Камчатский край
Решение от 16 июня 2011 года

В отношении Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю по жалобе ООО «Сфера Плюс»

По делу № 21-06/79-11Ж
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
16 июня 2011 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) в составе:
    Ведущего заседание комиссии – временно исполняющей обязанности руководителя управления Коваленко Г.Б.,
    членов Комиссии:
    главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Парфирьевой С.Н.,
    главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Шихановой Л.Б.,
    ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа Крук Е.Н.,
    в присутствии представителей
    государственного заказчика – Управления Федерального казначейства по камчатскому краю (далее – Заказчик): Чуприной О.М. (по доверенности от 14.06.2011 № 38-14/3635), Рудовой Л.И. (по доверенности от 14.06.2011 № 38-14/3634), ООО «Сфера Плюс» (далее – Заявитель): Мосина М.А. (по доверенности от 16.06.2011),
    рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при размещении заказа путем открытого аукциона в электронной форме № УФК-2011-ОАЭФ-5 «Строительство административного здания управления федерального казначейства по Камчатскому краю», и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
    Заказчиком начата процедура размещения заказа путем открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по строительству административного здания Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю; начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 408 181 040 рублей. Срок окончания подачи заявок установлен до 10-00 09.06.2011.
    08.06.2011 участник размещения заказа ООО «Сфера Плюс» подал жалобу в письменной форме посредством использования электронной связи на положения документации об открытом аукционе в электронной форме.
    По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
    В документации об аукционе в части II «Технические требования» установлено требование к участнику размещения заказа представить в составе заявки выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений объектов связи. Предметом аукциона является строительство административного здания, которое относится к объектам жилищно-гражданского назначения. Заказчик, включив в документацию об аукционе указанное требование, ограничил возможность участия Заявителя в данном аукционе.
    Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Пояснили, что документация об аукционе была разработана с учетом требований Ростелекома на перекладку их телефонных линий, которые не принадлежат Управлению Федерального казначейства. В процессе строительства здания необходимо сделать новую кабельную трассу, т.е. линию объектов связи. Прокладкой этих линий будет заниматься Ростелеком, который потребовал в своих технических условиях на телефонизацию и радиофикацию проектируемого объекта административного здания производить работы организацией, имеющей свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
    В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
    Требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме установлены в статье 41.6 Закона о размещении заказов.
    Согласно части 1 указанной статьи документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
    В соответствии с частью 2.1. статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
    В соответствии с частью 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 данного закона.
    Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов в документации об аукционе должны быть установлены обязательные требования к участникам размещения заказа о соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
    ФАС России в письме от 23.05.2011 № ИА/19714, опубликованном на официальном сайте www.fas.gov.ru, разъяснила об установлении требований к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства следующее.
    Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
    В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
    Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
    Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
    В документации об аукционе, разработанной Заказчиком, в перечне требований к участникам размещения заказа (пункты 11, 12 Информационной карты) не содержится требование о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
    При этом требование о наличии у участников размещения заказа выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к конкретным видам работ и к определенным работам по организации строительства согласно перечню видов работ, утвержденному Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, установлено в Технических требованиях документации об аукционе (пункт 10).
    Установление указанного требования к участникам размещения заказа в форме требований к техническим характеристикам работ является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, поскольку данное требование не соответствует части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
    Комиссия не принимает доводы представителей Заказчика о необходимости наличия у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства зданий и сооружений объектов связи, поскольку предметом размещения заказа является строительство административного здания управления Федерального казначейства, не являющимся зданием организации связи или сооружением связи в толковании указанных понятий в статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»: «организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности; сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи».
    Исходя из вышеприведенных норм Закона о размещении заказов и разъяснений ФАС России, Комиссия считает, что установление в Технических требованиях документации об аукционе требования о наличии свидетельства о допуске к конкретным видам работ допустимо только в отношении исполнителей данных работ.
    Требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к определенным работам по организации строительства должно быть установлено в строгом соответствии с предметом размещаемого заказа в целях недопущения ограничения участия в размещении заказа.
    На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия
    1.Признать жалобу обоснованной.
    2.Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
    3.Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения Закона о размещении заказов.
    4.Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика в соответствии со статьей 7.30 (часть 4) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.