Калининская область

Решение от 25 февраля 2010 года

По делу № АМЗ-99/2009
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
25 февраля 2010 года
    Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2010 года.
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 09 февраля 2010 года.
    Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
    председателя комиссии: Бобровой О.А. заместителя руководителя Калининградского УФАС России,
    членов комиссии: Бессоновой О.А. начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    Лысенко М.Б. заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    Сидоровой Ю.А. старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России

    в отсутствие представителей ОАО «КД авиа» и ОАО «ДОНАВИА»,
    рассмотрев дело № АМЗ-99/2009 по признакам нарушения ОАО «КД авиа» (далее – Предприятие, Ответчик) (238315, Калининградская обл., Гурьевский район, аэропорт, ИНН 3917016350) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон),
    В Калининградское УФАС России из ФАС России поступило обращение генерального директора ОАО «Аэрофлот-Дон» (далее – Заявитель) Крицкого М.С. на действия ОАО «КД авиа» (далее – Ответчик, КД авиа) в части злоупотребления монопольным положением посредством блокировки полетов ОАО «Аэрофлот-Дон» из аэропорта «Храброво», выразившимся в отказе согласования ОАО «Аэрофлот-Дон» слотов (временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов) выполнения чартерных рейсов по маршруту Анталия-Калининград-Анталия в период 03 июня – 30 сентября 2009 года по 3 дням недели.
    Приказом Калининградского УФАС России от 18 августа 2009 года № 285 по данному факту возбуждено дело № АМЗ - 99/2009 и создана Комиссия.
    Определением Калининградского УФАС России от 09.09.2009 г. к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено ФГУП «Калининградавиа».
    1.Существо дела в изложении Заявителя и его представителей в ходе проведения заседаний Комиссии.
    ОАО «Аэрофлот-Дон» запланировало по заявке турфирмы «Coraltravel» выполнение чартерной программы полетов по маршруту Анталия-Калининград-Анталия на ТУ 154М/156кр в период 03 июня-30 сентября 2009 года по 3 дням недели по графику/время УТЦ (местное):
    Рейс Д9 5006/5005 АНТАЛИЯ 0745(1045) КАЛИНИНГРАД 1100(1400)/1300(1600) АНТАЛИЯ 1610(1910).
    Для выполнения воздушным судном операции прибытия или отправления в определенную дату или период времени необходимо получить слот – временной интервал.
    При согласовании расписания в аэропорту «Храброво» слоты Заявителем не были получены, при этом:
    14.05.2009 г. был отправлен первый запрос ОАО «КД авиа» о выделении слотов,
    15.05.2009 г. – отправлен второй запрос с коррекцией расписания движения,
    18.05.2009 г. – отправлен третий запрос с коррекцией периода выполнения рейса.
    Только 19.05.2009 г. от ОАО «КД авиа» получен отрицательный ответ , в котором авиакомпания, ссылаясь на реконструкцию перрона, отказала в выделении слотов без каких-либо альтернативных предложений.
    В дальнейшем, на телеграмму от 20.05.2009 г. также был получен отказ на обслуживание с формулировкой «в связи с формированным расписанием аэропорта на период «Лето-2009» с учетом ограничений, связанных с продолжающейся реконструкцией аэровокзального комплекса и работами по реконструкции перрона в условиях ограничений по количеству мест стоянок, ОАО «КД авиа» не имеет возможности приема и обслуживания дополнительных рейсов авиакомпании «Аэрофлот-Дон» в аэропорту «Храброво».
    Иных вариантов по выполнению рейса в другие временные интервалы ОАО «КД авиа» не было предложено, несмотря на обязательность требований при согласовании слотов. В соответствии с пп. 6.1.1. и 6.3.1. Положения об аэропортах РФ аэропорт обязан обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам всех форм собственности, выполняющим полеты (перевозки) на основании имеющихся лицензий. Недопустимо введение мер дискриминационного экономического воздействия и ограничений на осуществление коммерческих прав эксплуатантов, кроме случаев, когда такие ограничения касаются обеспечения безопасности перевозок, требований государственных органов, форс-мажорных обстоятельств. Аэропорт по согласованию с авиаперевозчиками определяет время обслуживания (прибытие/отправление) воздушного судна с учетом пропускной способности объектов и служб и их фактической загрузки. В случае отсутствия возможности предоставить авиаперевозчику тот временной интервал, который он просит, аэропорт обязан предложить другой ближайший временной интервал.
    Однако, только 26.05.2009 г. ОАО «КД авиа» отправило в адрес ОАО «Аэрофлот-Дон» радиограмму с разрешением выполнить рейсы 03.06.2009 г. и 10.06.2009 г., но заказчик («Coraltravel») к этому времени уже отказался от запланированной программы выполнения рейсов, о чем ОАО «Аэрофлот-Дон» 02.06.2009 г. телеграммой проинформировало ОАО «КД авиа».
    Одной из главных причин отмены программы явилось то, что полеты в аэропорт «Храброво» не были своевременно согласованы с администрацией данного аэропорта. Проблемы с согласованием слотов и связанное с этим невыполнение рейсов привели к снижению конкурентноспособности ОАО «Аэрофлот-Дон» на рассматриваемом маршруте и могло оказать влияние на долю, занимаемую авиакомпанией на рынке. Прибыль, которую могла бы получить авиакомпания ОАО «Аэрофлот-Дон», составляет 36 000 долларов США за 18 отмененных рейсов, что составляет около 1124,9 тыс. рублей (в ценах по курсу ЦБ РФ на даты отмененных рейсов - 03.06.2009 г., 10.06.2009 г., 17.06.2009 г., 24.06.2009 г., 01.07.2009 г., 08.07.2009 г., 15.07.2009 г., 22.07.2009 г., 29.07.2009 г., 05.08.2009 г., 12.08.2009 г., 19.08.2009 г., 26.08.2009 г., 02.09.2009 г., 09.09.2009 г., 16.09.2009 г., 23.09.2009 г., 30.09.2009 г.).
    ОАО «КД авиа» был предоставлен Акт сверки взаимных расчетов за 1 квартал 2009 г., согласно которому долг ОАО «Аэрофлот-Дон» перед ОАО «КД авиа» за аэропортовое обслуживание на 01.04.2009 г. составляет 1 560 669, 69 руб. ОАО «Аэрофлот-Дон» с этим актом сверки не согласно и считает, что по состоянию на 01.04.2009 г., наоборот, задолженность ОАО «КД авиа» в пользу ОАО «Аэрофлот-Дон» составляет 392 342, 40 руб., ввиду того, что 18.01.2009 г. в аэропорту Храброво в результате ненадлежащего исполнения работником ОАО «КД авиа» должностных обязанностей было повреждено воздушное судно, принадлежащее ОАО «Аэрофлот-Дон», в результате чего авиакомпании ОАО «Аэрофлот-Дон» причинены убытки в сумме 1 953 012, 09 руб. 06.05.2009 г. (до обращения за выделением слотов) ОАО «Аэрофлот-Дон» в адрес ОАО «КД авиа» была выставлена Претензия на указанную сумму убытков.
    С 25.09.2009 г. произведено перенаименование ОАО «Аэрофлот-Дон» на ОАО «ДОНАВИА».
    ОАО «КД авиа» в ходе проведения заседаний Комиссии, а так же в предоставленных материалах пояснило следующее.
    Отношения между ОАО «КД авиа» и ОАО «Аэрофлот-Дон» по приему-выпуску, наземному обслуживанию воздушных судов носят гражданско-правовой характер и регулируются стандартным соглашением о наземном обслуживании № NO-004/08-1156 от 27.09.08 г. (далее – Стандартное соглашение) и договором о предоставлении услуг АСУ отправками SABRE ACSI № 3257/8-318/08 от 17.11.2008 г.
    В соответствии с условиями Стандартного соглашения Обслуживающая компания (ОАО «КД авиа») обязуется по заданию Перевозчика (ОАО «Аэрофлот-Дон») организовать наземное обслуживание воздушных судов Перевозчика на условиях, предусмотренных соглашением. В силу п. 2.1. указанного соглашения Перевозчик осуществляет оплату услуг по наземному обслуживанию воздушного судна в виде 100% предоплаты путем перечисления на расчетный счет Обслуживающей компании денежных средств в размере стоимости обслуживания планируемого рейса не позднее, чем за сутки до выполнения рейса Перевозчиком в аэропорту «Храброво».
    В соответствии с п. 2.11. Стандартного соглашения при невыполнении Перевозчиком своих финансовых обязательств Обслуживающая компания имеет право отказать в предоставлении аэропортовых услуг. В силу п. 9.3. Стандартного соглашения Обслуживающая компания имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения данного соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Перевозчиком условий, касающихся финансовых обязательств.
    ОАО «Аэрофлот-Дон» в период с 30.09.2008 г. до 28.03.2009 г. выполняло регулярные рейсы по маршруту Москва(аэропорт Шереметьево)-Калининград-Москва(аэропорт Шереметьево). Платежи за предоставление аэропортовых услуг от ОАО «Аэрофлот-Дон» поступали нерегулярно. ОАО «КД авиа» неоднократно направляло в адрес ОАО «Аэрофлот-Дон» требования (телеграммы) о погашении имеющейся задолженности. В частности, 27.03.2009 г. в адрес ОАО «Аэрофлот-Дон» была направлена претензия, в которой предлагалось ОАО «Аэрофлот-Дон» до 15.04.2009 г. оплатить образовавшуюся перед ОАО «КД авиа» задолженность. Однако, до настоящего времени задолженность ОАО «Аэрофлот-Дон» перед ОАО «КД авиа» за предоставленные аэропортовые услуги в сумме 1 591 883, 07 руб. не погашена. Поэтому ОАО «КД авиа» подало в Арбитражный суд Калининградской области исковое заявление о взыскании задолженности по вышеуказанным договорам в размере 1 591 883, 07 руб. Предварительное заседание по данному делу назначено на 22.07.2009 г. Учитывая ограниченную пропускную способность аэропорта Калининград (Храброво), а также тяжелое финансовое положение ОАО «КД авиа», Предприятие не имеет возможности оказывать услуги ОАО «Аэрофлот-Дон» в условиях отсутствия регулярной оплаты и имеющейся задолженности.
    Формирование чартерных программ на сезон «Лето 2009» началось 24.02.2009 г., и к моменту поступления запроса от ОАО «Аэрофлот-Дон» в рамках сезона уже планировалось выполнение 165 чартерных авиарейсов нескольких авиакомпаний по маршруту Анталия-Калининград-Анталия. Кроме того, ОАО «Аэрофлот-Дон» не соблюдает условия оплаты другим предприятиям - ЗАО «Авианефть» и ФГУП «Калининградавиа», которые также оказывают данному Перевозчику услуги по аэропортовому обслуживанию. Поэтому ОАО «КД авиа» было принято решение, с учетом опыта предыдущих отношений, об обслуживании рейсов авиакомпании только при условии предварительной оплаты услуг по наземному обслуживанию. На таких условиях в настоящее время выполняются чартерные рейсы ОАО «Аэрофлот-Дон» № Д9 3150/3149 по маршруту Анталия-Калининград-Анталия.
    Полагаем, что ОАО «Аэрофлот-Дон» в своем заявлении изложило недостоверные сведения и полностью исказило ситуацию, вызванную неисполнением ОАО «Аэрофлот-Дон» финансовых обязательств перед ОАО «КД авиа», грубо нарушая условия заключенных соглашений и требования законодательства РФ.
    Считаем, что действия ОАО «КД авиа» не нарушают запретов, установленных антимонопольным законодательством.
    ФГУП «Калининградавиа» в предоставленных материалах пояснило следующее.
    Между ФГУП «Калининградавиа» и ОАО «Аэрофлот-Дон» заключен договор на наземное обслуживание от 30.09.2008 г. № 164-08. Согласно п. 7.3 данного Договора при отсутствии оплаты в сроки, оговоренные настоящим договором, обслуживающая сторона по окончании декады уведомляет перевозчика о наличии задолженности, и, в случае непогашения задолженности в течение пяти дней с момента уведомления, приостанавливает действие настоящего договора и прекращает обслуживание рейсов перевозчика на отправление. Обслуживание рейсов возобновляется только после погашения задолженности.
    ОАО «Аэрофлот-Дон» систематически нарушало условия договора, оплата за полученные услуги своевременно не производилась. При таких обстоятельствах мы вправе были с соответствии с п. 7.3 Договора прекратить обслуживание рейсов перевозчика. Однако, несмотря на грубые нарушения условий договора, полеты данной авиакомпании нами не блокировались. ФГУП «Калининградавиа» в суд с иском к ОАО «Аэрофлот-Дон» не обращалось, поскольку все споры были решены в досудебном порядке, просроченной задолженности за данным предприятием в настоящее время не числится.
    2.Обстоятельства дела, установленные Комиссией.
    2.1.ОАО «Аэрофлот-Дон» планировало по заявке турфирмы «Coraltravel» в период с 03 июня по 30 сентября 2009 года по 3 дням недели программу чартерных полетов по маршруту Анталия-Калининград-Анталия (рейс Д95006/5005) и с 14.05.2009 г. обращалось к ОАО «КД авиа» за выделением слотов. На обращения от 14.05.2009 г., 15.05.2009 г., 18.05.2009 г. ОАО «КД авиа» 19.05.2009 г. ответило отказом в приеме и обслуживании дополнительных рейсов ОАО «Аэрофлот-Дон» с формулировкой «в связи с формированным расписанием аэропорта на период «Лето-2009» с учетом ограничений, связанных с продолжающейся реконструкцией аэровокзального комплекса и работами по реконструкции перрона в условиях ограничений по количеству мест стоянок, ОАО «КД авиа» не имеет возможности приема и обслуживания дополнительных рейсов авиакомпании «Аэрофлот-Дон» в аэропорту «Храброво».
    В дальнейшем, на телеграмму Заявителя от 20.05.2009 г., содержащую просьбу предложить ему другие варианты слотов, ближайшие к запрошенным ранее, ОАО «КД авиа» 20.05.2009 г. повторило свой предыдущий ответ с отказом в приеме и обслуживании дополнительных рейсов ОАО «Аэрофлот-Дон», не предложив ОАО «Аэрофлот-Дон» никаких других вариантов по выполнению рейса в другие временные интервалы. 26.05.2009 г. ОАО «КД авиа» отправило в адрес ОАО «Аэрофлот-Дон» радиограмму с разрешением выполнить рейсы только 03.06.2009 г. и 10.06.2009 г. Согласовав, таким образом, только два из восемнадцати запрошенных ОАО «Аэрофлот-Дон» слота. Однако, к этому времени заказчик («Coraltravel») отказался от запланированной программы выполнения рейсов. Об этом Заявитель проинформировал Ответчика в телеграмме, направленной им 02.06.2009 г.
    2.2.Весь комплекс работ по аэропортовому обслуживанию воздушных судов в аэропорту «Храброво» выполняют несколько хозяйствующих субъектов.
    ЗАО «МАХ» оказывает услуги по обеспечению обслуживания в аэропорту «Храброво» пассажиров и багажа при перевозках по внутренним и международным воздушным линиям.
    ФГУП «Калининградавиа» оказывает перевозчикам услуги по обеспечению взлета-посадки воздушных судов, метеообеспечению, предоставлению мест стоянки, обеспечению авиационной безопасности.
    ЗАО «Авианефть» оказывает перевозчикам услуги по заправке воздушных судов.
    ОАО «КД авиа» оказывает услуги по коммерческому обслуживанию пассажиров, оперативному, техническому обслуживанию воздушных судов, обслуживанию воздушных судов на перроне, противообледенительной обработке.
    ОАО «КД авиа» осуществляет аэропортовое обслуживание воздушных судов в аэропорту «Храброво» в соответствии с лицензией от 06.03.2008 г. АБ № 0908024 и сертификатами соответствия от 12.11.2007 г. № ФАВТ А.02.00964 и от 24.11.2007 г. № ФАВТ А.01.00980.
    2.3.ОАО «Аэрофлот-Дон» выполняло регулярные авиарейсы по маршруту Москва (аэропорт «Шереметьево»)-Калининград-Москва (аэропорт «Шереметьево») ежедневно в период с 30.09.2008 г. по 28.03.2009 г.
    2.4.Между ОАО «КД авиа» и ОАО «Аэрофлот-Дон» заключено Cтандартное соглашение о наземном обслуживании № NO-004/08-1156 от 27.09.08 г., в соответствии с которым Обслуживающая компания (ОАО «КД авиа») обязуется по заданию Перевозчика (ОАО «Аэрофлот-Дон») организовать наземное обслуживание воздушных судов Перевозчика на условиях, предусмотренных Стандартным соглашением. Согласно условиям Стандартного соглашения Обслуживающая компания приняла на себя обязанность по заданию Перевозчика организовать наземное обслуживание воздушных судов, эксплуатируемых Перевозчиком или от его имени на регулярных, дополнительных и чартерных рейсах, а также при использовании аэропорта «Храброво» в качестве запасного, на условиях, предусмотренных данным договором. Обслуживающая компания обязуется организовать наземное обслуживание воздушного судна, эксплуатируемого Перевозчиком или от его имени, по согласованному расписанию в аэропорту «Храброво», на условиях договора. Порядок согласования расписания Стандартным соглашением не предусмотрен.
    2.5.Согласно п. 2.1 и п. 2.2 данного Соглашения Перевозчик осуществляет оплату услуг по наземному обслуживанию воздушного судна в виде 100% предоплаты стоимости обслуживания планируемого рейса не позднее, чем за сутки до его выполнения. Оплата за оказанные услуги производится согласно выставляемым счетам-фактурам Обслуживающей компанией в течение пяти дней. При невыполнении Перевозчиком своих финансовых обязательств Обслуживающая компания имеет право отказать в предоставлении аэропортовых услуг после предварительного оповещения Перевозчика не позднее 20 календарных дней при выполнении чартерных рейсов и не позднее 30 дней при выполнении регулярных рейсов до прекращения обслуживания (п. 2.11. Стандартного соглашения). Согласно п. 9.2 Стандартного соглашения оно действует по 28.03.2009 г. (автоматическая пролонгация не допускается).
    С 25.09.2009 г. произведено перенаименование ОАО «Аэрофлот-Дон» на ОАО «ДОНАВИА».
    2.6.К моменту запроса слотов Заявителем (14.05.2009 г.) в сезоне «Лето-2009» Ответчиком уже было согласовано выполнение чартерных рейсов по маршруту Анталия-Калининград-Анталия авиакомпаниями «Ямал» и ФГУП «Оренбургские авиалинии».
    Авиакомпания «Ямал» запрос на выполнение международных чартерных рейсов № LLM-9364/9363 в период с 01.07.2009 г. по 25.10.2009 г. по 3-м, 5-м и 7-м дням недели по маршруту Анталия-Калининград-Анталия направила ОАО «КД авиа» 01.04.2009 г.
    ФГУП «Оренбургские авиалинии» запрос на выполнение международных чартерных рейсов № ОРБ-9644/9643 в период с 22.05.2009 г. по 09.10.2009 г. по 5-м дням недели по маршруту Анталия-Калининград-Анталия направила ОАО «КД авиа» 24.02.2009 г.
    Выполнение рейсов этим авиакомпаниям ОАО «КД авиа» согласовало на весь запрашиваемый ими период.
    2.7.На обращения Заявителя от 18.05.2009 г. и 19.05.2009 г. о согласовании заявленных слотов Предприятие ответило отказом, мотивируя свой отказ в телеграммах, направленных Заявителю, сформированным к данному моменту расписанием с учетом ограничений, связанных с продолжающейся реконструкцией аэровокзального комплекса и работами по реконструкции перрона в условиях ограничений по количеству мест стоянок.
    Однако, своими последующими действиями Предприятие опровергло свое утверждение о невозможности обслуживания дополнительных рейсов Заявителя.
    Так, на повторный запрос слотов для выполнения рейса Д9 5006/5005 от 26.05.2009 г. в период с 03.06.2009 г. по 30.09.2009 г., ОАО «КД авиа» 26.05.2009 г. телеграммой проинформировало Заявителя о возможности приема и обслуживания рейсов ОАО «Аэрофлот-Дон» при условии - только 03.06.2009 г. и 10.06.2009 г. по графику (время УТЦ (местное)): Анталия КЛД 10-00(13-00) КЛД 12-00(15-00) Анталия вместо Анталия КЛД 11-00(14-00) КЛД 13-00(16-00) Анталия.
    Включение в график выполнения рейсов по маршруту Анталия-Калининград-Анталия рейса Заявителя Д9 5006/5005 по запрошенным Заявителем 3-м дням недели в течении всего периода (июнь – сентябрь 2009 г.) (о чем свидетельствует представленная Ответчиком 24.09.2009 г. в Управление информации о перечне чартерных рейсов, выполняемых в международном аэропорту «Калининград» по маршруту Анталия-Калининград-Анталия в сезоне «Лето-2009») и выделение слотов для приема и обслуживания воздушных судов Заявителя 03.06.2009 г. и 10.06.2009 г. говорит о том, что у Ответчика была возможность принимать воздушные суда ОАО «Аэрофлот-Дон» и что его отказ Заявителю в момент первого обращения того за слотами для рейса Д9 5006/5005 не имел оснований.
    Указанное обстоятельство подтверждается согласованием ОАО «КД авиа» слотов на прибытие/отправление 29.05.2009 г. нерегулярного чартерного рейса Д9 3150/3149 по маршруту Анталия-Калининград-Анталия по телеграмме ОАО «Аэрофлот-Дон» от 26.05.2009 г. Ответчик также и в дальнейшем осуществлял прием и обслуживание данного рейса (31.05.2009 г., 05.06.2009 г., 12.06.2009 г., 17.06.2009 г. и в период с 19.06.2009 г. по 23.10.2009 г. по 5-м дням недели) в соответствии с телеграммами Заявителя.
    2.8.В письме, направленном в Управление 01.07.2009 г. (исх. № 1-1316), а также в заседаниях Комиссии, Предприятие свой отказ Заявителю в согласовании слотов для приема и обслуживания рейса Д9 5006/5005 мотивирует наличием у авиакомпании ОАО «Аэрофлот-Дон» на момент обращения за слотами задолженности перед ОАО «КД авиа» за наземное обслуживание в сумме 1 560 669, 69 руб.
    Доводы Ответчика о праве Обслуживающей компании отказать Перевозчику в предоставлении аэропортовых услуг при невыполнении им финансовых обязательств со ссылкой на пункты 2.11 и 9.3 Стандартного соглашения являются несостоятельными по следующим основаниям: Стандартное соглашение закончило свое действие 28.03.2009 г. и, на момент обращения ОАО «Аэрофлот-Дон» к ОАО «КД авиа» за слотами для выполнения чартерных рейсов Д9 5006/5005, договорные отношения на наземное обслуживание и предоставление аэропортовых услуг между авиакомпаниями отсутствовали.
    Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии у Ответчика возможности оказания Заявителю услуги по наземному обслуживанию его воздушных судов в аэропорту «Храброво» в периоде, указанном в его обращения от 14.05.2009 г. (телеграмма № 140746 УРРРДНЖУ), и необоснованном уклонении от согласования слотов Заявителя при планировании осуществления им чартерных рейсов по маршруту Анталия-Калининград-Анталия в сезоне «Лето-2009».
    2.9.В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    Исходя из статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
    ОАО «КД Авиа» оказывает услуги аэропорта и включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте в разделе II «Услуги аэропортов» на территории Калининградской области. Таким образом, Предприятие является субъектом естественной монополии и, с учетом положений части 5 статьи 5 Закона, занимает доминирующее положение на рынке услуг аэропорта.
    2.10.В соответствии с пунктом 6.1.1 Положения об аэропортах Российской Федерации, утвержденного Приказом Департамента воздушного транспорта от 01.11.1995 № ДВ-121 (далее - Положение об аэропортах), аэропорт обязан обеспечить право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам всех форм собственности, выполняющим полеты (перевозки) на основании имеющихся лицензий. Недопустимо введение мер дискриминационного экономического воздействия и ограничений на осуществление коммерческих прав эксплуатантов, кроме случаев, когда такие ограничения касаются обеспечения безопасности перевозок, требований государственных органов, форс-мажорных обстоятельств.
    Согласно подпункту 6.1.3 пункта 6.1 Положения об аэропортах аэропорт предоставляет услуги превозчикам по приему, отправке воздушных судов и обслуживанию авиаперевозок на основе договоров, в которых устанавливается перечень оказываемых услуг и порядок их предоставления.
    Согласно пункту 6.3.1 названного Положения аэропорт по согласованию с авиаперевозчиками определяет время обслуживания (прибытие/отправление) воздушного судна с учетом пропускной способности объектов и служб и их фактической загрузки.
    В случае отсутствия возможности предоставить авиаперевозчику тот временной интервал, который он просит, аэропорт обязан предложить другой ближайший временной интервал.
    Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    ОАО «КД авиа» в нарушение Положения об аэропортах в период с 14.05.2009 г. по 25.05.2009 г. отказывало в приеме и обслуживании чартерных рейсов Д9 5006/5005 по маршруту Анталия-Калининград-Анталия авиакомпании ОАО «Аэрофлот-Дон» в аэропорту «Храброво», не предложило ОАО «Аэрофлот-Дон» вариантов по выполнению рейса в другие временные интервалы, ущемляя тем самым интересы Заявителя. В результате указанные действия повлекли недополучение Заявителем прибыли в сумме 1124,9 тыс. рублей.
    Таким образом, ОАО «КД авиа», отказав в согласовании ОАО «Аэрофлот-Дон» слотов (временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов) для выполнения чартерных рейсов Д9 5006/5005 по маршруту Анталия-Калининград-Анталия, нарушило часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Результатом действий ОАО «КД авиа» явилось ущемление интересов ОАО «Аэрофлот-Дон», которые привели к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке воздушными судами пассажиров по маршруту Анталия-Калининград-Анталия.
    Предоставив ОАО «Аэрофлот-Дон» телеграммой от 26.05.2009 г. согласование слотов для выполнения чартерного рейса Д9 5006/5005 по маршруту Анталия-Калининград-Анталия 03.06.2009 г. и 10.06.2009 г. ОАО «КД авиа» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калининградского УФАС России
    1.Признать ОАО «КД авиа» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством совершения действий, выразившихся в отказе в согласовании ОАО «Аэрофлот-Дон» слотов (временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов) для выполнения чартерных рейсов по маршруту Анталия-Калининград-Анталия в период с 14.05.2009 по 26.05.2009 г., результатом которых является ущемление интересов ОАО «Аэрофлот-Дон», и которые могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке воздушными судами пассажиров на маршруте Анталия-Калининград-Анталия.
    2.Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением ОАО «КД авиа» нарушения антимонопольного законодательства.
    3.Предписание по делу № АМЗ-99/2009 не выдавать в связи с устранением ОАО «КД авиа» нарушения антимонопольного законодательства.
    4.Передать материалы дела должностному лицу отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ОАО «КД авиа» к административной ответственности.
    Председатель комиссии
    О.А.Боброва
    Члены комиссии:
    О.А.Бессонова
    М.Б.Лысенко
    Ю.А.Сидорова