Камчатский край

Решение от 04 апреля 2011 года

По делу № 21-06/91-10А
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
04 апреля 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2011 г.
    В полном объеме решение изготовлено 04 апреля 2011 г.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
    Председателя Комиссии
    Петрова А.В. – руководителя Камчатского УФАС России,
    членов Комиссии:
    Коваленко Г.Б. – начальника отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
    Парфирьевой С.Н. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
    Игнатьевой И.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
    Камгазова А.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения и рекламы,
    рассмотрев дело № 21-06/91-10А по признакам нарушения ООО «Терминал» (ИНН 4101105670; адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский; далее – ответчик по делу) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
    в присутствии генерального директора ООО «Терминал» Костыны К.И. ,
    Гражданин Белан С.Ф. обратился в Камчатское УФАС России с заявлением о применении хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обработке грузов морском торговом порту г. Петропавловска-Камчатского, необоснованных тарифов за свои услуги.
    По результатам плановой проверки, отраженным в акте от 31.05.2010 № 23/06, в действиях ООО «Терминал» по установлению цен на услуги погрузки-выгрузки контейнеров на автотранспорт выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления монопольной высокой цены товара.
    В ходе рассмотрения дела в действиях ответчика по делу установлены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело: нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выражающееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
    Как следует из заключенных ответчиком по делу агентских договоров от 01.07.2009 № 02/09 с ООО «Мортэк» и от 01.02.2010 № 06/10 с ООО «Транс-Камчатка», ООО «Терминал» выполняет следующие работы (услуги) на территории контейнерного терминала порта Петропавловск-Камчатский:
    - производит своими силами или силами третьих лиц выгрузку/погрузку контейнеров с/на судно в соответствии с утвержденной технологией, обеспечивает прием/сдачу от перевозчика всех контейнеров грузополучателей/грузоотправителей, обрабатываемых на контейнерном терминале порта Петропавловск-Камчатский,
    - производит складирование контейнеров и грузов в соответствии с действующими технологическими картами, концентрацию, хранение груза на складах порта,
    - согласовывает с перевозчиками условия и очередность приема/сдачи опасных, разрядных и скоропортящихся грузов,
    - производит погрузку/выгрузку грузов и контейнеров на автотранспорт грузополучателей и грузоотправителей.
    Ранее вышеуказанные работы (услуги) выполняли субъекты естественной монополии ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам».
    Таким образом, ООО «Терминал» с 01.07.2009 года осуществляет в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского погрузку и выгрузку грузов, хранение грузов.
    ООО «Терминал» оказывает услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в морском торговом порту по тарифам, установленным обществом самостоятельно в соответствии с приказами руководителя ООО «Терминал» от 30.06.2009 № 131 «О введении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ним услуги, оказываемые ООО «Терминал»» и от 15.01.2010 № 7 «О повышении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, оказываемые ООО «Терминал»» (в соответствии с которым тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги с 20.01.2010 увеличены на 5 %).
    Размер тарифов, применяемых ООО «Терминал», превышает размер тарифов, установленных органами регулирования для субъектов естественных монополий ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» и ООО «Владкам»:
    на услуги погрузки-выгрузки контейнеров с экспортно-импортными грузами на (с) судно – на 5 %,
    на услуги погрузки-выгрузки каботажных грузов на (с) судно – в 1,6 раза,
    на услуги погрузки-выгрузки контейнеров на (с) автотранспорт – в 4,5 раза,
    на услуги сверхнормативного хранения грузов – на 14 %.
    Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
    В соответствии со статьей 3 данного закона естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров, а субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
    Состояние рынков погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в границах территории морского торгового порта Петропавловска-Камчатского соответствует условиям признания данных рынков естественными монополиями. Следовательно, ООО «Терминал» в силу функционирования на рынках, находящихся в состоянии естественной монополии, является субъектом естественной монополии независимо от того, включен он в реестр субъектов естественных монополий или нет.
    На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Таким образом, положение ООО «Терминал» на товарных рынках погрузочно-разгрузочных работ, хранения грузов в границах территории морского торгового порта Петропавловска-Камчатского является доминирующим.
    В силу статьи 6 Закона о естественных монополиях органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):
    - ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
    - определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
    Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
    Постановлением Правительства РФ от 20.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утверждены Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее – Положение о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий), а также перечни услуг субъектов естественных монополий, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. В перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в частности, включены услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов.
    Тарифы на услуги субъектов естественной монополии, оказывающих услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, которые подлежат государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливаются органами регулирования (Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) применительно к каждому конкретному субъекту естественной монополии в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством (пункт 5 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий).
    Таким образом, установление тарифов на услуги погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в морских портах находится в сфере ведения органов регулирования. Хозяйствующий субъект, самостоятельно принимающий такого рода решения, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
    В результате осуществления ООО «Терминал» в морском порту погрузки и выгрузки, хранения грузов в отсутствие тарифов, установленных органом регулирования, цены в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского за указанные услуги значительно возросли.
    Рост цены товара, не связанный с соответствующим изменением иных общих условий обращения товара на товарном рынке, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.
    В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия, как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 данной статьи).
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать в действиях ООО «Терминал» по осуществлению в морском торговом порту Петропавловска-Камчатского деятельности погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в отсутствие цен (тарифов), установленных органом регулирования, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
    2.Выдать ООО «Терминал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.