Камчатский край

Решение от 19 апреля 2011 года

По делу № 21-06/92-10А
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
19 апреля 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2011 г.
    В полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2011 г.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
    Председателя Комиссии Петрова А.В. – руководителя Камчатского УФАС России,
    членов Комиссии:
    Коваленко Г.Б. – начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
    Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
    Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
    рассмотрев дело № 21-06/92-10А по признакам нарушения ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ОАО «ПКМТП»; ИНН 4101017801; адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский), ООО «Терминал» (ИНН 4101105670; адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский), ООО «Владкам» (ИНН 4100023295; адрес: ул. Вулканная, д. 29а, г. Петропавловск-Камчатский) (далее – ответчики по делу) части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
    при участии в заседании
    от ответчика по делу ОАО «ПКМТП»: Костына С.В. (по доверенности от 11.01.2011 № юр.1), Чарушиной Н.П. (по доверенности от 25.01.2011 № юр 26),
    от заявителя: Максимова Р.Л., представителя Белана С.Ф. (по доверенности от 04.02.2011),
    в отсутствие представителей ответчиков по делу ООО «Владкам» и ООО «Терминал», извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,
    Гражданин Белан С.Ф., являющийся акционером ОАО «ПКМТП», обратился в Камчатское УФАС России с заявлением о необоснованном увеличении тарифов на обработку грузов в морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского в результате осуществления там деятельности хозяйствующими субъектами, для которых государством не установлены предельные тарифы на услуги по обработке грузов.
    По результатам плановых проверок Камчатским УФАС России в отношении ОАО «ПКМТП» и ООО «Терминал», отраженным в актах от 31.05.2010 № 23/06 и от 28.06.2010 № 24/06, в действиях ОАО «ПКМТП», ООО «Терминал», ООО «Владкам» по заключению договоров аренды основных средств, в результате чего произошло увеличение цены услуги погрузки-выгрузки контейнеров на автотранспорт, не связанное с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, выявлены признаки нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции.
    Дело в отношении ОАО «ПКМТП», ООО «Терминал», ООО «Владкам» было возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в согласованных действиях по заключению договоров аренды основных средств, в результате которых ООО «Терминал» были установлены и поддержаны цены за погрузку-выгрузку контейнеров на автотранспорт в размере цен, ранее применяемых ООО «Владкам» и признанных монопольно-высокими ценами, которые значительно превышали тарифы, установленные для ООО «Владкам» Федеральной службой по тарифам.
    В ходе рассмотрения дела в действиях ответчиков по делу установлены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело: нарушение части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении между ОАО «ПКМТП», ООО «Терминал», ООО «Владкам» соглашений, которые привели к ограничению конкуренции.
    Как следует из агентских договоров между ООО «Терминал» и ООО «Мортэк» от 01.07.2009 № 02/09, между ООО «Терминал» и ООО «Транс-Камчатка» от 01.02.2010 № 06/10, между ОАО «ПКМТП» и ООО «Мортэк» от 15.02.2010 № 112, письма ООО «Мортэк» в адрес ООО «Терминал» от 24.06.2009 № 43, в период с 1 июля по 31 декабря 2009 года на товарном рынке погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в границах территории морского торгового порта г. Петропавловска-Камчатского, являющемся естественной монополией в силу статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях), произошли следующие изменения в части состава продавцов – субъектов естественной монополии и ассортимента реализуемой ими продукции (номенклатуры грузов):
    - ООО «Владкам» прекратило осуществлять погрузку и выгрузку контейнеров со склада на автотранспорт и обратно,
    - ОАО «ПКМТП» прекратило осуществлять погрузку-выгрузку, хранение иных помимо насыпных, навалочных и опасных грузов,
    - ООО «Терминал» начало осуществлять погрузку-выгрузку, хранение грузов, кроме насыпных, навалочных и опасных.
    Подтверждением вышеуказанных изменений на рынке являются сведения об объемах переработанных продавцами (ОАО «ПКМТП» и ООО «Терминал») грузов по ассортименту (номенклатуре) за 2 полугодие 2009 г., 2010 год (Приложение 1), представленные ОАО «ПКМТП» в письме от 03.03.2011 № юр70 и ООО «Терминал» в письме от 04.03.2011 № 15 с указанием, что данная информация является коммерческой тайной.
    Ответчики по делу являются субъектами естественной монополии в силу функционирования на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    При этом ОАО «ПКМТП» и ООО «Владкам» включены в реестр субъектов естественных монополий, и органами регулирования установлены предельные тарифы на оказываемые ими услуги погрузки-выгрузки, хранения грузов в морском торговом порту.
    Субъект естественной монополии ООО «Терминал» в реестр субъектов естественных монополий не включен и не обращался в Федеральную службу по тарифам по вопросу установления предельных тарифов.
    ООО «Терминал» оказывает услуги погрузки и выгрузки, хранения грузов в морском торговом порту по тарифам, установленным обществом самостоятельно в соответствии с приказами руководителя ООО «Терминал» от 30.06.2009 № 131 «О введении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ним услуги, оказываемые ООО «Терминал»» и от 15.01.2010 № 7 «О повышении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ООО «Терминал»» (в соответствии с которым тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги с 20.01.2010 увеличены на 5 %).
    В настоящее время размер тарифов, применяемых ООО «Терминал», превышает размер тарифов, установленных органами регулирования для субъектов естественных монополий ОАО «ПКМТП» и ООО «Владкам» (Приложение 2):
    - на услуги погрузки-выгрузки каботажных грузов на (с) судно – в среднем в 1,6 раза (таблица 1),
    - на услуги погрузки-выгрузки контейнеров с экспортно-импортными грузами на (с) судно – в среднем на 5 % (таблица 2),
    - на услуги погрузки-выгрузки контейнеров на (с) автотранспорт – в 4,5 раза по груженым контейнерам и в 7,5 раза по порожним контейнерам (таблица 3),
    - на услуги сверхнормативного хранения контейнеров – в среднем на 14 % (таблица 4).
    Таким образом, в результате деятельности ООО «Терминал» на товарном рынке погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского цены в морском порту на услуги погрузки-выгрузки, хранения грузов (кроме насыпных, навалочных, опасных) увеличились.
    Осуществление ООО «Терминал» услуг погрузки-выгрузки, хранения грузов в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского стало возможным вследствие заключения с ОАО «ПКМТП» и ООО «Владкам» соглашений о передаче (получении) основных средств, необходимых для оказания данных услуг, оформленных в виде договоров аренды.
    Так, ООО «Терминал» на основании заключенных договоров аренды с ОАО «ПКМТП» от 1 июля 2009 г. №№ 246, 247, 248, 249 получило в пользование:
    - движимое имущество: автопогрузчики, тракторопогрузчики, контейнерные автопогрузчики, станки и др.),
    - нежилые помещения в здании грузового склада № 3 и в здании блока бытовых помещений,
    - прикардонные подкрановые пути и подкрановые пути причала № 10, части покрытий портовой территории ППК-3, часть покрытия портовой территории ППК-2, ограждение терминала 571 п. м.; ранее ОАО «ПКМТП» передавало в аренду часть указанных объектов основных средств ООО «Владкам» (по договорам от 01.08.2007 № 424, от 30.06.2008 № 407, от 02.07.2008 № 418).
    По договору аренды имущества с ООО «Владкам от 1 июля 2009 г. № 03/А ООО «Терминал» получило в пользование погрузчики и тягачи – всего 15 единиц техники.
    ООО «Терминал» в письме от 29.11.2010 № 77 сообщило, что с 2006 года предоставляло квалифицированную рабочую силу для производства погрузочно-разгрузочных работ хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории Петропавловск-Камчатского морского торгового порта. В адрес ООО «Терминал» поступило обращение ООО «Мортэк» от 24.06.2009 № 43 с предложением об осуществлении ООО «Терминал» в морском торговом порту деятельности по погрузке/выгрузке грузов и контейнеров на автотранспорт в связи с прекращением с 1 июля 2009 года указанной деятельности ООО «Владкам». ООО «Терминал» приняло данное предложение в целях расширения профиля работы и получения дополнительных доходов.
    ООО «Владкам» в письме от 29.11.2010 № 1/11/10/ФАС сообщило, что передало в аренду ООО «Терминал» высвободившиеся основные средства после прекращения своей деятельности в морском порту по погрузочно-разгрузочным работам. Причиной прекращения указанной деятельности явилось утверждение ФСТ России тарифов на услуги ООО «Владкам» в морском порту в размере, не покрывающем затраты общества на оказание услуг погрузки и выгрузки контейнеров, применение которых повлекло бы убыточность данной деятельности общества.
    ОАО «ПКМТП» в письмах от 29.11.2010 № юр487 от 17.02.2011 № юр56 сообщило, что действия ОАО «ПКМТП» по передаче в аренду ООО «Терминал» имущества носят характер обычной хозяйственной деятельности. Договоры аренды основных средств с ООО «Владкам» прекратили действовать по окончании установленного в них срока действия, а не были досрочно расторгнуты; ООО «Владкам» не обращалось с просьбой о продлении договора аренды. Объекты недвижимого имущества, которые передавались в аренду ООО «Владкам» и переданы ООО «Терминал», не являются идентичными, имеют различные технические характеристики, что подтверждается сопоставлением общего размера площадей. Прикардонные подкрановые пути причала № 10, используемые ОАО «ПКМТП» для производства стивидорных работ, переданы в аренду ООО «Терминал» в целях получения дохода в виде арендной платы за пользование имуществом.
    Имеющаяся в распоряжении Камчатского УФАС России информация (приложения к договорам аренды имущества: схемы сооружений, передаваемых в аренду ООО «Владкам» по договорам от 30.06.2008 № 407 и от 02.07.2008 № 418 и передаваемых в аренду ООО «Терминал» по договору от 01.07.2009 № 246) не подтверждает сообщение ОАО «ПКМТП» о не идентичности имущества, ранее передаваемого в аренду ООО «Владкам» и переданного в аренду ООО «Терминал». Фактически не идентичность заключается только в количестве объектов: в аренду ООО «Терминал» дополнительно переданы подкрановые пути причала № 10 и ограждение терминала, которые не передавались в аренду ООО «Владкам». Идентичность остальных объектов покрытия портовой территории по месту расположения и площадям подтверждается схемами сооружений, передаваемых в аренду ООО «Владкам» и ООО «Терминал», несмотря на разные инвентарные, кадастровые номера и свидетельства о государственной регистрации в результате размежевания имущества и его перерегистрации собственником.
    Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, доводы и пояснения ответчиков по делу, пришла к следующим выводам.
    Увеличение цен на услуги погрузки-выгрузки, хранения грузов в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского, подлежащие государственному регулированию, произошло в результате целенаправленных действий ответчиков по делу ООО «Владкам» и ОАО «ПКМТП» по отказу от применения тарифов, утвержденных органами регулирования, путем прекращения оказания в морском порту услуг, цены на которые регулируются государством и на которые имеется устойчивый спрос: ОАО «ПКМТП» прекратило осуществлять стивидорные работы и хранение генерального груза, ООО «Владкам» прекратило осуществлять погрузку-выгрузку грузов на автотранспорт. Высвободившиеся основные средства ОАО «ПКМТП» и ООО «Владкам» передали в пользование ООО «Терминал» на основании заключенных договоров аренды основных средств.
    В результате ООО «Терминал» получило возможность оказывать услуги в условиях естественной монополии (когда товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров – статья 3 Закона о естественных монополиях), применяя самостоятельно установленные цены на подлежащие государственному регулированию услуги в размере, значительно превышающем цены на данные услуги, установленные органами регулирования.
    Согласно пункту 19 статьи 4 Закона о конкуренции «вертикальными» соглашениями считаются соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.
    Исходя из этого Комиссия считает, что договоры аренды основных средств, заключенные между ответчиками по делу ООО «Терминал», ОАО «ПКМТП» и ООО «Владкам», не являются вертикальными соглашениями.
    В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о размещении заказов запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
    При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
    Результатом заключения ответчиками по делу соглашений о передаче (получении) в аренду основных средств явился рост цен услуг погрузки-выгрузки, хранения грузов в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского, не связанный с соответствующим изменением иных общих условий обращения товара на товарном рынке погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в границах территории морского торгового порта г. Петропавловска-Камчатского.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать в действиях ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», ООО «Терминал», ООО «Владкам» нарушение части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и реализации соглашений, которые привели к ограничению конкуренции в виде роста цен на услуги погрузки-выгрузки, хранения грузов в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского, не связанного с соответствующим изменением иных общих условий обращения товара на товарном рынке.
    2.Выдать ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт», ООО «Терминал», ООО «Владкам» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.