Калининская область
Постановление от 31 мая 2010 года

О наложении штрафа по делу об административном правонарушении

По делу № АМЗ - 156дм/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
31 мая 2010 года
    Заместитель руководителя Калининградского Управления Федеральной антимонопольной службы России О.А. Боброва,
    рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ - 156адм/2010, возбужденного по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении
    ОАО «Российские железные дороги»
    в присутствии представителя ОАО «Российские железные дороги» по доверенности № 442-д от 07.04.2009 г. Вишни Григория Ильича,
    01 февраля 2010 года за № 497 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - антимонопольный орган, КУФАС) поступило коллективное заявление жителей г. Зеленоградска и Зеленоградского района (всего 220 подписей) на действия филиала ОАО «РЖД» - «Калининградская железная дорога» по факту прекращения с 15 февраля 2010 года движения пригородных поездов по четырем маршрутам, в том числе: «Калининград-Зеленоградск», «Калининград-Светлогорск-2 через Зеленоградск», «Калининград-Багратионовск» и «Калининград-Советск».
    По данному факту приказом Калининградского УФАС России от 02 февраля 2010 года № 14 было возбуждено дело № АМЗ-07/2010 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 «О защите конкуренции» и создана Комиссия по его рассмотрению.
    В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» перевозки железнодорожным транспортом относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Таким образом, ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии.
    Приказом ФСТ России от 29.12.2004 года № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».
    Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
    Согласно приказу ФАС России от 14.06.2005 года № 121 ОАО «РЖД» по оказанию услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Доля его на рынке более 65%.
    На территории Калининградской области деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляет филиал ОАО «РЖД» - «Калининградская железная дорога».
    12 апреля 2010 года действия ОАО «РЖД», выразившиеся в издании Калининградским филиалом ОАО «РЖД» Распоряжения от 13.01.2010 г. № 29/Н-04 «О мерах по сокращению расходов на пассажирские железнодорожные перевозки в пригородном сообщении» и установлении с 26.02.2010 г. Расписания движения пригородных поездов Калининградской железной дороги, Комиссией управления признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    11 мая 2010 года старшим государственным инспектором отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Сидоровой Ю.А. вынесено определение о возбуждении дела № АМЗ-156адм/2010 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «РЖД» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ. Указанным определением предприятию было предписано в трехдневный срок представить в Калининградское УФАС России необходимые для проведения расследования документы и сведения:
    - Форма № 2 по ОКУД 2009 г. (поквартально),
    - данные о суммарной выручке, полученной ОАО «РЖД» от реализации услуг по осуществлению пригородных пассажирских перевозок на территории Калининградской области за 2009 год;
    - данные о суммарной выручке, полученной ОАО «РЖД» от реализации от реализации услуг по осуществлению пригородных пассажирских перевозок на территории Российской Федерации за 2009 год;
    - данные о суммарной выручке, полученной ОАО «РЖД» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2009 год;
    - сумма уплаченного налога на добавленную стоимость и акциза в 2009 году;
    - полные фамилия, имя и отчество, место его регистрации (жительства) и должность лица, виновного в издании Калининградским филиалом ОАО «РЖД» Распоряжения от 13.01.2010 г. № 29/Н-04 «О мерах по сокращению расходов на пассажирские железнодорожные перевозки в пригородном сообщении» и установлении с 26.02.2010 г. Расписания движения пригородных поездов Калининградской железной дороги, приказ о его назначении на должность, должностные обязанности.
    19.05.2010 от представителя ОАО «РЖД» по доверенности А.В. Чижиковой во исполнение определения от 11.05.10 была представлена справка о выручке, полученной ОАО «РЖД» от реализации услуг по осуществлению пригородных пассажирских перевозок на территории Калининградской области за 2009 год и справка о том, что другими сведениями Калининградская железная дорога не располагает.
    Законный представитель ОАО «РЖД» надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола, что подтверждается отчетом факсимильной связи от 11.05.2010 года. Законный представитель ОАО «РЖД» на составление протокола 24.05.2010 в 14-30 не явился.
    24.05.2010 г. на составление протокола прибыл представитель по доверенности № 2551 от 29.04.2009 г. Чижикова Анна Валентиновна.
    Определением от 25.05.2010 года рассмотрение дела № АМЗ-156адм/2010 было назначено на 10.00 часов 31.05.2010 года.
    Законный представитель ОАО «РЖД», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в назначенное время не явился. Факт надлежащего уведомления законного представителя ОАО «РЖД» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается отчетом факсимильной связи от 26.05.2010 года.
    Прибывший 31.05.2010 года на рассмотрение дела № АМЗ-156адм/2010 представитель ОАО «РЖД» представитель ОАО «Российские железные дороги» по доверенности № 442-д от 07.04.2009 г. Вишня Г.И., вину Общества в совершении административного правонарушения не признал, указав, что наличие вины общества в совершении правонарушения не доказано, поскольку финансово-экономическая экспертиза не проводилась и возможность юридического лица не допустить нарушение антимонопольного законодательства не доказана, решение принятое антимонопольным органом обжаловано в судебном порядке в связи с неправильным применением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Ходатайствовал о применении минимального наказания, так как реальных вредных последствий не наступило.
    Заслушав представителя ОАО «РЖД» по доверенности № 442-д от 07.04.2009 г. Вишню Г.И., изучив протокол и материалы административного дела N АМЗ - 156адм/2010, а также дела о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-07/2010, принимая во внимание мнение членов комиссии Калининградского Управления Федеральной антимонопольной службы России по вопросам применения Кодекса об административных правонарушениях РФ, нахожу вину ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, исходя при этом из следующего:
    1.Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
    Статьей 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 19.07.1995. «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки, относятся к услугам субъекта естественной монополии, следовательно хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является монополистом в предоставлении определенных услуг.
    Согласно приказу ФАС России от 14.06.2005 года № 121 ОАО «РЖД» по оказанию услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Доля его на рынке более 65%.
    На территории Калининградской области деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляет филиал ОАО «РЖД» - «Калининградская железная дорога».
    На основании вышеизложенного положение Общества является доминирующим.
    01 февраля 2010 года в адрес Калининградского УФАС России поступило обращение жителей г. Зеленоградска и Зеленоградского района (всего 220 подписей) на действия филиала ОАО «РЖД» - «Калининградская железная дорога» по факту прекращения с 15 февраля 2010 года движения пригородных поездов по маршрутам: «Калининград-Зеленоградск», «Калининград-Светлогорск-2 через Зеленоградск», «Калининград-Советск» и «Калининград-Багратионовск».
    Кроме того, 15.02.2010 г. поступило обращение от пассажиров Полесского направления; 19.02.2010 г. – от ОАО «Объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов» (ОАО «ОКОС»); 09.03.2010 г. - от пассажиров Багратионовского направления; 15.03.2010 г. - обращение Зеленоградского отделения Калининградской областной организации Всероссийского общества инвалидов (328 подписей), направленное заместителю Полномочного представителя Президента по СЗФО и Уполномоченному по правам человека в Калининградской области, а также Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
    В подтверждение факта предстоящей отмены поездов на указанных направлениях и оптимизации расписания движения пригородных поездов на иных направлениях к обращениям было представлено Распоряжение Калининградской железной дороги от 13 января 2010 года № 29/Н-04 «О мерах по сокращению расходов на пассажирские железнодорожные перевозки в пригородном сообщении».
    По возбуждению Калининградским УФАС России дела № АМЗ-07/2010, начальник Калининградской железной дороги своим Распоряжением от 05 февраля 2010 года № 164/Н-04 отменил Распоряжение от 13 января 2010 года № 29/Н-04 «О мерах по сокращению расходов на пассажирские железнодорожные перевозки в пригородном сообщении», что косвенно подтверждало наличие факта злоупотребления Калининградским филиалом ОАО «РЖД» своим доминирующим положением.
    В ходе рассмотрения дела АМЗ-07/2010 Комиссией КУФАС были установлены следующие факты, свидетельствующие об ущемлении Калининградским филиалом ОАО «РЖД» интересов других лиц.
    Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» в перечень услуг транспортных организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, включены перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
    11 января 2010 года в Правительстве Калининградской области состоялась встреча руководителей региональных органов власти и филиала ОАО «РЖД» - «Калининградская железная дорога» по вопросу выделения Калининградской железной дороге финансовых средств на компенсацию убытков от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
    В результате, Законом Калининградской области от 01.03.2010 года № 418 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в структуре расходов областного бюджета на 2010 год была предусмотрена компенсация проезда на железнодорожном транспорте в размере 53371,8 тыс. рублей и компенсация железнодорожному транспорту части потерь после установления льгот на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, учащимся общей формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета в сумме 6628,2 тыс. руб. Следовательно, на дату принятия решения о прекращении перевозок – 13.01.2010 года, Правительством Калининградской области в получении ОАО «РЖД» компенсации убытков от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении отказано не было.
    В тоже время Калининградский филиал ОАО «РЖД» 13 января 2010 года, до момента принятия Правительством Калининградской области окончательного решения по вопросу компенсации убытков от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, издал распоряжение за № 29/Н-04, согласно которому в связи с отсутствием финансовых средств на компенсацию убытков от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении с 15 февраля 2010 года прекращалось курсирование пригородных поездов по маршрутам «Калининград-Багратионовск», Калининград-Советск», «Калининград-Зеленоградск», «Калининград-Светлогорск-2 через Зеленоградск».
    Таким образом, у Калининградского филиала ОАО «РЖД» по состоянию на 13.01.2010 г. отсутствовали объективные основания для отмены пригородных поездов, а также сокращения движения поездов пригородного сообщения с 26 февраля 2010 года на территории Калининградской области.
    Согласно представленному Калининградским филиалом ОАО «РЖД» расписанию, введенному в действие с 26 февраля 2010 года на направлении «Калининград-Багратионовск», осталось всего 2 пары поездов, а именно:
    Направление Отпр. (время местное) Приб. (время местное)
    Калининград-Южн. - Стрельня 08 30 09 19
    Калининград-Южн. - Стрельня 15-20 16 09
    Стрельня - Калининград-Южн. 09 35 10 21
    Стрельня - Калининград-Южн. 16-27 17-14

    Данное расписание составлено таким образом, что работающие в г. Калининграде и области жители Багратионовского района не могут им воспользоваться в целях своевременного прибытия на работу, учебу, посещения медицинских учреждений, а также ограничивается их возможности возвращения к месту жительства по окончанию работы, учебы. Расписание является не приемлемым и для тех граждан, дачные участки которых находятся по пути следования поезда, так как значительно ограничивает время пребывания на них для проведения необходимых работ.
    Согласно расписанию, действовавшему до 26 февраля 2010 года, кроме указанных поездов, на данном направлении осуществлял перевозку утренний рабочий поезд «Багратионовск-Калининград», отправляющийся из г. Багратионовска в 06-16 (по местному времени) и прибывающий в г. Калининград в 07-25 (по местному времени).
    Также на данном направлении осуществлял перевозку вечерний рабочий поезд «Калининград-Банратионовск», отправляющийся из г. Калининграда в 17.45 (по местному времени) и прибывающий в г. Багратионовск в 18.57 (по местному времени).
    В результате отмены указанных рабочих поездов жители г. Багратионовска, а также таких населенных пунктов, как Стрельня, ст. Владимирово, Отважное, 6-ой км и 4-ый км в настоящее время не имеют возможности своевременно добраться до своих мест работы в утренние часы.
    Зеленоградское направление
    Согласно расписанию, действовавшему до 26 февраля 2010 года, электричка на 06.47 час. («Зеленоградск-Калининград») курсировала из г. Пионерский через г. Зеленоградск.
    С 26 февраля 2010 года электричка на 06.47 курсирует уже не из г. Пионерский, а из г. Зеленоградска и, как следствие, жители поселков Куликово и Сокольники лишились возможности выезда на работу, автобусные маршруты через указанные поселки отсутствуют.
    Кроме того, в связи с изменением маршрута указанной электрички работники ОАО «ОКОС», расположенного в пос. Заостровье п/о Пионерский, также лишились возможности выезда на работу из г. Пионерский, что может повлечь за собой нарушение схемы обеспечения непрерывного цикла работы станций, остановку канализационных насосных станций и, как следствие, сброс неочищенных стоков в Балтийское море (письмо ОАО «ОКОС» от 19.02.2010 г. № 839).
    В расписании до 26.02.2010 г. курсировала электричка Калининград-Светлогорск (через Зеленоградск) в 06.37 из Зеленоградска, в новом расписании данная электричка исключена. Как результат, жители поселков Сокольники и Куликово, которые работают в Пионерске или в Светлогорске, лишились возможности ездить на работу.
    Электрички на 13.30 (по прежнему расписанию), вывозившей школьников из Зеленоградска в поселки Муромское и Каштановка, в расписании от 26.02.2010 года также отсутствует.
    В прежнем расписании был поезд в 08.02 из Калининграда до Светлогорска (через Зеленоградск). В новом расписании - исключен, в тоже время данный поезд до Зеленоградска необходим, так как он осуществлял доставку потребителей из поселков Каштановки и Муромское и из Калининграда на работу в Зеленоградск к 09 часам, а в 09.15 отправлялся обратно.
    Электричка из Калининграда на 13.42 в новом расписании отсутствует, но потребность в ее наличии обуславливается необходимостью перевозки школьников в поселки Рябиновка, Каштановка, Муромское и г. Зеленоградск.
    Электричка Калининград-Светлогорск (через Зеленоградск) в 17.38 доставляла потребителей в поселки Рябиновка, Каштановка, Муромское, Сокольники, Куликово и г. Зеленоградск, рабочий день которых оканчивается в 17.00 часов. В новом расписании этого поезда нет. Автобусы, предусмотренные в данное время переполнены, а такие поселки как Сокольники и Куликово вообще остаются без транспортного сообщения.
    В прежнем расписании был поезд на Зеленоградск в 20.40. В новом расписании его нет, что ограничило право и возможность культурного досуга местных жителей и отдыхающих.
    В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 7 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация транспортного обслуживания пассажиров возложена на органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Однако, Калининградский филиал ОАО «РЖД», являясь монополистом в сфере перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, и являясь единственным перевозчиком, принял решение об отмене движения поездов на одних участках дороги и, изменении расписания движения поездов на иных, без уведомления тех органов местного самоуправления, в поселениях которых отсутствует иной общественный транспорт для сообщения с центром и другими населенными пунктами области.
    Довод ответчика о том, что монополист может прекратить оказание услуг по причине их нерентабельного производства и об отсутствии у антимонопольного органа доказательств возможного прекращения железной дорогой их оказания без наличия экономического обоснования является несостоятельным, так как Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области рассмотрены затраты Калининградского филиала ОАО «РЖД» на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и, с учетом субсидии, предоставляемых за счет средств Федерального бюджета и бюджета Калининградской области 19 марта 2010 года приказом № 12-01н/10, установлен Калининградскому филиалу ОАО «РЖД» рентабельный тариф на указанную услугу в размере 12,0 руб. за 10 пассажиро-километров.
    Таким образом, ОАО «РЖД» в лице Калининградского филиала, действующее в сфере естественной монополии, издав 13.01.2010 г. Распоряжение № 29/Н-04 «О мерах по сокращению расходов на пассажирские железнодорожные перевозки в пригородном сообщении» и установив «Расписание движения пригородных поездов Калининградской железной дороги с 26.02.2010 г.» допустило ущемление интересов других лиц – потребителей услуги перевозки в пригородном сообщении.
    2.Статьей 1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплены задачи законодательства об административных правонарушениях: «…защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений».
    3.В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
    4.Статья 1.7. КоАП РФ частью 1 предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
    Часть 2 указанной статьи устанавливает: «Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено».
    Часть 3 ст. 1.7. КоАП РФ обязывает вести производство по делу об административном правонарушении на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
    Таким образом, подлежит применению редакция КоАП РФ, действующая во время производства по указанному делу.
    5.Согласно статьи 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    6.Статьей 4.1. КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
    7.Статьей 37 Закона о защите конкуренции предусматривается ответственность коммерческих организаций и их должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
    8.Статьей 14.31 КоАП РФ установлено: «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей».
    Факт совершения правонарушения ОАО «РЖД» подтверждается:
    - решением Комиссии КУФАС от 12.04.2010 г. по делу № АМЗ-07/2010 о нарушении ОАО «РЖД» антимонопольного законодательства и материалами указанного дела;
    - протоколом об административном правонарушении № АМЗ-156адм/2010 от 24 мая 2010 г., а также другими материалами дела № АМЗ-156адм/2010.
    Оценивая собранные по делу доказательства, нахожу вину ОАО «РЖД» доказанной, а действия ОАО «РЖД», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов третьих лиц, верно квалифицированными по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, форма вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.
    Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, ущемляет права и законные интересы других лиц, а также направлено на ущемление прав социально незащищенного населения.
    О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к значительным. Поэтому, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
    В соответствии со ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях смягчающих вину обстоятельств по делу не установлено.
    В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ отягчающим вину обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ. ОАО «РЖД» было привлечено к административной ответственности за нарушение ст. 14.31 КоАП РФ по делу № 21. Постановление о наложении штрафов по указанному делу вступило в законную силу в конце 2009 года.
    На основании изложенных обстоятельств административное наказание ОАО «РЖД» должно быть установлено в пределах санкций ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    При этом размер выручки определяется в соответствии со ст. ст. 248-249, 271 НК РФ, а исчисление срока получения выручки, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 3.5 КоАП РФ.
    Суммарная выручка, полученная ОАО «РЖД» от оказания услуг по осуществлению пригородных пассажирских перевозок на территории Калининградской области за 2009 год, составила 86 840 000 рублей. Совокупная выручка от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2009 году составила 1 050 157 925 000 рублей.
    Выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
    Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
    1.Признать ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения,предусмотренного ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
    2.Назначить наказание ОАО «Российские железные дороги» в виде административного штрафа в сумме 2 605 200 (два миллиона шестьсот пять тысяч двести) рублей, т. е. 0,03 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
    Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
    В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
    Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
    Согласно ч. 5 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
    Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
    Федеральный бюджет
    Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001
    УФК по Калининградской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области)
    Банк получателя:
    ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
    БИК: 042748001 р/с № 40101810000000010002
    Назначение платежа: КБК 161 116 02 01 001 0000 140 – штраф за нарушение антимонопольного законодательства
    Заместитель руководителя Управления
    О.А.Боброва