Калининская область

Решение от 29 июня 2010 года

По делу № АМЗ-17/2009
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
29 июня 2010 года
    Решение изготовлено в полном объеме 29 июня 2010 года.
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 24 июня 2010 года.
    Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-17/2009 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председатель комиссии: И.С. Арефьева руководитель Калининградского УФАС России;
    Члены комиссии: Д.Е. Васейко главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
    Д.Н. Хамдамов главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

    рассмотрев дело № АМЗ-17/2009 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» (г. Калининград, ул. Театральная, 34) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    1.В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступили жалоба ОАО «Советский ЦБЗ» от 19.11.2008 на необоснованный отказ ОАО «Янтарьэнерго» от исполнения договора энергоснабжения от 01.01.2005 № 13/20 в редакции, учитывающей изменения, внесенные дополнительным соглашением к договору энергоснабжения от 28.08.2008, а также на прекращение энергоснабжения упаковочно-полиграфического цеха и оздоровительного комплекса, расположенного по адресу: г. Советск, ул. А. Толстого, в связи с неверной трактовкой ОАО «Янтарьэнерго» вышеуказанного договора.
    Также от заявителя поступила жалоба (письмо от 16.01.2009 № 38) на отказ ОАО «Янтарьэнерго» заключить договор на обеспечение доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг, необходимый для обеспечения возможности электроснабжения упаковочно-полиграфического цеха собственной электрической энергией.
    В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что в действиях ОАО «Янтарьэнерго» по уклонению от подписания договора на предоставление услуги по передаче электрической энергии для обеспечения возможности электроснабжения упаковочно-полиграфического цеха собственной электрической энергией содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    В соответствии с приказом от 16.03.2009 № 52 Калининградским УФАС России было возбуждено дело № АМЗ-17/2009 по признакам нарушения ОАО «Янтарьэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.В заседании комиссии представители ОАО «Советский ЦБЗ» (заявитель) по существу рассматриваемого вопроса пояснил следующее.
    Заявитель имеет основное производство в центре города, которое снабжается собственной электроэнергией, а на окраине находится упаковочно-полиграфический цех, поставщиком электроэнергии для которого является ответчик.
    ОАО «Советский ЦБЗ» в связи с вступлением в силу Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, направило в ОАО «Янтарьэнерго» предложение об изменении условий договора, но получило отказ. Ответчик посчитал, что отсутствуют основания для заключения нового договора. При этом, ответ ОАО «Янтарьэнерго» поступил позднее тридцатидневного срока. Также ответчик отказался заключать договор на обеспечение доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг, необходимый для обеспечения возможности электроснабжения упаковочно-полиграфического цеха собственной электрической энергией.
    3.В заседании комиссии представители ОАО «Янтарьэнерго» (ответчик) по существу рассматриваемого вопроса заявили следующее.
    Согласно пояснениям ответчика трансформаторная подстанция О-5, через которую осуществляется электроснабжение упаковочно-полиграфического цеха, была передана в аренду ОАО «ФСК ЕЭС». У указанного хозяйствующего субъекта имеется тариф на передачу электрической энергии, следовательно, он может оказать ОАО «Советский ЦБЗ» необходимую услугу. Таким образом, договор на оказание услуг должен был заключен с надлежащим лицом, а не с ОАО «Янтарьэнерго». В то же время существует действующий договор энергоснабжения с ОАО «Советский ЦБЗ», в который включен и упаковочно-полиграфический цех. Ссылка на Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, некорректна, так как указанные правила регламентируют деятельность на розничном рынке электрической энергии, а в рассматриваемом случае заявитель собирается использовать электрическую энергию для собственных нужд.
    4.В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.
    4.1 Между ОАО «Янтарьэнерго» и ОАО «ФСК ЕЭС» заключен договор использования объектов электросетевого хозяйства от 04.02.2004 № 1058. Согласно п. 1.1 договора собственник (ОАО «Янтарьэнерго») передает, а ОАО «ФСК ЕЭС» принимает за плату права владения и пользования объектами электросетевого хозяйства, среди которых (согласно акту приема-передачи недвижимого и движимого имущества от ОАО «Янтарьэнерго» в ОАО «ФСК ЕЭС» от 01.01.2005) подстанция О-5.
    В соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
    В то же время, п. 24 указанных Правил устанавливает, что сетевая организация вправе отказаться от заключения договора в случае, если отсутствует технологическое присоединение потребителей электрической энергии, в чьих интересах заключается договор.
    Таким образом, в связи с тем, что права владения подстанции О-5 были переданы в соответствии с вышеуказанным договором ОАО «ФСК ЕЭС», у ОАО «Янтарьэнерго» фактически отсутствовала возможность заключить договор с заявителем, о чем он был проинформирован в письме от 30.12.2008.
    4.2 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа своим постановлением от 24.05.2010 по делу № А21-733/2009, в котором рассматривался отказ ОАО «Янтарьэнерго» заключить с ОАО «Советский ЦБЗ» договор об оказании услуг по передаче электрической энергии через сеть ОАО «Янтарьэнерго» с основного производства на упаковочно-полиграфический цех, оставил кассационную жалобу ОАО «Советский ЦБЗ» без удовлетворения.
    4.3 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    Исследованные комиссией антимонопольного органа материалы и фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых действиях ОАО «Янтарьэнерго» нарушения антимонопольного законодательства.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,
    Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «Янтарьэнерго» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
    Председатель комиссии, Руководитель Калининградского УФАС России
    И.С. Арефьева
    Члены комиссии: Главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
    Д.Е. Васейко
    Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
    Д.Н. Хамдамов

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.