом требование каких-либо других документов не допускается.
    Официальное уведомление Депутату служит основанием для выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) за весь период освобождения.
    Все Депутаты, работающие в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики на профессиональной постоянной основе со дня избрания получают ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему, в соответствии с действующими нормативными актами.
    Депутату ежемесячно со дня избрания производятся компенсационные выплаты, связанные с осуществлением депутатской деятельности, размер которых устанавливается постановлением Президиума Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Ежемесячное денежное вознаграждение Председателю Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителю Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, председателю комитета, заместителю председателя комитета, Депутату, работающему на профессиональной постоянной основе, выплачивается со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или временного приостановления его службы, а средства по возмещению расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности - со дня его избрания.
    Депутатам, приезжающим для участия в работе заседаний Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, комитетов, постоянных комиссий возмещаются командировочные расходы в пределах норм, установленных законодательством, за счет средств, предусмотренных на содержание Народного Собрания республики.
    Депутату и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в город Черкесск для выполнения Депутатом его полномочий за счет средств, предусмотренных на содержание Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, а также расходы, связанные с их переездом к постоянному месту жительства Депутата по прекращению его депутатских полномочий.
    При переезде в город Черкесск Депутату и членам его семьи выплачивается единовременное денежное пособие, Депутату - в размере одного ежемесячного должностного оклада, каждому члену его семьи по 1/3 части указанного оклада.
    В случае роспуска Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии с Конституцией республики Депутат, работающий на постоянной основе, имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий.
    Депутату, работавшему на постоянной основе, который имеет трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия, которого прекращены в связи с роспуском Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации пенсионного возраста. При этом депутат имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.
    Депутату, работающему на профессиональной постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности в здании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи.
    Депутат, в связи с осуществлением им депутатских полномочий имеет право пользоваться всеми видами связи, которыми располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия (в том числе гостиницы), учреждения, организации на территории республики.
    Депутат пользуется правом внеочередного получения услуг связи.
    Все виды почтовых и телеграфных отправлений Депутата в связи с осуществлением им депутатских полномочий пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются вне очереди.
    Расходы Депутата по использованию средств связи предприятий, учреждений, организаций в связи с осуществлением депутатской деятельности возмещаются указанным организациям за счет республиканского бюджета в порядке, определенном статьей 31 настоящего Закона.
    Депутат в связи с осуществлением депутатских полномочий пользуется правом бесплатных телефонных переговоров со служебного телефона.
    Депутат на территории республики имеет право бесплатно пользоваться железнодорожным, автомобильным транспортом, а также право внеочередного приобретения проездных документов.
    По предъявлении удостоверения Депутата агентства гражданской авиации, билетные кассы железнодорожных вокзалов и станций обязаны вне очереди предоставлять Депутату билеты.
    Депутату для поездок при осуществлении депутатских полномочий на территории республики автотранспорт предоставляется соответствующими местными администрациями.
    Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение часа предоставлять Депутату отдельный номер с телефоном.
    Депутату, работающему в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики на постоянной основе, не имеющему в городе Черкесске жилой площади, по его заявлению предоставляется служебная жилая площадь, которую он обязан освободить не позднее одного месяца со дня прекращения работы, в Народном Собрании республики.
    Абзац исключен.
    Депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, может предоставляться за счет средств республиканского бюджета единовременная субсидия для осуществления расходов на приобретение жилого помещения на таких же условиях, которые предусмотрены для государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики.
    ;
    Расходы местных администраций, предприятий, учреждений, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности Депутата, оплачиваются за счет республиканского бюджета путем перечисления средств на счета соответствующих организаций с последующим их отнесением через Министерство финансов республики на смету расходов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Депутат вправе иметь помощников на общественных началах по работе в своем избирательном округе, количество которых определяется постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Помощником Депутата может быть только гражданин Российской Федерации.
    Депутат самостоятельно организует работу своих помощников, распределяет обязанности между ними, непосредственно руководит их деятельностью. По представлению Депутата помощнику депутата выдается удостоверение установленного образца. Удостоверение действительно до окончания срока полномочий Депутата.
    Депутат несет ответственность за деятельность помощника в рамках депутатской деятельности и в любое время может его заменить.
    Помощник Депутата выполняет его поручения во взаимоотношениях с избирателями, государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями на территории Карачаево-Черкесской Республики.
    ;
    В связи с выполнением должностных обязанностей помощник Депутата:
    а) проводит предварительный прием избирателей и иных лиц, а также ведет запись на прием к депутату;
    б) получает по поручению депутата в органах государственной власти республики, органах местного самоуправления, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях документы, в том числе получает вне очереди проездные документы, а также информационные и справочные материалы, необходимые для осуществления депутатской деятельности депутату;
    в) выезжает по поручению депутата в служебные командировки в пределах республики.
    Помощник Депутата имеет право:
    а) по письменной заявке депутата пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего избирательного округа;
    б) получать адресованные депутату почтовые и телеграфные отправления.
  5. Глава 3.Ответственность за невыполнение требований настоящего закона

  6. Не выполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений настоящего Закона, в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим Законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на депутатские запросы и обращения влекут ответственность, предусмотренную законодательством.
    Неправомерное воздействие на Депутата, членов его семьи и других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения депутатской деятельности или изменении ее характера, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
    Оскорбление Депутата, а равно клевета в отношении Депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
    Нарушение положений настоящего Закона, регулирующие вопросы депутатской неприкосновенности, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
  7. Глава 4.Заключительные положения

  8. Нормативные правовые акты Главы Карачаево-Черкесской Республики, Правительства Карачаево-Черкесской Республики, ведомственные нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение 2 месяцев со дня его вступления в силу.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Глава
    Карачаево-Черкесской Республики
    В.ХУБИЕВ
    город Черкесск
    27 сентября 1995 год
    N 26-XXII