Калининская область
Решение от 29 октября 2009 года

О прекращении рассмотрения дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях МУП «Теплоэнергосистема»

По делу № АМЗ-98/2009
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
29 октября 2009 года
    Решение изготовлено в полном объеме 29 октября 2009 года.
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 20 октября 2009 года.
    Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
    Председателя Комиссии: Бобровой О.А. ИО руководителя Калининградского УФАС России,
    членов Комиссии: Бессоновой О.А. начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    Сидоровой Ю.А. старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    Егоровой Н.С. старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    при участии представителей:
    заявителя Булаевой Н.А.
    МУП «Теплоэнергосистема» Сысоевой С.В. По доверенности № б/н от 09.09.2009
    ООО УК «Наш дом» Деньгина Д.А. По решению № б/н от 13.08.2008
    Администрации Светлогорского района. Клевцова В.А. По доверенности № 45 от 21.09.2009

    рассмотрев дело № АМЗ-98/2009 по признакам нарушения МУП «Теплоэнергосистема» (238563, Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Новая, 4, ИНН 3912004897, КПП 391201001; далее - ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    В Калининградское УФАС России 15.06.2009 г. поступило заявление Б. по факту злоупотребления МУП «Теплоэнергосистема» доминирующим положением в части применения разных тарифов за отопление для зарегистрированных и незарегистрированных жителей города Светлогорска. По результатам рассмотрения данного заявления Приказом № 284 от 18.08.2009 г. возбуждено дело № АМЗ-98/2009 по признакам нарушения МУП «Теплоэнергосистема» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Определением об отложении рассмотрения дела от 29.09.2009 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, был привлечен Администрация Светлогорского района.
    1.Существо дела в изложении заявителя
    Б. на праве собственности принадлежит квартира № 8 в доме 18 «б» по ул. Пионерская в г. Светлогорске. Оплата жильцами дома за потребленную тепловую энергию производится на основании счетов выставляемых ООО УК «Наш дом».
    Для оплаты за потребленную тепловую энергию за октябрь-декабрь 2008 года Б. были выставлены счета, исходя из стоимости за 1 Гкал 1365, 26 рублей, а за январь-апрель 2009 года — 1616, 60 рублей.
    Решением Окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа № 11 от 13.03.2008 «О внесении изменений в решение окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа № 91 от 20 декабря 2007 года» установлен тариф для населения 703, 20 рубля за 1 Гкал, с апреля 2009 года тариф повышен до 879,00 рубля за 1 Гкал.
    Заявитель обратилась в ООО УК «Наш дом» за разъяснениями по вопросу правомерности взимания платы за потребленную тепловую энергию по тарифу 1365, 26 рублей и 1616, 60 рублей за 1 Гкал, а не 703,2 рубля за 1 Гкал и 879,00 рубля за 1 Гкал.
    Согласно информации, представленной Б. ООО УК «Наш дом», начисление оплаты за услуги теплоснабжения происходит в соответствии со счетами, предъявленными МУП «Теплоэнергосистема», в которых МУП «Теплоэнергосистема» применяет разные тарифы для зарегистрированных по месту жительства и незарегистрированных граждан.
    Учитывая полученные разъяснения, Б. обратилась в МУП «Теплоэнергосистема» с заявлением о перерасчете стоимости тепловой энергии в соответствии с тарифом в размере 703,20 рублей за 1 Гкал, установленным Решением Окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа № 11 от 13.03.2008. МУП «Теплоэнергосистема» письмом № 238 от 23.03.2009 сообщило, что не может пересчитать стоимость оплаченной тепловой энергии, так как ООО УК «Наш дом» начисляет плату за потребленную тепловую энергию.
    МУП «Теплоэнергосистема» в г. Светлогорске является единственной организацией, поставляющей тепловую энергию. Устанавливая произвольно тарифы на отпускаемую тепловую энергию МУП «Теплоэнергосистема» злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии и нарушает наши имущественные права.
    2.Существо дела в изложении представителей ответчика
    МУП «Теплоэнергосистема» действительно является субъектом естественной монополии, занимает доминирующие положение в г. Светлогорске и тариф на тепловую энергию для МУП «Теплоэнергосистема» устанавливается в соответствии с действующим законодательством, т. е. в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий", Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Калининградской области от 03.11.2005 N 35 "О службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области".
    В соответствии с данными документами тариф на тепловую энергию для МУП «Теплоэнергосистема» устанавливается Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. На территории Светлогорского городского округа действует социальная поддержка населения в виде установления определенной льготной цены для населения Светлогорского городского округа. Данная цена устанавливается законодательным органом и с предприятием заключается муниципальный контракт, который предусматривает объемы производимой МУП «Теплоэнергосистема» тепловой энергии для населения Светлогорского городского округа и устанавливается количество граждан, имеющих право на получение указанной льготы. По состоянию на 2009 год по дому 18 «б» по ул. Пионерская в г. Светлогорске прописано 113 человек. Оказание услуг по горячему водоснабжению и теплоснабжению предприятием не оказывается, Ответчик осуществляет реализацию ресурса.
    При заключении договора предусмотрена обязанность управляющей компании по предоставлению Ответчику сведений о: количестве юридических лиц, площади, ими занимаемой в жилом доме; площади, которую занимают незарегистрированные и зарегистрированные лица. При этом, границей балансовой принадлежности является общедомовой прибор учета тепловой энергии, который учитывает потребленную домом тепловую энергию без деления ее на отопление и горячее водоснабжение. Счет за потребленную домом тепловую энергию МУП «Теплоэнергосистема» предъявляется Управляющей компании, которая осуществляет сбор платы с жильцов отдельно за отопление и горячее водоснабжение по тарифам, учитывающим факт их регистрации. Таким образом, МУП «Теплоэнергосистема» не нарушает действующее антимонопольное законодательство.
    3.Существо дела в изложении представителем лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах
    Администрация Светлогорского района: Нормативным правовым актом, регламентирующим возмещение МУП «Теплоэнергосистема» выпадающих доходов от оказания населению услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, является Решение городского Совета депутатов МО «Город Светлогорск» Калининградской области от 25.02.2009 № 14 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию и цен на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения муниципального образования «город Светлогорск» на 2009 год», а нормативно-правовым актом, определяющим понятие «места жительства», «регистрации по месту жительства» - Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». К определению «население города, проживающему в жилом фонде независимо от форм собственности», указанном в муниципальном контракте на компенсацию выпадающих доходов организации, предоставляющей населению МО «Город Светлогорск» услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, заключенном исполнительным органом местного самоуправления с МУП «Теплоэнергосистема», относятся жители, зарегистрированные на территории города Светлогорска. Нормативно-правового акта, регламентирующего деление населения г. Светлогорска на зарегистрированных и незарегистрированных нет, но данный факт отражен в приложениях к муниципальному контракту на компенсацию выпадающих доходов организации, предоставляющей населению МО «Город Светлогорск». Таким образом, компенсация выпадающих доходов МУП «Теплоэнергосистема» предоставляющей населению МО «Город Светлогорск» услуги теплоснабжения, по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, производится только по проживающим на территории района по месту регистрации.
    4.Обстоятельства, установленные антимонопольным органом
    4.1.В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
    Услуги по передаче тепловой энергии являются естественно-монопольным видом деятельности в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
    Таким образом, положение МУП «Теплоэнергосистема» на рынке услуг по передаче тепловой энергии является доминирующим.
    4.2.Б. на праве собственности принадлежит квартира № 8 в доме № 18 «Б» по ул. Пионерской в г. Светлогорске. В октябре-декабре 2008 года заявительнице были выставлены счета для оплаты тепловой энергии исходя из стоимости 1365,26 рублей за 1 Гкал, а за январь-апрель 2009 года - 1616,60 рублей за 1 Гкал, при этом решением Окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа № 91 от 20.12.2007 года на 2008 год был установлен тариф для граждан в размере 703,2 рубля за 1 Гкал, а на 2009 год решением городского Совета депутатов муниципального образования «Город Светлогорск» от 25.02.2009 № 14 - 879,00 рубля за 1 Гкал.
    Согласно п. 3.3 Договора № 51 от 29.12.2007, заключенного между МУП «Теплоэнергосистема» и ООО УК «Наш дом», управляющая компания обязуется предоставлять Ответчику ежемесячно, одновременно с предоставлением копии журнала учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записей показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя, следующие сведения:
    - показания тепловых счетчиков, установленных в нежилых помещениях, по формам, которые являются приложениями к договору теплоснабжения;
    - общий метраж жилых помещений в многоквартирном доме;
    - общий метраж отапливаемых нежилых помещений;
    - сведения о количестве граждан, зарегистрированных в доме, а также сведения о занимаемых этими гражданами квартирах с указанием площади квартир.
    ООО УК «Наш дом» производит начисление оплаты за услуги теплоснабжения населению согласно счетам выставленным, МУП «Теплоэнергосистема». Счет на оплату тепловой энергии за декабрь 2008 года, выставленный МУП «Теплоэнергосистема» управляющей компании, содержит 2 категории потребителей: зарегистрированные и незарегистрированные, к ним применялись тарифы 595,93 рубля и 1157,00 рубля за 1 Гкал (без НДС) соответственно. Так как Б., проживающая в квартире № 8 дома № 18 «Б» по ул. Пионерской в г. Светлогорске, на дату выставления счета не была зарегистрирована в данной квартире, то с нее взимается плата по тарифу, установленному для потребителей, кроме населения.
    4.3.Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами.
    Тарифы на тепловую энергию в Калининградской области устанавливаются в соответствии с: Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий", Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Калининградской области от 03.11.2005 N 35 "О службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области".
    Приказами от 26.12.2007 № 55-01т/07 и от 19.12.2008 № 62-01т/08 Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области утвердила тариф на тепловую энергию для потребителей МУП «Теплоэнергосистема» муниципального образования «Светлогорский городской округ» на 2008 год в размере 1157,00 рубля (без НДС), а на 2009 год в размере 1370,00 рубля (без НДС).
    В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
    Таким образом, исходя из положений вышеуказанной нормы, вопросы установления тарифов на коммунальные услуги для муниципальных унитарных предприятий отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий должны решать и вопросы по возмещению разницы между фиксированными тарифами и установленными местными органами самоуправления.
    В соответствии с Решением окружного Совета депутатов Светлогорского округа № 11 от 13.03.2008 тариф на 2008 год для населения установлен в размере 703,20 рубля (с НДС). В соответствии с муниципальным контрактом на компенсацию выпадающих доходов организации, предоставляющей населению Муниципального образования «Светлогорский городской округ» услуги теплоснабжения, по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, № 348 от 29.12.2007 возмещение издержек производится по категории населения, прошедших в соответствии с Федеральным законом от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства. Все остальные потребители МУП «Теплоэнергосистема» оплачивают услугу теплоснабжения по тарифу, установленному Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, покрывающему все расходы предприятия.
    В соответствии с п. 2.4.3. муниципального контракта № 348 от 29.12.2007 на компенсацию выпадающих расходов, организации, предоставляющей населению Муниципального образования «Светлогорский городской округ» услуги теплоснабжения, по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, а также п. 2.3.3. муниципального контракта № 17 от 10.03.2009 , МУП «Теплоэнергосистема» имеет право производить корректировку и уточнение объемов поставки тепловой энергии в зависимости от численности, пользующихся ГВС, количества отапливаемых площадей по объектам. Уточнения и корректировки производятся ежемесячно.
    Согласно расшифровке отгруженной продукции для населения Управляющей компании «Наш дом» и жилых домов, находящихся на самоуправлении за 2008 год, предоставленной МУП «Теплоэнергосистема» отделу экономического анализа и прогнозирования Светлогорского городского округа, отпущено тепловой энергии по полной стоимости (1365, 26 рублей) - 1354, 66 Гкал, а по льготной стоимости (703, 20 рублей) - 668, 09 Гкал. Данный документ свидетельствует об экономии бюджетных средств по незарегистрированным гражданам за 2008 год в сумме 896866, 20 рублей.
    В заседании комиссии (протокол заседания Комиссии от 20.10.2009) представитель Администрации Светлогорского района подтвердил факт, компенсации выпадающих доходов МУП «Теплоэнергосистема», предоставляющей населению МО «Город Светлогорск», по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, только по объемам, потребленным гражданами, проживающим на территории района по месту регистрации.
    Таким образом, в действиях МУП «Теплоэнергосистема» Калининградского УФАС России признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.007.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией отсутствуют.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
    1.Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-98/2009 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях МУП «Теплоэнергосистема».
    2.Материалы дела передать должностному лицу отдела контроля органов власти размещения заказов и рекламы о рассмотрении вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения ст. 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Председатель комиссии
    О.А.Боброва
    Члены комиссии:
    О.А.Бессонова
    Н.С.Егорова
    Ю.А.Сидорова

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.