-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Камчатский край
Закон от 16 июня 1997 года № 88

О защите населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Принят
Законодательным Собранием Камчатского края
30 мая 1997 года
    В редакциях
  • от 23.11.1998 № 20,
  • от 19.08.2005 № 20,
  • от 19.08.2005 № 335,
  • от 19.08.2005 № 370.
    Настоящий закон направлен на регулирование общественных отношений в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Камчатской области (далее именуется - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Камчатской области или его части, объектов производственного, социального и жилищного назначения, а также окружающей природной среды (далее именуется - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуется - чрезвычайные ситуации).
    Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Камчатской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуется - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. Законодательную основу в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций составляют Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года, Закон РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 года, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Камчатской области, настоящий Закон, а также нормативные правовые акты Камчатской области, принимаемые в соответствии с настоящим Законом.
    Целями настоящего Закона являются:
    предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в Камчатской области;
    снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
    ликвидация чрезвычайных ситуаций.
    Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
    В отношении настоящего Закона Камчатской области понятия используются в следующих значениях:
    Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
    Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
    Источник чрезвычайной ситуации техногенного характера - объект промышленности, энергетики, коммунального хозяйства или транспорта, в результате деятельности которого на определенной территории возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
    Источник чрезвычайной ситуации природного характера - опасное природное явление, в результате которого на определенной территории возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
    Потенциально опасный объект - объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаро-, взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, или иные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
    Промышленная безопасность - состояние защищенности объектов, человека и окружающей среды, материальных ценностей общества и государства при размещении промышленных объектов, их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, выводе из эксплуатации, а также при конструировании и изготовлении промышленного оборудования.
    Обеспечение промышленной безопасности - разработка и осуществление системы адекватных мер экономического, организационно-технического, правового, воспитательного характера, направленных на предупреждение промышленных аварий, на постоянную готовность к их ликвидации.
    Декларация безопасности - специальный документ, обосновывающий безопасность проекта объекта производственного, социального и жилищного назначения (далее именуется - объект экономики) или действующего объекта экономики; определяющий характер и масштабы опасности на нем, выработку организационных, технических и иных мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и окружающей среды от чрезвычайной ситуации техногенного характера; регламентирующий действия персонала в аварийных условиях.
    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
    Всестороннее обеспечение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - проведение нештатными структурными подразделениями, создаваемыми администрацией Камчатской области, органами местного самоуправления и организациями, комплекса мероприятий, осуществляемых в целях организованного и успешного выполнения задач гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Видами обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются: медицинское, инженерное, противопожарное, энергетическое, коммунально-техническое, дорожно-транспортное и транспортное обеспечение, а также связь и оповещение, охрана общественного порядка, материально-техническое снабжение и другие виды обеспечения.
    Борьба со стихийными бедствиями - комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также всестороннему обеспечению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Камчатской области являются:
    заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения;
    планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
    определение объема и содержания мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;
    ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами администрации Камчатской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области (далее - органы местного самоуправления), организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства территориальных органов федеральных органов Камчатской области;
    привлечение сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    0(абз. 6 дополнен Законом Камчатской области от 14.05.2005 N 335)
    Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медикобиологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
    Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Камчатской области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, и законами Камчатской области.
    Администрация Камчатской области, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, о ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом.
    Порядок обеспечения населения, органов государственной власти Камчатской области, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается постановлением губернатора области.
    Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с администрацией Камчатской области, органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
  3. Глава 2.Полномочия органов государственной власти Камчатской области и органов местного самоуправления, обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  4. Совет народных депутатов Камчатской области:
    а) принимает законы и иные нормативные правовые акты Камчатской области;
    б) утверждает по представлению губернатора Камчатской области долгосрочные областные целевые программы в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций;
    в) осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатской области.
    Администрация Камчатской области:
    а) осуществляет нормативное правовое регулирование в пределах своих полномочий;
    б) разрабатывает и исполняет областной бюджет в части расходов на финансирование деятельности и мероприятий в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций;
    в) разрабатывает, организует выполнение и финансирование долгосрочных областных целевых программ в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций;
    г) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
    д) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивает их проведение;
    е) осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    ж) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
    з) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    и) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
    к) осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатской области.
    Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.
    Организации обязаны:
    а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
    б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
    в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
    г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
    д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
    ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
    Абзац исключен.
    1.Камчатская территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Камчатская территориальная подсистема) создается в Камчатской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Камчатская территориальная подсистема объединяет органы управления, силы и средства администрации Камчатской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    2.Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов Камчатской территориальной подсистемы, а также иные вопросы функционирования Камчатской территориальной подсистемы, определяются положением о Камчатской территориальной подсистеме, утверждаемым постановлением губернатора Камчатской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Камчатской области является постоянно действующим органом администрации Камчатской области, специально уполномоченным на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Структура, полномочия, задачи, функциональное предназначение и порядок деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Камчатской области определяются положением о ней, утверждаемым постановлением губернатора Камчатской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Общественные объединения члены которых имеют соответствующую, подтвержденную в аттестационном порядке, подготовку, могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Камчатской области и со своими уставами.
    Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством областного государственного учреждения "Центр обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Камчатской области". На него возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений в зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
    0(ч. 2 в ред. Закона Камчатской области от 14.05.2005 N 335)
    При ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, расположенных на территории Камчатской области, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
    При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Камчатской области применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатской области.
  5. Глава 4.Права и обязанности населения Камчатской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

  6. 1.Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Камчатской области имеют право:
    на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
    в соответствии с планами ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество администрации области, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
    быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории области, и о мерах необходимой безопасности;
    обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, вследствие чрезвычайных ситуаций;
    на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
    на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
    на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
    2.Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законами Камчатской области.
    Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Камчатской области обязаны:
    изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
    выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
    при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  7. Глава 5.Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

  8. Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
    Подготовка населения, проживающего в Камчатской области, к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
    Руководители и другие работники органов государственной власти Камчатской области, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
    Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Камчатской области, органами государственной власти Камчатской области и органами местного самоуправления, организациями, расположенными в Камчатской области.
    Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться в установленном порядке средства массовой информации.
  9. Глава 6.Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  10. Финансирование федеральных и областных целевых программ по защите населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций по обеспечению устойчивости функционирования организаций, расположенных на территории Камчатской области, осуществляется соответственно из федерального и областного бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Камчатской области.
    Финансирование деятельности органов Камчатской территориальной подсистемы, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств областного бюджета. Деятельность органов Камчатской территориальной подсистемы, финансируемая за счет средств федерального бюджета, настоящим Законом не регулируется.
    1.Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Камчатской области:
    регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством Камчатской области;
    в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования в Камчатской области.
    2.Организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    1.Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Камчатской области - особый запас продовольствия и пищевого сырья, медицинского имущества и медикаментов, инженерно-технических и транспортных средств, основных видов топлива, средств индивидуальной защиты, а также иных материальных ценностей и финансовых ресурсов, предназначенных для принятия неотложных мер по ликвидации возникших на территории Камчатской области чрезвычайных ситуаций.
    2.Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Камчатской области создаются администрацией Камчатской области, органами местного самоуправления и организациями, расположенными на территории Камчатской области.
    Указанные резервы создаются заблаговременно, в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
    3.Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Камчатской области, независимо от места их размещения, являются собственностью тех организаций, на средства которых они созданы или приобретены. Резервы государственных и муниципальных организаций, приобретенные или созданные за счет средств областного или местных бюджетов являются соответственно государственной собственностью Камчатской области и собственностью муниципальных образований.
    4.Порядок создания, хранения, обновления и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются нормативными правовыми актами органов и организаций, их создающих, а использования - по согласованию с органами Камчатской территориальной подсистемы.
  11. Глава 7.Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

  12. Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится администрацией Камчатской области и специально уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Камчатской области, привлекаемыми к проведению государственной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
    Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется администрацией Камчатской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Камчатской области.
  13. Глава 8.Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  14. Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, в непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатской области.
  15. Глава 9.Заключительные положения

  16. Настоящий Закон Камчатской области вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Губернатор
    Камчатской области
    В.А.БИРЮКОВ
    г. Петропавловск-Камчатский
    июня 1997 года
    88