О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
Калининская область
Постановление от 12 ноября 2009 года
О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
По делу № АМЗ - 179адм/2009
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
12 ноября 2009 года
И.О.руководителя Управления ФАС Калининградского Управления Федеральной антимонопольной службы России Боброва О.А., рассмотрев материалы дела № АМЗ-2/2009, протокол и материалы дела об административном № АМЗ-179адм/2009, возбужденного по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении
ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (г. Калининград, ул. 5-я Причальная, 1, ИНН 3900000390)
с участием представителей лица, привлекаемого к административной ответственности по доверенности: № 01/1106 от 09.06.2009 - Гончарова Руслана Михайловича и № 01/1416 от 17.08.2009 - Поздняковой Анны Николаевны,
06 июня 2008 года в адрес Калининградского УФАС России поступило обращение НП «Ассоциация морских агентов Санкт-Петербурга» (вход. № 1856) на действия ФГУП «Калининградский морской рыбный порт», ОАО «Калининградский морской торговый порт», ООО «Балтийская Стивидорная Компания» в части согласованных действий по необоснованному увеличению в течение марта-апреля 2008 года в три раза тарифа на оказание услуг по проведению швартовных операций.
На основании проведенной проверки фактов, изложенных в обращении, в соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 14.10.2008 г. Калининградским УФАС России был издан приказ за № 156 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» № АМЗ-43/2008 по признакам нарушения ответчиком ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением Управления от 29.01.2009 г. из дела № АМЗ-43/2008 было выделено в отдельное производство дело № АМЗ-2/2009 в отношении ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (далее - ФГУП «КМРП») по признакам нарушения п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Проведенной в рамках указанного дела проверкой было установлено, что ФГУП «КМРП», занимающее в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующее положение на рынке услуг швартования судов в морских портах в географических границах порта Калининградской области, в течение марта-апреля 2008 года установило монопольно высокую цену на швартовые услуги в размере 1,0 руб. за тонну валовой вместимости, превысив тем самым сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
04 июня 2009 года решением комиссии Калининградского УФАС России по делу № АМЗ-2/2009 действия ФГУП «КМРТ» в части установления монопольно высокой цены на швартовные услуги признаны нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
23 октября 2009 года старшим государственным инспектором отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Доценко М.В. вынесено определение о возбуждении дела № АМЗ-179адм/2009 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ФГУП «КМРП» по факту нарушения ст. 14.31 КоАП РФ. Указанным определением предприятию было предписано в трехдневный срок представить в Калининградское УФАС России необходимые для проведения расследования документы и сведения: - форму № 2 по ОКУД за 2008 г. (поквартально), - данные о суммарной выручке, полученной ФГУП «КМРП» от предоставления швартовых услуг за 2008 год (без НДС); - данные о суммарной выручке, полученной ФГУП «КМРП» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2008 год (без НДС); - сумму уплаченного налога на добавленную стоимость и акциза в 2008 году; - полные фамилию, имя и отчество, место регистрации (жительства), должность лица, виновного установлении монопольно высокой цены на швартовные услуги , копию приказа о назначении его на должность, должностной регламент.
27.10.2009 г. запрашиваемые документы и сведения представлены в полном объеме.
Законный представитель ФГУП «КМРП», надлежащим образом извещенный о дате и месте составления протокола, в назначенное время не явился, направив для дачи объяснений и подписания протокола представителей предприятия по доверенности: № 01/1106 от 09.06.2009 - Гончарова Руслана Михайловича и № 01/1416 от 17.08.2009 - Позднякову Анну Николаевну. Факт надлежащего уведомления законного представителя ФГУП «КМРП» подтверждается отчетом аппарата факсимильной связи от 23 октября 2009 года, а также регистрацией в книге входящей корреспонденции ФГУП «КМРП» за вх. № 217 от 23.10.2009 года.
05 ноября 2009 года старшим государственным инспектором отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Доценко М.В. в присутствии представителей ФГУП «КМРП доверенности: № 01/1106 от 09.06.2009 - Гончарова Руслана Михайловича и № 01/1416 от 17.08.2009 - Поздняковой Анны Николаевны был составлен протокол об административном правонарушении ст. 14.31 КоАП РФ. Протокол представителем подписан.
В объяснениях, данных 05 ноября 2009 года при составлении протокола, представители юридического лица доверенности: № 01/1106 от 09.06.2009 - Гончаров Руслан Михайлович и № 01/1416 от 17.08.2009 - Позднякова Анна Николаевна вину предприятия в совершении административного правонарушения не признали, указав, что 03 октября 2009 года решением арбитражного суда Калининградской области принятое комиссией КУФАС РФ решение по делу № АМЗ-2/2009, в части признания действий порта нарушением п. 1 ч.1 ст. 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отменено.
Определением Калининградского УФАС России от 05 ноября 2009 года рассмотрение дела было назначено на 12.00 часов 12 ноября 2009 года.
Законный представитель ФГУП «КМРП», надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в назначенное время не явился, направив для участия рассмотрении дела представителей по доверенности: № 01/1106 от 09.06.2009 - Гончарова Руслана Михайловича и № 01/1416 от 17.08.2009 - Позднякову Анну Николаевну.
Факт надлежащего уведомления законного представителя ФГУП «КМРП» о времени и месте рассмотрения дела подтверждается отчетом аппарата факсимильной связи от 06 ноября 2009 года, а также регистрацией в книге входящей корреспонденции предприятия за вх. № 223 от 06.11.2009 года.
При рассмотрении материалов дела № АМЗ-179адм/2009 об административном правонарушении представители юридического лица вину ФГУП «КМРП» в совершении административного правонарушения не признали, указав, что решением арбитражного суда Калининградской области решение комиссии КУФАС РФ, принятое по делу № АМЗ-2/2009, в части признания действий порта нарушением п. 1 ч.1 ст. 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отменено решением арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2009 года (дело № А21-7025/2009).
Заслушав представителей ФГУП «КМРП» по доверенности: № 01/1106 от 09.06.2009 - Гончарова Р.М. и № 01/1416 от 17.08.2009 - Позднякову А.Н., изучив материалы административного дела N АМЗ - 179адм/2009, а также дела № АМЗ-2/2009, принимая во внимание мнение членов комиссии Калининградского Управления Федеральной антимонопольной службы России по вопросам применения Кодекса об административных правонарушениях РФ, нахожу вину ФГУП «КМРП» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, исходя при этом из следующего: 1.Статьей 1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплены задачи законодательства об административных правонарушениях: «…защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений». 2.В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. 3.Статья 1.7. КоАП РФ в части 1 предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Часть 2 указанной статьи устанавливает: «Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено».
Таким образом, подлежит применению редакция КоАП РФ, действовавшая на момент совершения правонарушения – с изменениями, внесенными Федеральными законами от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 09.02.2009 N 3-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ.
В соответствии с частью 3, указанной статьи Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. 4.Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 5.Давность привлечения к административной ответственности предусмотрена ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в соответствии с ч. 1 за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации один год со дня совершения административного правонарушения.
Часть 2 статьи устанавливает, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с частью 6 ст. 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок привлечения к административной ответственности ФГУП «КМРП» - не истек. 6.Пунктом 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление монопольно высокой цены товара. 7.В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом и удовлетворяющая нижеприведенным условиям: 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. 7.Статьей 37 Закона РФ «О защите конкуренции» предусматривается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих организаций и их должностных лиц. 8.Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена Федеральным законом от 09.04.2007 N 45-ФЗ) предусмотрено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Факт совершения правонарушения ФГУП «КМРП» подтверждается: - решением Комиссии от 04.06.2009 г. по делу № АМЗ-2/2009 о нарушении ФГУП «КМРП» антимонопольного законодательства и материалами указанного дела; - протоколом об административном правонарушении № АМЗ - 179адм/2009 от 05 ноября 2009 г., а также другими материалами дела № АМЗ - 179адм/2009.
Оценивая собранные по делу доказательства, считаю действия ФГУП «КМРП» на момент совершения верно квалифицированными по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как совершение действий, «…признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации» - п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».
Решение арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2009 года по делу № А21-7025/2009 в законную силу не вступило.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, форма вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, ущемляет права и законные интересы хозяйствующих субъектов – потребителей швартовных услуг.
О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к значительным. Поэтому, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
В соответствии со ст.ст. 4.2 и 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях смягчающих и отягчающих вину обстоятельств - не установлено.
На основании изложенных обстоятельств административное наказание ФГУП «КМРП» должно быть установлено в пределах санкций ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом размер выручки определяется в соответствии со ст. ст. 248 - 249, 271 НК РФ, а исчисление срока получения выручки, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 3.5 КоАП РФ.
Суммарная выручка от предоставления услуг по швартованию за 2008 год (без НДС) составила 6 807 000 рублей. Совокупная выручка от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2008 год (без НДС) - 640 892 000 рубля.
Выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1.Признать ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (Калининград, ул. 5-я Причальная, 1, ИНН 3900000390) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 2.Назначить наказание ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» в виде административного штрафа в размере 0,03 выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, что составляет 204 210 (двести четыре тысячи двести десять) рублей.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» надлежит представить в Калининградское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
Согласно ч. 5 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
Федеральный бюджет
Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001
УФК по Калининградской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области)
Банк получателя:
ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
БИК: 042748001 р/с. № 40101810000000010002
Назначение платежа: КБК 161 116 02 01 001 0000 140 – штраф за нарушение антимонопольного законодательства.
И.О. руководителя
О.А.Боброва