Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 09 декабря 2003 года № 61-РЗ

Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
21 ноября 2003 года
    В редакциях
  • от 23.03.2004 № 103-РЗ,
  • от 02.12.2005 № 90-РЗ,
  • от 23.03.2006 № 21-РЗ,
  • от 26.07.2007 № 59-РЗ,
  • от 05.12.2007 № 81-РЗ,
  • от 12.01.2008 № 5-РЗ,
  • от 13.01.2009 № 92-РЗ,
  • от 10.06.2009 № 27-РЗ,
  • от 10.05.2010 № 18-РЗ,
  • от 08.08.2011 № 46-РЗ,
  • от 18.05.2012 № 43-РЗ,
  • от 25.07.2012 № 72-РЗ.
    Земли Карачаево-Черкесской Республики уникальны ценными природными ресурсами, составляющими основу жизни и деятельности ее жителей и должны гарантированно использоваться в интересах населения республики.
    Целью настоящего Закона является реализация полномочий Карачаево-Черкесской Республики, как субъекта Российской Федерации, в области земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
    Приоритетными направлениями земельной политики Карачаево-Черкесской Республики являются:
    - обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий;
    реализация прав жителей Карачаево-Черкесской Республики в области земельных отношений;
    - сочетание интересов республики, муниципальных образований республики и иных участников земельных отношений при принятии решений по вопросам регулирования земельных отношений;
    - сохранение земель сельскохозяйственного назначения, как основного средства производства в агропромышленном комплексе;
    - использование земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем;
    - сохранение традиционных форм казачьего землепользования.
  1. Глава I.Общие положения

  2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Регулирование земельных отношений осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики, настоящим законом, а также иными нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
    Правительство, иные органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права.
    На основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства Карачаево-Черкесской Республики органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
    Перевод земель из одной категории в другую осуществляется:
    - Правительством Карачаево-Черкесской Республики - в отношении земель, находящихся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;
    - органами местного самоуправления - в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
    Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
    До разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, за исключением земель, необходимых для федеральных нужд, осуществляется уполномоченным органом.
    Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики:
    - принимает законы Карачаево-Черкесской Республики в области земельных отношений;
    - устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики;
    - утратил силу.
    - устанавливает порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики или собственность на которые не разграничена при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений;
    - осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    Правительство Карачаево-Черкесской Республики:
    1) осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Карачаево-Черкесской Республики;
    2) резервирует земельные участки для государственных нужд Карачаево-Черкесской Республики;
    3) принимает решения по изъятию земельных участков для государственных нужд Карачаево-Черкесской Республики, в том числе путем выкупа, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;
    4) принимает решение о реквизиции земельных участков в соответствии со статьей 242 Гражданского кодекса Российской Федерации;
    5) устанавливает виды земель особо охраняемых территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики;
    6) устанавливает порядок оплаты и цену земельных участков, находящихся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках;
    7) устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики, для целей, не связанных со строительством, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений;
    8) устанавливает порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории в отношении земель, находящихся в государственной собственности;
    9) устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики;
    10) устанавливает категории работников организаций отдельных отраслей экономики Карачаево-Черкесской Республики, имеющих право на получение служебных наделов, и условия их предоставления;
    11) утверждает перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений по вопросам, связанным с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений;
    12) осуществляет также иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
    Республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, находящимися в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики (далее уполномоченный орган), в пределах полномочий, установленных Правительством Карачаево-Черкесской Республики:
    1) осуществляет от имени Карачаево-Черкесской Республики юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Карачаево-Черкесской Республики в области управления и распоряжения земельными ресурсами;
    2) участвует в разработке и выполнении республиканских программ по рациональному использованию и мониторингу земель, повышению плодородия почв, охране и учету земельных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики;
    3) осуществляет функции по приватизации земельных участков, переоформлению прав на земельные участки, выкупу земельных участков для государственных нужд Карачаево-Черкесской Республики и выступает арендатором земельных участков;
    4) выступает в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды при проведении торгов (конкурсов, аукционов);
    5) заключает договоры купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков;
    6) принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Карачаево-Черкесской Республики в области земельных отношений путем предъявления исков в суды и направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности;
    7) осуществляет от имени Карачаево-Черкесской Республики функции покупателя земель сельскохозяйственного назначения по поручению Правительства Карачаево-Черкесской Республики;
    8) формирует фонд перераспределения земель в соответствии с действующим законодательством;
    9) распоряжается землями из фонда перераспределения земель в соответствии с федеральным законодательством;
    10) осуществляет учет и распоряжается землями высокогорных отгонных пастбищ, находящихся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с действующим законодательством;
    11) принимает в исключительных случаях решения об уменьшении площадей орошаемых и осушенных земель, пашен, земель, используемых в товарном производстве, занятых ценными насаждениями (садами, эфирно-масличными культурами) и перевод их в менее ценные сельскохозяйственные угодья, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности;
    12) распоряжается земельными участками, предоставленными органам государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, Карачаево-Черкесским республиканским государственным унитарным предприятиям, Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятиям, республиканским автономным, бюджетным, казенным учреждениям, другим некоммерческим организациям, учрежденным органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, приватизированными предприятиями в случае прекращения их прав на земельные участки, а также их отказа от указанных земельных участков.
    Органы местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике:
    - управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
    - переводят земли, находящиеся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, из одной категории в другую в установленном порядке;
    - устанавливают и прекращают публичные сервитуты в общественных интересах;
    - резервируют земельные участки для муниципальных нужд;
    - устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений;
    - обеспечивают выбор и формирование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
    - устанавливают порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, устанавливают цену таких земельных участков:
    - устанавливают порядок проведения муниципального земельного контроля и осуществляют его;
    - утверждают результаты кадастровой оценки земель по первичным объектам оценки по представлению территориальных органов федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами;
    - устанавливают правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;
    - осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
    Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
  3. Глава II.Предоставление, резервирование, изъятие земель и переоформление прав на землю

  4. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование.
    Абзац исключен.
    Абзац исключен.
    Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:
    - изъятия земельных участков из оборота;
    - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
    - резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
    Предоставление земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
    Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, устанавливаемых Законом Карачаево-Черкесской Республики.
    Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
    Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность в случаях, установленных настоящим Законом, по цене 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
    Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.
    Решение о предоставлении в установленном порядке гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории республики вправе принимать соответственно Правительство Карачаево-Черкесской Республики или органы местного самоуправления.
    Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (аукционах, конкурсах) в соответствии с федеральным законодательством.
    Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется публикация сообщений о проведении торгов (аукционов, конкурсов) и (или) приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (аукционов, конкурсов), утверждается Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
    Предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства, производится соответственно решением Правительства Карачаево-Черкесской Республики или органа местного самоуправления без проведения торгов (аукционов, конкурсов).
    Уполномоченный орган или органы местного самоуправления при проведении конкурсов по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства или права их аренды для этой цели вправе устанавливать следующие требования:
    - абзац утратил силу.
    - строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
    соблюдение сроков строительства объектов недвижимости;
    благоустройство территории общего пользования;
    иные требования.
    Указанные требования сохраняются в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу.
    В случае не использования земельного участка, предоставленного для строительства, в течение трех лет права на него могут быть прекращены в порядке, установленном законодательством.
    Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и настоящим Законом, гражданам для выпаса скота и сенокошения.
    Земельные участки для выпаса скота и сенокошения предоставляются гражданам в краткосрочную аренду (до трех лет) без права выкупа.
    Земельные участки для указанных целей предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи населенных пунктов.
    Информация о земельных участках, расположенных на территории муниципального образования и предлагаемых для предоставления гражданам на определенных условиях, публикуется в установленный срок в средствах массовой информации, определенных перечнем, утверждаемым Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
    На земельных участках, предоставленных для целей, указанных в настоящей статье, разрешается размещение временных сооружений, необходимых для осуществления разрешенной деятельности (загонов, хозяйственных построек временного типа и других). При прекращении прав на указанные земельные участки, возведенные на них временные постройки, подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений.
    Процедуры и критерии предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для выпаса скота и сенокошения, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики или органами местного самоуправления, в соответствии с их компетенцией.
    Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
    Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
    В соответствии со статей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной в соответствии с действующим законодательством.
    Права на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам, удостоверяются документами, предусмотренными законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и земельным законодательством.
    Абзац утратил силу.
    При предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование или в аренду на срок менее одного года в решении о предоставлении земельного участка указывается предельный срок, в течение которого необходимо заключить соответствующий договор. В случае не заключения соответствующего договора в установленный срок решение о предоставлении земельного участка подлежит отмене.
    Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:
    - для ведения садоводства от 500 квадратных метров до 1500 квадратных метров;
    - для ведения огородничества от 500 квадратных метров до 5000 квадратных метров;
    - для ведения животноводства от 0,3 га до 1,0 га;
    - для ведения дачного строительства от 600 квадратных метра до 1500 квадратных метров;
    - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства от 0,5 га до 1,0 га.
    Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики, устанавливаются:
    для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства - равными минимальным размерам земельных участков, установленным для соответствующих целей предоставления в соответствии со статьей 12 настоящего Закона;
    для ведения личного подсобного хозяйства - равными максимальным размерам, установленным в муниципальных образованиях для ведения личного подсобного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляемых гражданам в собственность;
    для ведения индивидуального жилищного строительства - до 1500 квадратных метров.
    Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, указанных в статье 12 настоящего Закона, а также для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
    Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществляется:
    1.В случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
    2.В соответствии с настоящим Законом для целей ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, дачного строительства, ведения огородничества (по выбору гражданина) следующим категориям граждан, постоянно проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики:
    1) участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
    2) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    3) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
    4) гражданам-собственникам жилых домов и строений, приобретшим их, в том числе в порядке наследования у детей, супругов, родителей, родных братьев и сестер, в случаях, если указанные жилые здания и строения расположены на земельных участках, которые находились в фактическом пользовании лиц, совершивших их отчуждение до вступления в законную силу Закона СССР "О собственности СССР";
    5) гражданам, имеющим трех и более детей.
    3.В соответствии со статьей 29 настоящего Закона из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности следующим категориям граждан:
    - лицам, работавшим на 01.01.1992 в совхозах (колхозах), правопреемниками которых являются сельскохозяйственные организации;
    - пенсионерам вышеуказанных совхозов (колхозов) на 01.01.1992, в том числе получавшим пенсию по инвалидности, по случаю потери кормильца, по уходу за инвалидами и другие;
    - работникам совхоза (колхоза), временно отсутствовавшим на 01.01.1992, в связи с прохождением воинской службы или обучением в учебных заведениях в случае получения стипендии от совхоза (колхоза);
    - лицам, работавшим на 01.01.1992 в предприятиях и организациях здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, образовательных учреждений, располагавшихся в населенных пунктах, входивших в территорию сельскохозяйственной организации, за исключением населенных пунктов, являвшихся административными центрами районов. Под "территорией сельскохозяйственной организации" понимаются земли, находившиеся в пределах, определенных в документах об отводе земли, выданных до 01.01.1992.
    Лица, указанные в настоящем пункте, независимо от утраты правоспособности включаются в списки лиц, имеющих право на земельную долю.
    4.Граждане, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, имеют право приобрести земельный участок в собственность бесплатно однократно.
    Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться в случаях и порядке, определенных федеральным законодательством, соответственно Правительством Карачаево-Черкесской Республики или органами местного самоуправления.
    В решении о резервировании земель должны быть указаны цели и сроки резервирования земельных участков, общая площадь и категории земель. В случае резервирования ранее предоставленных земельных участков указываются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов.
    При резервировании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и свободных от прав граждан и юридических лиц, указанные земельные участки могут быть предоставлены в аренду на срок, не превышающий срок резервирования, для размещения временных объектов или целей, не связанных со строительством, в соответствии с категорией и разрешенным использованием земельных участков.
    Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Карачаево-Черкесской Республики и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, а из земель, находящихся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики или в муниципальной собственности, также для:
    - выполнения обязательств Карачаево-Черкесской Республики, в том числе международных, связанных с созданием, реконструкцией, расширением зданий, строений, сооружений и их комплексов, независимо от форм собственности, осуществляемыми за счет полного или частичного финансирования из средств республиканского бюджета;
    - обеспечения площадей, необходимых для лесоразведения и лесовосстановления;
    - образования особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
    Абзац утратил силу.
    Правительство Карачаево-Черкесской Республики, соответствующие органы местного самоуправления, в соответствии с их компетенцией и действующим законодательством, вправе принимать решение о необходимости изъятия, в том числе, путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
    В решении об изъятии земельных участков для государственных нужд Карачаево-Черкесской Республики и муниципальных нужд должны быть указаны цели изъятия земельных участков, общая площадь, категории земельных участков, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов, а также иные сведения, предусмотренные законодательством.
  5. Глава III.Особенности предоставления, изъятия и оборота земель сельскохозяйственного назначения

  6. Земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно в соответствии с целевым назначением для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с производством сельскохозяйственной продукции.
    Основу охраны земель сельскохозяйственного назначения составляет система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, недопущение необоснованного оборота, защиту земель от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель.
    Земельные участки из состава особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает среднерайонную кадастровую стоимость сельскохозяйственных угодий более чем на 60 процентов, подлежат включению в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
    Абзац исключен.
    1.Фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
    В фонд перераспределения земель в соответствии с федеральным законодательством могут включаться земли, относящиеся к собственности Российской Федерации, собственности Карачаево-Черкесской Республики и муниципальной собственности, а также земли, государственная собственность на которые не разграничена.
    2.Распоряжение земельными участками, находящимися в фонде перераспределения земель, осуществляется уполномоченными в соответствии с федеральным законодательством органами государственной власти и органами местного самоуправления.
    Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной основе для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи в соответствии с действующим законодательством.
    Земельные участки из земель фонда перераспределения могут предоставляться гражданам на безвозмездной основе в соответствии с пунктом 5 статьи 29 настоящего Закона.
    3.Использование земель указанного фонда осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
    Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
    Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
    Абзац исключен.
    Приватизации не подлежат находящиеся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые отгонными пастбищами.
    ;
    Минимальные размеры образуемых новых земельных участков, из земель сельскохозяйственного назначения и необходимых для осуществления эффективного и высокотехнического сельскохозяйственного производства с учетом целей их предполагаемого (разрешенного) использования, составляют:
    - для получения сельскохозяйственной продукции на открытых грунтах 0,23 га;
    - для получения сельскохозяйственной продукции на закрытых грунтах, в теплицах и оранжереях 0,23 га.
    При формировании земельного участка должно быть обеспечено соблюдение следующих требований законодательства Российской Федерации о землеустройстве:
    - пригодность земель для предполагаемого (разрешенного) использования;
    - недопущение создания недостатков в землепользовании (вклинивание, чересполосица, дальноземелье);
    - соблюдение условий выхода на дороги общего пользования для формируемых и существующих земельных участков.
    Размеры земельных участков, выделяемых в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, устанавливаются равными размерам землепользования единой оросительной сети. Собственники указанных земельных участков обязан участвовать в мероприятиях по содержанию единой оросительной системы в пригодном для использования техническом состоянии на основании договоров об использовании единой оросительной системы, заключаемых с собственником системы.
    Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
    В случаях, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и (или) статьи 21 настоящего Закона, такие земельный участок или доля должны быть отчуждены собственником.
    Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу указанного Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу указанного Федерального закона.
    Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.
    В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения Карачаево-Черкесской Республике преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.
    В случае, если при нарушении требований статьи 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и (или) статьи 21 настоящего Закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящей статьей, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязано в течение десяти дней в письменной форме известить об этом Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
    Правительство Карачаево-Черкесской Республики или уполномоченный орган в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и (или) статьи 21 настоящего Закона", обязаны обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (аукционах, конкурсах).
    В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должна приобрести Карачаево-Черкесская Республика по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
    1.Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
    2.Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    3.Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в Карачаево-Черкесской Республике устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    4.В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
    5.Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
    6.В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области земельных отношений.
    7.Уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области земельных отношений по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
    8.В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области земельных отношений в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством.
    9.Если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этих торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
    10.Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
    При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Карачаево-Черкесская Республика имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
    Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Правительство Карачаево-Черкесской Республики о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
    Извещение продавца земельного участка в трехдневный срок после получения направляется Правительством Карачаево-Черкесской Республики на рассмотрение уполномоченного органа. Решение уполномоченного органа о реализации преимущественного права покупки должно быть принято в трехдневный срок и незамедлительно направлено продавцу. Порядок рассмотрения извещений и принятия решений уполномоченным органом утверждается Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
    В случае, если Карачаево-Черкесская Республика откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в Правительство Карачаево-Черкесской Республики.
    При продаже земельного участка, по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным федеральным законодательством и настоящей статьей.
    Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.
    1.К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных статьями 12 , 13 , 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
    Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
    Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю, или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
    1.1.Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.
    2.В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
    3.Предусмотренные настоящей статьей сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.
    4.В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
    Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в газете "День Республики" и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
    В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
    5.В случае перехода права собственности на земельную долю к другому лицу внесение изменений в договор аренды земельного участка, в составе которого находится такая земельная доля, не требуется.
    1.Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
    2.Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
    3.Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
    4.Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
    5.Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
    6.Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 26.1 настоящего Закона.
    7.Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается Законом Карачаево-Черкесской Республики. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
    8.Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.
    1.Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.
    2.Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.
    3.Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
    4.Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков устанавливаются Законом Карачаево-Черкесской Республики.
    5.Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 26 настоящего Закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.
    Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.
    6.При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка, и если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.
    7.Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в газете "День Республики".
    8.Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:
    1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
    2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
    3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
    4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;
    5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним.
    9.Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
    10.Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в газете "День Республики".
    11.Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
    12.В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
    13.Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего эти возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, кадастровый номер исходного земельного участка. К этим возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке.
    14.Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.
    15.Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
    16.Кадастровые работы в отношении выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ. В результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания, вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на пять процентов.
    1.Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
    2.Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых со дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
    3.Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
    4.Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в газете "День Республики" и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
    5.Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
    6.Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
    7.С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
    8.Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
    В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
    Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.
    Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет.
    В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
    В случае если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
    Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
    Абзац утратил силу.
    В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики или муниципальной собственности, может быть предусмотрено, что передача земельного участка в субаренду осуществляется только с согласия арендодателя.
    Передача земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в аренду и субаренду не влечет изменения их разрешенного использования, в том числе изменения специализации сельскохозяйственного производства, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
    В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
    Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий устанавливается не менее 1 года, за исключением пастбищ и сенокосов, минимальный срок аренды которых составляет 6 месяцев.
    1.Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
    Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 4 , 5 настоящей статьи.
    2.Передача в аренду, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, перечень которых утверждается Правительством Карачаево-Черкесской Республики. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
    Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
    В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
    3.Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
    4.Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом Карачаево-Черкесской Республики, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
    Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти Карачаево-Черкесской Республики или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
    5.Земли сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного бессрочного пользования, в том числе земли, поступившие в фонд перераспределения земель в результате отказа указанных организаций от них, могут предоставляться бесплатно исключительно на праве общей долевой собственности гражданам, указанным в пункте 3 статьи 13 настоящего Закона.
    Перечень вышеуказанных сельскохозяйственных организаций устанавливается Правительством Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с действующим законодательством.
    В соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Карачаево-Черкесской Республики, орган государственной власти и (или) орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, принимает решение о передаче земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность граждан.
    Для составления списка лиц, имеющих право на земельную долю, органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками в пределах муниципального района (городского округа), создают комиссии в срок, установленный решением о передаче земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность граждан.
    Порядок формирования и полномочия комиссий, порядок, сроки принятия и рассмотрения ими заявлений граждан, претендующих на получение земельной доли, определяются типовым положением, утверждаемым Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
    Списки лиц, имеющих право на земельную долю, составляются комиссиями согласно заявлений, поданных в комиссию лицами, указанными в пункте 3 статьи 13 настоящего Закона или их наследниками, в течение трех месяцев со дня опубликования решения о передаче земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность граждан.
    6 . Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, для осуществления сельскохозяйственного производства, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
    При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
    7.Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.
    8.Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
    1.Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
    2.Участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную либо заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование на общем собрании участников долевой собственности.
    3.Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:
    1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;
    2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;
    3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
    4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;
    5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;
    6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
    7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;
    8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;
    9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.
    4.Уполномоченное общим собранием лицо подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, содержащего сведения о данном лице (фамилия, имя, отчество, паспортные данные), о видах действий, на совершение которых уполномочено данное лицо, и указание на срок, в течение которого данное лицо осуществляет переданные ему полномочия, или копией такого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. При этом срок осуществления полномочий не может быть более чем три года и данному лицу не может быть передано осуществление полномочий по вопросам, которые в соответствии с настоящей статьей могут быть решены на общем собрании участников долевой собственности.
    Уполномоченное общим собранием лицо обязано информировать участников долевой собственности об осуществлении переданных ему общим собранием участников долевой собственности полномочий.
    В случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.
    Полномочия, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть отозваны только по решению общего собрания участников долевой собственности.
    5.Участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 26 настоящего Закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.
    1.Земельной долей гражданина является доля в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
    2.Размер земельной доли гражданина не может быть более размера среднерайонной нормы, утвержденной министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, и определяется в следующем порядке:
    80 процентов общего количества сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокоса, пастбищ), определенного в гектарах, сельскохозяйственной организации делится на общее количество граждан, имеющих право на земельную долю согласно пункту 3 статьи 13 настоящего Закона.
    3.Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.
    4.В целях принятия решений о подсчете голосов участников долевой собственности размеры земельных долей должны быть определены единым способом в соответствии со следующими условиями:
    1) площадь земельного участка определяется как площадь, указанная в кадастровой выписке о таком земельном участке;
    2) при определении одним способом размеры земельных долей должны быть не менее чем размеры равноценных земельных долей, определенные другим способом. В случае, если такое соотношение размеров невозможно в отношении всех земельных долей, равноценность их определения обеспечивается за счет пропорционального уменьшения размеров невостребованных земельных долей;
    3) при определении единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий, используются коэффициенты, установленные Правительством Карачаево-Черкесской Республики;
    4) если размеры некоторых земельных долей определены в виде простой правильной дроби, размеры всех других земельных долей также должны быть определены в виде простой правильной дроби.
    1.Договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 указанного Федерального закона в течение срока установленного федеральным законодательством.
    2.Утратил силу.
    3.Приведение таких договоров аренды в соответствие с указанными правилами может осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.
    Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  7. Глава IV.Особенности правового режима земель особо охраняемых территорий

  8. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых территорий республиканского значения Правительство Карачаево-Черкесской Республики принимает решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, либо без изъятия и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
    Отнесение земель к землям особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется в соответствии с решением Правительства Карачаево-Черкесской Республики, в котором указываются категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых природных территорий, и их особый правовой режим. К решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав земель особо охраняемых природных территорий, с приложением планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей сервитутов. Установление на местности границ земель особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется на основании указанного решения.
    На землях особо охраняемых природных территорий республиканского значения запрещается:
    предоставление земельных участков для ведения садоводства;
    - строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;
    - движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
    - иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики.
    На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
    В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
    Отнесение земель к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского и местного значения осуществляется в соответствии с решением Правительства Карачаево-Черкесской Республики или органов местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Решение об отнесении земель к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов должно содержать описание границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
    Изменение границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны и уменьшение площадей земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов не допускается, за исключением случаев невозможности дальнейшего использования территорий для лечения и отдыха граждан в результате стихийных бедствий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.
  9. Глава V.Заключительные и переходные положения

  10. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
    Исполнительным органам государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органам местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.
    Президент
    Карачаево-Черкесской Республики
    М.А-А.БАТДЫЕВ
    город Черкесск
    9 декабря 2003 года
    N 61-РЗ