Калининская область
Решение от 25 ноября 2010 года

О признании администрации МО «Черняховский муниципальный район» нарушившей п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции»

По делу № АМЗ-83/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
25 ноября 2010 года
    Решение изготовлено в полном объеме 25 ноября 2010 года.
    Резолютивная часть решения оглашена на заседании комиссии 12 ноября 2010 года.
    Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
    председателя Комиссии: Кучушева К.А. заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России,
    членов Комиссии: Черных Т.В. старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    Вашеца П.П. старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
    в присутствии:
    заявителя Назарова С.А.
    представителя администрации МО «Черняховский муниципальный район» Митеревой Т.С. по доверенности № 5748 от 25.10.2010
    представителя МУП «Теплоэнергетика» Иванова А.П. исполняющего обязанности директора МУП «Теплоэнергетика», на основании распоряжения администрации МО «Черняховский муниципальный район» от 31.03.2009 № 114-р

    рассмотрев дело № АМЗ-83/2010 по признакам нарушения администрацией МО «Черняховский муниципальный район» п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
    Основанием к возбуждению дела № АМЗ-83/2010 послужила жалоба гр. Н. на постановление главы МО «Черняховский городской округ» от 22 июля 2008 года № 901 «О наделении полномочиями МУП «Теплоэнергетика», содержащее положения, наделяющие МУП «Теплоэнергетика» полномочиями по начислению и сбору платежей от населения за услуги по теплоснабжению, что по мнению заявителя, нарушает требования антимонопольного законодательства.
    Приказом № 239 от 25 августа 2010 года по данному факту возбуждено дело по признакам нарушения администрацией МО «Черняховский муниципальный район» (238150, Калининградская область, г. Черняховск, ул. Калинина, 7) п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
    Определением от 26 октября 2010 г. МУП «Теплоэнергетика» (238150, Калининградская область, г. Черняховск, ул. Кн.М.Барклая-де-Толли-2) привлечено к участию в деле № АМЗ-83/2010 в качестве заинтересованного лица.
    1.Существо дела, изложенное заявителем - Н.
    В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30.06.2008 № 262 «Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования Черняховский городской округ» МО «Черняховский городской округ» наделено статусом муниципального района и именуется МО «Черняховский муниципальный район».
    Постановление главы МО «Черняховский городской округ» от 22 июля 2008 года № 901 «О наделении полномочиями МУП «Теплоэнергетика» наделяет полномочиями МУП «Теплоэнергетика» по начислению и сбору платежей от населения Черняховского городского округа.
    До принятия указанного постановления коммунальную услугу отопление собственникам и нанимателям многоквартирного дома, в котором проживает заявитель, предоставляла управляющая организация - МУП «Черняховская служба заказчика». МУП «Теплоэнергетика» не является управляющей организацией и по смыслу положений статей 539-548 ГК РФ, а также ст. 162 ЖК РФ предоставлять коммунальную услугу отопление (теплоснабжение) собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме могут управляющие организации либо ТСЖ.
    В соответствии с разъяснением Министерства регионального развития РФ (письмо № 4989-СК/07 от 20.03.2007) МУП «Теплоэнергетика» как ресурсоснабжающая организация может вступать в договорные отношения по теплоснабжению непосредственно с собственниками жилых помещений многоквартирного дома только при непосредственном управлении таким домом, либо с собственниками отдельных частных (одноквартирных) домов.
    Указанные доводы подтверждаются позицией Арбитражного суда Калининградской области, изложенной в решении от 26 октября 2010 года по делу А21-6046/2010. Судом сделаны выводы о том, что МУП «Теплоэенергетика» не оказывает коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме по месту жительства Заявителя, тепловую энергию не отпускает, поэтому не имеет правовых оснований требовать плату ни за тепловую энергию, ни плату за коммунальные услуги. Ресурсоснабжающая организация может быть исполнителем коммунальных услуг только в случае непосредственного управления домом.
    Согласно приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 68-01т/09 от 17.12.2009 и решению городского Совета депутатов МО «Черняховское городское поселение» № 122 от 21.07.2009 МУП «Теплоэнергетика», ООО «Черняховская тепловая станция» и СП ООО «Энергетика и экология» являются производителями тепловой энергии на территории МО «Черняховский муниципальный район».
    Кроме того, на территории муниципального образования осуществляют деятельность управляющие организации ООО «Черняховская тепловая станция», МУП «Черняховская служба заказчика», ТСЖ «Лидер», ООО «УК Управление жилыми домами», ООО «Градспецстрой», ООО «Центр жилищных инициатив», ООО «УК Наш дом», ООО «УК Черняховское домоуправление», ТСЖ «Союз» и другие. Первые три организации осуществляли свою деятельность на момент принятия постановления № 901 в качестве управляющих организаций и предоставляли коммунальные услуги.
    Упомянутое постановление № 901 в нарушение законодательства навязывает МУП «Теплоэнергетика» в качестве контрагента по договорам теплоснабжения всем заинтересованным лицам.
    Заявитель считает, что указанное постановление № 901 от 22.07.2008 «О наделении полномочиями МУП «Теплоэнергетика» противоречит п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
    2.Существо дела в изложении администрации МО «Черняховский муниципальный район»
    Постановление № 901 от 22.07.2008 «О наделении полномочиями МУП «Теплоэнергетика» является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, не затрагивающим прав и свобод неопределенного круга лиц, в связи с чем оно не подлежит официальному опубликованию и официально не публиковалось. Указанное постановление вступило в законную силу с момента его вынесения.
    В 2008 году на территории МО «Черняховский муниципальный район» иные производители тепловой энергии, кроме МУП «Теплоэнергетика», отсутствовали. Таким образом, услуги по теплоснабжению населения Черняховского городского округа осуществлялись только МУП «Теплоэнергетика».
    МУП «Теплоэнергетика» производит начисление и сбор платежей за услуги по теплоснабжению от населения Черняховского района.
    Указанное постановление регулировало отношения в сфере организации теплоснабжения потребителей тепловой энергии Черняховского городского округа и издано в соответствии со ст. 539-548 ГК РФ.
    3.Существо дела в изложении МУП «Теплоэнергетика»
    МУП «Теплоэнергетика» осуществляет передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) с 01 октября 2007 года.
    В связи с систематическим нарушением оплаты и предстоящим банкротством управляющей организации МУП «Черняховская служба заказчика», с октября 2008 года МУП «Теплоэнергетика» стало осуществлять услуги по теплоснабжению и производить сбор платежей с населения, согласно действующему постановлению МО «Черняховский городской округ» от 22.07.2008 № 901. С 22.07.2008 МУП «Теплоэнергетика» заключено 2534 договоров с физическими лицами (потребителями тепловой энергии (отопления).
    С начала отопительного периода 2010-2011 гг., в связи с проведением администрацией города конкурса на управление многоквартирными домами города Черняховска, данные договоры с населением были расторгнуты.
    4.Обстоятельства, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела
    22 июля 2008 года принято постановление № 901 «О наделении полномочиями МУП «Теплоэнергетика» (далее – Постановление № 901).
    Пунктом 1 Постановления № 901 МУП «Теплоэнергетика» наделено полномочиями по начислению и сбору платежей за услуги по теплоснабжению от населения Черняховского городского округа.
    В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30.06.2008 № 262 «Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования Черняховский городской округ» МО «Черняховский городской округ» наделено статусом муниципального района и именуется МО «Черняховский муниципальный район».
    Согласно приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 68-01т/09 от 17.12.2009 и решению городского Совета депутатов МО «Черняховское городское поселение» № 122 от 21.07.2009 МУП «Теплоэнергетика», ООО «Черняховская тепловая станция» и СП ООО «Энергетика и экология» являются производителями тепловой энергии на территории МО «Черняховский муниципальный район».
    Таким образом установлено, что на территории МО «Черняховский муниципальный район» производство и передачу тепловой энергии кроме МУП «Теплоэнергетика» осуществляют ООО «Черняховская тепловая станция» и СП ООО «Энергетика и экология».
    Согласно п. 2.1 Устава МУП «Теплоэнергетика» целью создания предприятия является удовлетворение потребностей населения, получение прибыли от осуществления производства (выработки), транспортировки и реализации тепловой энергии. По смыслу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции МУП «Теплоэнергетика» является хозяйствующим субъектом.
    В соответствии с п. 2.2 Устава ООО «Черняховская ТС» основным видом деятельности общества является выработка и отпуск тепловой энергии в горячей воде.
    Комиссией установлено также, что на территории муниципального образования сложился конкурентный рынок в области предоставления услуг управляющих организаций. В этой сфере осуществляют деятельность управляющие организации ООО «Черняховская тепловая станция», МУП «Черняховская служба заказчика», ТСЖ «Лидер», ООО «УК Управление жилыми домами», ООО «Градспецстрой», ООО «Центр жилищных инициатив», ООО «УК Наш дом», ООО «УК Черняховское домоуправление», ТСЖ «Союз» и другие.
    В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 30 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
    Разъяснения указанных положений даны письмом Минрегиона РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307» из которых следует, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть:
    - управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
    - товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
    - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
    Согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
    Таким образом, реализация положений Постановления № 901 приводит к тому, что на территории муниципального образования только МУП «Теплоэнергетика» осуществляет полномочия по начислению и сбору платежей за услуги по теплоснабжению, в том числе и за те услуги, которые МУП «Теплоэнергетика» не оказывала. Между тем, в соответствии с положениями статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники (наниматели) жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации.
    Положения Постановления № 901 лишают многочисленные управляющие организации, а также организации, осуществляющие теплоснабжение, возможности реализовывать в соответствии с законодательством свои права в части начисления и сбора платежей за предоставленные услуги по теплоснабжению. Для приобретателей товаров (услуги по теплоснабжению, услуги по начислению и сбору платежей) на территории муниципального образования – граждан и управляющих организаций – устанавливается ограничение выбора хозяйствующих субъектов (только МУП «Теплоэнергетика»), которые предоставляют такие товары.
    Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
    Комиссия приходит к выводу о нарушении п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием постановления главы МО «Черняховский городской округ» от 22.07.2008 № 901 «О наделении полномочиями МУП «Теплоэнергетика».
    Согласно ч. 2 ст. 37 Решения районного Совета депутатов Черняховского муниципального района от 17.06.2010 N 95 "Об утверждении Регламента Черняховского районного Совета депутатов" правом правотворческой инициативы в районном Совете депутатов обладает глава администрации муниципального района.
    До настоящего времени администрацией МО «Черняховский муниципальный район не приняты меры – допущено бездействие в части приведения Постановления № 901 в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства. Данное обстоятельство также свидетельствует о нарушении администрацией МО «Черняховский муниципальный район» п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
    1.Признать администрацию МО «Черняховский муниципальный район» нарушившей п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием постановления от 22 июля 2008 года № 901 «О наделении полномочиями МУП «Теплоэнергетика», а также не реализацией (бездействием) своего права правотворческой инициативы по приведению положений постановления в соответствие с антимонопольным законодательством, что может привести к ограничению конкуренции, в частности устанавливает для приобретателей товара ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляет такие товары.
    3.Выдать администрации МО «Черняховский муниципальный район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    4.Передать материалы дела № АМЗ-83/2010 должностному лицу правового отдела Калининградского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
    Председатель Комиссии
    К.А.Кучушев
    Члены Комиссии
    Т.В.Черных
    П.П.Вашец

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.