Калининская область

Решение от 05 октября 2009 года

По делу № Р-14/2009
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
05 октября 2009 года
    Решение изготовлено в полном объеме 05 октября 2009 года.
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 21 сентября 2009 года.
    Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    Председатель комиссии:
    Григорьева Л.А. заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    Члены комиссии:
    Кучушев К.А. заместитель начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
    Курятникова К.Ю. старший специалист 1-ого разряда отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
    в присутствии:
    Химиченко Сергея Владимировича представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе по доверенности № б/н от 31.12.2009 г.;
    Пихарева Александра Викторовича заявителя;
    рассмотрев дело № Р-14/2009, возбужденное по признакам нарушения п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО «РА «Бонус» (236016, Калининград, пл. М. Василевского, 2 А),
    21.07.2009 г. в Калининградское УФАС России поступило заявление Пихарева А.В. (вх. № 3985) о трансляции с апреля по июнь 2009 года в телепрограммах «Первого канала» рекламы пива с 21.00 по местному времени, в нарушении требований статьи 22 Закона «О рекламе». В подтверждение изложенных в заявлении фактов, заявитель представил СД-диск с записью отрезков эфира «Первого канала» содержащих рекламные блоки в формате MPEG4, осуществленной в указанный период времени.
    По рассмотрению, представленной заявителем записи Калининградским УФАС России установлены следующие факты осуществления трансляции рекламы пива на телеканале «Первый канал»:
    01 апреля 2009 года в 21 час 25 минут, 21 час 26 минут, 21 час 28 минут, 21 час 32 минуты, 21 час 35 минут местного времени во время прямой трансляции футбольного матча - «Старый мельник»;
    02 апреля 2009 года в 21 час 21 минуту минут местного времени во время трансляции телесериала «Шальной ангел» - реклама «Клинское», а в 21 час 36 минут местного времени - «Heineken»;
    12 апреля 2009 года в 21 час 39 минут местного времени во время трансляции телепрограммы «Две звезды» - «Клинское»;
    13 апреля 2009 года в 21 час 26 минут местного времени во время трансляции телесериала «Шальной ангел» - «Клинское»;
    14 апреля 2009 года в 21 час 21 минуту местного времени во время трансляции телесериала «Шальной ангел» - «Gold Mine beer» с пометкой «спонсор «Евровиденья»;
    15 апреля 2009 года в 21 час 15 минут и 21 част 26 минут местного времени во время трансляции телесериала «Шальной ангел» - «Клинское»;
    18 апреля 2009 года в 21 час 35 минут местного времени во время трансляции телепрограммы «Ледниковый период. Глобальное потепление» - «Клинское»;
    21 апреля 2009 года в 21 час 52 минуты и 21 час 53 минуты местного времени во время трансляции телепрограммы «Судите сами» - «Баг Бир», “Балтика 3 ”;
    05 мая 2009 года в 21 час 13 минут местного времени во время трансляции кинофильма «Застава Жилина» - «Клинское»;
    16 мая 2009 года на телеканале «Первый канал» во время телешоу «Пусть говорят» в 21 час 12 минут местного времени - «Gold Mine beer» с пометкой «спонсор «Евровиденья»;
    23 мая 2009 года в 21 час 38 минут местного времени во время трансляции телепрограммы «Что? Где? Когда?» - «Баг Бир»;
    30 мая 2009 года в 21 час 45 минут местного времени во время трансляции телепрограммы «Что? Где? Когда?» - «Сибирская корона»;
    10 июня 2009 года в 21 час 25 минут 02 секунды, 21 час 25 минут 26 секунд, 21 час 28 минут 13 секунд, 21 час 28 минут 30 секунд, 21 час 28 минут 48 секунд, 21 час 33 минуты, 21 час 34 минуты, 21 час 37 минут местного времени во время прямой трансляции футбольного матча - «Старый мельник».
    В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени.
    В соответствии с информацией, предоставленной ОРТПЦ ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» от 22.07.2009 г. вх. № 3998 (л.д. - 4-6) право ввода рекламы в программу Первого канала, телеканала Россия делегировано ООО «РА «Бонус».
    Представленный по запросу Управления договор № РТР — К/16-03/2009 от 16.03.2009 г., заключенный между ЗАО «ВИ-Санкт-Петербург» (г. Санкт - Петербург) и ООО «Рекламное агентство «Бонус» (г. Калининград) на проведение рекламных компаний путем размещения рекламы в эфире телеканалов: «Российское телевидение», «Первый канал» с распространением в пределах города Калининграда, свидетельствовал о полномочиях рекламного агентства на оказание данных услуг.
    Определением от 19.08.2009 г. в отношении ООО «Рекламное агентство «Бонус» (далее Агентство) было возбуждено дело № Р-14/2009 по признакам нарушения п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона о рекламе.
    Определением от 11.09.2009 г. рассмотрение дела отложено, в связи с удовлетворением ходатайства представителя ООО «РА «Бонус» об отложении рассмотрения дела № Р — 14/2009 в целях обеспечения права лица, привлеченного в качестве ответчика по делу на осуществление надлежащей проверки Агентством всех фактов возможных нарушений законодательства РФ о рекламе, имеющихся в материалах дела, а также в связи с необходимостью получения и представления Управлению запрошенных у ЗАО «ВИ-Санкт-Петербург» материалов по данным фактам.
    Существо дела изложенное в заявлении Пихарева А.В. и на заседании комиссий Калининградского УФАС России:
    01 апреля 2009 года заявитель осуществил автоматическую запись футбольного матча, при последующем просмотре которого, обратил внимание на трансляцию рекламы пива «Старый мельник», установив при этом, что на тайм-коде было обозначено время до 22.00 часов местного времени.
    Установив данный факт, с апреля по июнь 2009 года заявитель целенаправленно отслеживал временной период трансляции рекламы. В телепрограммах на «Первом канале» неоднократно транслировалась реклама пива с 21.00 по местному времени, в нарушении требований статьи 22 Закона о рекламе.
    Доказательством проведенного мониторинга считает произведенную им, с помощью имеющихся технических средств, запись в формате MPEG4 отрезков эфира «Первого канала» в указанный выше период времени, содержащих рекламные блоки, нарушающих, по мнению заявителя, законодательство РФ о рекламе. Данная запись и была представлена Заявителем в Калининградское УФАС.
    ЗАО «Видео Интернешнл - Санкт-Петербург» направляет сетки с рекламой (эфирные путевки) заранее, что позволяет установить конкретный временной промежуток трансляции рекламных блоков, содержащих рекламу пива и перекрывать рекламные блоки, содержащие рекламу пива вне дозволенного законодательством времени.
    Существо дела, изложенное в письменных объяснениях ООО «РА «Бонус» и представителем ООО «РА «Бонус» Химиченко С.В. (по доверенности) на заседании Комиссии:
    Рекламное агентство оказывает услуги по проведению рекламных компаний путем размещения рекламы в эфире телеканалов на основании договоров с ЗАО «ВИ - Санкт-Петербург» (далее Общество).
    Представитель Агентства в заседании комиссии пояснил, что выпуск рекламы пива в эфир с 21-00 по местному времени мог произойти из-за технических сбоев. По получению предписания Калининградского УФАС России № Р-12/2009 Агентством установлено дополнительное техническое оборудование и программное обеспечение позволяющее избегать сбоев в сетевых ресурсах, а также предупреждать иные проблемы, связанные с техническим обеспечением выхода региональных рекламных блоков. Кроме того между Агентством и ЗАО «ВИ — Санкт-Петербург» достигнута договоренность об адаптации в соответствии с требованиями и ограничениями законодательства о рекламе и оформлении в соответствии с ними блоков центральной рекламы.
    Обстоятельства, установленные антимонопольным органом на заседании Комиссии:
    21.07.2009 г. в Калининградское УФАС России поступило заявление Пихарева А.В. (вх. № 3985) о трансляции с апреля по июнь 2009 года в телепрограммах «Первого канала» рекламы пива с 21.00 по местному времени, в нарушении требований статьи 22 Закона о рекламе. В подтверждение изложенных в заявлении фактов, заявитель представил СД-диск с записью отрезков эфира «Первого канала» содержащих рекламные блоки в формате MPEG4, осуществленной в указанный период времени.
    В соответствии с п. 2.1 договора № РТР — К/16-03/2009 от 16.03.2009 г., заключенного с ЗАО «ВИ-Санкт-Петербург» (г. Санкт — Петербург), ООО «Рекламное агентство «Бонус» (г. Калининград) обязуется обеспечить оказание в период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2009 года (включая программы Новогодней ночи (до 06:00 часов 01 января 2010 года) услуг по проведению рекламной компании (рекламных компаний) рекламного проекта «Рекламное агентство «Бонус» путем размещения рекламы в Региональном эфире Телеканала в пределах города Калининграда (л.д. - 12).
    Пунктом 2.1 срок осуществления работ по договору установлен с 01 апреля по 31 декабря 2009 года (л.д. -12).
    П. 3.2 договора возлагает на Агентство при приеме от заказчиков Региональной рекламы для размещения в Региональном эфире Телеканала и разработке медиапланов (графиков размещения рекламы) обязанность учитывать временные ограничения, а также требования к объему размещения рекламы (принимая во внимание размещение в эфире Телеканала Центральной рекламы), предусмотренные ФЗ «О рекламе» (л.д. - 12).
    В соответствии с п. 4.1.1. договора Общество направляет Агентству перспективную сетку вещания Телеканала в кратчайшие сроки после ее оформления, а на основании п. 4.1.3. договора, Общество еженедельно и ежедневно направляет Агентству плей-листы (эфирные путевки), определяющие конкретное время, выделенное для размещения региональной рекламы в формате рекламных роликов (л.д.- 12).
    Указанные сведения позволяют Агентству определить конкретное время трансляции по московскому времени, как рекламных блоков, так и конкретных рекламных роликов (товаров, товарных знаков).
    Факт своевременного получения от Общества данных материалов Агентством не оспаривается.
    Таким образом, комиссией установлено, что у Агентства имелась возможность не допустить выхода в эфир рекламных роликов пива различных торговых марок до наступления 22.00 часов местного времени.
    При просмотре комиссией представленного заявителем СД-диска установлено следующее:
    1.запись отрезков эфира «Первого канала» произведена в формате MPEG4;
    2.временной промежуток осуществления записи определяется с 01 апреля по 10 июня 2009 года;
    3.время записи отображается в виде тайм-кода, расположенного в левом верхнем углу экрана;
    4.реклама пива различных товарных марок в эфире «Первого канала» произведена в следующие временные промежутки (по местному времени):
    4.1.01 апреля 2009 года во время трансляции прямого эфира отборочного матча чемпионата мира сборной России со сборной Лихтенштейна по футболу в 21 час 25 минут - «Старый мельник»;
    4.2.01 апреля 2009 года во время трансляции прямого эфира отборочного матча чемпионата мира сборной России со сборной Лихтенштейна по футболу в 21 час 26 минут - «Старый мельник»;
    4.3.01 апреля 2009 года во время трансляции прямого эфира отборочного матча чемпионата мира сборной России со сборной Лихтенштейна по футболу в 21 час 28 минут - «Старый мельник»;
    4.4.01 апреля 2009 года во время трансляции прямого эфира отборочного матча чемпионата мира сборной России со сборной Лихтенштейна по футболу в 21 час 32 минут - «Старый мельник»;
    4.5.01 апреля 2009 года во время прямой трансляции футбольного прямого эфира отборочного матча чемпионата мира сборной России со сборной Лихтенштейна по футболу в 21 час 35 минут - «Старый мельник»;
    4.6.02 апреля 2009 года во время трансляции телесериала «Шальной ангел» (серия № 7) в 21 час 21 минуту - «Клинское»,
    4.7.02 апреля 2009 года во время трансляции телесериала «Шальной ангел» (серия № 7) в 21 час 36 минут - «Heineken»;
    4.8.12 апреля 2009 года во время трансляции телепрограммы «Две звезды» в 21 час 39 минут - «Клинское»;
    4.9.13 апреля 2009 года во время трансляции телесериала «Шальной ангел» (серия № 12) в 21 час 26 минут - «Клинское»;
    4.10.14 апреля 2009 года во время трансляции телесериала «Шальной ангел» (серия № 13) в 21 час 21 минуту - «Gold Mine beer» с пометкой «спонсор «Евровиденья»;
    4.11.15 апреля 2009 года во время трансляции телесериала «Шальной ангел» (серия № 14) в 21 час 15 минут - «Клинское»;
    4.12.15 апреля 2009 года во время трансляции телесериала «Шальной ангел» (серия № 14) в 21 час 26 минут - «Клинское»;
    4.13.18 апреля 2009 года во время во время трансляции телепрограммы «Ледниковый период. Глобальное потепление» в 21 час 35 минут - «Клинское»;
    4.14.21 апреля 2009 года во время трансляции телепрограммы «Судите сами» в 21 час 52 минуты - «Баг Бир»;
    4.15.21 апреля 2009 года во время трансляции телепрограммы «Судите сами» 21 час 53 минуты местного времени - “Балтика 3”;
    4.16.05 мая 2009 года во время трансляции кинофильма «Застава Жилина» в 21 час 13 минут - «Клинское»;
    4.17.16 мая 2009 года во время телешоу «Пусть говорят» в 21 час 12 минут - «Gold Mine beer» с пометкой «спонсор «Евровиденья»;
    4.18.23 мая 2009 года во время трансляции телепрограммы «Что? Где? Когда?» в 21 час 38 минут - «Баг Бир»;
    4.19.30 мая 2009 года во время трансляции телепрограммы «Что? Где? Когда?»в 21 час 45 минут - «Сибирская корона»;
    4.20.10 июня 2009 года во время прямой трансляции отборочного матча чемпионата мира сборная России - сборная Финляндии по футболу в 21 час 25 минут 02 секунды - «Старый мельник»;
    4.21.10 июня 2009 года во время прямой трансляции отборочного матча чемпионата мира сборная России - сборная Финляндии по футболу в 21 час 25 минут 26 секунд - «Старый мельник»;
    4.22.10 июня 2009 года во время прямой трансляции отборочного матча чемпионата мира сборная России - сборная Финляндии по футболу в 21 час 28 минут 13 секунд - «Старый мельник»;
    4.23.10 июня 2009 года во время прямой трансляции отборочного матча чемпионата мира сборная России - сборная Финляндии по футболу в 21 час 28 минут 30 секунд - «Старый мельник»;
    4.24.10 июня 2009 года во время прямой трансляции отборочного матча чемпионата мира сборная России - сборная Финляндии по футболу в 21 час 28 минут 48 секунд - «Старый мельник»;
    4.25.10 июня 2009 года во время прямой трансляции отборочного матча чемпионата мира сборная России - сборная Финляндии по футболу в 21 час 33 минуты, - «Старый мельник»;
    4.26.10 июня 2009 года во время прямой трансляции отборочного матча чемпионата мира сборная России - сборная Финляндии по футболу в 21 час 34 минуты - «Старый мельник»;
    4.27.10 июня 2009 года во время прямой трансляции отборочного матча чемпионата мира сборная России - сборная Финляндии по футболу в 21 час 25 минут 37 минут - «Старый мельник».
    5.Трансляция указанных выше программ подтверждается программой телепередач «Первого канала» (л.д. 33 - 45), а также плей-листами, переданными Обществом Агентству (л.д. 18-33).
    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    П. 4 указанной статьи указывает, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.
    Ст. 5 Закона о рекламе, устанавливая общие требования к рекламе, определяет пунктом 3 части 2 признаки недобросовестной рекламы: «…реклама товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время…»
    В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 22 закона о рекламе, реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени.
    Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований установленных ч. 2 ст. 22 закона о рекламе.
    В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
    Учитывая изложенные выше обстоятельства, рекламораспространителем рекламы пива различных товарных марок, осуществленной в эфире «Первого канала» в пределах территории в соответствии с условиями Договора № РТР-К16-03/2009 и приложения к нему, с апреля по июнь 2009 года является ООО «Рекламное агентство «Бонус».
    В нарушение п. 4.2.5. Договора № РТР — К/16-03/2009 от 16.03.2009 г., прямо указывающего на необходимость соблюдения требований, предъявляемых законодательством РФ и договором к рекламе (л.д - 14), Агентством не предпринято необходимых действий для предотвращения выхода (перекрытия местной рекламой) в эфир рекламы пива различных торговых марок в период с апреля по июнь 2009 года.
    Таким образом, Агентство, осуществив трансляцию рекламы пива различных торговых марок в период с апреля по июнь 2009 года с нарушением установленного законодательством времени размещения, допустило нарушение п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
    В ходе заседания комиссии представителем рекламораспространителя - ООО «РА «Бонус» признано допущенное нарушение Закона о рекламе (протокол заседания комиссии от 21 сентября 2009 года л.д. - 48).
    На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия,
    1.Признать рекламу пива, размещенную ООО «Рекламным агентством «Бонус» на телеканале «Первый канал» в период с апреля по июнь 2009 года с нарушением временного запрета на трансляцию ненадлежащей.
    2.Признать ООО «Рекламное агентство «Бонус» нарушившим требования п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», выразившееся в не соблюдении временного запрета на трансляцию рекламы пива в телепрограммах на телеканале «Первый канал» в период 01 апреля 2009 года в 21 час 25 минут, 21 час 26 минут, 21 час 28 минут, 21 час 32 минуты, 21 час 35 минут; 02 апреля 2009 года в 21 час 21 минуту, в 21 час 36 минут; 12 апреля 2009 года в 21 час 39 минут; 13 апреля 2009 года в 21 час 26 минут; 14 апреля 2009 года в 21 час 21 минуту; 15 апреля 2009 года в 21 час 15 минут и 21 част 26 минут; 18 апреля 2009 года в 21 час 35 минут; 21 апреля 2009 года в 21 час 52 минуты и 21 час 53 минуты; 05 мая 2009 года в 21 час 13 минут; 16 мая 2009 года в 21 час 12 минут; 23 мая 2009 года в 21 час 38 минут; 30 мая 2009 года в 21 час 45 минут; 10 июня 2009 года в 21 час 25 минут 02 секунды, 21 час 25 минут 26 секунд, 21 час 28 минут 13 секунд, 21 час 28 минут 30 секунд, 21 час 28 минут 48 секунд, 21 час 33 минуты, 21 час 34 минуты, 21 час 37 минут местного времени.
    3.Выдать ООО «РА «Бонус» предписание о принятии технических и организационных мер по соблюдению запрета на трансляцию рекламы пива в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени.
    Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о рекламе к ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», решение, предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В течении трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
    Заместитель руководителя — начальник отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    Л.А.Григорьева
    заместитель начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    К.А.Кучушев
    старший специалист 1-ого разряда отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    К.Ю.Курятникова