Карачаево-Черкесская Республика
Закон от 04 мая 2000 года № 7-РЗ

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Принят
Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики
25 апреля 2000 года
    В редакциях
  • от 15.03.2003 № 51-РЗ,
  • от 07.12.2004 № 46-РЗ,
  • от 05.12.2007 № 84-РЗ,
  • от 13.03.2009 № 16-РЗ,
  • от 18.04.2011 № 9-РЗ,
  • от 29.07.2010 № 48-РЗ,
  • от 05.07.2011 № 34-РЗ,
  • от 15.10.2003 № 51-РЗ,
  • от 15.11.2012 № 87-РЗ.
    Настоящий Закон, в соответствии с федеральным законодательством, регулирует правоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан в области защиты населения, земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды в пределах Карачаево-Черкесской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
    Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
    Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
    Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правил поведения населения.
    Иные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в тех же значениях, что и в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
    Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
    Целями настоящего Закона являются:
    1) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
    2) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
    3) ликвидация чрезвычайных ситуаций.
    Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
    4)разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти, органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики и организациями.
    1.В соответствии с Федеральным законом N 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:
    а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
    б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
    в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
    2.При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии с Федеральным законом N 68-ФЗ устанавливается один из следующих уровней реагирования:
    а) объектовый уровень реагирования;
    б) местный уровень реагирования;
    в) федеральный уровень реагирования;
    г) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования, который вводится решением Главы Карачаево-Черкесской Республики при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории Карачаево-Черкесской Республики.
    3.В соответствии с Федеральным законом N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении регионального (межмуниципального) уровня реагирования Глава Карачаево-Черкесской Республики может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
    а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
    б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
    в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
    г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
    д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
    1.Карачаево-Черкесская территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    2.Карачаево-Черкесская территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создается для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории республики и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению республики.
    3.Основными задачами Карачаево-Черкесской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
    1) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
    2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
    3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    5) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
    6) организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
    7) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
    8) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    9) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    10) ликвидация чрезвычайных ситуаций;
    11) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
    12) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
    4.Организация, состав сил и средств, порядок деятельности Карачаево-Черкесской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются в соответствии с нормативными правовыми актами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики.
    Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
    Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
    Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
    Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок обеспечения населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
    Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил, включая в соответствии с федеральным законодательством силы и средства гражданской обороны и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
    Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
  3. Глава II.Полномочия органов государственной власти

  4. И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ
    РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
    ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
    1.Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики:
    1) принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
    2) обеспечивает единообразие законодательного регулирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    3) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
    2.Глава Карачаево-Черкесской Республики:
    1) принимает решения, определяющие в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Карачаево-Черкесской Республики основные направления организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
    2) в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения республики, принимает необходимые меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций и поддержанию правопорядка;
    3) принимает решение о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и оказании помощи в случае их возникновения;
    4) вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    5) устанавливает региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном Федеральным законом N 68-ФЗ.
    3.Исполнительные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики:
    1) принимают в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Карачаево-Черкесской Республики нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
    2) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
    3) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
    4) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    5) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за помощью;
    6) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    7) обеспечивают создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    8) утратил силу
    9) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
    10) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
    4.Органами местного самоуправления самостоятельно осуществляются соответствующие полномочия, предусмотренные Федеральным законом N 68-ФЗ.
  5. Глава III.Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  6. 1.Исполнительные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
    2.Исполнительные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики:
    а) по отношению к подведомственным организациям:
    1) разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
    2) обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медикобиологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
    3) финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях; финансирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики;
    4) организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;
    б) по отношению к другим организациям, входящим в состав отрасли:
    1) осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
    2) разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.
    3.Руководители исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    4.Исполнительные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    5.Исполнительные органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    1.Организации обязаны:
    1) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
    2) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
    3) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
    4) создавать и поддерживать о постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
    5) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    6) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
    7) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    8) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
    9) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
    2.Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
    3.Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
    Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления Карачаево-Черкесской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления Карачаево-Черкесской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
    Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
    Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  7. Глава IV.Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

  8. Граждане Российской Федерации имеют право:
    1) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
    2) в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
    3) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории республики, и о мерах необходимой безопасности;
    4) обращаться лично, а также направлять в органы государственные власти и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
    5) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    6) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
    7) на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
    8) получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    9) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
    10) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
    Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    Граждане Российской Федерации обязаны:
    1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Карачаево-Черкесской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
    3) изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки, в указанной области;
    4) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
    5) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  9. Глава V.Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

  10. В соответствии с законодательством Российской Федерации порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определятся Правительством Российской Федерации.
    Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе общеобразовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
    Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
    Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в Карачаево-Черкесскую территориальную подсистему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти органами местного самоуправления, организациями Карачаево-Черкесской Республики.
    Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
  11. Глава VI.Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  12. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    Финансовое обеспечение деятельности органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом является расходным обязательством соответственно Карачаево-Черкесской Республики и муниципального образования;
    1.Финансовое обеспечение установленных федеральным законодательством и настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
    республиканского и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством Карачаево-Черкесской Республики;
    в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
    2.Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
    Порядок создания и использования указанных в настоящей статье резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Карачаево-Черкесской Республики, органами местного самоуправления.
  13. Глава VII.Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  14. Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
    Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на Карачаево-Черкесскую территориальную подсистему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
    Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    Исключен
    Руководители потенциально опасных объектов, расположенных на территории республики, представляют в органы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций доклад (декларацию), содержащий перечень и показатели опасности возникновения возможных аварий, катастроф, проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала и (или) населения прилегающих к объекту территорий.
    Порядок, содержание и сроки представления доклада определяются специальным положением.
  15. Глава VIII.Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  16. Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации, находящиеся на территории Карачаево-Черкесской Республики - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
    Должностные лица и иные работники, не исполнившие или ненадлежаще исполнившие по своей вине возложенные на них трудовые обязанности, связанные с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством.
  17. Глава IX.Заключительные положения

  18. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Нормативные правовые акты Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.
    Президент
    Карачаево-Черкесской Республики
    В.М.СЕМЕНОВ
    город Черкесск
    04 мая 2000 года
    N 7-РЗ