Калининская область

Определение от 12 октября 2009 года

По делу № Р - 11/2009
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
12 октября 2009 года
    Определение о прекращении производства по делу изготовлено в полном объеме 12 октября 2009 года.
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 28 сентября 2009 года.
    Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    Председатель комиссии: Григорьева Л.А. заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    Члены комиссии: Черных Т.В. Ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    Курятникова К.Ю. старший специалист 1-ого разряда отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России

    в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Парамон-Балтика» и издательская группа «Парамон» о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещенных надлежащим образом,
    рассмотрев дело № Р-11/2009, возбужденное по признакам нарушения ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО «Парамон-Балтика»
    В ходе проверки, проводимой по заявлению г-на ХХХ о недобросовестной и недостоверной рекламе, распространяемой «Территория «Якитория» в журнале «Выбирай», Калининградским УФАС России установлено: в журнале «Выбирай» № 6 за 15-30 апреля 2009 г., на странице 24 размещена реклама с указанием: «Маленькие апрельские радости. Рестораны сети «Якитория» (тел. 563-156) решили поиграть...).
    В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной.
    На основании п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара (услуг).
    Определением от 30.06.2009 г. в отношении ООО «Парамон-Балтика» возбужденно дело по признакам нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
    16.07.2009 г. Комиссия Калининградского УФАС России приняла решение об отложении и о продлении срока рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу и привлечения в качестве заинтересованного лица редактора журнала «Выбирай» УУУ.
    07.08.2009 г. Комиссия Калининградского УФАС России приняла решение отложить рассмотрение дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу.
    01.09.2009 г. Комиссия Калининградского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения дела на 28 сентября 2009 года и продлении срока рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу.
    Существо дела изложенное в заявлении г-на ХХХ и на заседании комиссий Калининградского УФАС России представителем по доверенности ZZZ:
    В обосновании своих требований заявитель указал следующие доводы:
    - на основании п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 1,2,3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», заявитель просил принять меры в отношении рекламы ООО «Территория «Якитория», размещенной в рекламно-информационном журнале «Выбирай» № 6, которая в формулировке «Сеть ресторанов, «Якитория», «ресторан», - является не добросовестной и недостоверной.
    - ресторан должен соответствовать определенным стандартам в комплексе. Если хозяйствующий субъект позиционирует себя как «ресторан» то, это должно чем-то подтверждаться, например, сертификатом соответствия. Однако, насколько известно ООО «Виян — плюс», «Территория «Якитория» обладает сертификатом услуг (работ) — питания закусочной.
    Существо дела изложенное в письменных пояснениях ООО «Территория «Якитория» и на заседании комиссий Калининградского УФАС России представителем по доверенности:
    Территория «Якитория» не размещала рекламные материалы в журнале «Выбирай» № 6 за 15-30 апреля 2009 г. Статья из вышеуказанного номера журнала является редакционной и, за информацию содержащуюся в данной статье, компания «Территория «Якитория» ответственности нести не может.
    Договор на право предоставления рекламного места с журналом «Выбирай» не заключался.
    Должностным лицо, ответственным за размещение рекламных материалов является руководитель отдела маркетинга и рекламы VVV.
    ООО «Территория «Якитория» не подавало заявку на распространение вышеуказанной рекламы, договора не заключало и оплату не производило. По мнению компании, это не является рекламой, а данная информация является статьей, отражающей мнение корреспондента (автора).
    Компания не пользуется рекламной компанией и собственный сайт не обслуживает.
    Существо дела изложенное в письменных пояснениях ООО «Парамон-Балтика» и на заседании комиссий Калининградского УФАС России редактором журнала :
    Обзор подготовлен редактором журнала УУУ по инициативе редакции и не является оплаченной рекламой. При подготовке материалов автор использовала справочные ресурсы www.afisha.ru и www.39rosfirm.ru/ где «Якитория» называется рестораном. Называя «Якиторию» рестораном, автор статьи выразила собственное мнение, поскольку по мнению автора концепция заведения ближе к ресторанной, нежели к кафе.
    Мини-обзор «Маленькие апрельские радости» подготовлен в журнал «Выбирай соблазны большого города» - Калининград № 6 (25) так, как при верстке рубрики «Еда» на странице с рекламными объявлениями оставалось свободное место, которое согласно бренд-буку журнала заполняется редакцией нерекламными материалами новостийного характера.
    Задания такого рода являются разовыми и выполняются оперативно в процессе подготовки журнала к сдаче в типографию. В редакции существует трафик подготовки и сдачи только плановых рубрик, который хранится не более месяца. Так, как график сдачи плановых рубрик № 6 (25) не сохранился, для наглядности Калининградскому УФАС России представлено письмо сетевого редактора журнала, касательно № 10 (29), в таком письме не указываются темы подготовки материалов новостийного характера.
    Источником информации о проведении лотереи в ООО «Территория «Якитория» стал телефонный разговор с дежурным администратором «Якитории» на Ленинском пр-те 06.04.2009 г. Записи разговора не сохранилось. Источником информации о весенних скидках в заведении «Гавана» так же стал телефонный разговор с дежурным администратором заведения 06.04.2009 г. Записи разговора не сохранилось.
    Корреспондентами журнала «Выбирай соблазны большого города» - Калининград посещаются предприятия общественного питания при подготовке материалов эепертизного характера, когда корреспондент лично проверяет и описывает читателям свои ощущения от обслуживания в проверенных заведениях. Такой материал экспертизного характера в 2009 году был подготовлен в №8 (27) («Скушать сотню»). Материалы, которые не носят экспертизного характера, подготавливаются без личного посещения заведений.
    Существо дела изложенное на заседании комиссий Калининградского УФАС России редактором журнала.:
    Добивочная статья — это важнейшая часть редакционного контента. Именно благодаря добивочным статьям «Выбирай» становится самым осведомленным, актуальным, полезным и незаменимым путевадителем по городу. Добивочные статьи содержат анонсы развлекательных мероприятий, спортивных событий, театральных премьер, концертов, гастролей, клубных вечеринок и т. д.
    Кроме того, добивочные статьи могут содержать информацию о новых услугах, акциях, предложениях игроков наших профильных рынков — информацию, детализирующую читательское представление о данной сфере развлечений или услуг, облегчающих выбор, помогающую сориентироваться. Но эта информация ни в коем случае не должна читаться как реклама. Эти новости по сути являются бонусом для рекламодателя, они адресны и сообщают о конкретной новой услуге конкретного заведения или фирмы, но они должны быть написаны безупречно «по-выбирайски»: доверительно, живо, образно. Они должны быть адресованы читателю, полезны и интересны читателю, а не рекламодателю. Именно прикладной смысл должен быть критерием отбора новостей для такого рода добивочных статей.
    Главное требование к любой добивочной статье в рубрике «Еда»: это должна быть новость, которая читателем воспримется как некий дополнительный штрих о работе заведения, любопытный нюанс, расширяющий и дополняющий представление о нем.
    Существо дела изложенное в письменных пояснениях ООО «Издательская группа «Парамон»:
    Данная статья является редакционной, выражает личное мнение журналиста, соответственно никаких договоров с рекламодателями по размещению данного материала не заключалось.
    Перечень организаций с которыми ООО «Парамон-Балтика» в 2009 году заключили договоры на размещение рекламы предоставить не имели возможности, поскольку ООО «Парамон-Балтика» - самостоятельный хозяйствующий субъект.
    На данный момент ООО «Парамон-Балтика» не является издателем журнала «Выбирай соблазны большого города. Калининград», все ранее заключенные договоры на размещение рекламы расторгнуты.
    Обстоятельства, установленные антимонопольным органом на заседании Комиссии:
    В ходе проверки, проводимой по заявлению г-на ХХХ о недобросовестной и недостоверной рекламе, распространяемой «Территория «Якитория» в журнале «Выбирай». Калининградским УФАС России установлено, в журнале «Выбирай» № 6 за 15-30 апреля 2009 г., на странице 24 размещена реклама с указанием: «Маленькие апрельские радости. Рестораны сети «Якитория» (тел. 563-156) решили поиграть...).
    В ходе проверки фактов изложенных в заявлении, Калининградское УФАС России установило:
    1.На сайте www.afish.ruсодержится информация о "Территория «Якитория» следующего характера : ресторан Якитория. Японская кухня, сети ресторанов. Входит в сеть ресторанов Якитория, Ленинский проспект, 18, пн-вс 11.00-6.00.......
    Калининградским УФАС России по данному факту установлено, что данные о ресторанах, размещенные на сайте http://www.afish.ru/kaliningrad/restaurant/ не являются рекламной информацией, т. к. в порядке редакционной деятельности на сайте указывается информация о наличии в том или ином городе ресторанов, название ресторана, адрес, время работы и тип кухни представленной в соответствующем ресторане.
    Размещение информации о ресторанах в городах России осуществляется исполнителями по договорам заключенным с ЗАО «Афиша Индастриз» на оказание операторских и маркетинговых услуг, так же информацию о ресторанах в городах России могут добавить пользователи сайта самостоятельно.
    Информация о ресторанах в городе Калининграде размещалась ИП Забавин Д.С. на основании договора от 01.07.2009 г. Договор на изготовление и размещение рекламы с ООО «Территория «Якитория» ЗАО «Афиша Индастриз» не заключало.
    2.Согласно п. 4.4 требований к содержательному формату журнала «Выбирай» добивочные статьи. Как правило, такие материалы располагаются внутри рубрики, к теме которой относятся. В этом случае добивочная статья идет в любой из подрубрик из списка подрубрик добивочных статей. Рубрики, внутри которых добивочные статьи желательны в каждом номере: театры, экспозиции, музыка, клубы, спорт, дети, игры. Добивочные статьи обязательны как минимум в трех из вышеперечисленных семи рубрик. Рубрики, в которых добивочные статьи рекомендуется публиковать по мере появления информационных поводов, но не реже чем раз в месяц: еда, на природе, красота, здоровье, питомцы, туризм. В остальных рубриках добивочные статьи публикуются по мере появления информации, а также в случае, если после верстки рубрикаторов на полосе остаются свободные места.
    Согласно п. 8.9.8 технического и художественного оформления Журнала, элементы добивочной статьи окрашиваются в цвет рубрики. Добивочная статья должна примыкать к одному из углов текста. Также добивочная статья должна сопровождаться фотоизображением или иллюстрацией. Добивочная статья помимо основного текста имеет вид (подрубрику), и заголовок. В конце добивочной статьи ставиться символ «облачко», окрашенный в цвет рубрики.
    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Размещение в журнале «Выбирай» материалов рекламного характера о сети ресторанов «Якитория», формирует интерес потребителя к объекту рекламирования.
    В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной.
    На основании п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара (услуг).
    Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ № 38 «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований установленных ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель — изготовитель или продавец товара любое иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
    Изготовителем вышеуказанной информации является ООО «Парамон-Балтика», факт размещения в журнале «Выбирай» по его заданию и с его согласия ООО «Парамон-Балтика» указанной информации подтверждается материалами дела и показаниями главного редактора журнала «Выбирай (соблазны большого города)» - Калининград УУУ, данными в ходе заседания комиссии.
    Однако, в ходе рассмотрения дела Калининградским УФАС России установлено, что:
    - ООО «Территория «Якитория» согласие на размещение вышеуказанной статьи не давало;
    - ООО «Территория «Якитория» и ООО «Парамон — Балтика» договор на размещение материалов рекламного характера в журнале «Выбирай» не заключали;
    - целью данной статьи не было формирование или поддержание интереса услугам оказываемые ООО «Территория «Якитория».
    Учитывая изложенное размещение ООО «Парамон-Балтика» материалов в журнале «Выбирай» № 6 от 15-30 апреля 2009 г. на странице 24 не содержащий всех предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» признаков рекламы и следовательно не может быть охарактеризован как нарушение установленной выше нормы Закона.
    На основании изложенного, руководствуясь пунктом 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Прекратить рассмотрение дела № Р — 11/2009 на основании п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с отсутствием факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях ООО «Парамон-Балтика».
    Заместитель руководителя — начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    Л.А.Григорьева
    Ведущий специалист — эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    Т.В.Черных
    Старший специалист 1- ого разряда отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    К.Ю.Курятникова