Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 21 июня 2010 года № 33-РЗ

Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Карачаево-Черкесской Республики

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
03 июня 2010 года
    В редакции
  • от 05.07.2011 № 34-РЗ.
    Настоящий Закон устанавливает принципы и формы добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Карачаево-Черкесской Республики.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. 1.Предметом правового регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с добровольным участием граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Карачаево-Черкесской Республики (далее - участие граждан в охране общественного порядка).
    2.Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи со специальными видами деятельности правоохранительных органов, с частной детективной и охранной деятельностью и регулируемые федеральными законами.
    1.Целью участия граждан в охране общественного порядка является оказание содействия органам государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органам местного самоуправления и правоохранительным органам на территории Карачаево-Черкесской Республики в решении возложенных на них задач по обеспечению безопасности личности, поддержанию правопорядка в общественных местах, профилактике преступлений и административных правонарушений, охране и защите собственности, безопасности дорожного движения, профилактике безнадзорности и беспризорности, пропаганде правовых знаний и правовому воспитанию при условии, что подобные действия не повлекут ущемления конституционных прав и свобод человека и гражданина, разглашения государственной, личной, семейной и иных охраняемых законом тайн.
    2.Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе принципов соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, добровольности, законности, гуманности.
    Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Карачаево-Черкесской Республики, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
  3. Глава 2.Формы участия граждан в охране общественного порядка

  4. 1.Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.
    2.Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
    1) информирование правоохранительных органов о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;
    2) содействие правоохранительным органам в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений;
    3) содействие органам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений;
    4) содействие в профилактической работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    5) внештатное сотрудничество граждан с правоохранительными органами;
    6) оказание иной помощи органам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в формах, не запрещенных действующим законодательством.
    3.Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме членства или участия граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, а также в других не запрещенных законодательством Российской Федерации формах.
    1.Внештатное сотрудничество граждан с правоохранительными органами - добровольное содействие в работе правоохранительных органов граждан, не состоящих в их штате и действующих под руководством их должностных лиц.
    2.Внештатное сотрудничество может осуществляться гражданами, достигшими 18-летнего возраста и способными по своим деловым, физическим и личным качествам участвовать в обеспечении охраны общественного порядка.
    3.Внештатное сотрудничество осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами соответствующих правоохранительных органов, под непосредственным руководством их должностных лиц.
    1.В соответствии с федеральным законодательством на территории Карачаево-Черкесской Республики граждане Российской Федерации вправе создавать общественные объединения, задачами которых является оказание содействия правоохранительным органам по правозащитным, юридическим, благотворительным и иным направлениям деятельности, не запрещенным действующим законодательством.
    2.Деятельность общественных объединений правоохранительной направленности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".
    1.Общественные пункты охраны порядка - организационные центры взаимодействия граждан, общественных объединений, органов местного самоуправления, органов внутренних дел, созданные в целях объединения усилий и координации работы по обеспечению общественного порядка.
    2.Общественные пункты охраны порядка могут создаваться решением органов местного самоуправления по инициативе общественного объединения, согласованной с органами внутренних дел, с учетом численности населения и анализа криминогенной обстановки на соответствующей территории.
    3.Порядок создания и ликвидации общественных пунктов охраны порядка определяется органами местного самоуправления, принявшими решение о его создании, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, а также использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных и личных целях.
  5. Глава 3.Добровольные народные дружины

  6. 1.Добровольная народная дружина - объединение граждан, достигших возраста 18 лет, добровольно изъявивших желание вступить в добровольную народную дружину и активно участвовать в обеспечении общественного порядка, способных по своим моральным и деловым качествам, уровню подготовки и состоянию здоровья исполнять обязанности члена добровольной народной дружины.
    Основной задачей добровольных народных дружин является оказание содействия органам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в их деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод граждан на территории соответствующего муниципального образования.
    2.Добровольные народные дружины создаются и действуют в порядке, предусмотренном настоящим Законом, если иное не установлено федеральным законодательством, в том числе законодательством об общественных объединениях.
    3.Добровольная народная дружина должна проинформировать о своем создании органы внутренних дел и органы местного самоуправления муниципального образования, на территории которого она планирует осуществлять свою деятельность.
    4.Порядок создания, структура, принципы деятельности, задачи и функции добровольной народной дружины определяются ее Уставом, если иное не установлено федеральным законодательством.
    1.Добровольные народные дружины в соответствии с законодательством Российской Федерации могут оказывать содействие органам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в:
    1) пропаганде правовых знаний;
    2) патрулировании на улицах, площадях, в парках и других местах массового пребывания населения;
    3) обеспечении охраны общественного порядка;
    4) проведении мероприятий по предупреждению преступлений, пресечению административных правонарушений и профилактике совершения правонарушений;
    5) организации неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;
    6) обеспечении охраны природных ресурсов и окружающей среды;
    7) предупреждении детской безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними;
    8) других направлениях деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики по решению уполномоченных должностных лиц органов, указанных в статье 2 настоящего Закона.
    2.Члены добровольной народной дружины выполняют свои обязанности совместно с сотрудниками соответствующих органов государственной власти.
    1.Членами добровольной народной дружины (народными дружинниками) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, добровольно изъявившие желание участвовать в добровольной народной дружине, способные по своим моральным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности по охране общественного порядка.
    2.Требования к члену добровольной народной дружины с учетом положений законодательства Российской Федерации об общественных объединениях устанавливаются Уставом.
    3.Прием в добровольную народную дружину новых членов производится в индивидуальном порядке на основании личного заявления вступающего в порядке, установленном ее Уставом.
    4.Народный дружинник дает на общем собрании добровольной народной дружины торжественное обещание о добросовестном выполнении своих обязанностей, о строгом соблюдении Конституции Российской Федерации и Конституции Карачаево-Черкесской Республики, законодательства Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, уставной дисциплины, прав граждан.
    5.Народные дружинники осуществляют свои функции по месту жительства в пределах муниципального образования, на территории которого образована и действует добровольная народная дружина.
    6.Каждому народному дружиннику вручается удостоверение установленного образца, выданное милицией общественной безопасности Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике и памятка о его правах и обязанностях.
    Образец удостоверения устанавливается приложением к настоящему Закону.
    7.К участию в деятельности по охране общественного порядка не привлекаются граждане:
    1) имеющие судимость;
    2) состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании (токсикомании) или алкоголизма;
    3) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
    4) имеющие административные наказания за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;
    5) имеющие заболевания, которые по заключению медицинского учреждения препятствуют выполнению обязанностей народного дружинника.
    8.Вопросы исключения из добровольной народной дружины рассматриваются в соответствии с ее Уставом.
    1.Руководство добровольной народной дружиной осуществляет штаб, возглавляемый начальником штаба.
    Численный и персональный состав штаба формируется на общем собрании добровольной народной дружины.
    Избранными в состав штаба добровольной народной дружины считаются граждане, получившие большинство голосов от числа лиц, принявших участие в голосовании.
    Начальник штаба избирается членами штаба добровольной народной дружины.
    2.Штаб добровольной народной дружины в пределах своих полномочий:
    1) организует деятельность добровольной народной дружины в соответствии с действующим законодательством;
    2) осуществляет планирование работы добровольной народной дружины, инструктирует народных дружинников и контролирует их работу;
    3) утверждает графики дежурств, которые согласовывает с органами внутренних дел, ведет табельный учет выхода на дежурство;
    4) принимает решения о приеме в добровольную народную дружину и исключении из ее состава, осуществляет учет численности народных дружинников;
    5) организует и проводит совместно с органами местного самоуправления, органами внутренних дел обучение народных дружинников методам работы по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, их правовую, специальную и физическую подготовку;
    6) ходатайствует о поощрении народных дружинников, отличившихся при исполнении своих обязанностей;
    7) анализирует результаты работы народных дружинников, вносит в соответствующие государственные органы предложения по вопросам устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также совершенствования работы добровольной народной дружины;
    8) организует взаимодействие добровольной народной дружины с органами, указанными в статье 2 настоящего Закона, осуществляет постоянный контроль за соблюдением законности в ее деятельности.
    3.Начальник штаба добровольной народной дружины осуществляет оперативное руководство деятельностью добровольной народной дружины в перерывах между заседаниями штаба.
    4.Заседания штаба добровольной народной дружины проводятся не менее одного раза в месяц.
    1.Народный дружинник обязан:
    1) строго соблюдать действующее законодательство;
    2) четко и добросовестно выполнять требования руководства добровольной народной дружины, а также сотрудников правоохранительных органов при проведении совместных мероприятий;
    3) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
    4) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган, указанный в статье 2 настоящего Закона, и принимать меры по спасению людей, пресечению преступлений или административных правонарушений, содействию в задержании лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, охране места происшествия;
    5) быть тактичным, вежливым и внимательным в обращении с гражданами;
    6) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
    7) повышать уровень правовых знаний, знать права и обязанности народного дружинника, овладевать современными методами борьбы с правонарушителями;
    8) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение народного дружинника;
    9) выполнять иные обязанности, предусмотренные Уставом добровольной народной дружины.
    2.Народные дружинники в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство, формы и методы работы добровольной народной дружины по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, навыками использования специальных и технических средств, оказания доврачебной помощи.
    Формы обучения народных дружинников, учебные планы и программы разрабатывает и утверждает штаб добровольной народной дружины по согласованию с органами местного самоуправления и правоохранительными органами.
    1.Народный дружинник имеет право:
    1) требовать от граждан прекращения совершения правонарушений;
    2) оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов в проверке у граждан документов, а также в производстве досмотра транспортных средств;
    3) содействовать правоохранительным органам во временном ограничении или запрещении движения транспортных средств, в ограничении допуска граждан на отдельные участки местности, в обеспечении их вынужденного пребывания там и выводе с этих участков;
    4) пользоваться для связи с правоохранительными органами телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в случаях, не терпящих отлагательства;
    5) входить в зрелищные, увеселительные и другие общественные места в случаях преследования скрывающихся нарушителей;
    6) доставлять в подразделения милиции, общественные пункты охраны порядка, а при их отсутствии в населенном пункте - в помещения органов местного самоуправления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и (или) нарушающих общественный порядок;
    7) отказаться от исполнения обязанностей народного дружинника, если полагает, что его жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.
    2.Реализация прав, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в пределах, установленных федеральным законодательством.
    1.Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности добровольных народных дружин, включая меры поощрения и денежное вознаграждение, осуществляются за счет средств, поступающих от организаций, граждан и иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
    2.Добровольным народным дружинам может оказываться помощь за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленном бюджетным законодательством порядке.
    3.Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления, организации могут предоставлять добровольным народным дружинам в безвозмездное пользование помещения и технические средства, необходимые для осуществления их деятельности, в порядке, установленном действующим законодательством.
  7. Глава 4.Гарантии правовой и социальной защиты, ответственность граждан, участвующих в охране общественного порядка

  8. 1.Насилие или угроза его применения, иные посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство граждан, участвующих в охране общественного порядка, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
    2.Законные требования граждан, участвующих в охране общественного порядка, обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
    Гарантии социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка, могут устанавливаться законами Карачаево-Черкесской Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    1.Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органы местного самоуправления могут использовать различные формы поощрения граждан, активно участвующих в охране общественного порядка, в том числе:
    1) объявление благодарности;
    2) награждение ценным подарком;
    3) награждение почетной грамотой.
    2.За особые заслуги в охране общественного порядка, проявленные при этом личное мужество и героизм граждане, участвующие в охране общественного порядка, могут представляться к государственным наградам Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики в порядке, определенном действующим законодательством.
    1.Неправомерные действия граждан, участвующих в охране общественного порядка, влекут за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
    2.Вред, причиненный физическим или юридическим лицам неправомерными действиями народного дружинника, надлежит возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  9. Глава 5.Заключительные положения

  10. Контроль за деятельностью граждан, участвующих в охране общественного порядка, осуществляют правоохранительные органы, структурное подразделение Администрации Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, уполномоченное на осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, уполномоченные в сфере охраны природных ресурсов и окружающей среды, а также органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
    1.Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
    2.Предложить Главе Карачаево-Черкесской Республики и поручить Правительству Карачаево-Черкесской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
    Президент
    Карачаево-Черкесской Республики
    Б.С.ЭБЗЕЕВ
    город Черкесск
    21 июня 2010 года
    N 33-РЗ