Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 02 декабря 2002 года № 48-РЗ

О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
15 ноября 2002 года
    В редакциях
  • от 22.12.2003 № 74-РЗ,
  • от 05.07.2005 № 50-РЗ,
  • от 20.06.2006 № 34-РЗ,
  • от 20.12.2006 № 115-РЗ,
  • от 24.06.2008 № 35-РЗ,
  • от 12.01.2010 № 5-РЗ,
  • от 05.07.2011 № 38-РЗ,
  • от 15.11.2011 № 65-РЗ,
  • от 27.06.2012 № 51-РЗ,
  • от 28.11.2012 № 96-РЗ.
    Настоящий Закон направлен на создание целостной системы законодательства Карачаево-Черкесской Республики как составной части единого правового пространства Российской Федерации и определяет порядок подготовки, принятия, вступления в силу и официального толкования нормативных правовых актов, издаваемых на органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.В соответствии с Конституцией Российской Федерации Карачаево-Черкесская Республика осуществляет вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
    2.По предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики законы и иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики принимаются в соответствии с федеральными законами.
    3.До издания федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, Карачаево-Черкесская Республика может осуществлять собственное правовое регулирование.
    4.В случае последующего издания федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, принятые по предметам совместного ведения должны быть приведены в соответствие с изданным федеральным законом.
    В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
    нормативный Правовой акт - официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме в установленном порядке на референдуме либо правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний (правил поведения), рассчитанных на неограниченный круг субъектов и многократное или постоянное применение и обладающий обязательной юридической силой (далее также - акт);
    конституционный закон Карачаево-Черкесской Республики - принимаемый в установленном порядке Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики нормативный правовой акт, вносящий изменения и дополнения в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики;
    закон Карачаево-Черкесской Республики - нормативный правовой акт, принимаемый Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с его компетенцией либо посредством республиканского референдума, регулирующий принципиальные вопросы экономической, социальной и политической жизни республики, обладающий большей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам Карачаево-Черкесской Республики;
    правотворческие органы - органы, осуществляющие организационно оформленную публичную деятельность по выявлению удовлетворения потребности в нормативно-правовом регулировании общественных отношений в республике, разработке и принятию соответствующих нормативных правовых актов, внесению в них изменений и дополнений. Правотворческими органами в Карачаево-Черкесской Республике являются Народное Собрание (Парламент), Глава и Правительство Карачаево-Черкесской Республики, республиканские органы исполнительной власти;
    правовая экспертиза нормативных правовых актов - специальное исследование, проводимое для оценки их соответствия Конституции Российской Федерации федеральному и республиканскому законодательству, совместимости с действующим законодательством и международными договорами Российской Федерации и установления "качества" текста нормативного правового акта с точки зрения правил юридической техники;
    правила юридической техники - сложившиеся на практике общепринятые требования к тексту нормативного правового акта, приемы и способы его подготовки, обеспечивающие максимально полное, простое и точное соответствие новых правовых предписаний воле правотворческих органов;
    научная экспертиза в правотворчестве - специальное исследование, производимое специалистами по поручению правотворческих органов с целью оценки качества проекта закона или иного нормативного правового акта и определения возможных последствий его принятия;
    официальное толкование нормативных правовых актов - разъяснение правотворческим или специально уполномоченным на это органом содержания конкретных норм с целью единообразного и правильного их применения;
    ведомственные нормативные правовые акты (далее также ведомственные акты) - нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, и (или) имеющие межведомственный характер.
    антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов - выявление (предотвращение появления) в действующих нормативных правовых актах или проектах нормативных правовых актов коррупционных факторов;
    лингвистическая экспертиза проектов нормативных правовых актов - анализ языка и стиля проектов нормативных правовых актов, их соответствия нормам современного русского литературного языка, оценка их качества с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, требований к оформлению документов и редакционно-технических правил, выработка предложений по улучшению качества указанных документов, участие в их языковой, стилистической и редакционно-технической доработке.
    1.Основные требования, предъявляемые к нормативным правовым актам: соответствие нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции и законам Карачаево-Черкесской Республики;
    принятие акта уполномоченным на то органом в пределах его компетенции;
    соответствие объема текста нормативного правового акта его нормативной ценности и практической значимости;
    правильный выбор формы акта;
    соответствие содержания акта потребностям социально-экономического и политического развития общества;
    обеспеченность реализации предписаний акта;
    согласованность акта с другими нормативными правовыми актами;
    согласованность правовых норм одного и того же нормативного правового акта между собой;
    соответствие акта требованиям юридической техники.
    2.Правотворческие органы должны предпринимать меры по обеспечению эффективности своей правотворческой деятельности.
    Эффективность правотворчества обеспечивается качеством, законностью, научной обоснованностью, системностью и своевременностью принятия (изменения или отмены) нормативных правовых актов.
  3. Глава II.Законы и иные нормативные правовые акты в системе

  4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    2.Нормативными правовыми актами органов государственной власти и высшего должностного лица Карачаево-Черкесской Республики являются:
    Конституция Карачаево-Черкесской Республики;
    конституционные законы Карачаево-Черкесской Республики;
    законы Карачаево-Черкесской Республики;
    постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и его Президиума (содержащие нормативные предписания);
    акты Главы Карачаево-Черкесской Республики (указы и распоряжения, содержащие нормативные предписания);
    постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики и его Президиума (содержащие нормативные предписания).
    3.Ведомственными актами являются: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения.
    Конституция Карачаево-Черкесской Республики является Основным Законом республики, в соответствии с которым принимаются законы и другие нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики.
    Принятие законов Карачаево-Черкесской Республики является исключительной компетенцией Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
    Законы Карачаево-Черкесской Республики, принятые посредством референдума, могут быть отменены или изменены только путем проведения нового референдума в установленном порядке.
    Нормативные правовые акты, принимаемые Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, Главой и Правительством Карачаево-Черкесской Республики, республиканскими органами исполнительной власти в пределах их компетенции должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, республиканским законам.
    Законы и иные нормативные правовые акты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты министерств и ведомств, образуют в своей совокупности единую и целостную систему нормативных правовых актов органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
  5. Глава III.Субъекты права внесения проектов нормативных правовых актов

  6. 1.Правом законодательной инициативы в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики обладают депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, Глава Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, представительные органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, прокурор Карачаево-Черкесской Республики, а также, по вопросам их ведения, Конституционный Суд Карачаево-Черкесской Республики, Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики, Арбитражный Суд Карачаево-Черкесской Республики, Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики, Уполномоченный по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике и республиканский Совет профессиональных союзов.
    2.Проекты законов, подготовленные органами, не обладающими правом законодательной инициативы, или гражданами, могут быть внесены в Народное Собрание (Парламент) республики через соответствующие субъекты права законодательной инициативы.
    Перечень субъектов права внесения проектов актов Главы Карачаево-Черкесской Республики и процедура их внесения устанавливаются Главой Карачаево-Черкесской Республики.
    Перечень субъектов права внесения проектов актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики и процедура их внесения устанавливаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
  7. Глава IV.Подготовка нормативных правовых актов

  8. 1.Разработка проектов законов осуществляется в соответствии с Планом законопроектных работ Карачаево-Черкесской Республики, утвержденным Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.
    2.План законопроектных работ Карачаево-Черкесской Республики формируется Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики на основании планов законопроектных работ Главы Карачаево-Черкесской Республики, Правительства Карачаево-Черкесской Республики и предложений иных субъектов права законодательной инициативы и может быть краткосрочным (на срок до одного года) либо среднесрочным (на срок до трех лет).
    Принятие и утверждение Плана законопроектных работ не исключает подготовку и внесение на рассмотрение Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики нормативных правовых актов, не включенных в него, по вопросам, требующим безотлагательного регулирования.
    3.Предложения в План законопроектных работ Карачаево-Черкесской Республики должны содержать ориентировочный срок внесения законопроекта в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики.
    4.Планы законопроектных работ Правительства Карачаево-Черкесской Республики формируются в соответствии с программами социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Российской Федерации.
    Порядок формирования и утверждения планов законопроектных работ Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики определяется соответственно Главой и Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Проект закона делится на следующие структурные единицы:
    наименование, преамбула, разделы, главы, статьи, части, пункты (подпункты).
    1.1.В преамбуле проекта закона помещаются положения, разъясняющие его цели и задачи: указания на документы, во исполнение или в соответствии с которыми принимается данный законопроект, иные вводные положения. Нормативные предписания в преамбулу не включаются. Преамбула обычно предшествует основному тексту крупных законодательных актов.
    1.2.Основной текст законопроекта подразделяется на статьи, которые могут объединяться в главы и разделы.
    а) статья - первичная часть текста законодательного акта, посвященная отдельному вопросу и содержащая обычно одну или несколько связанных между собой правовых норм. Каждая статья по своему содержанию должна быть законченной. К статьям закона могут даваться заголовки, обозначающие предмет регулирования соответствующей статьи.
    б) в тексте законопроекта, наряду со статьями, предусматривающими решение того или иного вопроса, могут содержаться статьи, отсылающие к другим положениям данного закона (отсылочные статьи), а также статьи, отсылающие к положениям других нормативных правовых актов (бланкетные статьи).
    в) отсылочные и бланкетные статьи могут быть использованы только в исключительных случаях для обозначения взаимосвязи правовых норм или избежание повторений. В отсылочных статьях следует точно указывать соответствующие положения данного законопроекта. В бланкетных - указывать официальное наименование соответствующих документов, дату их принятия и номер.
    г) статьи законопроекта должны иметь единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами и могут подразделяться на части, пункты и подпункты. Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой, пункты обозначаются арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой, подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой.
    В статье и ее частях, пунктах (подпунктах) могут выделятся абзацы, которые не нумеруются, при этом каждый абзац начинается с красной строки.
    В статье и ее пунктах (подпунктах) в виде абзацев могут выделяться части, которые не нумеруются, при этом каждый абзац начинается с красной строки.
    1.3.Разделы, главы, статьи, части, пункты (подпункты) должны располагаться в проекте закона в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы правового регулирования, переход от общих положений к более конкретным.
    1.4.Если в законопроекте имеются предписания, относящиеся к предмету правового регулирования в целом, то такие предписания выносятся в раздел "Общие положения". В указанном разделе дается определение юридических терминов, употребляемых в проекте закона, объяснение технических и иных специальных понятий, необходимых для его правильного понимания.
    1.5.Если в проекте закона содержатся предписания, устанавливающие обязанности государственных органов и общественных организаций, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан, то следует указать меры ответственности за их нарушение. Если такие меры отсутствуют в действующем законодательстве, то они формулируются в тексте законопроекта. Если такие меры уже предусмотрены, то дается отсылка к устанавливающим их актам.
    1.6.Положения, относящиеся к самому акту, такие как положения о вступлении закона в силу, о порядке его опубликования помещаются в его заключительной части либо в специальном документе, который принимается вместе с принятием соответствующего проекта закона.
    2.К проекту закона могут быть подготовлены таблицы, графики, схемы, образцы документов. В случае если, они помещаются в приложениях к проекту закона, в его тексте должна быть ссылка на эти приложения.
    Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу:
    не имеют наименования статей;
    делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
    Пункты делятся на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
    В законопроекте нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц должна быть сквозной. Недопустима отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
    Изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта недопустимо.
    Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
    При дополнении законодательного акта структурными единицами, которые необходимо расположить в конце законодательного акта, следует продолжать имеющуюся нумерацию разделов, глав, статей, частей.
    При дополнении в конце структурной единицы статьи необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.
    Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми рядом с основными цифровыми или буквенными обозначениями. При обозначении таких структурных единиц, как разделы, главы, статьи, части, пункты дополнительная цифра ставится после точки, а при обозначении дополнительными цифрами подпунктов после буквы ставится тире.
    При необходимости внесения изменения в приложение к нормативному правовому акту в виде изложения его в новой редакции, текст приложения, изложенный в новой редакции, как правило, включается в текст изменяющего нормативного правового акта и не является приложением к нему.
    При необходимости признания утратившим (утратившими) силу отдельного (отдельных) приложения (приложений) к нормативному правовому акту нумерация приложения (приложений), сохраняющего (сохраняющих) силу, не изменяется.
    1.Проект постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики состоит из преамбулы и постановляющей части.
    Преамбула содержит обоснование принятия постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, фактические обстоятельства, мотивы, цели и задачи, послужившие причиной или поводом для издания постановления, а в случае необходимости - ссылки на законы и иные акты, в соответствии с которыми принимается постановление. При этом указываются все реквизиты упоминаемых актов в следующей последовательности: наименование вида документа, дата, регистрационный номер и наименование акта. В преамбулу не включаются положения нормативного характера.
    Постановляющая часть подразделяется на пункты, подпункты, абзацы.
    Пункты имеют единую (сквозную) для всего акта нумерацию, которая проставляется арабскими цифрами с точкой, и наименований не имеют.
    Пункты подразделяются на подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами с круглой скобкой.
    Тексты подпунктов нужно начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.
    Пункт может подразделяться на абзацы. Они не имеют обозначения, их количество должно быть обозримым и незначительным (не более пяти). Отсчет ведется от абзаца, начинающегося с цифры, обозначающей пункт.
    2.Приложение к постановлению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики состоит из разделов, нумеруемых римскими цифрами, а также пунктов, нумеруемых двумя арабскими цифрами с разделяющей их точкой, где первая цифра обозначает нумерацию раздела, а вторая - нумерацию пункта.
    Пункты делятся на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
    Изменять нумерацию разделов, пунктов, подпунктов при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц недопустимо.
    При дополнении структурными единицами, которые необходимо расположить в конце раздела, следует продолжать имеющуюся нумерацию.
    В случае необходимости включения в текст дополнительных структурных элементов и невозможности при этом сохранения сквозной нумерации допускается присвоение таким структурным элементам порядковых номеров предшествующих структурных элементов того же вида с добавлением через дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого.
    1.Подготовка и оформление проектов актов Главы, Правительства и Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики производится субъектами права внесения проектов актов в порядке, устанавливаемом соответственно Главой Карачаево-Черкесской Республики и Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Проекты актов Глава и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики вносятся на рассмотрение с приложением пояснительной записки.
    В пояснительной записке излагается:
    1) обоснование необходимости принятия данного проекта акта;
    2) существо вопроса;
    3) место проекта в системе действующего законодательства;
    4) сведения о его согласовании, а также при необходимости результаты проработки вопроса и проведения экспертизы, краткое изложение содержания разногласий и мотивированное мнение о них;
    5) необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений;
    6) перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения которых потребует принятие данного нормативного правового акта;
    7) предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного нормативного правового акта;
    8) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат).
    К пояснительной записке могут прилагаться справочные и аналитические материалы, связанные с подготовкой проекта.
    Подготовка проекта ведомственного нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений республиканского министерства или ведомства с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
    1.Проекты актов Главы Карачаево-Черкесской Республики, содержащие нормативные предписания, постановлений Правительства и Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики и ведомственных нормативных правовых актов, как правило, состоят из следующих частей: наименования, преамбулы и постановляющей части.
    В преамбуле следует указывать на положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов. Конституции и законов Карачаево-Черкесской Республики и иных федеральных или республиканских нормативных правовых актов, в соответствии с которыми или во исполнение которых принимается данный акт.
    2.Пункты в тексте нумеруются арабскими цифрами с точкой, заголовков не имеют.
    Нумерация пунктов должна быть единой (сквозной) для всего текста постановляющей части акта.
    Пункты могут разделяться на подпункты, которые нумеруются двумя арабскими цифрами с разделяющей их точкой, где первая цифра обозначает нумерацию пункта, а вторая - нумерацию подпункта.
    Изменять нумерацию пунктов, подпунктов акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц акта недопустимо.
    При дополнении акта структурными единицами, которые необходимо расположить в конце акта, следует продолжать имеющуюся нумерацию.
    В случае необходимости включения в текст нормативного правового акта дополнительных структурных элементов и невозможности при этом сохранения сквозной нумерации допускается присвоение таким структурным элементам порядковых номеров предшествующих структурных элементов того же вида с добавлением через дефис дополнительных порядковых номеров начиная с первого.
    2.1.При наличии приложений к нормативному правовому акту в тексте постановляющей части акта на них обязательно должна быть сделана ссылка.
    Тексты приложений могут подразделяться на разделы, пункты, подпункты, имеющие единую (сквозную) нумерацию для данного приложения.