Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 08 января 1997 года № 223-XXII

О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
08 января 1997 года
    В редакциях
  • от 28.04.1998 № 421-XXII,
  • от 24.07.2001 № 19-РЗ,
  • от 28.12.2001 № 52-РЗ,
  • от 18.03.2002 № 16-РЗ,
  • от 17.07.2002 № 35-РЗ,
  • от 02.12.2002 № 50-РЗ,
  •  c изменениями
  • от 25.10.2004 № 30-РЗ.
  1. Глава I.Общие положения

  2. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
    муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Законом, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
    вопросы местного значения - вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом и другими законодательными актами к предметам ведения местного самоуправления, а также иные вопросы, не отнесенные законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики к ведению других муниципальных образований;
    местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;
    органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;
    представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;
    должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
    выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения;
    муниципальная собственность - собственность муниципального образования;
    местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;
    муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
    1.Местное самоуправление в Карачаево-Черкесской Республике - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решения вопросов местного значения непосредственно (сход, выборы, собрание, местный референдум и так далее) или через органы местного самоуправления, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
    2.Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
    Настоящий Закон устанавливает основные нормы организации системы местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике и гарантии его осуществления, определяет роль и место местного самоуправления в системе власти, устанавливает права и обязанности населения по осуществлению местного самоуправления, составляет основу для законодательного регулирования органами государственной власти в Карачаево-Черкесской Республике вопросов организации местного самоуправления.
    Правовую основу местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике составляют:
    Конституция Российской Федерации;
    Федеральные законы;
    Абзац исключен.
    Абзац исключен.
    Конституция Карачаево-Черкесской Республики;
    законы Карачаево-Черкесской Республики;
    настоящий Закон;
    Абзац исключен.
    Абзац исключен.
    Абзац исключен.
    уставы муниципальных образований;
    акты органов местного самоуправления.
    Гражданам, проживающим на территории, где действует местное самоуправление, гарантируется вся полнота прав на его осуществление:
    принимать участие в местных референдумах, сходах и других формах прямого волеизъявления при решении вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления;
    избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
    инициировать местные референдумы, отзыв выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, досрочное прекращение деятельности выборных органов местного самоуправления;
    обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в органы местного самоуправления, органы государственной власти;
    получать на них мотивированный ответ в установленные законом сроки;
    состоять на муниципальной службе;
    получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления;
    обращаться в суд за защитой своих прав на осуществление местного самоуправления.
    1.В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
    2.К вопросам местного значения относятся: принятие и изменение, уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
    владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
    местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного, значения;
    комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
    содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
    организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
    организация, содержание, и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения;
    охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
    регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
    создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
    контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
    регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
    организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
    организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
    муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
    благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
    организация утилизации и переработки бытовых отходов;
    организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
    организация и содержание муниципальных архивов;
    организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
    создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
    создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
    сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
    организация и содержание муниципальной информационной службы, создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
    создание условий для организации зрелищных мероприятий;
    создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
    обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
    участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
    обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
    Муниципальные образования вправе к своему рассмотрению принимать иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Карачаево-Черкесской Республики, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
    3.В случае если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законам Карачаево-Черкесской Республики, а в отношении внутригородских муниципальных образований (если таковые имеются) - уставом города.
    Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями.
    Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
    1.Органы государственной власти Карачаево-Черкесской
    Республики обязаны создавать условия для становления и развития системы местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
    2.Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права местного самоуправления, установленные законодательством.
    К полномочиям органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики относятся:
    принятие и изменение законов Карачаево-Черкесской Республики о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
    обеспечение соответствия законов Карачаево-Черкесской Республики о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Конституции Карачаево-Черкесской Республики;
    регулирование порядка передачи и передача объектов собственности Карачаево-Черкесской Республики в муниципальную собственность регулирование отношений между бюджетом Карачаево-Черкесской Республики и местными бюджетами;
    обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
    наделение органов местного самоуправления отдельными полномочия органов государственной власти, передача материальных и финансовых средств необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
    принятие республиканских программ развития местного самоуправления;
    защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
    обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
    обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
    установление и изменение порядка образования объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
    компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;
    регулирование законами в соответствии с федеральным законодательством особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
    законодательство о муниципальной службе;
    принятие и изменение законов Карачаево-Черкесской Республики об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
    установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
    1.Взаимоотношения между органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органами местного самоуправления осуществляются посредством:
    принятия законов Карачаево-Черкесской Республики по вопросам местного самоуправления;
    наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
    заключения договоров и соглашений между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
    создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих.
    2.Исключен. - Закон КЧР от 28.12.2001. N 52-РЗ.
    2.Государственные полномочия, которые не передаются органам местного самоуправления, осуществляются на территориях муниципальных образований и иных территориях непосредственно органами государственной власти их территориальными подразделениями и уполномоченными должностными лицами во взаимодействии с органами и должностными лицами местного самоуправления.
    3.Решения органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов местного самоуправления.
    4.Органы государственной власти не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие законные полномочия органов местного самоуправления.
    5.Споры и конфликты между органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органами и должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.
    1.На органы местного самоуправления может быть возложено исполнение отдельных государственных полномочий.
    2.Возложение отдельных государственных полномочий осуществляется законом и должно в обязательном порядке предусматривать передачу органам местного самоуправления достаточных материальных и финансовых ресурсов.
    В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми ресурсами, предусмотренными для исполнения, органы местного самоуправления не несут ответственность за, их исполнение.
    3.Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, подконтрольна органам государственной власти. Порядок передачи полномочий и формы контроля за их реализацией со стороны органов государственной власти определяется законом.
    Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (эмблема, герб, флаг и т.д.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности соответствующего муниципального образования. Символика каждого муниципального образования определяется Уставом.
  3. Глава II.Территория организации местного самоуправления

  4. 1.Местное самоуправление в Карачаево-Черкесской Республике осуществляется в границах населенных пунктов (городов, районов, поселков городского типа, станиц, аулов, сел).
    2.Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
    3.Территория муниципальных образований устанавливается Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики по представлению субъекта права законодательной инициативы с учетом мнения населения.
    1.Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Мнение населения соответствующей территории может быть выражено путем референдума, схода граждан, либо в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования.
    3.Установление границ муниципальных образований производится на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для развития.
    1.Муниципальное образование имеет Устав, который принимается выборным представительным органом местного самоуправления либо населением непосредственно.
    2.Устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном законом Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Основанием для отказа в государственной регистрации Устава муниципального образования может быть только несоответствие его законодательству Российской Федерации и законодательству Карачаево-Черкесской Республики.
    4.Правом внесения проекта Устава обладают:
    жители муниципального образования, обладающие избирательным правом;
    органы местного самоуправления;
    общественные и политические объединения граждан, зарегистрированные на данной территории, и местные отделения общероссийских и региональных объединений и партий.
    5.В Уставе муниципального образования закрепляются:
    границы и состав территории муниципального образования;
    вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
    формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
    структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
    наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
    срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
    виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов местного самоуправления;
    основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
    порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
    правовой статус и гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
    гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
    условия и порядок организации муниципальной службы;
    экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
    вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей коренных народов с учетом исторических и иных местных традиций;
    другие положения об организации местного самоуправления, не противоречащие законам Российской Федерации и законам Карачаево-Черкесской Республики.
    6.Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
  5. Глава III.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

  6. 1.К органам местного самоуправления относятся:
    выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Законом, уставами муниципальных образований;
    2.Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
    3.Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
    4.Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
    5.Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
    6.Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
    1.Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
    3.В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
    установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
    утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    установление местных налогов и сборов;
    установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
    контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
    4.Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке согласно устава.
    5.В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.
    1.Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
    2.Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Глава муниципального образования, может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления, в порядке, установленном уставом муниципального образования. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных настоящим Законом к исключительным полномочиям представительного, органа местного самоуправления и населения, муниципального образования непосредственно.
    4.Наименование главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами Карачаево-Черкесской Республики.
    5.Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом, муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
    1.Уставом муниципального образования помимо представительного органа и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 16 и 17 настоящего Закона, могут быть предусмотрены иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
    2.Названные органы и должностные лица подотчетны и подконтрольны соответствующим представительным органам и выборным должностным лицам и не могут наделяться компетенцией представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.
    3.Образование иных органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
    1.Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются законами Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
    3.Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
    4.Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.
    Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.
    5.Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Количество депутатов, работающих на постоянной основе в представительных органах местного самоуправления, устанавливается регламентом данного органа.
    6.Уставами муниципальных образований в соответствии с законом Карачаево-Черкесской Республики может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
    7.Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Карачаево-Черкесской Республики.
    8.Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами Карачаево-Черкесской Республики и уставами муниципальных образований.
    1.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
    Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.
    2.Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
    Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
    1.Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
    2.Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом и законами Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Время работы на должностях и в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.
  7. Глава IV.Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления

  8. 1.По наиболее важным вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
    2.На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
    а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
    б) о формировании состава органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления;
    в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
    г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Карачаево-Черкесской Республики, муниципального образования;
    д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
    1.Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.
    2.Выборы могут проводиться по одномандатной и многомандатной мажоритарной избирательной системе.
    3.Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Карачаево-Черкесской Республики.
    1.В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
    2.Собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования.
    3.Перечень вопросов, решаемых на собрании (сходе) граждан, а также порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами Карачаево-Черкесской Республики.
    Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.
    Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
    1.Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
    2.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений в течение одного месяца.
    3.Федеральным законом, законами Карачаево-Черкесской Республики может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
    1.Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут наделяться правами юридического лица.
    Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами Карачаево-Черкесской Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    2.Наряду с предусмотренными настоящим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, граждане вправе реализовывать свое право на самоуправление в иных формах, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
    Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
    1.Муниципальная собственность является достоянием населения соответствующей территории.
    2.В муниципальной собственности находятся средства местного бюджета, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и природные ресурсы местного значения, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество, приобретенное органами местного самоуправления за счет собственных средств или переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества.
    3.Передача объектов муниципальной собственности в государственную собственность может осуществляться на основании решения органов местного самоуправления с компенсацией или по решению суда в соответствии с законодательством.
    4.Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях и в порядке, предусмотренных законами Карачаево-Черкесской Республики и уставами муниципальных образований, населением непосредственно.
    Управление муниципальной собственностью осуществляется органами и должностными лицами местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования.
    5.Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов, за исключением тех, которые не подлежат передаче в соответствии с республиканским законодательством.
    6.Порядок и условия отчуждения муниципальной собственности, в том числе ее приватизация, определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
    Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
    7.Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
    Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
    1.Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
    Отношения между органом местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной (договорной) основе в соответствии с трудовым законодательством.
    2.Отношения органов местного самоуправления с предприятиями и организациями, учреждениями, не находящимися в муниципальной собственности по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, строятся на основе договоров.
    Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
    3.Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности учреждений, предприятий и организаций за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики.
    Органы местного самоуправления вправе выступить заказчиком на выполнение работ по производству продукции, благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной, инфраструктуры, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения потребностей населения соответствующей территории и на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
    Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
    1.К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.
    2.Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
    3.В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
    1.В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от федеральных и республиканских налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями, органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
    2.Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию органами государственной власти и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий год.
    3.В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.
    1.Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
    2.Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Карачаево-Черкесской Республики на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
    3.Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Карачаево-Черкесской Республики доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти республики передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета республики, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются.
    4.Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики отчислений от федеральных налогов и налогов Карачаево-Черкесской Республики.
    1.Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и бюджете Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республики, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.
    1.Местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
    2.Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования вопросов местного значения.
    Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования, при этом объем натуральных платежей не может превышать 25 %.
    Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.
  9. Глава V.Гарантии местного самоуправления

  10. 1.Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
    2.Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность, установленную законами Карачаево-Черкесской Республики.
    3.Решения органов местного самоуправления и должностных лиц
    местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
    1.Обращение органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. О результатах рассмотрения должен быть дан мотивированный ответ соответствующему органу местного самоуправления в месячный срок.
    2.Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики.
    Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или Арбитражный суд иски о признании недействительными, нарушающих права местного самоуправления, актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
  11. Глава VI.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью

  12. 1.В случае нарушения Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, законов Российской Федерации и законов Карачаево-Черкесской Республики, устава муниципального образования органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
    2.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
    3.Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.
    4.Исключен.
    1.Представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом, противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, закону Карачаево-Черкесской Республики, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.
    В случае если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, закону Карачаево-Черкесской Республики, уставу муниципального образования и при этом повлекли признанные судом нарушения (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.
    В случае если представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики по собственной инициативе или по обращению Президента Карачаево-Черкесской Республики письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а Президент Карачаево-Черкесской Республики письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с федеральным законом.
    В случае если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности.
    Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом, распускается законом Карачаево-Черкесской Республики либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом Президента Карачаево-Черкесской Республики, за исключением главы Черкесского городского муниципального образования, либо Президентом Российской Федерации.
    2.В случае если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Президент Российской Федерации вправе внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.
    3.В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а Президентом Карачаево-Черкесской Республики не приняты предусмотренные настоящей статьей меры, то в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Президент Российской Федерации вправе отрешить главу муниципального образования от должности.
    4.Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом Карачаево-Черкесской Республики либо федеральным законом назначаются новые выборы.
    Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляется указом Президента Карачаево-Черкесской Республики либо указом Президента Российской Федерации.
    5.В случае отрешения главы муниципального образования от должности Президент Карачаево-Черкесской Республики либо Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.
    6.Предложения об отрешении Президентом Российской Федерации главы муниципального образования от должности могут быть внесены Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики, Президентом Карачаево-Черкесской Республики, Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации.
    7.Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального образования от должности в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики либо Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа
    Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики, уставами муниципальных образований.
    Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке
  13. Глава VII.Заключительные и переходные положения

  14. 1.Предложить Главе Карачаево-Черкесской Республики, органам государственной власти Карачаево-Черкесской Республики привести их правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.
    2.Ранее принятые нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
    В случае если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой местной администрации (главой местного самоуправления) Карачаево-Черкесской Республики "О местном референдуме в Карачаево-Черкесской Республике".
    1.Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
    2.Главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено настоящим Законом, сохраняют свои полномочия до проведения выборов в соответствии с законом Карачаево-Черкесской Республики.
    Впредь до принятия соответствующего федерального закона на муниципальных служащих распространяются положения, установленные федеральным и республиканским законодательством для государственных служащих.
    1.Карачаево-Черкесская Республика передает в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в собственности республики, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с установленным законодательстве порядке.
    2.Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.
    3.Отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу настоящего Закона не является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
    Глава
    Карачаево-Черкесской Республики
    В.ХУБИЕВ
    Город Черкесск
    08 января 1997 года
    N 223-XXII