Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 12 февраля 1999 года № 576-XXII

О Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
22 января 1999 года
    В редакциях
  • от 17.10.2000 № 24-РЗ,
  • от 24.07.2001 № 21-РЗ,
  • от 22.12.2003 № 73-РЗ,
  • от 21.06.2004 № 10-РЗ,
  • от 25.10.2004 № 36-РЗ,
  • от 12.01.2005 № 15-РЗ,
  • от 19.12.2005 № 101-РЗ,
  • от 17.04.2006 № 32-РЗ,
  • от 19.07.2006 № 56-РЗ,
  • от 14.11.2006 № 86-РЗ,
  • от 05.12.2007 № 77-РЗ,
  • от 25.07.2008 № 62-РЗ,
  • от 25.07.2008 № 64-РЗ,
  • от 13.03.2009 № 20-РЗ,
  • от 10.06.2009 № 24-РЗ,
  • от 12.01.2010 № 7-РЗ,
  • от 21.06.2010 № 37-РЗ,
  • от 29.07.2010 № 46-РЗ,
  • от 09.12.2010 № 73-РЗ,
  • от 31.12.2010 № 85-РЗ,
  • от 17.01.2011 № 2,
  • от 22.04.2011 № 12-РЗ,
  • от 05.07.2011 № 36-РЗ,
  • от 10.08.2011 № 53-РЗ,
  • от 15.11.2011 № 66-РЗ,
  • от 18.05.2012 № 32-РЗ,
  • от 28.06.2012 № 61-РЗ,
  • от 25.07.2012 № 66-РЗ.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим высшим законодательным и представительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
    Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики на основании полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, осуществляет:
    1) правовое (законодательное) регулирование вопросов ведения Карачаево-Черкесской Республики как субъекта Российской Федерации, а также вопросов совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики;
    2) контрольные функции по предметам ведения Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    3) взаимодействие с представительными органами местного самоуправления;
    4) привлечение населения, общественных объединений к управлению республикой.
    Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики.
    Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики принимает законы по вопросам ведения Карачаево-Черкесской Республики, а также в соответствии с Конституцией Российской Федерации, по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
    Принимаемые Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики законы, постановления и иные правовые нормативные акты по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией учитывают специфику Карачаево-Черкесской Республики и не могут противоречить федеральному законодательству.
    1.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, осуществляя законодательную власть, действует в пределах своих полномочий самостоятельно, взаимодействуя с исполнительной и судебной ветвями власти, исходя из принципа разделения властей, их равнозначности и в интересах населения республики.
    2.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики создает в соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики правовые основы деятельности Глава Карачаево-Черкесской Республики и исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Объем вопросов и порядок взаимодействия Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики с Главой Карачаево-Черкесской Республики, Правительством Карачаево-Черкесской Республики определяются Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и законами Карачаево-Черкесской Республики.
    4.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики вправе обратиться к Главе Карачаево-Черкесской Республики, органам исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в правовые акты Главы Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Карачаево-Черкесской Республики с запросом о соответствии указанных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики соответственно.
    5.Споры между Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики и Правительством Карачаево-Черкесской Республики по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики, либо в судебном порядке.
    6.Глава Карачаево-Черкесской Республики определяет количество и назначает своих представителей в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, которые представляют Главу Карачаево-черкесской Республики по вопросам его ведения, участвуют, с правом совещательного голоса, в заседаниях (открытых и закрытых) Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, его комитетов.
    7.На заседаниях Правительства Карачаево-Черкесской Республики вправе присутствовать депутаты Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики либо по поручению Парламента или его председателя работники аппарата Народного Собрания республики.
    8.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики направляет Главе Карачаево-Черкесской Республики планы законопроектной работы и проекты законов Карачаево-Черкесской Республики.
    8
    . Глава Карачаево-Черкесской Республики и Правительство Карачаево-Черкесской Республики как субъекты права законодательной инициативы оказывают содействие Народному Собранию (Парламенту) республики в формировании законодательной базы республики.
    Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики обеспечивает гарантии развития и деятельности органов местного самоуправления на территории республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, федеральным и республиканским законодательством и настоящим Законом.
    1.Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, Гдаве Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики и представительным органам местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации.
    2.Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Карачаево-Черкесской Республики, Верховному суду Карачаево-Черкесской Республики, Арбитражному суду Карачаево-Черкесской Республики, Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики, Уполномоченному по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике и Республиканскому совету профессиональных союзов по вопросам их ведения.
    3.Проекты законов вносятся в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики.
    4.Законопроекты, внесенные в Народное Собрание Главой Карачаево-Черкесской Республики, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
    1.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, гербовую печать, штамп, бланки и другие реквизиты с государственной символикой республики.
    2.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
    3.Расходы на обеспечение деятельности Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики предусматриваются в бюджете Карачаево-Черкесской Республики отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
    Управление и (или) распоряжение Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета Карачаево-Черкесской Республики в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета Карачаево-Черкесской Республики не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и (или) депутатов. При этом полномочия Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики по осуществлению контроля за исполнением бюджета Карачаево-Черкесской республики не ограничиваются.
  3. Глава II.Структура и организационные основы деятельности

  4. Народного Собрания (Парламента)
    Карачаево-Черкесской Республики
    1.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Карачаево-Черкесской Республики и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики. Порядок избрания депутатов определяется федеральным законодательством и республиканским законом о выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики состоит из 50 депутатов, избираемых сроком на пять лет.
    депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики избираются по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
    Депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракции), за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 2.1 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи.
    Депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам, депутаты, избранные в составе списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с пунктом 10 статьи 27 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 июля 2006 г. N 46-РЗ "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Закон Карачаево-Черкесской Республики "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики"), а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.
    Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии пунктом 10 статьи 27 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики", наравне с представителями фракций должно предоставляться право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, право на выступление в указанном органе, получение и распространение материалов и документов, участие в работе органа, осуществляющего предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Порядок реализации указанных прав устанавливается Законом Карачаево-Черкесской Республики "О статусе депутата Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики" и Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    2.1.В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
    В случае прекращения деятельности политической партии, списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с пунктом 10 статьи 27 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики", в связи с ее ликвидацией или реорганизацией депутат, избранный в составе списка кандидатов такой политической партии, утрачивает права, предоставленные ему наравне с представителями фракций, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. С этого дня такой депутат вправе входить в ту или иную фракцию при условии соблюдения требования, предусмотренного пунктом 1.2 статьи 12 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
    3.Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе составляет 26 человека.
    Не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с пунктом 10 статьи 27 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики", должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
    Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики собирается на свое первое заседание на пятнадцатый день после избрания. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики правомочно при избрании не менее двух третей от числа депутатов, установленного Конституцией Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Первое заседание Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики открывает председатель Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики. На первом заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики до избрания Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики председательствует старейший по возрасту депутат.
    3.Днем избрания депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики считается день официального опубликования Избирательной комиссией Карачаево-Черкесской Республики списка избранных депутатов.
    4.Полномочия Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики прежнего созыва прекращаются в день первого заседания Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики нового созыва.
    1.Основной формой работы Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики являются заседания, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и республиканским законодательством.
    2.Заседания Народного Собрания (Парламента) созываются Президиумом, Председателем Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики не реже одного раза в три месяца.
    Внеочередные заседания Народного Собрания (Парламента) созываются по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов, а также Председателя Народного Собрания (Парламента) и Главы Карачаево-Черкесской Республики.
    Заседания Народного Собрания (Парламента) являются, как правило, открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики. Случаи проведения закрытых заседаний могут быть предусмотрены также Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Заседание Народного Собрания (Парламента) правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов.
    4.Порядок созыва и проведения заседаний Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики определяется Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Политические партии, не представленные в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Вопросы, рассматриваемые на таком пленарном заседании, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в пленарном заседании указанных политических партий определяется Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    2.На пленарное заседание, указанное в пункте 1 настоящей статьи, приглашаются представители всех политических партий, не представленных в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, независимо от того, действуют ли на территории Карачаево-Черкесской Республики региональные отделения таких политических партий. Неучастие политической партии в соответствующем пленарном заседании не является основанием для проведения дополнительного пленарного заседания с ее участием.
    3.Решение об участии политической партии, не представленной в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, в пленарном заседании, указанном в пункте 1 настоящей статьи, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени политической партии на соответствующем пленарном заседании, принимается коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или коллегиально постоянно действующим органом регионального отделения этой политической партии, на основании устава политической партии, в соответствии с федеральным законодательством.
    Протокол заседания Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики составляется на основе стенограммы заседания и подписывается председательствующим на сессии.
    1.Конституция Карачаево-Черкесской Республики и поправки к ней принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Законы Карачаево-Черкесской Республики принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом и Конституцией Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом и Конституцией Карачаево-Черкесской Республики.
    4.Проект закона Карачаево-Черкесской Республики рассматривается Народным Собранием (Парламентом) не менее чем в двух чтениях.
    Решение о принятии либо об отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    5.Порядок принятия решений Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики об утверждении повестки дня заседания и по процедурным вопросам устанавливается Регламентом Народного Собрания (Парламента).
    1.Законы, принятые Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, направляются для обнародования Главе Карачаево-Черкесской Республики в течение пяти рабочих дней.
    2.Глава Карачаево-Черкесской Республики обязан обнародовать конституцию, закон Карачаево-Черкесской Республики, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в срок, не превышающий 14 календарных дней с момента поступления указанного закона. Порядок обнародования конституции, закона Карачаево-Черкесской Республики устанавливается Конституцией и законом Карачаево-Черкесской Республики.
    В случае отклонения закона Карачаево-Черкесской Республики Главой Карачаево-Черкесской Республики отклоненный закон возвращается в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
    3.В случае отклонения Главой Карачаево-Черкесской Республики указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
    4.Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, то Глава Карачаево-Черкесской Республики в течение пяти рабочих дней обязан его обнародовать. В случае принятия закона в измененной редакции он рассматривается как вновь принятый закон.
    5.Конституция и законы Карачаево-Черкесской Республики вступают в силу после их официального опубликования.
    Законы и иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
    6.Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция и законы Карачаево-Черкесской Республики подлежат государственной защите на территории Карачаево-Черкесской Республики.
    Порядок внесения, подготовки и рассмотрения вопросов на заседание Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, голосования и других вопросов организации работы Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и его органов, а также ответственность депутатов за неучастие в работе Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики без уважительных причин определяются законом Карачаево-Черкесской Республики и Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Работу Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики организует его Председатель.
    2.Председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики избирается на заседании из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от числа избранных депутатов Народного Собрания (Парламента).
    3.Порядок внесения предложений об избрании, отзыве или освобождении Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от должностных обязанностей определяется Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    4.Председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики:
    а) представляет Народное Собрание (Парламент) в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, представителями общественности, в том числе иностранных государств;
    б) созывает очередные и внеочередные заседания Народного Собрания (Парламента), информирует депутатов и население о времени и месте проведения заседания, проекте повестки дня заседания;
    в) осуществляет общее руководство подготовкой заседаний Народного Собрания (Парламента) и вопросов, вносимых на рассмотрение Народного Собрания (Парламента);
    г) ведет заседания Народного Собрания (Парламента), обеспечивает соблюдение Регламента Народного Собрания (Парламента);
    д) координирует деятельность комитетов и комиссии Народного Собрания (Парламента), депутатских объединений, ведает внутренним распорядком работы Народного Собрания (Парламента);
    е) подписывает постановления Народного Собрания (Парламента), Президиума Народного Собрания (Парламента), протоколы заседаний Народного Собрания (Парламента) и его Президиума, а также иные документы Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    ж) руководит кадровой политикой аппарата Народного Собрания (Парламента), осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата;
    заказывает содействие депутатам Народного Собрания (Парламента) в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
    и) дает поручения комитетам и комиссии во исполнение законов Карачаево-Черкесской Республики и решений Народного Собрания (Парламента);
    к) от имени Народного Собрания (Парламента) подписывает исковые заявления и иные документы, направляемые в суды;
    л) применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников Народного Собрания (Парламента);
    м) руководит работой аппарата Народного Собрания (Парламента) в соответствии с Положением об аппарате Народного Собрания (Парламента), утверждаемом Президиумом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    н) организует в Народном Собрании (Парламенте) прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
    о) вносит на рассмотрение Президиума Народного Собрания (Парламента) предложения о назначении и освобождении от должности руководителей структурных подразделений аппарата Народного Собрания (Парламента);
    п) является распорядителем средств республиканского бюджета, выделенных на обеспечение деятельности Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    р) решает иные вопросы в соответствии с действующим законодательством и решениями Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    5.По вопросам своей компетенции Председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики издает распоряжения.
    1.Заместитель (заместители) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики избирается тайным голосованием на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики из числа депутатов на срок полномочий Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Кандидат считается избранным если в результате голосования он получил более половины голосов от числа избранных депутатов Народного Собрания (Парламента). Кандидатура (кандидатуры) заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) представляется Председателем Народного Собрания (Парламента).
    2.Число заместителей Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики определяется Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики очередного созыва самостоятельно.
    3
    . Заместитель (заместители) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики координирует деятельность комитетов и комиссии Народного Собрания (Парламента), решает иные вопросы внутреннего распорядка деятельности Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Регламентом Народного Собрания (Парламента) и распределением обязанностей между заместителями Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Заместитель Председателя Народного Собрания (Парламента) по поручению Председателя Народного Собрания (Парламента) замещает Председателя Народного Собрания (Парламента) в его отсутствие, а также по его поручению ведет заседания Народного Собрания (Парламента).
    Статья 17.1 Досрочное прекращение полномочий Председателя Народного Собрания (Парламента), заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики
    1.Полномочия Председателя, заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) прекращаются немедленно в случае:
    а) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
    б) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
    в) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
    г) избрания (назначения) на должность, несовместимую со статусом депутата Народного Собрания (Парламента);
    д) досрочного прекращения полномочий Народного Собрания (Парламента) в случае самороспуска, роспуска Народного Собрания (Парламента) по решению Президента Российской Федерации либо по решению Главы Карачаево-Черкесской Республики по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, вступления в законную силу решения Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики о неправомочности данного состава депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
    е) его отзыва избирателями в порядке, установленном законом Карачаево-Черкесской Республики;
    ж) его смерти.
    з) несоблюдения предусмотренных федеральным законодательством ограничений, связанных с депутатской деятельностью.
    2.Полномочия Председателя Народного Собрания (Парламента), заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) прекращаются досрочно по решению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в случае:
    а) добровольного сложения полномочий Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    б) его отзыва депутатами Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики о досрочном прекращении полномочий Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в связи с добровольным сложением полномочий принимается на основании письменного заявления Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, на заседании Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    В случае непринятия Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики постановления по данному вопросу Председатель, заместитель (заместители) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев со дня подачи заявления.
    4.Отзыв Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики может быть возбужден по инициативе не менее одной трети от числа избранных депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    5.Вопрос об отзыве Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики подлежит предварительному рассмотрению в каждом комитете Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    6.Вопрос об отзыве Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики может быть включен в повестку дня заседания Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики не ранее чем через две недели после возбуждения вопроса об отзыве Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Инициатива об отзыве должна быть мотивирована соответствующими доводами о невозможности дальнейшего исполнения Председателем Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителем (заместителями) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики своих полномочий.
    7.При рассмотрении вопроса об отзыве Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики ему должно быть предоставлено слово для выступления.
    8.Решение об отзыве Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики принимается тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и оформляется постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики формирует Президиум Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в составе Председателя Народного Собрания (Парламента), заместителя (заместителей) Председателя Народного Собрания, председателей постоянных комитетов и комиссий Народного Собрания (Парламента), а также других депутатов, избираемых сессией Народного Собрания (Парламента) с учетом национального представительства. Количественный состав Президиума Народного Собрания (Парламента) определяется Народным Собранием (Парламентом).
    Президиум Народного Собрания подотчетен Народному Собранию (Парламенту).
    2.Президиум возглавляет Председатель Народного Собрания (Парламента).
    3.Президиум Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики:
    а) созывает очередные и внеочередные заседания Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики;
    б) формирует проект повестки дня заседания Народного Собрания (Парламента);
    в) координирует деятельность постоянных комитетов и комиссий;
    г) принимает решение о проведении парламентских слушаний;
    д) награждает Почетной грамотой Президиума Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    е) решает иные вопросы организации работы Народного Собрания (Парламента) по поручению сессии Народного Собрания (Парламента).
    4.Президиум Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в период между сессиями Народного Собрания (Парламента) в случае необходимости может принимать постановления по вопросам, входящим в компетенцию Народного Собрания (Парламента) с последующим представлением их на утверждение Народного Собрания (Парламента).
    5.Решения Президиума Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики оформляются постановлениями.
    Постановления принимаются большинством голосов от общего количества членов Президиума.
    6.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики вправе отменить любое постановление Президиума.
    7.По истечении срока полномочий Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики Президиум Народного Собрания (Парламента) сохраняет свои полномочия до образования Народным Собранием (Парламентом) нового состава Президиума.
    1.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, осуществления контрольных полномочий, избирает из числа депутатов комитеты, комиссии с учетом национального представительства.
    2.Количество комитетов (комиссий) устанавливается Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики с учетом основных направлений его деятельности.
    3.Комитеты (комиссии) Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики:
    а) организуют проведение парламентских слушаний,
    б) осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, отнесенных к ведению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, комитета (комиссии);
    в) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, внесенным в Народное Собрание (Парламент) субъектами права законодательной инициативы;
    г) дают заключения и предложения по соответствующим разделам бюджета Карачаево-Черкесской Республики;
    д) контролируют соблюдение и исполнение правовых актов, принимаемых Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики;
    е) решают иные вопросы в соответствии с республиканскими законами, Регламентом Народного Собрания (Парламента) и Положением о комитетах и комиссии.
    4.Для организации работы и руководства деятельностью комитета (комиссии) Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики из числа членов комитета (комиссии) на срок полномочий комитета (комиссии) избирает открытым голосованием председателя и заместителя председателя комитета (комиссии), осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
    4.1.Заместитель председателя комитета (комиссии) Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики может осуществлять свою деятельность как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности, на общественных началах.
    Заместитель председателя комитета (комиссии) Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, работающий на общественных началах, избирается на заседании комитета (комиссии) по предложению председателя комитета (комиссии).
    5.Председатель и заместитель председателя комитета (комиссии) Народного Собрания (Парламента) подотчетны Народному Собранию (Парламенту) и комитету (комиссии) и могут быть переизбраны досрочно по основаниям, предусмотренным для досрочного прекращения полномочий Председателя и заместителя Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    6.Порядок избрания председателя и заместителя председателя комитета (комиссии) Народного Собрания (Парламента), полномочия и порядок досрочного прекращения их полномочий устанавливается Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    7.Комитеты (комиссия) по вопросам своего ведения принимают решения, носящие рекомендательный характер.
    1.Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, оказания помощи депутатам, постоянным комитетам и комиссиям, депутатским объединениям образуется аппарат Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Аппарат Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики функционирует на основе действующего федерального и республиканского законодательства и утверждаемого Положения об аппарате Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Структура, штаты, размер оплаты и условия технического обеспечения работников аппарата Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, а также расходы на его содержание определяются Президиумом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в пределах сметы расходов на обеспечение деятельности Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    4.Работники аппарата Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики состоят на государственной гражданской службе Карачаево-Черкесской Республики.
  5. Глава III.Компетенция народного собрания

  6. Карачаево-Черкесской Республики
    К ведению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики относятся:
    1) принятие Конституции Карачаево-Черкесской Республики и поправок к ней, законов и иных нормативных правовых актов по предметам ведения Карачаево-Черкесской Республики, а также, в соответствии с федеральным законодательством по предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики внесение в них изменений и дополнений, контроль за их соблюдением и исполнением;
    2) официальное толкование законов Карачаево-Черкесской Республики;
    3) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Карачаево-Черкесской Республики и предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики в пределах полномочий Карачаево-Черкесской Республики;
    4) назначение выборов в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, выборов Главы Карачаево-Черкесской Республики и назначение голосования по отзыву Главы Карачаево-Черкесской Республики;
    5.3) заслушивание ежегодных отчетов Главы Карачаево-Черкесской Республики о результатах деятельности Правительства Карачаево-Черкесской Республики, в том числе по вопросам, поставленным Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики;
    6
    ) установление системы исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;
    7
    ) избрание, назначение, дача согласия на назначение должностных лиц, в соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики;
    8
    ) принятие решения о недоверии (доверии) Главе Карачаево-Черкесской Республики, а также решения о недоверии (доверии) Председателю Правительства Карачаево-Черкесской Республики;
    9
    ) назначение мировых судей;
    10
    ) назначение на должность судей Конституционного суда Карачаево-Черкесской Республики;
    11
    ) установление порядка проведения выборов в Народное Собрание (Парламент), выборов Главы Карачаево-Черкесской Республики и голосования по отзыву Главы Карачаево-Черкесской Республики;
    12
    ) утверждение соглашения об изменений границ Карачаево-Черкесской Республики;
    13
    ) одобрение проекта договора о разграничении полномочий;
    14
    ) учреждение государственных наград и почетных званий Карачаево-Черкесской Республики;
    15
    ) установление порядка назначения и проведения референдума Карачаево-Черкесской Республики, а также принятие решения о проведении референдума Карачаево-Черкесской Республики в случаях, предусмотренных законом Карачаево-Черкесской Республики;
    16
    ) установление административно-территориального устройства Карачаево-Черкесской Республики и порядок его изменения.
    17) иные вопросы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и республиканскими законами.
    К ведению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики относятся:
    1) законодательное регулирование реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина на территории республики в пределах полномочий Карачаево-Черкесской Республики;
    2) установление в пределах полномочий, определенных федеральным законом, порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Карачаево-Черкесской Республики.
    3) иные вопросы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и республиканскими законами.
    К ведению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики относятся:
    1) утверждение республиканского бюджета, изменений и дополнений, вносимых в него, отчета о его исполнении за прошедший год, контроль за использованием бюджета, кредитных ресурсов и ассигнований из федерального бюджета;
    2) принятие закона о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в республике;
    3) утверждение программ социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и отчетов об их выполнении;
    4
    ) установление налогов и сборов, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
    5
    ) установление порядка предоставления ссуд (кредитов) и финансовых гарантий за счет средств республиканского бюджета;
    6
    ) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Карачаево-Черкесской Республики и отчетов об их исполнении, осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Карачаево-Черкесской Республики;
    7
    ) установление порядка управления и распоряжения собственностью Карачаево-Черкесской Республики, в том числе долями (паями, акциями) Карачаево-Черкесской Республики в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм. Осуществление контроля за соблюдением порядка распоряжения собственностью Карачаево-Черкесской Республики;
    8
    ) законодательство: трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, об охране окружающей среды, по вопросам, отнесенным к ведению Карачаево-Черкесской Республики;
    9
    ) утверждение заключения и расторжения договоров Карачаево-Черкесской Республики.
    10) иные вопросы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и республиканскими законами.
    Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики в пределах своей компетенции осуществляет правовое регулирование:
    1) вопросов воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
    2) вопросов здравоохранения, обеспечения, социального обеспечения, социальной защиты населения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
    3) статуса особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры регионального значения;
    4) учреждение средств массовой информации.
    5) иных вопросов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и республиканскими законами.
    Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики в пределах своей компетенции осуществляет правовое регулирование:
    1) административных, административно-процессуальных отношений;
    2) вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    3) вопросов обеспечения законности, общественной безопасности, борьбы с преступностью, охраны правопорядка;
    4) деятельности органов адвокатуры и нотариата, действующих на территории республики;
    5) установление ответственности за нарушение законов и иных правовых нормативных актов, изданных по предметам ведения Карачаево-Черкесской Республики, а также в пределах предоставленных полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, осуществления контрольных функций в пределах и формах, установленных Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и законами Карачаево-Черкесской Республики.
    6) иных вопросов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и республиканскими законами.
    1.К ведению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики относятся:
    а) избрание и освобождение от должности Председателя Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и его заместителя (заместителей);
    б) избрание и прекращение деятельности комитетов (комиссий), их председателей, изменение состава комитетов, заслушивание отчетов об их работе;
    в) принятие Регламента Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    г) решение вопроса досрочного прекращения депутатских полномочий;
    д) принятие решений по запросам и обращениям депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    е) осуществление контроля за соблюдением Конституции Карачаево-Черкесской Республики, законов, постановлений и иных актов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики;
    ж) решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности;
    з
    ) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и республиканскими законами.
    2.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики не вправе делегировать собственную компетенцию Председателю и иным должностным лицам Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики и его аппарата.
  7. Глава IV.Депутат народного собрания (парламента)

  8. Карачаево-Черкесской Республики
    1.Полномочия Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики могут быть прекращены досрочно в случае:
    а) принятия решения о самороспуске в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи;
    а.1) в случае роспуска Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики по решению Президента Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;
    б) роспуска Главой Карачаево-Черкесской Республики по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 3.1 настоящей статьи;
    в) вступления в силу решения Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики о неправомочности данного состава депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
    г) роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
    2.Право внесения предложения о самороспуске принадлежит группе депутатов численностью не менее одной третьей от установленного числа депутатов.
    Каждый депутат, фракция, депутатская группа имеют право высказать свое мнение по внесенному предложению.
    Решение о самороспуске принимается в форме постановления Народного Собрания (Парламента). Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
    3
    . Глава Карачаево-Черкесской Республики вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в случае принятия Народным Собранием Конституции и закона Карачаево-Черкесской Республики, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Народное Собрание республики не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
    3.1.Глава Карачаево-Черкесской Республики вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранное в правомочном составе Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики в течение трех месяцев подряд не проводило заседание.
    Глава Карачаево-Черкесской Республики вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранного в правомочном составе Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводило заседание.
    Глава Карачаево-Черкесской Республики вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.
    4
    . В случае досрочного прекращения полномочий Народного Собрания (Парламента) в соответствии с федеральным законом, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и законом Карачаево-Черкесской Республики назначаются выборы в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    1.Депутатом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий в соответствии с федеральным законом, Конституцией и законом Карачаево-Черкесской Республики пассивным избирательным правом.
    2.В течение срока своих полномочий депутат Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Карачаево-Черкесской Республики, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
    Основные права, обязанности и ограничения для депутата Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, деятельность которого осуществляется на профессиональной постоянной основе, а также виды и объем предоставляемых ему гарантий устанавливаются Законом Карачаево-Черкесской Республики "О статусе лиц, замещающих государственные должности Карачаево-Черкесской Республики";
    2.1.Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран
    2.2.Депутат, избранный по одномандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 2.1 статьи 9 настоящего Закона, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
    2.3.Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 2.1 статьи 9 настоящего Закона, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
    2.4.Несоблюдение требований, указанных в пунктах 2.1 - 2.3 настоящей статьи, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.
    3.Депутат Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики имеет депутатское удостоверение и нагрудный депутатский знак.
    4.Статус депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики регулируется федеральными законами, Конституцией и законами Карачаево-Черкесской Республики.
    5.Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
    6.Утрата депутатом гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
    7.Депутат Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    7.1.В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
    7.2.В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Законом Карачаево-Черкесской Республики "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики".
    1.Гарантии депутатской деятельности устанавливаются Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и законом Карачаево-Черкесской Республики о статусе депутата Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    2.В случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношениях депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях, в соответствии с федеральным законодательством применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, устанавливаемым федеральными законами.
    3.Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
    1.Полномочия депутата Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики порядок их осуществления, а также гарантии депутатской деятельности определяются настоящим Законом и законом Карачаево-Черкесской Республики о статусе депутата Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Депутат Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос в течение пятнадцати дней, если иной срок не будет установлен Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Депутат Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики может досрочно прекратить свои полномочия. Порядок прекращения депутатских полномочий устанавливается законом Карачаево-Черкесской Республики.
    Депутат Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики поддерживает связь с избирателями своего избирательного округа, регулярно информирует избирателей о своей деятельности и работе Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    В Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики могут создаваться постоянные или временные группы и фракции, иные депутатские объединения.
    Порядок образования, полномочия и процедура их регистрации определяются Регламентом Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    По приглашению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики или его Президиума руководители, министерств, ведомств Карачаево-Черкесской Республики, должностные лица предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности, расположенных на территории республики, обязаны явиться на заседание Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, рассматривающие вопросы, отнесенные к их ведению.
  9. Глава V.Гарантии защиты прав и обеспечения ответственности

  10. Народного Собрания (Парламента)
    Карачаево-Черкесской Республики
    Статья 34. Обязательность законов Карачаево-Черкесской Республики и постановлений Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики
    1.Законы Карачаево-Черкесской Республики и постановления, принятые Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории республики органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики в случае нарушения республиканского законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, повлекшего за собой материальный ущерб, вправе предъявить иск о его возмещении в суд.
    2.Невыполнение правовых нормативных актов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, принятых в пределах его компетенции, а также непредставление в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики запрашиваемой им информации влечет административную ответственность должностных лиц в порядке, установленном федеральным и республиканским законодательством.
    Ограничения в занятии иных должностей и получении доходов для руководителей и должностных лиц Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики устанавливаются республиканским законом "О государственной гражданской службе Карачаево-Черкесской Республики" в соответствии с федеральным законодательством.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Глава
    Карачаево-Черкесской Республики
    В.И.ХУБИЕВ
    город Черкесск
    февраля 1999 года
    576-XXII