Камчатский край
Решение от 28 февраля 2011 года
По делу № 21-06/90-10А
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
28 февраля 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 28 февраля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии Петрова А.В. – руководителя Камчатского УФАС России,
членов Комиссии:
Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,
рассмотрев дело № 21-06/90-10А по признакам нарушения ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ОАО «ПКМПТ»; юридический адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский; далее – ответчик по делу) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
Акционер ОАО «ПКМТП» Белан С.Ф. обратился в Камчатское УФАС России с заявлением о применении хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обработке грузов морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, необоснованных тарифов за свои услуги.
По результатам плановой проверки, отраженным в акте проверки от 28.06.2010 № 24/06, в действиях ОАО «ПКМТП» по применению не утвержденных ФСТ России тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов, применению к тарифам повышающего коэффициента 8,5 % в отсутствие оснований, установленных нормативными правовыми актами ФСТ России, выявлены признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как пояснил ответчик по делу в письме от 29.11.2010 № юр486, ФСТ России в письме от 03.11.2010 № 10-1846 подтвердила легитимность тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «ПКМТП», утвержденных МАП России.
ОАО «ПКМТП» узнало об утрате силы приказа ФСТ России, утвердившего применение к тарифам повышающего коэффициента 8,5 %, в июне 2010 г. в ходе плановой проверки Камчатского УФАС России. ФСТ России не направляла в адрес ОАО «ПКМТП» приказов, сообщений об отмене коэффициента. Камчатское УФАС России дважды проверяло ОАО «ПКМТП» после отмены ФСТ России применения повышающего коэффициента, и не выявило нарушений в этой части.
ОАО «ПКМТП», осуществляя деятельность по транспортной обработке грузов в морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, является субъектом естественных монополий в сфере услуг морских портов, состоит в Реестре субъектов естественных монополий; также включен в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по услугам: складирование и хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы с долей более 65 % в географических границах Камчатской области.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение ОАО «ПКМТП» на рынках услуг складирования и хранения грузов, погрузочно-разгрузочных работ Камчатской области признано доминирующим.
В силу статьи 6 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в отношении ОАО «ПКМТП» как субъекта естественных монополий применяется ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления тарифов или их предельного уровня.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.04.2008, государством регулируются услуги субъектов естественных монополий в морских портах: погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов.
С 2004 года полномочиями по установлению тарифов на услуги морских портов наделена Федеральная служба по тарифам. В соответствии с приказом ФСТ России от 07.08.2009 № 182-т/3 «Об утверждении Перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России», ОАО «ПКМТП» включено в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России.
ОАО «ПКМТП» руководствуется Предельными тарифами на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», утвержденными решением правления МАП России от 14.03.2001 № 12/06-2-мп (далее – Предельные тарифы), которое до 2004 года являлось регулирующим органом в сфере услуг морских портов.
ФСТ России в письме от 03.11.2010 № 10-1846 сообщила, что для ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» указанные тарифы являются действующими.
ФСТ России приказом от 26.04 2005 № 175-т/3 «Об установлении предельных тарифов на услуги субъектов естественных монополий в сфере услуг морских портов» установила с 01 мая 2005 г. для субъектов естественных монополий, в том числе для ОАО «ПКМТП», предельный максимальный уровень тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов на уровне 108,5 % от действующего предельного уровня тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов.
ОАО «ПКМТП» в соответствии с вышеуказанным приказом ФСТ России приказом от 04 мая 2005 г. № 60 ввело в действие с 1 мая 2005 года предельный максимальный уровень тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для каботажных грузов на уровне 108,5 % от Предельных тарифов путем применения Предельных тарифов с повышающим коэффициентом 8,5 %.
С 1 апреля 2007 года приказ ФСТ России от 26.04.2005 № 175-т/3 признан утратившим силу в соответствии с приказом ФСТ России от 07.03.2007 № 41-т/3, и в дальнейшем ФСТ России для ОАО «ПКМПТ» не устанавливало предельный максимальный уровень тарифов на регулируемые виды услуг.
С 1 октября 2010 года ОАО «ПКМТП» приказом от 04.10.2010 № 87 отменило действие своего приказа от 04.05.2005 № 60.
Таким образом, в период с 1 апреля 2007 года по 30 сентября 2010 года ОАО «ПКМТП» применяло повышающий коэффициент 8,5 % к Предельным тарифам для каботажных грузов в отсутствие оснований, установленных нормативными правовыми актами ФСТ России, нарушая тем самым установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Своими действиями по неправомерному применению повышающего коэффициента к Предельным тарифам ОАО «ПКМТП» ущемило интересы хозяйствующих субъектов, приобретавших с 1 апреля 2007 года по 30 сентября 2010 года у ОАО «ПКМТП» погрузочно-разгрузочные работы каботажных грузов и связанные с ними услуги по завышенным на 8,5 % ценам (тарифам).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 данной статьи).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
1.Признать в действиях ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» по применению в период с 01.04.2007 по 30.09.2010 повышающего коэффициента 8,5 % к утвержденным МАП России предельным тарифам на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
2.Выдать ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.