Калининская область

Решение от 25 марта 2011 года

По делу № АМЗ-80/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
25 марта 2011 года
    Решение изготовлено в полном объеме 25 марта 2011 года.
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 11 марта 2011 года.
    Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-80/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председатель комиссии: О.Е. Балуев заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
    Члены комиссии: О.А. Бессонова начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
    Т.В. Черных старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
    Е.Н. Ветёлкина ведущий специалист-эксперт правового отдела Калининградского УФАС России,

    рассмотрев дело № АМЗ-80/2010 по признакам нарушения ОАО «Калининградская генерирующая компания» (ул. Правая набережная, 10а, г. Калининград, 236035) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.В Управление ФАС России по Калининградской области поступило обращение УМП «Светловская теплосеть» от 22.04.2010 № 439/07 на действия ОАО «Калининградская генерирующая компания», выразившиеся в отказе от заключения дополнительного соглашения к договору снабжения тепловой энергией № 17 от 01.09.2008 об исключении из договора условия о применении авансовой формы расчетов за потребленную тепловую энергию.
    В ходе рассмотрения указанной жалобы установлено, что в действиях ОАО «Калининградская генерирующая компания» содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в навязывании УМП «Светловская теплосеть» невыгодных условий договора.
    Приказом от 06.08.2010 № 213 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-80/2010 по признакам нарушения ОАО «Калининградская генерирующая компания» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Представители УМП «Светловская теплосеть» (далее - Заявитель) по существу рассматриваемого дела заявили следующее.
    19 февраля 2010 года УМП «Светловская теплосеть» направило в адрес ОАО «Калининградская генерирующая компания» дополнительное соглашение к договору снабжения тепловой энергией от 01.09.2008 № 17 об исключении пункта о применении расчетов по авансовой схеме.
    Однако ОАО «Калининградская генерирующая компания» стало уклоняться от подписания направленного соглашения.
    Подобными действиями ОАО «Калининградская генерирующая компания» не только создает для УМП «Светловская теплосеть» дискриминационные условия доступа на товарный рынок, но и навязывает контрагенту условия договора невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    В заседании комиссии 11 марта 2011 года Заявитель пояснил, что между УМП «Светловская теплосеть» и ОАО «Калининградская генерирующая компания» достигнуто компромиссное решение вопроса без изменений условий договора. На основании гарантийного письма ОАО «Калининградская генерирующая компания» от 01.03.2011 дата внесения аванса не рассматривается сторонами как самостоятельный период платежа и не учитывается как просрочка при определении штрафных санкций за несвоевременное исполнение общего денежного обязательства.
    УМП «Светловская теплосеть» принимает данные гарантии как разъяснения к спорным пунктам договора № 17 и считает их достаточным основанием для отказа от первоначально заявленных требований к ОАО «Калининградская генерирующая компания».
    УМП «Светловская теплосеть» ходатайствует об отзыве жалобы, поданной в Калининградское УФАС России, и просит прекратить рассмотрение дела № АМЗ-80/2010 в отношении ОАО «Калининградская генерирующая компания».
    3.Представители ОАО «Калининградская генерирующая компания» (далее - Ответчик) по существу рассматриваемого дела пояснили следующее.
    Требования УМП «Светловская теплосеть» о заключении дополнительного к договору снабжения тепловой энергией от 01.09.2008 № 17 соглашения об изменении порядка расчетов за тепловую энергию с ОАО «Калининградская генерирующая компания» являются неправомерными.
    В соответствии с ч. 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата расчетов за энергию определяется, в том числе, соглашением сторон. Таким образом, в настоящее время условия договора соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.
    Ссылка УМП «Светловская теплосеть» на нормы постановления Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ» об исключении авансовых платежей в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75 %, необоснованна.
    В ходе финансово-хозяйственных взаимоотношений с УМП «Светловская теплосеть» фактически авансовая схема расчетов по договору № 17 с момента заключения и до настоящего времени не применялась и законные интересы УМП «Светловская теплосеть» ущемлены не были.
    В заседании комиссии 03 марта 2011 года ОАО «Калининградская генерирующая компания» заявило, что направило в адрес УМП «Светловская теплосеть» гарантийное письмо, в соответствии с которым спор, касающийся авансовых платежей по договору снабжения тепловой энергией № 17 от 01.09.2008, урегулирован.
    4.В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.
    4.1 01 сентября 2008 года УМП «Светловская теплосеть» и ОАО «Калининградская генерирующая компания» заключили договор снабжения тепловой энергией № 17 (далее - Договор), согласно которому тепловая энергия подается Заявителю через присоединенную сеть.
    Пункт 4.3 Договора содержит требование для Заявителя осуществлять внесение авансовых платежей за текущий месяц до 20 числа данного месяца в объеме 50 % от месячного отпуска тепловой энергии.
    Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ» (далее – Постановление № 294) авансовая форма расчетов не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно - строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75 процентов.
    4.2 Письмом от 19.02.2010 г. № 208/07 УМП «Светловская теплосеть» обратилось к ОАО «Калининградская генерирующая компания» с предложением о приведении заключенного договора в соответствие с действующим законодательством. ОАО «Калининградская генерирующая компания» письмом от 01.03.2010 № 241 был дан ответ, согласно которому сетевой компании необходимо представить документы, подтверждающие правомерность отнесения УМП «Светловская теплосеть» к категории организаций, указанных в п. 5 Постановления № 294.
    Письмом от 03.03.2010 № 243/07 УМП «Светловская теплосеть» представило указанные документы. Тем не менее, ОАО «Калининградская генерирующая компания» не предприняла соответствующих действий по приведению условий договора снабжения тепловой энергией от 01.09.2008 № 17 в соответствие с нормами, установленными Постановлением № 294.
    Результаты анализа представленных Заявителем документов за 2009 год, а именно: формы статотчетности «Сведения о снабжении теплоэнергией за 2009 год» (код по ОКУД 0609245), оборотные ведомости, счета-фактуры, справки о потреблении теплоэнергии и реестры потребителей услуг, акты к счетам-фактурам позволяют сделать вывод о необходимости и правомерности применения п. 5 вышеуказанного постановления по отношению к УМП «Светловская теплосеть».
    4.3.По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на розничном рынке тепловой энергии установлено доминирующее положение ОАО «Калининградская генерирующая компания» (с долей 100 %) в географических границах пролегания сетей, эксплуатируемых УМП «Светловская теплосеть».
    Также согласно сведениям Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Калининградской области от 03.11.2010 № 3771-7/2 в настоящее время отсутствует техническая возможность обеспечения тепловой энергией г. Светлого от иных теплоснабжающих организаций кроме ОАО «Калининградская генерирующая компания».
    4.4 Действия ОАО «Калининградская генерирующая компания», выраженные в отказе привести пункт 4.3. Договора снабжения тепловой энергией № 17 от 01.09.2008 в соответствие с нормами постановления Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ», являются ущемлением интересов УМП «Светловская теплосеть» и, как следствие, нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.Признать действия ОАО «Калининградская генерирующая компания», выразившиеся в отказе привести пункт 4.3. Договора снабжения тепловой энергией № 17 от 01.09.2008 г., заключенного с УМП «Светловская теплосеть», в соответствие с нормами постановления Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ», нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Выдать ОАО «Калининградская генерирующая компания» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
    3.Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, виновных в совершении нарушения антимонопольного законодательства, к административной ответственности.
    Председатель комиссии, заместитель руководителя Калининградского УФАС России
    О.Е.Балуев
    Члены комиссии: Начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
    О.А.Бессонова
    Старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России
    Т.В.Черных
    Ведущий специалист-эксперт правового отдела Калининградского УФАС России
    Е.Н.Ветёлкина

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.