Калининская область

Решение от 09 февраля 2010 года

По делу № АМЗ-1/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
09 февраля 2010 года
    Решение изготовлено в полном объеме 09 февраля 2010 года.
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 08 февраля 2010 года.
    Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
    председателя комиссии: Бобровой О.А. заместителя руководителя Калининградского УФАС России,
    членов комиссии: Лысенко М.Б. заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    Доценко М.В. старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
    Фионовой Е.В. специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
    в присутствии представителей: ООО «ЖЭУ № 14» Скатикаса А.Р. по доверенности № б/н от 01 декабря 2009 года,
    УК МУП «ЖЭУ № 14» Роботько Н.М. председателя ликвидационной комиссии УК МУП «ЖЭУ № 14»,

    Волковой А.П. по доверенности № б/н б/д,
    Конкиной И.В. по доверенности № № б/н б/д,
    рассмотрев дело № АМЗ-1/2010 по признакам нарушения ООО «ЖЭУ № 14» (236040, г. Калининград, ул. Вернадского, 1, ИНН 3905607260) и УК МУП ЖЭУ № 14 Администрации Центрального района (236040, г. Калининград, ул. Вернадского, 1, ИНН 3904009010) (далее – Ответчики) части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
    23.12.2009 года в Калининградское УФАС России поступило обращение генерального директора ООО «ЖЭУ № 14» Калинюка А.А. (вх. № 7358), который добровольно заявил в антимонопольный орган о заключении 16.04.2009 года между ООО «ЖЭУ № 14» и УК МУП ЖЭУ № 14 Администрации Центрального района ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации Соглашения о замене стороны в договоре управления многоквартирными домами (далее – Соглашение).
    В результате рассмотрения указанного обращения приказом Управления ФАС по Калининградской области от 11 января 2010 года № 1 было возбуждено дело № АМЗ-1/2010 по признакам нарушения ООО «ЖЭУ № 14» и УК МУП ЖЭУ № 14 Администрации Центрального района части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
    1.Существо дела, изложенное в письменном обращении ООО «ЖЭУ № 14» в антимонопольный орган
    16 апреля 2009 между ООО «ЖЭУ № 14» и УК МУП ЖЭУ № 14 было заключено Соглашение, в соответствии с которым ООО «ЖЭУ № 14» приняло в полном объеме права и обязанности управляющей организации по договорам управления многоквартирными домами, заключенным в 2007-2008 г.г. между УК МУП ЖЭУ № 14 и собственниками помещений многоквартирных домов.
    Осознав, что указанное Соглашение ничтожно, как не соответствующее требованиям действующего законодательства РФ, ООО «ЖЭУ № 14» добровольно отказалось от его исполнения, направив другой стороне предложение о признании его ничтожным путем подписания соответствующего дополнительного соглашения.
    2.Существо дела в изложении Ответчиков
    Представитель ООО «ЖЭУ № 14» признал неправомерность заключения Соглашения от 16 апреля 2009 года о замене стороны в договоре, поскольку данный документ был подписан до вынесения соответствующего решения общим собранием собственников многоквартирных домов посредством очного или заочного голосования. Передача прав ООО «ЖЭУ № 14» на управление многоквартирными домами без проведения общего собрания их собственников признана обществом незаконной, а Соглашение от 16.04.2009 года ничтожным.
    Осознав, что указанное Соглашение ничтожно, как не соответствующее требованиям закона, ООО «ЖЭУ № 14» добровольно отказалось от его исполнения, направив в середине декабря 2009 года другой стороне предложение о признании его ничтожным путем подписания соответствующего дополнительного соглашения. Руководство УК МУП ЖЭУ № 14 18.12.2009 г. подписало данное дополнительное соглашение. На сегодняшний день все последствия заключенного 16.04.2009 г. Соглашения нивелированы.
    Представители УК МУП ЖЭУ № 14 Администрации Центрального района сообщили, что в настоящее время обе стороны Соглашения считают его расторгнутым. В мае-июне 2009 года во всех домах, которые ранее обслуживались УК МУП ЖЭУ № 14, были проведены собрания собственников помещений, на которых собственники определились с выбором управляющей компании. В ряде случаев это было ООО «ЖЭУ № 14», а часть собственников выбрала другие управляющие компании. Препятствий собственникам помещений в выборе управляющей компании ни УК МУП ЖЭУ № 14, ни ООО «ЖЭУ № 14» не создавали.
    Представители УК МУП ЖЭУ № 14 пояснили, что заключению Соглашения предшествовали заседания балансовой комиссии (первые из которых состоялись в марте 2009 года), на которых было принято решение о ликвидации МУПов в связи с убыточностью их работы. В этот момент от ООО «ЖЭУ № 14» поступило предложение о заключении Соглашения, целью которого являлись передача жилого фонда УК МУП ЖЭУ № 14 в управление ООО «ЖЭУ № 14» и передача данному ООО долгов УК МУП ЖЭУ № 14 перед подрядчиками и поставщиками.
    3.Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела
    Частью 2 статьи 161 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме выбора одного из способов управления многоквартирным домом, а именно:
    1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
    2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
    3) управление управляющей организацией.
    В соответствии в частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения, которое является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
    Частью 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
    Собственники помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 5 статьи 161 ЖК РФ обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Согласно статье 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
    По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
    16 апреля 2009 года хозяйствующие субъекты - ООО «ЖЭУ № 14» и УК МУП ЖЭУ № 14 заключили Соглашение о замене стороны по договорам управления многоквартирными домами, заключенными в 2007-2008 г.г. между УК МУП ЖЭУ № 14 и собственниками помещений в многоквартирных домах. Указанное Соглашение было заключено в нарушение норм статей 161 и 162 ЖК РФ.
    В силу указанного Соглашения УК МУП ЖЭУ № 14 передало ООО «ЖЭУ № 14» в полном объеме права и обязанности управляющей организации по договорам управления многоквартирными домами без соблюдения администрацией Центрального района ГО «Город Калининград» процедуры проведения открытого конкурса. Заключение указанного Соглашения также не было результатом решения общего собрания собственников помещений передаваемых в управление многоквартирных домов.
    Вследствие вышеназванных обстоятельств, ООО «ЖЭУ № 14» получило преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг управления многоквартирными домами.
    В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
    Действия ООО «ЖЭУ № 14» и УК МУП ЖЭУ № 14, выразившиеся в заключении Соглашения о замене стороны в договоре от 16.04.2009 года в нарушение статей 161, 162 ЖК РФ, привели к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг управления многоквартирными домами.
    На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «ЖЭУ № 14» и УК МУП ЖЭУ № 14 нарушения части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать действия ООО «ЖЭУ № 14» (236040, г. Калининград, ул. Вернадского, 1, ИНН 3905607260) и УК МУП ЖЭУ № 14 Администрации Центрального района (236040, г. Калининград, ул. Вернадского, 1, ИНН 3904009010) по заключению Соглашения о замене стороны в договоре от 16.04.2009 года нарушением части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Прекратить рассмотрение дела № АМЗ-1/2010 ввиду добровольного устранения ответчиками нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
    3.Предписание ООО «ЖЭУ № 14» и УК МУП ЖЭУ № 14 Администрации Центрального района не выдавать в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства до вынесения решения Комиссией антимонопольного органа.
    4.Передать материалы дела № АМЗ-1/2010 должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
    Председатель Комиссии
    ______________ О.А. Боброва
    Члены Комиссии
    ______________ М.Б. Лысенко
    ______________ М.В. Доценко
    ______________ Е.В. Фионова

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.