Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
05 июля 2002 года
В редакции
от 20.03.2006 № 13-РЗ.
Настоящий Республиканский закон устанавливает гарантии осуществления права работников на охрану труда, обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Глава I.Общие положения
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Законодательство Карачаево-Черкесской Республики об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, на Конституции Карачаево-Черкесской Республики, настоящем Республиканском законе, а также издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики.
Гарантии реализации права работников на охрану труда и нормативные требования по охране труда, установленные законодательными актами Карачаево-Черкесской Республики, не могут быть ниже гарантий и нормативных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере охраны труда.
Действие настоящего Республиканского закона распространяется на:
работодателей;
работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями;
членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
студентов, учащихся и учеников всех форм и видов обучения в период прохождения ими производственной практики;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.
Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов государственной власти Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органом по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов, способствующих достижению высокого уровня безопасности труда и предотвращению несчастных случаев на производстве, а также территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;
установление единых нормативных требований по условиям и охране труда, обязательных к исполнению для организаций, независимо от организационно-правовых форм;
государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов об условиях и охране труда;
общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;
взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны груда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
применение экономических санкций в целях соблюдения работодателями и работниками нормативных требований по охране труда;
обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;
обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;
подготовка и повышение квалификации специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда в организациях;
осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.
К полномочиям органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в области охраны труда относятся:
реализация государственной политики в области охраны труда на территории республики;
принятие законов и иных нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики об охране труда;
государственное управление охраной труда на территории республики;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработка и утверждение республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
определение расходов на охрану труда за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики;
разработка и осуществление мер экономической заинтересованности и работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
организация и осуществление государственной экспертизы условии труда, сертификации работ по охране труда в организациях;
передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;
другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в установленном порядке.
Глава II.Обеспечение прав работников на охрану труда
Каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, в том числе:
на рабочее место, защищенное от воздействия вредных, опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения этой опасности;
на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной зашиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда за счет средств работодателя;
на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия организации, цеха, участка, либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
компенсации, установленные законом, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;
на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;
личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда;
на защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.
Защита права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, гарантируется государством.
Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям охраны груда.
На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ с вредными и опасными для его жизни и здоровья условиями, не предусмотренными трудовым договором (контрактом), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае, когда предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отказ работника от выполнения работ в этом случае не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.
В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.
Перечень тяжелых работ или работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в порядке, установленном федеральным законодательством.
В случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам;
осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением с соответствующей оплатой;
устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;
создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.
Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установлением нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
Перевозка в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами организации либо за ее счет.
Глава III.Обеспечение охраны труда
Государственное управление охраной труда заключается:
в реализации государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда;
в координации работ по обеспечению надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики;
в содействии работодателям в организации обучения работников безопасным приемам труда, в проверке знаний правил, норм и инструкций по охране труда у работников организации.
Государственное управление охраной труда на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики и иными органами исполнительной власти республики по охране труда в пределах их полномочий. Распределение полномочий органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области охраны труда осуществляется Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
Исключен
Должностные лица органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления в области охраны труда при исполнении служебных обязанностей имеют право беспрепятственного посещения организаций всех форм собственности и доступа к необходимой информации.
Нормативные правовые акты в области охраны труда, утвержденные Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на всей территории Карачаево-Черкесской Республики.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду.
Комитет (комиссия) по охране груда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;
соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;
организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
режим труда и отдыха работников, установленный федеральным и республиканским законодательством;
приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производствах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников;
обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждений здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;
беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора, органам исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
обязательное социальное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, а также в случае медицинских противопоказаний;
расследование и учет в установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
периодическое, не реже чем один раз в пять лет проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
своевременную оплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушения законодательства об охране труда и нормативных правовых актов по безопасности и гигиене труда;
ежегодную разработку и реализацию программ по охране труда;
разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.
Работник обязан:
соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
своевременно проходить обучение и проверку знаний по охране труда:
проходить установленные медицинские осмотры.
Проектирование, строительство и реконструкция производственных объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда.
Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части первой настоящей статьи проектов требованиям охраны труда.
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
В случае использования новых или не применяемых в организации ранее вредных или опасных веществ работодатель обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.
Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Для всех поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан организовать и провести инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим.
Для лиц, поступающих на производство с вредными и опасными условиями труда, работодатель обеспечивает предварительное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и последующим периодическим переобучением и проверкой знаний требований охраны труда.
Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджета Карачаево-Черкесской Республики, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республиканским законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:
средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
В целях финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда и оздоровления работников в Карачаево-Черкесской Республике может создаваться республиканский фонд охраны труда.
Положение о фонде охраны труда Карачаево-Черкесской Республики и его Правление утверждаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
В отраслях экономики, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
Средства, направляемые в фонды охраны труда, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий и охраны труда. Запрещается использование средств фондов охраны труда не по назначению.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Глава IV.Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в Карачаево-Черкесской Республике осуществляется Государственной инспекцией труда в Карачаево-Черкесской Республике, которая является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости и осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством.
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется также иными федеральными органами исполнительной власти на территории республики, которым предоставлено право осуществлять, функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.
Государственная экспертиза условий труда на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, ведающими вопросами охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
(в ред Закона КЧР от 20.03.2006 N 13-РЗ)
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организаций;
принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве;
защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда;
осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
В случаях, когда производственная деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанная деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителя Государственной инспекции труда по Карачаево-Черкесской Республике и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.
Решение о ликвидации организации или ее структурного подразделения принимается судом в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Глава V.Заключительные положения
Признать утратившими силу:
Закон Карачаево-Черкесской Республики N 200-XXII от 8 декабря 1996 года "Об охране труда в Карачаево-Черкесской Республике";
Закон Карачаево-Черкесской Республики N 592-XXII от 12 февраля 1999 года "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "Об охране труда в Карачаево-Черкесской Республике".
Предложить Президенту Карачаево-Черкесской Республики и поручить Правительству Карачаево-Черкесской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Республиканским законом.
Настоящий Республиканский закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Карачаево-Черкесской Республики
В.М.СЕМЕНОВ
город Черкесск
17 июля 2002 года
N 29-РЗ