Камчатский край
Решение от 07 февраля 2011 года

В отношении муниципального заказчика и уполномоченного органа Администрации Усть-Большерецкого муниципального района по жалобе ООО «Большерецкремстрой»

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
07 февраля 2011 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) в составе:
    Председателя Комиссии – руководителя управления Петрова А.В.,
    членов Комиссии:
    главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Иванцова А.Г.,
    главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Парфирьевой С.Н.,
    ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Крук Е.Н.,
    в присутствии представителей:
    муниципального заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Усть-Большерецкого муниципального района (далее – Заказчик) Михалко М.Н (по доверенности от 07.02.2011 № 03/211),
    уполномоченного органа - Управления экономической политики Администрации Усть-Большерецкого муниципального района (далее - Уполномоченный орган) Козьминой Н.В. (по доверенности от 07.02.2010 № 03/209),
    ООО «Большерецкремстрой» (далее – Заявитель) - Эйтигона Д.Ю. (по доверенности от 26.07.2010),
    рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа при размещении заказа путем открытого аукциона на выполнение работ по объекту «Реконструкция общежития по ул. Калининской, 12 под жилой дом в с. Усть-Большерецк», и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 , Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
    Заказчиком, Уполномоченным органом начата процедура размещения заказа путем открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции общежития по ул. Калининской, 12, с. Усть-Большерецк, под жилой дом (реестровый номер торгов 10а/10-РО); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 42 626 600 рублей. Извещение о проведении аукциона и документация об аукционе размещены 30.12.2010 на официальном сайте Камчатского края для размещения информации о заказах. В связи с обжалованием 31.01.2011 ООО «Большерецкремстрой» действий Заказчика и Уполномоченного органа размещение заказа по требованию Камчатского УФАС России приостановлено, рассмотрение заявок аукционной комиссией не проводилось.
    По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика и Уполномоченного органа.
    Документация об аукционе в части требований к участникам размещения заказа и требований к оформлению заявки на участие в аукционе не соответствует частям 2, 2.1 статьи 34, части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов, что воспрепятствовало Заявителю в подаче заявки на участие в аукционе.
    1.В пункте 11 Информационной карты документации об аукционе установлено требование о предоставлении в составе заявки копии выданного саморегулируемой организацией (СРО) свидетельства о допуске к определенным видам работ согласно техническому заданию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Свидетельство о допуске), и перечислены работы, на которые требуется представить Свидетельство о допуске. Заявитель обратился к Заказчику и Уполномоченному органу за разъяснениями положений аукционной документации, поскольку в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее – Перечень) (утвержден приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624), на которые требуется получение Свидетельства о допуске, не содержатся виды работ в указанных в документации об аукционе формулировках: «монтаж силового электрооборудования, устройство заземления, пожарная сигнализация, выполнение работ по наружным электрическим сетям». Заказчик разъяснил, что указанные в документации работы: монтаж силового электрооборудования, устройство заземления, пожарная сигнализация, выполнение работ по наружным электрическим сетям, - соответствуют работам, указанным в пунктах 15.5, 15.6 раздела III Перечня. Однако работы, указанные в пунктах 15.5, 15.6 раздела III Перечня, требуют получения Свидетельства о допуске только в случае их выполнения на объектах, перечисленных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации «Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты»; реконструируемый объект не относится к таким объектам.
    2.Документацией об аукционе установлено требование к описанию качества работ по форме 3, которая должна быть представлена в составе заявки на участие в аукционе. В указанной форме участники размещения заказа должны: 1) перечислить государственные стандарты, СНиП, санитарные и др. нормы и правила, которые он будет соблюдать при выполнении работ, описать способы выполнения требований Заказчика, 2) описать применяемые технологии и технические решения, методы производства работ, 3) описать действующую систему контроля качества выполняемых работ и закупаемых материалов, 4) описать конкретные меры по обеспечению безопасности выполняемых работ и охране окружающей среды. Заявитель считает неправомерным требовать указанные сведения при неустановлении Заказчиком в документации об аукционе аналогичных конкретизированных требований к качеству работ, а также при неразмещении на сайте в сети Интернет проектно-сметной документации.
    Представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что проектно-сметная документация не размещена на сайте в связи с большим объемом данного акта (4 тома). Участники размещения заказа могли в установленном порядке обратиться с запросом о предоставлении возможности ознакомления с проектной документацией.
    При установлении требований к описанию качества работ по форме 3 предполагалось, что участники размещения заказа при заполнении данной формы сделают ссылки о соответствии качества выполняемых ими работ требованиям, установленным в документации об аукционе.
    В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
    Нормами части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлены специальные требования к определению предмета договора строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства не только в соответствии с заданием заказчика, но и проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка и технических регламентов.
    Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
    В документации об аукционе (п. 7 Технического задания) содержится требование о том, что работы должны быть выполнены не только согласно техническому заданию, но и в т.ч. в соответствии с проектной документацией. Кроме того, в проект муниципального контракта включено положение о том, что предмет контракта также определяется в соответствии с указанным выше актом. Однако проектная документация не представлена в составе документации об аукционе как составная часть проекта контракта.
    Таким образом, Заказчик, в нарушение части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, освободил себя от обязанности по установлению требований к характеристикам выполняемых работ, которые должны быть заранее известны участнику размещения заказа, подающего заявку на участие в торгах.
    Комиссия не принимает объяснения представителей Заказчика и Уполномоченного органа о том, что в случае необходимости получения участником размещения заказа дополнительных сведений о предмете размещаемого заказа он вправе был обратиться с запросом к заказчику об ознакомлении с проектной документацией по месту нахождения Заказчика. Участники размещения заказа оказались лишены права подачи дополнительных запросов. Указанные действия Заказчика ведут к неправомерному сокращению срока подачи заявок на участие в аукционе, в первую очередь для участников размещения заказа, находящихся в регионах, удаленных от места расположения Заказчика, и к ограничению числа участников размещения заказа, в том числе по территориальному признаку.
    В целях установления аукционной комиссией соответствия предложений в заявках требованиям, установленным в документации об аукционе, документация об аукционе в силу части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов (через отсылочные нормы пункта 2 части 4 статьи 22 данного закона) должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик.
    Требования к качеству, техническим характеристикам работ, к их безопасности Заказчик установил в пунктах 6 – 11 Технического задания документации об аукционе. В этих требованиях содержатся общие ссылки на соответствие работ проектной документации, техническому заданию, соблюдению при проведении работ СНиП, ГОСТ и других нормативных документов по качеству строительства, правил техники безопасности и правил пожарной безопасности, использование систем управления качеством строительства, использования сертифицированных материалов и оборудования.
    Требования к описанию работ Заказчик установил в форме 3 «Сведения о качестве работ», в которой обязал участников привести перечень государственных стандартов, СНиП, санитарных и др. норм и правил, которые будут ими соблюдаться при выполнении работ, описать способы выполнения содержащихся в техническом задании требований Заказчика, применяемые технологии и технические решения, методы производства работ, применяемую систему контроля качества выполняемых работ и закупаемых материалов, конкретные меры по обеспечению безопасности выполняемых работ и по охране окружающей среды. Целесообразность установления Заказчиком вышеуказанных требований к описанию качества работ при неустановлении соответствующих детализированных требований к качеству работ в аукционной документации непонятна, поскольку аукционная комиссия не сможет установить соответствие описанных предложений требованиям документации об аукционе. Результатом установления излишних требований к описанию качественных и количественных характеристик выполняемых работ явилось ограничение числа участников размещения заказа.
    В части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов установлены требования к содержанию заявки на участие в открытом аукционе. Согласно части 3 данной статьи, не допускается требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, кроме предусмотренных частью 2 данной статьи документов и сведений.
    Заказчик в пункте 11 Информационной карты документации об аукционе в установил требование о содержании в заявке на участие в аукционе копии Свидетельства о допуске СРО (в качестве документа, подтверждающего соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона), и перечислил виды работ согласно Техническому заданию, на которые требуется представить Свидетельство о допуске. В разъяснениях положений документации об аукционе Уполномоченный орган уточнил, что требование Заказчика о наличии действующего Свидетельства о допуске установлено в соответствии с пунктами 15.5, 15.6, 20.1, 20.13 раздела III Перечня, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624.
    Однако работы согласно указанным пунктам Перечня требуют получения Свидетельства о допуске только в случае их выполнения на особо опасных, сложных и уникальных объектах, которые указаны в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ; объект, выполнение работ на котором является предметом размещения заказа, не относится к таким объектам.
    Таким образом, лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона, в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется получение допуска СРО; требование указанного документа нарушает часть 3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
    Неправомерное установление Заказчиком требования копии Свидетельства о допуске ограничило доступ к участию в аукционе лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на строительном рынке, которые не в состоянии позволить себе оплату взноса в компенсационный фонд для вступления в СРО, что не отвечает целям размещения государственного заказа, указанным в части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов: расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказа и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции.
    На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия
    1.Признать жалобу обоснованной.
    2.Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 1, части 2 статьи 34, части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
    3.Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений Закона о размещении заказов.
    4.Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц Заказчика и Уполномоченного органа.
    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.