Калининская область
Решение от 20 июля 2010 года
По делу № АМЗ-37/2010
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
20 июля 2010 года
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 7 июля 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2010 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Бобровой О.А. – заместителя руководителя Калининградского УФАС России,
членов Комиссии:
Васейко Д.Е. – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
Доценко М.В. – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
Фионовой Е.В. – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
рассмотрев дело № АМЗ-37/2010 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (236000, г. Калининград, ул. Театральная, 34; далее также – Ответчик, Предприятие) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции),
В Калининградское УФАС России поступило заявление Ш. (далее также Заявитель) от 24.03.2010 с дополнением от 26.03.2010 на действия ОАО «Янтарьэнерго» в части заключения договора технологического присоединения в отношении вводного распределительного устройства (ВРУ) жилого дома № 25 по ул. Пушкина г. Калининграда без согласия собственников названного ВРУ.
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом Калининградского УФАС России от 05.05.2010 № 92 было возбуждено дело № АМЗ-37/2010 по признакам нарушения Ответчиком части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 05.05.2010 к рассмотрению дела был привлечен Л. в качестве заинтересованного лица.
Существо дела в изложении Заявителя
Ш. на праве собственности владеет жилыми помещениями в доме № 25 по ул. Пушкина в г. Калининграде, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.07.2008, от 29.09.2008.
Вводно-распределительное устройство, расположенное в подвале дома № 25 по ул. Пушкина, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Таким образом, решение вопроса об использовании части общего имущества, в данном случае ВРУ, могло быть принято только с согласия собственников жилых помещений, расположенных в доме № 25 по ул. Пушкина г. Калининграда.
В нарушении вышеназванных норм материального права ОАО «Янтарьэнерго» и Л. 04.03.2008 заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям № 71/08 (далее – Договор № 71/08), в соответствии с пунктом 1.1 которого Ответчик обязуется осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям Предприятия энергопринимающего устройства Л. в точке присоединения: нижний контакт стойки ПН ВРУ-0,4 кВ. дома № 25 по ул. Пушкина, являющейся границей балансовой принадлежности. Приложением № 1 к Договору № 71/08 являются Технические условия (ТУ) от 18.02.2008 № 200/08, в соответствии с пунктом 1.1 которых Л. для присоединения энергопринимающих устройств объекта следует произвести проектирование, монтаж сети от точки присоединения, т.е. ВРУ дома № 25 по ул. Пушкина, до ВРУ объекта КЛ расчетного сечения при условии согласования с ЖЭУ, обслуживающим дом. Впоследствии Ответчиком Л. выданы ТУ от 31.07.2008 № 207/08, в которых также точкой подключения были указаны нижние контактные стойки ПН ВРУ-0,4 кВ дома № 25 по ул. Пушкина.
Как видно из содержания Договора № 71/08, он не содержит ни единого указания или пункта на необходимость согласования такого присоединения с собственниками жилого дома, к ВРУ которого планируется указанное подключение. Собственники жилого дома не являются стороной по данному договору, несмотря на то, что в данном случае игнорируется их предусмотренное законом право принимать участие в рассмотрении указанного вопроса,
Не согласившись с присоединением объекта Л. к ВРУ дома № 25 по ул. Пушкина, 12.11.2008 И.Б. Шахетов обратился в ОАО «Янтарьэнерго» с требованием об изменении точки присоединения в ТУ № 207/08-С. В результате ОАО «Янтарьэнерго» подготовило на имя Л. технические условия №1213/08 от 24.11.2008 на присоединение энергопринимающих устройств, согласно которым существовало два варианта точек присоединения, а именно: 1) нижние контактные стойки ПН ВРУ ТП-137; 2) нижние контактные стойки ПН (или контакты автоматического выключателя) ВРУ жилого дома №25 по ул. Пушкина в г. Калининграде. При этом в данных технических условиях было указано, как необходимое условие, в случае присоединения по второму варианту - получение согласования с собственником ВРУ в жилом доме № 25 по ул. Пушкина.
Собственники помещений дома № 25 ул. Пушкина не давали согласия на присоединение к их ВРУ ни на момент заключения Договора № 71/08, ни в последующем.
Л. обратился в суд Октябрьского района с исковым заявлением, в котором просил обязать собственников жилого дома № 25 ул. Пушкина устранить препятствия в подключении энергоснабжения стройплощадки дома 24 по ул. Д. Донского к ВРУ дома № 25 по ул. Пушкина в соответствии с техническими условиями № 207/08-с от 31.07.2008, обеспечив доступ для подключения. Заявитель подчеркнул, что в ходе судебного разбирательства, представитель ОАО «Янтарьэнерго» В.П. Козлова не возражала против удовлетворения требований Л.
14 мая 2009 года суд удовлетворил требования гр. Л. и обязал Ш., С., М., Л., МУП УК «ЖКХ-стандарт», ОАО «Янтарьэнерго», администрацию Октябрьского района ГО «Город Калининград» устранить препятствия в подключении энергоснабжения стройплощадки дома № 24 по ул. Д. Донского к ВРУ дома № 25 по ул. Пушкина в соответствии с техническими условиями № 207/08, обеспечив доступ в подвал. Данное решение было оспорено в кассационном и надзорном порядке, но было оставлено без изменения.
В силу подпункта «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в технических условиях должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий:
- в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя;
- до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации.
Из вышеуказанной нормы следует, что ОАО «Янтарьэнрего» обязано самостоятельно урегулировать все вопросы с опосредованным присоединением через объекты жилого дома № 25 по ул. Пушкина и в случае, если ОАО «Янтарьэнерго» не сможет урегулировать вопросы с собственниками жилого дома № 25 по ул. Пушкина, оно обязано осуществить технологическое присоединение другим способом.
Собственники дома, не являясь сетевой организацией, не обязаны совершать какие-либо действия, направленные на присоединение гр. Леденчука к электрическим сетям. Обязанность по присоединению в соответствии с действующим законодательством является обязанностью сетевой организации, в данном случае обязанностью ОАО «Янтарьэнерго».
На основании изложенного, Заявитель считает, что действия ОАО «Янтарьэнерго» по заключению Договора № 71/08 ущемили его права, нарушив право владения, пользования и распоряжения ВРУ. Кроме того, Ответчиком нарушены требования Правил технологического присоединения в части урегулирование отношений по технологическому присоединению с иными лицами. В дополнение к изложенному Заявитель в ходатайстве от 28.06.2010, руководствуясь подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, просит о расторжении Договора № 71/08, ущемляющего его интересы.
Существо дела в изложении Ответчика
Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя, полагая, что в действиях ОАО «Янтарьэнрего» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
На основании заявления А.В. Леденчука 04.03.2008 года между ним и ОАО «Янтарьэнерго» в соответствии с действующим законодательством РФ заключен Договор № 71/08, неотъемлемой частью которого являлись ТУ № 200/08 от 18.02.2008.
В сентябре 2008 года по соглашению сторон в Договор № 71/08 были внесены изменения в части технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» энергопринимающего устройства строительной площадки ИЖД Л. и выданы ТУ № 207/08-С от 31.07.2008.
Поскольку в соответствии с имеющимся в ОАО «Янтарьэнерго» на момент выдачи ТУ № 200/08 от 18.02.2008 и ТУ № 207/08-С от 31.07.2008 актом от 17.09.1990, являющимся неотъемлемой частью договора № 109 на пользование электрической энергией непромышленным потребителем, ВРУ-0,4 кВ дома № 25 по ул. Пушкина в г. Калининграде находилось на балансе ЖЭУ № 18, ОАО «Янтарьэнерго» включило в технические условия пункт о необходимости согласования присоединения энергопринимающих устройств Л. к электрическим сетям Предприятия с ЖЭУ.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
Учитывая изложенное, ОАО «Янтарьэнерго» считает доводы Ш. об отсутствии требований о согласовании выданных ТУ с правообладателями ВРУ-0,4 кВ жилого дома № 25 по ул. Пушкина в г. Калининграде и, как следствие, о нарушении прав Ш. несостоятельными.
Представители Ответчика также обратили внимание Комиссии на тот факт, что после поступления в адрес Предприятия письма (вх. № 7042 от 14.11.2008) от собственников жилого дома № 25 по ул. Пушкина ОАО «Янтарьэнерго» в целях урегулирования сложившейся ситуации направило в адрес Л. проекты ТУ № 1213/08 и № 319/08-С от 24.11.2008.
Несмотря на указанные выше обстоятельства, Л. оспорил отказ собственников жилого дома № 25 в согласовании технологического присоединения энергопринимающего устройства строительной площадки Заявителя к ВРУ-0,4 кВ жилого дома № 25 по ул. Пушкина в судебном порядке.
Решением Октябрьского районного суда г. Калининграда от 14.05.2009 по делу № 2-433/2009, оставленным в силе определением Судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда, на Ш., С., М., Л. возложена обязанность по устранению препятствий в подключении энергоснабжения стройплощадки индивидуального жилого дома № 24 по ул. Д. Донского в г. Калининграде к ВРУ-0,4 кВ дома № 25 по ул. Пушкина в г. Калининграде в соответствии с техническими условиями № 207/08-С и обеспечению Л. доступа в подвальное помещение. Определением Калининградского областного суда от 30.12.2009 Ш. в передаче надзорных жалоб на указанные судебные решения отказано.
При этом суды трех инстанций подробно исследовали все обстоятельства рассматриваемого дела, а также представленные сторонами доказательства, после чего пришли к обоснованному выводу о том, что технологическое присоединение энергопринимающего строительной площадки ИЖД Л. к ВРУ-0,4 кВ жилого дома № 25 по ул. Пушкина в г. Калининграде не нанесет ущерба зданию, и, тем самым, не ущемит интересы собственников указанного ВРУ-0,4 кВ.
Учитывая изложенное, представители ОАО «Янтарьэнерго» считают, что в действиях акционерного общества отсутствуют признаки нарушения норм антимонопольного законодательства РФ, а вынесенные по данному спору судебные решения имеют преюдициальное значение.
Л., извещенный надлежащим образом, на заседания Комиссии не прибыл, свою позицию по рассматриваемому делу, а также ходатайств в антимонопольный орган не направил.
Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.
1.Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.12.1997 г. № 127/8, ОАО «Янтарьэнерго» признано субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии и включено в Раздел I Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 39.1.1.
Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 №10-1/100 ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
Таким образом, ОАО «Янтарьэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг передачи электрической энергии в географических границах протяженности принадлежащих Ответчику электрических сетей.
Вместе с тем, процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.
Так, согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила недискриминационного доступа), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В статье 3 Закона об электроэнергетике определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
На основании части 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.
При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.
С учетом положений указанных выше норм права ОАО «Янтарьэнерго» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанном с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям.
2.Между ОАО «Янтарьэнерго» и Л. 04.03.2008 заключен Договор № 71/08, неотъемлемой частью которого являлись технические условия от 18.02.2008 № 200/08.
Дополнительным соглашением в Договор № 71/08 внесены изменения. Договор дополнен Приложением № 2 – ТУ № 207/08-С от 31.07.2008. Пункт 1.3 Договора изложен в следующей редакции:
«1.3 Технологическое присоединение энергоустановок Заказчика (Л.) осуществляется:
1.3.1. на период строительства в срок до 18.02.2010 года Исполнитель (ОАО «Янтпрьэнерго») осуществляет технологическое присоединение энергоустановок Заказчика, питающих Объект, стройплощадку индивидуального жилого дома с потребляемой мощностью 8.5 кВт, третьей категории надежности.
1.3.2. полное технологическое присоединение энергоустановок Заказчика, питающих Объект, индивидуальный жилой дом, с потребляемой мощностью 8.5 кВт, третьей категории надежности.».
Отношения сторон по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям в спорный период регулировались Правилами технологического присоединения в ред. постановления Правительства РФ от 21.03.2007 N 168.
Пункт 16 Правил технологического присоединения регламентирует существенные условия договора технологического присоединения. Так, договор должен содержать:
а) мероприятия по технологическому присоединению и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Договор № 71/08 в нарушение пункта 16 Правил технологического присоединения, не содержит срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению. Дополнительным соглашением от 19.09.2008 № 1 срок осуществления технологического присоединения индивидуального жилого дома Л. также не установлен. При этом пункт 6.3 договора, согласно которому во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ, не может являться подтверждением исполнения пункта 16 Правил технологического присоединения по следующим основаниям.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, установленный, в том числе, сделкой может определяться только тремя способами:
1) наступлением определенной даты;
2) истечением периода времени;
3) указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Применительно к срокам исполнения обязательств частью 1 статьи 314 ГК РФ установлен порядок определения срока исполнения обязательства в случае, когда возможно определить срок его исполнения. Для определения срока исполнения обязательства в указанном случае нормой ГК РФ выделены только два способа: наступление определенной календарной даты или истечение периода времени. Особенной частью ГК РФ не установлено особенностей определения сроков исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг, к которому относится договор об осуществлении технологического присоединения.
Подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения установлен только предельный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, порядок определения сторонами срока в рамках его предельного уровня Правилами технологического присоединения не установлен.
Следовательно, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению может быть установлен по усмотрению сторон, согласно требованиям статей 190, 314 ГК РФ, но в рамках предельного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, указанному в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения.
Исходя из вышеизложенного сетевая организация обязана указать срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению конкретной датой либо указанием на период времени, в течение которого она обязуется осуществить соответствующие мероприятия.
Неуказание Ответчиком срока технологического присоединения в Договоре № 71/08 является нарушением пункта 16 Правил технологического присоединения и могло привести к ущемлению интересов Л., что также является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3.Ш. является собственником жилых помещений в доме № 25 по ул. Пушкина в г. Калининграде, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.07.2008, от 29.09.2008.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода и пр.
Вводно-распределительное устройство, расположенное в подвале дома № 25 по ул. Пушкина, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491,
В силу статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора № 71/08 ОАО «Янтарьэнерго» обязуется осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям Предприятия энергопринимающего устройства Л. в точке присоединения: нижний контакт стойки ПН ВРУ-0,4 кВ. дома № 25 по ул. Пушкина, являющейся границей балансовой принадлежности. Информации об иных возможных точках присоединения Договор № 71/08 не содержит. Технические условия № 1213/08 от 24.11.2008, подготовленные Ответчиком, не являются приложением к Договору № 71/08.
Собственники жилых помещений в дома № 25 по ул. Пушкина, в том числе Заявитель, не являются стороной по Договору № 71/08, а также не давали согласие на технологическое присоединение энергопринимающего устройства Л. к ВРУ, находящемуся в их долевой собственности. Ответчиком не представлено доказательств обратного.
Правила технологического присоединения не содержат положений, наделяющих сетевую организацию правом распоряжения имуществом третьих лиц, в том числе правом осуществления технологическое присоединение к сетям третьих лиц без согласия последних.
На основании изложенного действия ОАО «Янтарьэнерго» по указанию точки присоединения: нижний контакт стойки ПН ВРУ-0,4 кВ. дома № 25 по ул. Пушкина, без получения согласия собственников жилых помещений указанного дома являются нарушением права распоряжения имуществом указанных лиц, установленного статьей 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, и злоупотреблением доминирующим положением, результатом которого могло явиться ущемление интересов вышеназванных собственников. Таким образом, указанные действия ОАО «Янтарьэнерго» являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Заявителем подано ходатайство о расторжении Договора № 71/08, ущемляющего его интересы.
4.Приложением № 1 к Договору № 71/08 являлись ТУ от 18.02.2008 № 200/08, в соответствии с пунктом 1.1 которых Л. для присоединения энергопринимающих устройств объекта следует произвести проектирование, монтаж сети от точки присоединения, т.е. ВРУ дома № 25 по ул. Пушкина, до ВРУ объекта КЛ расчетного сечения при условии согласования с ЖЭУ, обслуживающим дом. В последствии Ответчиком Л. выданы ТУ от 31.07.2008 № 207/08, в которых также точкой подключения были указаны нижние контактные стойки ПН ВРУ-0,4 кВ дома № 25 по ул. Пушкина при условии согласования с ЖЭУ, обслуживающим дом.
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя подготовку сетевой организацией технических условий.
В соответствии с пунктом 25 указанных правил в технических условиях должны быть указаны:
а) схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы);
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии), обязательные для исполнения сетевой организацией;
в) требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, к контролю и поддержанию качества электроэнергии, а также к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной);
г) требования к присоединению энергопринимающих устройств к устройствам противоаварийной и режимной автоматики, требования к подключению всей присоединяемой мощности энергопринимающих устройств, но не ниже уровня аварийной или технологической брони, к устройствам автоматики отключения нагрузки энергопринимающих установок при снижении частоты электрического тока или напряжения в прилегающей электрической сети, требования к характеристикам генераторов;
д) требования к оснащению энергопринимающих устройств устройствами релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая размещение устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения потребления с диспетчерских центров в соответствии с требованиями соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления.
В силу пункта 26 Правил технологического присоединения требования, указанные в подпунктах "в" - "д" пункта 25 названных правил, обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией. При этом разграничение обязательств по выполнению этих требований определяется в договоре и учитывается соответственно при расчете платы за технологическое присоединение.
Следовательно, распределение обязательств по выполнению требованию технических условий как для заявителя, так и для сетевой организации определяется договором, за исключением обязательств, указанных в подпункте «б» пункта 25 Правил технологического присоединения, которые в обязательном порядке выполняются сетевой организацией.
В соответствии с пунктом 22 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей в спорный период) для физических лиц сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки направить для согласования проект договора и технических условий.
В случае если в ходе проектирования у заявителя возникает необходимость частичного отступления от технических условий, такие отступления должны быть согласованы с выдавшей их сетевой организацией с последующей корректировкой технических условий. При этом сетевая организация в течение 10 рабочих дней с даты обращения заявителя согласовывает указанные изменения технических условий (пункт 23 Правил технологического присоединения).
Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что обязанность по проведению согласований со смежными сетевыми организациями и владельцами объектов подключения, по разработке и получению технических условий возложена именно на сетевую организацию, которая рассматривает заявку на технологическое присоединение. Правила технологического присоединения не содержат не только обязанности, но и права лица, подавшего заявку на технологическое присоединение, получать самостоятельно разрешение (согласовывать дополнительные технические условия) с собственником соответствующей точки присоединения. Данный довод подтверждается и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 N 334, внесшим изменения в Правила технологического присоединения и закрепившим за сетевой организацией обязанность по урегулированию отношений с третьими лицами (подпункт «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения в ред. постановления Правительства РФ от 21.04.2009 N 334).
Исходя из изложенного, ОАО «Янтарьэнерго», предложив техническими условиями от 18.02.2008 № 200/08, от 31.07.2008 № 207/08 Л. согласовать осуществление технологического присоединения с ЖЭУ, обслуживающим дом, тем самым возложило на Л. не предусмотренную законодательством обязанность, что могло привести к ущемлению интересов последнего, в том числе, в случае отказа в согласовании осуществления технологического присоединения третьими лицами Договор № 71/08 фактически является неисполнимым. Таким образом, указанные выше действия ОАО «Янтарьэнерго» являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
5.Комиссией не могут быть приняты во внимание решение Октябрьского районного суда от 14.05.2009, кассационное определение Калининградского областного суда от 09.09.2009, определение Калининградского областного суда от 30.12.2009 в качестве подтверждения соответствия Договора № 71/08 требованиям законодательства.
Принимая названные судебные акты, суды общей юрисдикции ограничились ссылкой на статью 26 Закона об электроэнергетике и Правила технологического присоединения, констатировав право любых физических и юридических лиц на осуществление технологического присоединения.
При этом судами не исследовался вопрос соответствия Договора № 71/08 требованиям Правила технологического присоединения и Закона об электроэнергетика как на предмет неуказания существенных условий договора, так и в части требования об урегулировании отношений Л. с третьими лицами. Кроме того, судами не исследован вопрос о соответствии действий ОАО «Янтарьэнерго» требованиям антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
1.Признать ОАО «Янтарьэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка технологического присоединения при заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям от 04.03.2008 № 71/08 с Л., выразившегося в неуказании срока технологического присоединения, указании точки присоединения, принадлежащей третьим лицам без их согласия, неисполнении обязанности сетевой организации по урегулированию отношений по осуществлению технологического присоединения с третьими лицами, что могло повлечь ущемление интересов других лиц.
2.Выдать ОАО «Янтарьэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Передать материалы дела № АМЗ-37/2010 должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии
О.А.Боброва
Члены комиссии:
Д.Е.Васейко
М.В.Доценко
Е.В.Фионова