О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
Калининская область
Постановление от 15 апреля 2011 года
О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
По делу № АМЗ - 67адм/2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
15 апреля 2011 года
Заместитель руководителя Калининградского УФАС России Балуев О.Е.,
рассмотрев материалы дела № АМЗ-66/2010 о нарушении антимонопольного законодательства, протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ -67адм/2011, возбужденного по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении
ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» ( далее — ОАО «Аэрофлот», Общество) (ИНН 7712040126, КПП 997650001, 119002, г. Москва, ул. Арбат, 10)
в присутствии представителя по доверенности от 30.12.2010 № Д-524/10 Г.,
В соответствии с п. 3.1 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ № 447 от 25 декабря 2007 года основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе, являются сообщения средств массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В средствах массовой информации, а также во время проведения 20 марта и 26 июня 2010 года телемоста с губернатором Калининградской области, неоднократно имел место вопрос о завышенной, по мнению населения Калининградской области, стоимости авиабилетов в г. Москву.
Приказом Калининградского УФАС России № 164 от 29.06.2010 года было возбуждено дело № АМЗ-66/2010 по признакам нарушения ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
14.12.2010 Комиссией Калининградского УФАС России действия ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград - Москва, Москва - Калининград, выразившемся в ущемлении интересов других лиц, признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а в части установления монопольно высоких цен на услуги авиаперевозки по направлению Калининград - Москва, Москва — Калининград, которое произошло в результате повышения с 22 мая 2010 года раннее установленных цен на авиабилеты экономического класса бронирования, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
30 марта 2011 года главным государственным инспектором правового отдела Калининградского УФАС России Сидоровой Ю.А. вынесено определение о возбуждении дела № АМЗ-70адм/2011 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ. Указанным определением предприятию было предписано в трехдневный срок представить в Калининградское УФАС России необходимые для проведения расследования документы и сведения:
· форму № 2 по ОКУД за 2009 г. (поквартально),
· данные о суммарной выручке, полученной ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» от оказания услуг на рынке пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Москва и Москва – Калининград за 2009 год (без НДС);
· данные о суммарной выручке, полученной ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2009 год (без НДС);
· сумма уплаченного налога на добавленную стоимость и акциза в 2009 году;
· полные фамилию, имя и отчество, место регистрации (жительства), должность лица, виновного в нарушении ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, копию приказа о назначении его на должность, должностной регламент.
07.04.2011 ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» представило запрашиваемые документы в полном объеме.
Законный представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» надлежащим образом уведомлен о месте и времени составления протокола, о чем свидетельствует отчет факсимильной связи от 30.11.2011 о направлении определения, а так же письмо ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» от 04.04.2011 № 901-247 о продлении срока предоставления информации, не явился. На составление протокола прибыл представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» по доверенности от 30.12.2010 № Д-524/10 Г.
07 апреля 2010 г. главным государственным инспектором правового отдела Калининградского УФАС России Сидоровой Ю.А. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» по ст. 14.31 КоАП РФ. При составлении протокола представитель ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» по доверенности от 30.12.2010 № Д-524/10 Г. вину ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, не признала и пояснив, что отсутствует событие вменяемого нарушения, так как рентабельность продаж отрицательная. Действия ОАО «Аэрофлот» не выходят за допустимые пределы осуществления гражданских прав, налагающие на контрагентов неразумные ограничения или создающие необоснованные условия реализации ими своих прав.
Определением КУФАС от 07.04.2011 г. рассмотрение дела № АМЗ-67адм/2011 было назначено на 15.04.2011 г. в 12-00 часов.
Законный представитель ОАО «Аэрофлот», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в назначенное время не прибыл, направив для участия в рассмотрении дела представителя ОАО «Аэрофлот» от 30.12.2010 № Д-524/10 Г.
Факт надлежащего уведомления законного представителя ОАО «Аэрофлот» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается подтверждается личной подписью представителя по доверенности Г. о получении определения.
Прибывшая 15.04.2011 г. на рассмотрение дела № АМЗ-67адм/2011 представитель ОАО «Аэрофлот» по доверенности от 30.12.2010 № Д-524/10 Г. вину ОАО «Аэрофлот» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, не признала, поддержав пояснения данные в письме ОАО «Аэрофлот» № б/н от 06.04.2011.
Заслушав ОАО «Аэрофлот» по доверенности от 30.12.2010 № Д-524/10 Гальцеву Т.А., изучив материалы дела № АМЗ-66/2010 о нарушении антимонопольного законодательства, протокол и материалы административного дела N АМЗ - 67адм/2011, нахожу ОАО «Аэрофлот» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, исходя при этом из следующего: 1.В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В рамках рассмотрения дела № АМЗ-66/2010 было проведено исследование конкурентной среды рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Москва и Москва – Калининград, по результатам которого был составлен аналитический отчет. При анализе структуры рынка в установленном временном интервале 1 п/г 2010 года было выявлено 6 хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность на исследованном рынке. В результате проведенного исследования положение ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» было признано доминирующим.
Как следует из информации, представленной ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии», цены на авиабилеты по направлению Калининград-Москва и в обратном направлении в период с января по июнь 2010 года в разрезе тарифных кодов увеличились от 1,7 до 2,9 раз. При этом минимальная цена на авиабилет в январе 2010 года составляла 800 рублей, в июне 2010 года - 3100 рублей, максимальная цена в январе — 25 000 рублей, в июне - 45 000 рублей. Как следовало из сообщений средств массовой информации с мая 2010 года приобрести авиабилеты по направлению в г. Москву и обратно по «дешевым» тарифным кодам потребителям не представлялось возможным.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.
В соответствии с пп. 14-18 приказа Министерства транспорта РФ № 155 от 25.09.2008 года «Об утверждении правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия применения тарифа, при этом условия применения тарифа описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке. Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы и/или условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком. В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.
Как следует из представленной информации, ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» устанавливает различные тарифы за услугу авиаперевозки пассажиров по маршруту Калининград - Москва и Москва - Калининград. Авиабилеты, реализуемые по разным тарифам, зависящим от класса бронирования, отличаются сроками и наличием либо отсутствием штрафных санкций за одностороннее расторжение договора или изменение его условий по инициативе потребителя (пассажира).
Распределение количества мест по различным типам тарифов (кодам бронирования) производится посредством применения в ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» автоматизированной системы управления загрузкой рейсов AirMax. Указанный продукт является разработкой компании Sabre и используется как основной инструмент авиакомпании для прогнозирования и управления пассажирской загрузкой. При автоматизированном распределении количества мест по классам бронирования, учитывается совокупность факторов, влияющих на спрос на рейсах авиакомпании: - статистические данные за предшествующие периоды: - распределение мест по классам бронирования в периоды зимнего/летнего расписания, - макро- и микро- сезонность спроса с учетом периодов выполнения рейсов, дней недели, каникул и праздничных дат, - количество аннуляций предварительных бронирований и неявки на рейсах; - предложенные к продаже емкости на воздушных судах авиакомпании: - количество ежедневных рейсов, - типы воздушных судов и компоновки по классам обслуживания, - время вылета рейсов; - спрос на авиаперевозки: - активность бронирования авиаперевозок на всю глубину введенного расписания рейсов, - предложенные к продаже емкости на воздушных судах авиакомпаний-конкурентов, - применяемые тарифы ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» и компаний-конкурентов на воздушных линиях.
Корректировка предложения к продаже по классам бронирования со стороны аналитика производится в следующих случаях:
· изменение типа воздушного судна,
· модификация расписания (изменение времени вылета воздушного судна, частоты выполнения рейсов),
· корректировка календаря микро и макро сезонности на маршруте,
· устранение дисбаланса на рейсах,
· потери стыковок рейсов на маршрутах с предыдущих рейсов.
Порядок работы специалистов Ответчика с автоматизированной системой управления загрузкой рейсов AirMax определен в Оптимизации доходов от пассажирских перевозок с использованием СУД AirMax (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).
Таким образом, в соответствии с представленной ОАО «Аэрофлот» информацией, Общество целенаправленно устанавливает квоты (количественные ограничения продажи авиабилетов, вводимые на определенный период времени) мест на каждый авиарейс по определенному тарифному коду (классу бронирования). Общество, по существу, заранее, вне зависимости от потребностей пассажиров, устанавливает доли мест, различных по тарифам, по срокам и условиям изменения/расторжения договоров перевозки пассажиров на конкретном рейсе. При исчерпании квоты договоров, предусматривающих более низкий уровень тарифа и более жесткие условия его применения, авиаперевозчик начинает продажу билетов по более высоким тарифам без учета заинтересованности клиентов в соответствующих данным кодам условиях договора - более длительном сроке действия билетов, возможности возврата билета и изменения даты вылета без штрафных санкций. При этом потребители, приобретающие билет в последние дни перед вылетом, как правило, не нуждаются в данных условиях, так как могут планировать поездку со значительно большей степенью определенности, чем пассажиры, приобретающие авиабилеты заранее, за большее время до даты предполагаемого вылета. Кроме того, в круг потребителей, приобретающих билеты в последние дни перед рейсом, входят категории, которые имеют более низкую ценовую эластичность спроса (спрос на услугу не столь существенно снижается при росте цены), чем потребители, приобретающие авиабилеты за много дней до вылета, а именно, потребители, у которых возникла срочная потребность в получении услуги авиаперевозки в связи с чрезвычайными обстоятельствами личного характера, и лица, совершающие срочные деловые поездки. Таким образом, применяемая ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» система установления квот продажи авиабилетов по различным тарифным кодам приводит к сегментации круга потребителей и навязыванию им условий перевозки, в которых они не заинтересованы.
Как видно из решения антимонопольного органа по делу АМЗ-66/2010 в период января-апреля 2010 года большее количество билетов реализовывалось по более «дешевым» тарифным кодам. Так, количество реализованных билетов в 2010 году составляло: - по направлению Калининград-Москва:
по классу бронирования N (туда-обратно) 13% в феврале, 14,3% в марте, 10,5% в апреле,
по тарифному коду U (туда - обратно) 28,33% в феврале, 14,3% в марте,
по тарифному коду L (туда - обратно) 20,14% в феврале, 27,75% в марте, 26,96% в апреле;
по классу бронирования N (в одну сторону) 5,32% в январе, 6,54% в феврале, 4,7% в марте, 5,74 % в апреле,
по тарифному коду U (в одну сторону) 19,69% в январе, 18,42% в феврале, 7,41% в марте,
по тарифному коду L (в одну сторону) 14,9 % в январе, 18,01 % в феврале, 24,06 % в марте, 17,93 % в апреле; - по направлению Москва — Калининград:
по классу бронирования N (туда-обратно) 11,36% в январе, 12,29% в феврале, 13,54% в марте, 11,43% в апреле,
по тарифному коду U (туда - обратно) 23,9% в январе, 29,42% в феврале, 15,27% в марте,
по тарифному коду L (туда - обратно) 21,22% в январе, 21,93% в феврале, 27,63% в марте, 25,52% в апреле;
по классу бронирования N (в одну сторону) 8,4% в январе, 7,64% в феврале, 6,58% в марте, 5,04 % в апреле,
по тарифному коду U (в одну сторону) 22,97% в январе, 16,34% в феврале, 6,78% в марте,
по тарифному коду L (в одну сторону) 22,24 % в январе, 22,11 % в феврале, 23 % в марте, 15,56 % в апреле.
При этом количество реализованных по более «дорогим» тарифным кодам билетов от общего количества реализованных билетов в период января-апреля 2010 года составляло: - по направлению Калининград-Москва:
по классу бронирования V (туда-обратно) 7,91% в феврале, 8,93% в марте, 10,91% в апреле,
по тарифному коду H (туда - обратно) 3,93% в феврале, 3,89% в марте, 4,77% в апреле,
по тарифному коду M (туда - обратно) 4,88% в январе, 2,94% в феврале, 2,83% в марте, 3,88% в апреле;
по классу бронирования V (в одну сторону) 13,38% в январе, 11,58% в феврале, 15,2% в марте, 13,47% в апреле,
по тарифному коду H (в одну сторону) 8% в январе, 6,78% в феврале, 6,83% в марте, 7,37% в апреле,
по тарифному коду M (в одну сторону) 5,58 % в январе, 5,01 % в феврале, 4,8 % в марте, 6,42 % в апреле; - по направлению Москва — Калининград:
по классу бронирования V (туда-обратно) 11,44% в январе, 6,27% в феврале, 7,21% в марте, 10,09% в апреле,
по тарифному коду H (туда - обратно) 3,36% в январе, 2,96% в феврале, 3,25% в марте, 6,54% в апреле,
по тарифному коду M (туда - обратно) 1,12 % в январе, 2,37 % в феврале, 1,94% в марте, 4,53% в апреле;
по классу бронирования V (в одну сторону) 5,87% в январе, 9,18% в феврале, 11,19% в марте, 14,34 % в апреле,
по тарифному коду H (в одну сторону) 4,9% в январе, 5,96% в феврале, 4,75% в марте, 10,4% в апреле,
по тарифному коду M (в одну сторону) 1,25 % в январе, 3,26 % в феврале, 3,32 % в марте, 10,97 % в апреле;
В период мая - июня 2010 года большее количество билетов реализовывалось по более дорогим тарифным кодам, так, количество реализованных билетов составляло: - по направлению Калининград-Москва:
· по классу бронирования V (туда-обратно) 16,12 % в мае, 24,95% в июне,
· по тарифному коду H (туда - обратно) 10,24% в мае, 16,71% в июне,
· по тарифному коду M (туда - обратно) 8,41% в мае, 9,93% в июне,
· по классу бронирования V (в одну сторону) 26,09 в июне,
· по тарифному коду H (в одну сторону) 15,46% в мае, 20,01 в июне,
· по тарифному коду M (в одну сторону) 16,78% в мае, 11,83 в июне, - по направлению Москва — Калининград:
· по классу бронирования V (туда-обратно) 13,73% в мае, 19,51% в июне,
· по тарифному коду H (туда - обратно) 11,11% в мае, 18,63% в июне,
· по тарифному коду M (туда - обратно) 8,75% в мае, 16,16 % в июне
· по классу бронирования V (в одну сторону) 21,54% в июне,
· по тарифному коду H (в одну сторону) 14,68: в мае, 21,38% в июне,
· по тарифному коду M (в одну сторону) 15,61% в мае, 19,54% в июне,
При этом количество реализованных по более «дешевым» тарифным кодам билетов от общего количества реализованных билетов в период мая - июня 2010 года составляло: - по направлению Калининград-Москва:
· по классу бронирования N (туда-обратно) 5,85% в мае, 1,99% в июне,
· по тарифному коду U (туда - обратно) 3,31% в мае, 1,49% в июне
· по тарифному коду L (туда - обратно) 8,59% в июне
· по классу бронирования N (в одну сторону) 1,32% в мае, 1,35 % в июне,
· по тарифному коду U (в одну сторону) 0,64% в мае, 0,55% в июне,
· по тарифному коду L (в одну сторону) 12,3% в мае, 5,6% в июне, - по направлению Москва — Калининград:
· по классу бронирования N (туда-обратно) 6,28: в мае, 1,72% в июне,
· по тарифному коду U (туда - обратно) 3,39% в мае, 1,41% в июне,
· по тарифному коду L (туда - обратно) 7,73% в июне,
· по классу бронирования N (в одну сторону) 2,06% в мае, 1,1% в июне,
· по тарифному коду U (в одну сторону) 0,86% в мае, 0,55% в июне,
· по тарифному коду L (в одну сторону) 2,9% в июне.
Следует отметить, что, как общеизвестно, период мая-июня совпадает с периодом праздников и начала летних отпусков.
Таким образом, повышение в мае - июне 2010 года платы за услугу авиаперевозки по направлению Калининград-Москва и Москва - Калининград для конечного потребителя происходило за счет перераспределения квот реализации билетов по различным тарифным кодам, а именно путем увеличения в период май-июнь 2010 года количества предлагаемых билетов по более дорогим тарифам (в зависимости от класса бронирования) при одновременном уменьшении количества предлагаемых билетов по более дешевым тарифам (в зависимости от класса бронирования).
У заявителей по данному делу, в частности у гр. Андреева А.В., осуществляющего авиаперелеты в связи с осуществлением служебной деятельности, в силу осведомленности о точных датах необходимости нахождения, например, в г. Москве, не имелось намерений менять дату вылета либо возвращать билет. Потребители были лишены альтернативной возможности приобрести услугу авиаперевозки и отказаться от неё и вынуждены были приобретать билеты по более высоким тарифным кодам, которые реализовывал авиаперевозчик.
Существовавшее в Обществе установление по направлению Москва-Калининград и Калининград-Москва квот предлагаемых к продаже авиабилетов, а именно увеличение в период мая-июня 2010 года количества предлагаемых билетов по более дорогим тарифам (в зависимости от класса бронирования) при одновременном уменьшении количества предлагаемых билетов по более дешевым тарифам (в зависимости от класса бронирования), в то время как в период января-апреля 2010 года предлагалось к продаже большее количество билетов по более дешевым тарифам представляет собой перекрестное субсидирование услуг, оказанных одной группе потребителей (пассажиров, пользовавшихся услугами компании в период января-апреля 2010 года) за счет другой группы потребителей (пассажиров, воспользовавшихся услугами авиаперевозок в период мая-июня 2010 года). Данная система установления квот предлагаемых к продаже авиабилетов по направлению Москва - Калининград и Калининград-Москва привела к ущемлению интересов физических и юридических лиц, воспользовавшихся услугами ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» в мае - июне 2010 года.
В соответствии с ч. 1 статьи 6 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная: 1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
С 22 мая 2010 года ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» увеличило цены на все виды тарифов экономического класса. Следует отметить, что в указанный период также возросли тарифы экономического класса «туда-обратно» и тарифы бизнес-класса.
Анализ, проведенный в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом, позволял сделать вывод о том, что увеличение с 22 мая 2010 года ОАО «Аэрофлот» цен на авиабилеты экономического класса бронирования по направлению Калининград-Москва-Калининград не соответствовало повышению затрат.
Так, по данным IATA в указанный период не происходило повышение ставок аэронавигационного обслуживания за пролет на территории иностранных государств.
Количество загрузки воздушных судов увеличилось с 73,5% (с марта по 21 мая 2010год) до 87,2% (с 22 мая по 30 июня).
Согласно представленной Обществом информации о рентабельности продаж в июне 2010 года рентабельность с учетом таких статей затрат как бортпитание, ГСМ, бортпосуда, сервис, пассажирский сбор, сбор за грузовую почту, страхование пассажиров, бронирование, прочие расходы, сборы за посадку в аэропорту, ТКО и прочие авиационные услуги в аэропорту, аэронавигация, содержание на эстафете, переменная заработная плата пилотов и бортпроводников, постоянная заработная плата и обучение пилотов и бортпроводников, поддержание летной годности, аренда/лизинг, амортизация, таможенные платежи, страхование самолета, возросла с 5% до 39%, что существенно превышает средний уровень рентабельности по отрасли (в 2009 году – 3,7%), но и возможный 20% уровень рентабельности авиаперевозок, установленный п. 1, 5 Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях (утв. Роскомцен N 01-55/306-15, Минтрансом РФ N 1-ц 19.02.199, зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.1993 N 221).
При этом, ОАО «Аэрофлот» также была предоставлена информация по прочим производственным затратам, в которые входят: - обслуживание воздушных судов в аэропорту Шереметьево; - коммерческие и управленческие расходы.
Данные расходы не могут быть признаны при определении рентабельности, так как согласно п. 14 Приказа ОАО «Аэрофлот- Российские авиалинии» по учетной политике затраты на обслуживание воздушных судов в аэропорту Шереметьево должны учитываться в прочих затратах по статьям 1 и 2, так как обслуживание не входит в перечень затрат, указанных в п. 14.26, при этом входит в перечень затрат, указанных в п. 14.14.
Для оценки релевантного рынка антимонопольным органом был о выбрано направление регулярных внутренних авиаперевозок, сравнимое по уровню аэропортовых сборов и количеству пассажиров.
Для определения сравнимости по уровню аэропортовых сборов 63 федеральных аэропорта были классифицированы по уровню значения сборов в процентах от максимального значения по 12 видам сборов. Данные сборы включают 4 вида регулируемых сборов (АНО, безопасность, взлет-посадка, керосин) и 8 видов основных видов сборов. Уровень группировки определялся исходя из данных о структуре затрат авиакомпаний исходя из которых аэропортовые сборы могут составлять до 20% в затратах авиакомпании на маршруте, при этом сборы за керосин могут составлять до 50% в затратах. Таким образом, с учетом того, что рынки с разницей в цене более чем 10% не могут относиться к одному виду рынков, необходимо определить разницу в вышеуказанных затратах. Согласно данным Росстата за 2009 год, уровень рентабельности к затратам на производство проданных товаров, продукции, работ, услуг деятельности воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, составлял 3,8%. Таким образом, для соблюдения границы взаимозаменяемости в 10%, затраты на авиакеросин и аэропортовые сборы (в сумме – 70% в себестоимости) могут отличаться на 13,77%. Следует отметить, что затраты на авиакеросин новых самолетов иностранного производства существенно ниже 50% и могут составлять 30%, поэтому граница взаимозаменяемости по уровню сборов установлена обоснованно для всех видом самолетов.
С учетом установленного размаха вариации в размере 13,77% в уровне затрат данные по основным видам аэропортовых сборов были разделены на 7 групп с помощью кластерного анализа по алгоритму к-средних.
Для маршрута Калининград-Москва, взаимозамяемыми по условиям доступа будут маршруты включающие в качестве аэропортов вылета и прилета участников кластера 7 — Барнаул (Михайловка), Благовещенск, Владикавказ (Беслан), Воронеж (Чертовицкое), Ижевск, Иркутск, Калининград (Храброво), Кемерово Красноярск( Емельяново), Магнитогорск, Махачкала, Минеральные Воды, Москва (Внуково), Москва (Домодедово), Москва (Шереметьево), Мурманск, Нижневартовск, Новокузнецк (Спиченково), Новосибирск (Толмачево), Ноябрьск, Оренбург, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург (Пулково), Саратов, Ставрополь, Сургут, Сыктывкар, Томск, Ханты-Мансийск, Южно-Сахалинск.
В отдельных случаях сравнимыми могут быть маршруты с посадкой в аэропортах - Абакан, Архангельск (Талаги), Волгоград, Казань (Основной), Когалым, Нальчик, Нижний Новгород (Стригино), Пермь (Большое Савино), Самара (Курумоч), Сочи (Адлер), Тюмень (Рощино), Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа.
Объем перевозок на направлении Москва-Калининград составляет более 300 тысяч человек, количество перевозчиков — 6, поэтому в качестве взаимозаменяемых по объему могут служить маршруты с объемом перевозок от 100 до 500 тысяч человек, соединяющих крупные региональные центры с Москвой, и количеством авиакомпаний занимающих долю на объеме перевозок более 1% - от 3 до 6. На основе информации о количестве перевезенных пассажиров, количестве авиакомпаний на маршруте, ортодромических расстояниях (информация Транспортной клиринговой палаты) была проведена работа по определению сопоставимого товарного рынка. В результате анализа антимонопольным органом было установлено, что рынком, сопоставимом по составу покупателей и продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, соответствует только рынок услуг авиаперевозок по направлению Уфа — Москва-Уфа.
Таким образом, относительно рынка услуг авиаперевозок по направлению Калининград-Москва и Москва-Калининград с учетом уровня развития конкуренции КУФАС было установлено, что товарным рынком, сопоставимым по составу покупателей и продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый рынок), является рынок услуг авиаперевозок по направлению Уфа — Москва и Москва - Уфа.
Уровень цен (тарифов экономического класса бронирования), установленных ОАО «Аэрофлот» с 22 мая 2010 года на услуги авиаперевозок по направлению Калининград — Москва - Калининград, превышает уровень цен (тарифов экономического класса бронирования), который сформировался на сопоставимом товарном рынке.
Таким образом, антимонопольным органом было установлено, что цены, установленные занимающим доминирующее положение на рынке услуг авиаперевозок по направлению Москва-Калининград и Калининград-Москва Обществом путем повышения с 22 мая 2010 года раннее установленных цен на авиабилеты экономического класса бронирования, являются монопольно высокими ценами на услуги авиаперевозок экономического класса по направлению Калининград - Москва — Калининград.
14.12.2010 Комиссией Калининградского УФАС России действия ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград - Москва, Москва - Калининград, выразившемся в ущемлении интересов других лиц, признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а в части установления монопольно высоких цен на услуги авиаперевозки по направлению Калининград - Москва, Москва — Калининград, которое произошло в результате повышения с 22 мая 2010 года раннее установленных цен на авиабилеты экономического класса бронирования, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. 2.Статьей 1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплены задачи законодательства об административных правонарушениях: «…защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений». 3.В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. 4.Статья 1.7. КоАП РФ в части 1 предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 5.2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 6.Статьей 4.1. КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. 7.В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статьей 37 Закона о защите конкуренции предусматривается ответственность коммерческих организаций и их должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
Статьей 14.31 КоАП РФ установлено: «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей».
Факт совершения правонарушения ОАО «Аэрофлот» подтверждается: - решением Комиссии от 14.12.2010 г. по делу № АМЗ-66/2010 о нарушении ОАО «Аэрофлот» антимонопольного законодательства и другими материалами дела № АМЗ-66/2010; - протоколом об административном правонарушении № АМЗ-67адм/2011 от 07.04.2011 г., а также другими материалами административного дела.
Оценивая собранные по делу доказательства, считаю действия ОАО «Аэрофлот» верно квалифицированными по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, форма вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, оно ущемляет интересы физических и юридических лиц, воспользовавшихся услугами ОАО «Аэрофлот» в рассматриваемый период времени май-июнь 2010 года.
О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и размер санкции, предусмотренной законом за данное нарушение, подтверждающий, что законодателем данное нарушение отнесено к значительным. На основании изложенного, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваю. 8.В соответствии со ст.ст. 4.2 и 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях смягчающих и отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено.
На основании изложенных обстоятельств административное наказание ОАО «Аэрофлот» должно быть установлено в пределах санкций ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом размер выручки определяется в соответствии со ст.ст. 248-249, 271 НК РФ, а исчисление срока получения выручки, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 3.5 КоАП РФ.
При определении размера наказания, подлежащего применению следует учитывать то обстоятельство, что действия ОАО «Аэрофлот» на рынке пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград - Москва, Москва - Калининград, выразившиеся в ущемлении интересов других лиц, признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а в части установления монопольно высоких цен на услуги авиаперевозки по направлению Калининград - Москва, Москва — Калининград, которое произошло в результате повышения с 22 мая 2010 года раннее установленных цен на авиабилеты экономического класса бронирования, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. То есть своими действиями ОАО «Аэрофлот» нарушило два положения нормы ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Объем выручки от оказания услуг по авиаперевозкам на воздушной линии Калининград - Москва, Москва - Калининград за 2009 год(без НДС) составил 489 827 113 рублей.
Выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение не превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). Следовательно, исчисление размера санкции надлежит производить в пределах от 0,01 (4 898 271, 13 руб.) до 0,15 (73 474 066, 95 руб.) размера выручки, полученной ОАО «Аэрофлот» от оказания услуг по авиаперевозкам на воздушной линии Калининград - Москва, Москва - Калининград за 2009 год. При этом подлежит учету максимально допускаемый размер санкции - одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) -1 752 737 940 рублей.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1.Признать ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» ( далее — ОАО «Аэрофлот», Общество) (ИНН 7712040126, КПП 997650001, 119002, г. Москва, ул. Арбат, 10) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части злоупотребления доминирующим положением на рынке пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград - Москва, Москва - Калининград, выразившегося в ущемлении интересов других лиц. 2.Назначить наказание ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» в виде административного штрафа в размере 0,02 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение в сумме 9 796 542, 26 (девять миллионов семьсот девяносто шесть тысяч пятьсот сорок два рубля, 26 копеек) рубля.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Согласно ч. 5 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
Федеральный бюджет
Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001 ОКАТО 27401000000
УФК по Калининградской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области)
Банк получателя:
ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
БИК: 042748001 р/с. № 40101810000000010002
Назначение платежа: КБК 161 116 02 01 001
Заместитель руководителя
О.Е.Балуев