Калининская область
Решение от 03 сентября 2010 года
По делу № АМЗ-67/2010
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
03 сентября 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 25 августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 03 сентября 2010 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
К.А. Кучушева – заместителя руководителя Калининградского УФАС России,
членов комиссии:
Н.С. Егоровой – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
Д.Н. Хамдамова — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
при участии представителей ОАО «Янтарьэнерго» В.А. Арутюняна, Д.В. Бишанова, представителя заявителя А.Б. Милосердова ,
рассмотрев дело № АМЗ-67/2010 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236040, г. Калининград, ул. Театральная, д. 34; далее – Ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции),
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – антимонопольный орган) 04.05.2010 года поступило заявление гр. С. (далее – Заявитель) на действия ОАО «Янтарьэнерго» в части навязывания невыгодных условий договора.
В процессе рассмотрения вышеуказанного заявления Калининградским УФАС России были выявлены признаки нарушения Ответчиком антимонопольного законодательства, вследствие чего приказом антимонопольного органа от 06.07.2010 г № 173 было возбуждено дело № АМЗ-67/2010 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Существо дела в изложении Заявителя.
09.03.2006 года и 22.10.2008 года были заключены договоры электроснабжения № 4482 и № 2141, пунктом 5.4. которых предусмотрена предварительная оплата за текущий месяц в размере 100% потребления предыдущего месяца. По мнению заявителя, вышеуказанные обстоятельства являются навязыванием невыгодных условий договора и нарушением антимонопольного законодательства. Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 157 Жилищного кодекса также предусмотрено внесение платы за фактическое количество электрической энергии, т. е. оплата должна осуществляться за то количество энергии, которое потреблено за истекший месяц по показаниям прибора учета. Пункт 6.6 Правил пользования электрической энергией предусмотрено, что оплата электрической энергии, которая отпускается потребителю, осуществляется потребителем, как правило, в форме предварительной оплаты в размере стоимости заявленного объема потребления электроэнергии на соответствующий расчетный или плановый период.
По мнению заявителя ОАО «Янтарьэнерго» вынудило его заключить договор на условиях 100-% предоплаты за электроэнергию, что является невыгодным, так как предполагает оплату еще не потребленной энергии.
04.03.2010 года заявитель обратился в ОАО «Янтарьэнерго» с предложением привести указанные договоры в соответствии с гражданским законодательством РФ и внести изменения в договоры в части порядка расчетов, при которых оплата должна производится за то количество энергии, которое потреблено за истекший месяц по показаниям приборов учета. Однако, на момент подачи заявления в антимонопольный орган ответа не последовало.
Существо дела в изложении Ответчика.
Между ОАО «Янтарьэнерго» и гр. С., осуществляющим экономическую деятельность без получения статуса индивидуального предпринимателя, заключен договор энергоснабжения от 22.10.2008 г. № 2141. Пр заключении указанного договора со стороны ОАО «Янтарьэнерго» предоставило Заявителю типовой проект договора энергоснабжения для непромышленных потребителей. Действий, понуждающих С. Заключить договор на заведомо невыгодных для потребителя условиях (например, направление или угроза направления уведомления об ограничении энергоснабжения и т. д.) ОАО «Янтарьэнерго» не совершало. Добровольное согласование сторонами всех условий договора подтверждается подписанием договора со стороны абонента без каких-либо возражений, замечаний и отсутствием протокола разногласий к нему.
Условие о предварительной оплате оплате, включенное в договор, соответствует положениям действующих нормативных правовых актов.
На основании письма заявителя от 28.02.2010 года б/н в соответствии с положениями ст. ст. 450-452 Гражданского кодекса РФ и в порядке, установленном пунктом 9.2. заключенногодоговора ОАО «Янтраьэнерго» были внесены изменения в п. 5.4 договора в части размера предварительного платежа и сроков его оплаты, о чем в адрес было направлено договорное письмо от 26.03.2010 года № 903-р
Таким образом, положения заключенного с С. Договора, в том числе и условия о предварительной оплате электроэнергии, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Со стороны заявителя допускались систематические нарушения условий договора в части соблюдения сроков оплаты за уже фактически потребленную электроэнергию. Так, по стостоянию на 01.03.2010 года задолженность С. Составила 34 713,01 руб., на 01.04.2010 года — 10 212,34 руб., на 01.05.2010 года — 26 670,52 оплата в мае произведена только 17.05.2010 г. в размере 18 600 руб.
Вопрос о внесеиии изменений в договор энергоснабжения от 009.003.2010 года № 4882, заключенный между ОАО «Янтраьэнерго» и С., не рассматривался, так как не были подтверждены полномочия гр. С. на представление интересов гр. С.
Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
1.Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В силу пункта 3.6.5 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов (далее – Реестр), с долей более пятидесяти процентов в случае, когда доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 доля хозяйствующего субъекта признается, если не доказано иное, равной указанной в Реестре.
ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр, занимая долю более 50 % на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических границах Калининградской области.
В силу вышеизложенного положение ОАО «Янтарьэнерго» на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических границах Калининградской области является доминирующим.
Таким образом, на ОАО «Янтарьэнерго» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2.22 октября 2010 года между ОАО «Янтарьэнерго» и физическим лицом Селиверстовым Юрием Александровичем заключен договор энергоснабжения № 2141, при этом в приложении № 2 к данному договору «Перечень объектов абонента, по которым производятся расчеты за поданную электроэнергию» в графе «наименование объекта» указано «встроено-пристроенное нежилое помещение (торговое)».
09 марта 2006 года между ОАО «Янтарьэнерго» и физическим лицом Селиверстовой Раисой Федоровной заключен договор энергоснабжения № 4882, при этом в приложении № 2 к данному договору «Перечень объектов абонента, по которым производятся расчеты за поданную электроэнергию» в графе «наименование объекта» указано «офис».
В соответствии с п. 5.4. указанных договоров энергоснабжающая организация 25-го числа каждого месяца производит расчеты за электрическую энергию, предъявляет абоненту один платежный документ — счет, включающий в себя окончательный расчет за текущий месяц и аванс на следующий месяц в размере 100% потребления электрической энергии текущего месяца.
Согласно п. 63 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, в течение 30 дней со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) гарантирующий поставщик обязан ее рассмотреть и направить (передать) заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора, а в случае если заявителем представлен проект договора - подписать его или направить ему протокол разногласий; заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к включаемым в договор сведениям о покупателе электрической энергии, и направляет один подписанный экземпляр договора гарантирующему поставщику, при этом в случае несогласия с условиями, содержащимися в проекте договора или протоколе разногласий, заявитель вправе в свою очередь направить гарантирующему поставщику протокол разногласий.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При заключении указанных договоров гр. С. и гр. С. не обращались в ОАО «Янтарьэнерго» с протоколами разногласий.
В соответствии с п. 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, вносится гражданами-потребителями не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В связи с тем, что, как следует из Приложений № 2 к договорам энергоснабжения, гр. С. и гр. С. приобретают электрическую энергию не для бытового потребления, действие п. 73 указанных Правил не распространяется на отношения между заявителем и ответчиком.
3.После обращения гр. С. ОАО «Янтарьэнерго» было направлено договорное письмо № 903-р от 26.03.2010, согласно которому были внесены изменения в п.5.4 договора № 2141 от 22.10.2008 г. Суть внесенных изменений заключалась в следующем: продолжительность расчетного периода -месяц; расчеты за электрическую энергию производятся в следующие сроки: 1-й платеж — до 10 числа каждого месяца окончательный расчет за предыдущий месяц и промежуточный платеж в размере 30% потребления предыдущего месяца, 2-й платеж до 25 числа каждого месяца промежуточный платеж в размере 40% потребления предыдущего месяца». В указанном договорном письме также было сообщено о том, что ОАО «Янтарьэнерго» не имеет правовых оснований для рассмотрения заявления о внесении изменений в договор энергоснабжения от 09.03.2006 г. № 4882, заключенный с гр. С., в связи с неподтверждением соответствующих полномочий.
4.Как следует из письма ОАО «Янтарьэнерго» № 5445 от 13.08.2010 г. 31.05.2010 дополнительное соглашение к договору энергоснабжения от 09.03.2006 года № 4882 об изменении порядка расчетов за поданную электроэнергию со стороны ОАО «Янтарьэнерго» было подписано и передано представителю С. При этом указанное дополнительное соглашение в ОАО «Янтарьэнерго» не возвращено, однако, ОАО «Янтарьэнерго» с 01.06.2010 года в расчетах по договору энергоснабжения от 09.03.2006 г. № 4882 применяет следующий порядок: 1-й платеж — до 10 числа каждого месяца окончательный расчет за предыдущий месяц и промежуточный платеж в размере 30% потребления предыдущего месяца, 2-й платеж до 25 числа каждого месяца промежуточный платеж в размере 40% потребления предыдущего месяца».
Таким образом, действия ОАО «Янтарьэнерго» по включению в договоры энергоснабжения, заключенные с гр. С. и гр. С, условий о порядке оплаты за услуги электроснабжения осуществлены в соответствии с требованиями Гражданского кодекса и действующим законодательством, регулирующим оказание услуг электроснабжения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пункта 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
прекратить рассмотрение дела № АМЗ-67/2010 в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях ОАО «Янтарьэнерго» нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии
К.А.Кучушев
Члены комиссии:
Н.С.Егорова
Д.Н.Хамдамов