Калининская область
Постановление от 23 декабря 2010 года

О прекращении производства по делу об административном правонарушении

По делу № АМЗ-263адм/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
23 декабря 2010 года
    Исполняющая обязанности руководителя Калининградского Управления Федеральной антимонопольной службы России Боброва О.А., рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-88/2010, а также материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-263адм/2010, возбужденного по признакам нарушения ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении
    ОАО «Калининградский мукомольный завод» (236010, г. Калининград, ул. Правая Набережная, 15, ИНН 3905004575)
    в присутствии представителей ОАО «Калининградский мукомольный завод»: по доверенности б/н от 28.09.2010 года Полуэктовой Елены Федоровны и по доверенности б/н от 23.12.2010 года Сиваловой Жанны Игоревны
    08 сентября 2010 года Калининградским УФАС России (далее - КУФАС, антимонопольный орган) было возбуждено дело № АМЗ-88/2010 по признакам нарушения ОАО «Калининградский мукомольный завод» (далее - ОАО), ООО «Сеймичи», ИП Круглова Л.М. пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении в апреле-августе 2010 года завышенных отпускных цен на муку.
    В рамках рассмотрения указанного дела 04 октября 2010 г. в адрес ответчиков, в том числе и ОАО «Калининградский мукомольный завод», было направлено определение об отложении рассмотрения дела № АМЗ-88/2010, в соответствии с которым предприятию в срок до 14 октября 2010 года надлежало представить следующую информацию и документы:
    - копии договоров, заключенных с торговыми сетями;
    - информацию в соответствии с Приложением №1 (по муке), а именно:
    · остаток на 01.01.2010 г. в натуральном выражении;
    · среднюю закупочную цену остатка;
    · среднюю расчетную цену остатка (при наличии);
    · поступило в натуральном выражении от каждого поставщика за 2010 г.;
    · закупочную цену каждого поставщика и каждой поставки за 2010 г.;
    · учетную цену каждого поставщика и каждой поставки (при наличии) за 2010 г.;
    · реализовано в натуральном выражении из каждой поставки каждому производителю
    · хлебо-булочных изделий в апреле-августе 2010 г.;
    · реализовано в натуральном выражении из каждой поставки в каждую торговую сеть в апреле-августе 2010 г.;
    · отпускные цены по каждой поставке каждому производителю хлебо-булочных изделий в апреле-августе 2010 г.;
    · отпускные цены по каждой поставке в каждую торговую сеть в апреле-августе 2010 г.;
    · наценку по каждой поставке каждому производителю хлебо-булочных изделий и в каждую торговую сеть.
    Доказательством получения ОАО «Калининградский мукомольный завод» копии определения об отложении рассмотрения дела № АМЗ-88/2010 от 04 октября 2010 года является отчет о передаче определения посредством факсимильной связи от 07.10.2010 года, а также поступивший 13.10.2010 года в адрес КУФАС из ОАО «Калининградский мукомольный завод» ответ (исх. № 339).
    В составе поступившей 13.10.2010 года ОАО «Калининградский мукомольный завод» (исх. № 339) в адрес антимонопольного органа информации, запрошенной определением от 04.10.2010 г. об отложении рассмотрения дела № АМЗ-88/2010, отсутствовали следующие сведения в соответствии с Приложением № 1, а именно:
    · закупочная цена каждого поставщика и каждой поставки за 2010 г.;
    · реализовано в натуральном выражении из каждой поставки каждому производителю хлебо-булочных изделий в апреле-августе 2010 г.;
    · реализовано в натуральном выражении из каждой поставки в каждую торговую сеть в апреле-августе 2010 г.;
    · отпускные цены по каждой поставке каждому производителю хлебо-булочных изделий в апреле-августе 2010 г.;
    · отпускные цены по каждой поставке в каждую торговую сеть в апреле-августе 2010 г.
    Таким образом, сопроводительным письмом ОАО от 13.10.2010 г. № 339 информация в антимонопольный орган была представлена не в полном объеме.
    Представление вышеуказанных сведений необходимо было КУФАС, прежде всего, в целях реализации своих функций как уполномоченного органа в рамках проведения антимонопольного расследования для установления наличия либо отсутствия в действиях ОАО «Калининградский мукомольный завод» факта нарушения императивного запрета антимонопольного законодательства, влекущего ограничение конкуренции.
    Материалами дела № АМЗ-88/2010 подтверждается, что именно неправомерные действия ОАО «Калининградский мукомольный завод», выразившиеся в непредставлении в КУФАС необходимой информации, дважды (04.10.2010 г. и 18.10.2010 г.) повлекли отложение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, то есть создали препятствия по осуществлению антимонопольным органом государственного контроля по проверке фактов нарушения антимонопольного законодательства и своевременному принятию законного решения по делу.
    В соответствии с п/п 11 пункта 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.
    Частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции предусмотрена обязанность коммерческих организаций (их должностных лиц) «…предоставлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства,...».
    Таким образом, своими действиями ОАО «Калининградский мукомольный завод» нарушило часть 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, предусматривающую обязанность коммерческих организаций (их должностных лиц) предоставлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции».
    01 декабря 2010 года старшим специалистом первого разряда Калининградского УФАС России Грачевой Т.А. было вынесено определение о возбуждении дела № АМЗ-263адм/2010 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «Калининградский мукомольный завод» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
    Указанным определением законному представителю ОАО «Калининградский мукомольный завод» либо представителю по доверенности надлежало явиться в Калининградское УФАС России 15.12.2010 года для составления и подписания протокола об административном правонарушении, а также представить в трехдневный срок с момента получения определения в Калининградское УФАС России необходимые для проведения расследования документы и сведения, а именно:
    - письменное мотивированное объяснение о причинах непредставления в федеральный антимонопольный орган сведений (информации) в соответствии с определением КУФАС об отложении рассмотрения дела № АМЗ-88/2010 от 04.10.2010 года;
    - полные фамилию, имя и отчество, место его регистрации (жительства) и должность лица, виновного в непредставлении в Федеральный антимонопольный орган сведений (информации), приказ о назначении на должность, должностные обязанности.
    Запрашиваемые документы и сведения в установленный срок в антимонопольный орган из ОАО «Калининградский мукомольный завод» не поступили.
    Письмом от 07.12.2010 г. № 443 от ОАО «Калининградский мукомольный завод» поступило ходатайство о переносе даты составления протокола, в связи с отсутствием генерального директора ОАО «Калининградский мукомольный завод» Х., находящегося в очередном отпуске со 2 по 16 декабря 2010 г.
    Определением КУФАС заявленное ОАО «Калининградский мукомольный завод» ходатайство антимонопольным органом было отклонено.
    10 декабря 2010 года представителем ОАО «Калининградский мукомольный завод» по доверенности б/н от 28.09.2010 г. П. были представлены все затребованные определением КУФАС о возбуждении дела № АМЗ-263адм/2010 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01.12.2010 г. документы и сведения (исх. № 451).
    Законный представитель ОАО «Калининградский мукомольный завод», надлежащим образом извещенный о дате и месте составления протокола, в назначенное время на составление и подписание протокола об административном правонарушении не прибыл, направив для этой цели представителя ОАО по доверенности б/н от 28.09.2010 г. П.
    Факт надлежащего уведомления законного представителя ОАО «Калининградский мукомольный завод» о дате и месте составления протокола об административном правонарушении подтверждается отчетом о передаче определения КУФАС от 07.12.2010 года факсимильной связью (принял и.о. генерального директора ОАО Садовский А.Д.).
    Прибывшая 15 декабря 2010 года на составление и подписание протокола об административном правонарушении представитель ОАО «Калининградский мукомольный завод» по доверенности б/н от 28.09.2010 г. П. не была допущена к составлению и подписанию протокола об административном правонарушении ввиду отсутствия в доверенности б/н от 28.09.2010 г. полномочий на участие в административном расследовании и составлении протокола, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
    Определением КУФАС от 15.12.2010 года рассмотрение дела № АМЗ-263адм/2010 было назначено на 23 декабря 2010 года.
    Законный представитель ОАО «Калининградский мукомольный завод», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела № АМЗ-263адм/2010, в назначенное время не прибыл, направив для этой цели представителей ОАО «Калининградский мукомольный завод» по доверенности б/н от 23.12.2010 г. Сивалову Жанну Игоревну и по доверенности б/н от 28.09.2010 г. П. (без полномочий, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ).
    Факт надлежащего уведомления законного представителя ОАО «Калининградский мукомольный завод» о дате и месте рассмотрения дела подтверждается личной подписью представителя ОАО «Калининградский мукомольный завод» по доверенности б/н от 28.09.2010 г. Полуэктовой Е.Ф. (с правом получения документов от имени предприятия) в получении копии определения КУФАС от 15.12.2010 года.
    Прибывшие 23.12.2010 года на рассмотрения административного дела № АМЗ-263адм/2010 представители ОАО «Калининградский мукомольный завод»: по доверенности б/н от 23.12.2010 года С. и по доверенности б/н от 28.09.2010 года Полуэктовой Е.Ф. вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, не признали, пояснив при этом, что запрошенная информация была представлена ОАО в антимонопольный орган еще 13.10.2010 года (до истечения указанного в определении об отложении дела от 04.10.2010 г. срока), что подтверждается учетной записью в Журнале входящей корреспонденции КУФАС России за № 7113 от 13.10.2010 года. Письмами исх. №№ 340 и 338 от 13.10.2010 ОАО были представлены все истребованные антимонопольным органом документы, а также даны пояснения о невозможности представить информацию в формате приложения № 1 в полном объеме. Кроме того, ОАО дополнительно направило в КУФАС: пояснительную записку с расчетными данными в приложении № 1, в которой была представлена информация по состоянию на 01.01.2010 г. по количеству в тоннах и по средней цене приобретения без НДС соответственно по сортам, поступление товаров за период с января по сентябрь 2010 г. по количеству и средней цене приобретения помесячно, а также реализация по средней цене реализации помесячно и, в том числе реализация отдельным потребителям ОАО «Первый хлебозавод» и ЗАО «Балтийский хлеб»; документы, подтверждающие поступление муки для перепродажи, и документы по всей реализации за апрель-сентябрь 2010 г. В связи с вышеизложенным представители ОАО ходатайствовали о прекращении производства по делу № АМЗ-263адм/2010 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
    Заслушав представителей ОАО «Калининградский мукомольный завод» по доверенности, рассмотрев имеющиеся материалы дела, нахожу вину ОАО «Калининградский мукомольный завод» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ не доказанной, исходя при этом из следующего.
    1.Запрошенная КУФАС информация была представлена ОАО «Калининградский мукомольный завод» в антимонопольный орган 13.10.2010 года (до истечения указанного в определении об отложении дела от 04.10.2010 г. срока), что подтверждается учетной записью в Журнале входящей корреспонденции КУФАС за № 7113 от 13.10.2010 года. Письмами за исх. №№ 340 и 338 от 13.10.2010 г. ОАО были представлены все истребованные антимонопольным органом документы и даны пояснения о невозможности представить информацию в формате приложения № 1, в связи с тем, что в ОАО учет товаров ведется сортовым методом, а не по партиям, как запрошено в приложении, также ОАО не поставляет продукцию в розничных торговые сети, и, следовательно, также не может отразить сведения указанные в приложении в полном объеме.
    Кроме того, ОАО дополнительно 13.10.2010 года направило в КУФАС: пояснительную записку с расчетными данными в приложении № 1, в которой представлена информация на 01.01.2010 г. по количеству в тоннах и по средней цене приобретения без НДС соответственно по сортам, поступление товаров за период с января по сентябрь 2010 г. по количеству и средней цене приобретения помесячно, а также реализация по средней цене реализации помесячно и, в том числе реализация отдельным потребителям ОАО «Первый хлебозавод» и ЗАО «Балтийский хлеб», документы, подтверждающие поступление муки для перепродажи, и документы по всей реализации за апрель-сентябрь 2010 г.
    2.Статьей 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплены задачи законодательства об административных правонарушениях: «…защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений».
    3.В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
    4.Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    5.Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлено: «Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов…,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».
    Учитывая то, что истребованная КУФАС информация была предоставлена ОАО «Калининградский мукомольный завод» в установленные сроки, то в действиях ОАО отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
    Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
    Согласно части 1.1. статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
    Учитывая вышеизложенное, производство по делу об административном правонарушении № АМЗ-263адм/2010, возбужденному в отношении ОАО «Калининградский мукомольный завод» по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях ОАО состава административного правонарушения.
    На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 24.5, ст.ст. 26.11, 29.9 и 29.10, а также учитывая собранные по делу доказательства,
    Производство по делу об административном правонарушении № АМЗ-263адм/2010, возбужденному в отношении ОАО «Калининградский мукомольный завод» (236010, г. Калининград, ул. Правая Набережная, 15, ИНН 3905004575) прекратить в связи с отсутствием в действиях ОАО состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст.19.8 КоАП РФ.
    В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
    Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
    И.о. руководителя
    О.А.Боброва