Калининская область

Постановление от 11 ноября 2009 года

По делу № АМЗ-180адм2009
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
11 ноября 2009 года
    И.О.руководителя Управления ФАС Калининградского Управления Федеральной антимонопольной службы России Боброва О.А., материалы дела № 31/2009,
    рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-180адм2009, возбужденного по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в отношении
    ОАО «Северо-Западный Телеком» (ИНН 7808020593, г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 14/26)
    с участием представителя юридического лица - начальника службы правового обеспечения Калининградского филиала ОАО «СЗТ» Пивоварова Виталия Николаевича по доверенности № 35-08/626 от 17.12.2009 года,
    03.04.2009 г. в Калининградское УФАС России поступило заявление гражданки Меркуловой Г.П. на действия ОАО «Северо-Западный Телеком» и ООО «Связьинформ», в результате которых у нее отсутствует возможность с домашнего телефона (68-21-19) осуществлять звонки, на номера, начинающиеся на 70 и 71.
    Кроме того 09.04.2009 г. поступило обращение министра развития инфраструктуры Правительства Калининградской области Рольбинова А.С. (исх. №2386/1-24) о взаимном ограничении пропуска трафика ОАО «Северо-Западный Телеком» и ООО «Связьинформ», которое повлекло ограничение конкуренции на рынке местной телефонной связи и ущемление интересов абонентов вышеуказанных компаний.
    По данным фактам приказом антимонопольного органа от 27.04.2009 г. № 102 возбуждено дело № АМЗ-31/2009 по признакам нарушения ответчиком части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    22 сентября 2009 года решением комиссии Калининградского УФАС России действия ОАО «Северо-Западный Телеком», повлекшие нарушение устойчивости функционирования сети связи общего пользования и ущемление интересов абонентов, признаны нарушением Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «Северо-Западный Телеком» является субъектом естественной монополии на товарном рынке оказания услуг общедоступной электросвязи в границах своих сетей.
    В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    ОАО «Северо-Западный Телеком» осуществляет свою деятельность на территории Калининградской области в лице Калининградского филиала. Таким образом, положение ОАО «Северо-Западный Телеком» на товарном рынке оказания услуг общедоступной электросвязи на территории Калининградской области в границах своих сетей определяется как доминирующее.
    23 октября 2009 года главным государственным инспектором отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России Ким Т.С. вынесено определение о возбуждении дела № АМЗ-180адм/2009 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО «Северо-Западный Телеком» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьи 14.31 КоАП РФ. Указанным определением предприятию было предписано в трехдневный срок представить в Калининградское УФАС России следующие, необходимые для проведения расследования документы и сведения:
    - форма № 2 по ОКУД за 2008 г. (поквартально);
    - данные о суммарной выручке, полученной ОАО «Северо-Западный Телеком» за оказание услуг общедоступной электросвязи за 2008 год (без НДС);
    - данные о суммарной выручке, полученной ОАО «Северо-Западный Телеком» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2008 год (без НДС);
    - сумма уплаченного налога на добавленную стоимость и акциза в 2008 году;
    - полные фамилия, имя и отчество, место регистрации (жительства), должность лиц, виновных в недопущении в период с 05.02.2009 г. по 30.04.209 г. работников ООО «Связьинформ» к восстановлению средств связи указанного оператора, что привело к нарушению устойчивости функционирования сети связи общего пользования, ущемлению интересов абонентов и копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции (регламенты).
    На момент составления протокола об административном правонарушении (05.11.2009) запрошенная Определением № АМЗ-180адм/2009 от 23.10.2009 г. информация ОАО «Северо-Западный Телеком» представлена не в полном объеме. В частности, не представлены данные о месте регистрации (жительства) лица, виновного в недопущении в период с 05.02.2009 г. по 30.04.2009 г. работников ООО «Связьинформ» к восстановлению средств связи указанного оператора.
    Факт надлежащего уведомления законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается отметкой о получении и регистрации определения в книге входящей корреспонденции Калининградского филиала ОАО «Северо-Западный Телеком» за номером 5036/01-08 от 23.10.2009, а также явкой 05.11.2009, представителя по доверенности № 35-08/626 от 17.12.2009 года Пивоварова Виталия Николаевича – начальника службы правового обеспечения ОАО «СЗТ» Калининградского филиала на составление протокола об административном правонарушении.
    В объяснениях, данных 05 ноября 2009 года при составлении протокола, представитель ОАО «Северо-Западный Телеком» по доверенности Пивоваров В.Н. вину предприятия в совершении административного правонарушения не признал, указав, что основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют в связи с проведением административного разбирательства компетентным государственным органом в лице Роскомнадзора РФ, с вынесением соответствующего решения и предписания, которое было выполнено ОАО «СЗТ» в полном объеме.
    Определением от 06.11.2009 года рассмотрение дела было назначено на 9-00 11.11.2009.
    На рассмотрение дела явился представитель ОАО «Северо-Западный Телеком» по доверенности № 35-08/626 от 17.12.2009 года Пивоваров В.Н. – начальник службы правового обеспечения Калининградского филиала ОАО «СЗТ».
    Факт надлежащего уведомления законного представителя ОАО «Северо-Западный Телеком» о времени и месте рассмотрения дела подтверждается: отметкой о получении и регистрации определения в книге входящей корреспонденции Калининградского филиала ОАО «СЗТ» за номером 5259/01-08 от 06.11.2009.
    При рассмотрении материалов дела № АМЗ-180адм2009 об административном правонарушении представитель юридического лица по доверенности - Пивоваров В.Н. вину ОАО «СЗТ» в совершении административного правонарушения не признала, указав, что действия ОАО «СЗТ» не содержат состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.31. КоАП РФ, в качестве доказательства представив решение арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2009 по делу № А40-83730/09-92-552. Пояснил также, что в ходе разбирательства Роскомнадзор РФ постановлений по привлечению предприятия к административной ответственности не принимал.
    Заслушав представителя ОАО «Северо-Западный Телеком» по доверенности № 35-08/626 от 17.12.2009 года Пивоварова В.Н., изучив материалы административного дела и материалы антимонопольного дела № АМЗ-31/2009, нахожу вину ОАО «Северо-Западный Телеком» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, исходя при этом из следующего:
    1.Статьей 1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплены задачи законодательства об административных правонарушениях: «…защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений».
    2.В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
    3.Статья 1.7. КоАП РФ в части 1 предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
    Часть 2 указанной статьи указывает: «Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено».
    Таким образом, подлежит применению редакция КоАП РФ, действовавшая на момент совершения правонарушения – с изменениями, внесенными Федеральными законами от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 09.02.2009 N 3-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ.
    4.Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    5.В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    6.Статьей 37 Закона РФ «О защите конкуренции» предусматривается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих организаций и их должностных лиц.
    7.Доминирующим признается и положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 ст. 5 Федерального закона № 135 от 26.07.2006. «О защите конкуренции»).
    8.Статьей 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 19.07.1995. «О естественных монополиях» оказание услуг общедоступной электросвязи является естественно монопольным видом деятельности, следовательно, хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является монополистом в предоставлении определенных услуг. Услуга по общедоступной электросвязи к сфере деятельности субъектов естественной монополии является основным видом деятельности ОАО «Северо-Западный Телеком», следовательно, ОАО «Северо-Западный Телеком» - доминирующий хозяйствующий субъект на товарном рынке оказания услуг общедоступной электросвязи в границах своих сетей г. Калининграда.
    9.Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено: «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей».
    10.Факт совершения правонарушения ОАО «Северо-Западный Телеком» подтверждается:
    - заявлением гражданки Меркуловой Г.П. на действия ОАО «Северо-Западный Телеком» и ООО «Связьинформ»;
    - письмом министра развития инфраструктуры Правительства Калининградской области Рольбинова А.С. №2386/1-24 от 09.04.2009 г.;
    - решением Комиссии от 30.04.2009 по делу № АМЗ-31/2009 по нарушению ОАО «Северо-Западный Телеком» антимонопольного законодательства и материалами дела № АМЗ-31/2009 г.;
    - протоколом об административном правонарушении № АМЗ-180адм/2009 от 05 ноября 2009 года, а также другими материалами административного дела.
    11.Оценивая собранные по делу доказательства, считаю действия ОАО «Северо-Западный Телеком» на момент совершения верно квалифицированными по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как совершение действий, «…признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации», то есть частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006. «О защите конкуренции».
    Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, форму вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.
    Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, оно ущемляет интересы потребителей услуг как ОАО «Северо-Западный Телеком», так и ООО «Связьинформ», а также привело к нарушению целостности сети связи общего пользования и устойчивости ее функционирования в период с 05.02.2009 по 30.04.2009.
    О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и размер санкции, предусмотренной законом за данное нарушение, подтверждающий, что законодателем данное нарушение отнесено к значительным. Поэтому, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваю.
    В соответствии со ст. 4.3 и ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отягчающих и смягчающих вину обстоятельств - не установлено.
    На основании изложенных обстоятельств и учитывая положения ст. 1.7 КоАП РФ административное наказание ОАО «Северо-Западный Телеком» должно быть установлено в пределах санкций ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    При этом размер выручки определяется в соответствии со ст. ст. 248 – 249, 271 НК РФ, а исчисление срока получения выручки, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 3.5 КоАП РФ.
    Выручка, полученная ОАО «Северо-Западный Телеком» от реализации услуг на товарном рынке общедоступной электросвязи в географических границах г. Калининграда за 2008 год составила 293 808 822,6 рублей. Совокупная выручка от реализации товаров, работ, услуг за 2008 год (без НДС) составила 1 318 276 000 рублей. Выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
    Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
    1.Признать ОАО «Северо-Западный Телеком» (ИНН 7808020593, г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 14/26) виновным в совершении в период с 05.02.2009 по 30.04.2009 административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
    2.Назначить наказание ОАО «Северо-Западный Телеком» в виде административного штрафа в размере 0,01 процента размера выручки правонарушителя от реализации услуг на товарном рынке общедоступной электросвязи в географических границах г. Калининграда - в сумме 2 938 088,23 (двух миллионов девятисот тридцати восьми тысяч восьмидесяти восьми рублей 23 копеек) рублей.
    Согласно п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
    В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
    Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
    В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ОАО «Северо-Западный Телеком» надлежит представить в Калининградское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
    Согласно п. 5 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
    Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
    Федеральный бюджет
    Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001 ОКАТО 27401000000
    УФК по Калининградской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области)
    Банк получателя:
    ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
    БИК: 042748001 р/с. № 40101810000000010002
    Назначение платежа: КБК 161 116 02 01 001 0000 140 – штраф за нарушение антимонопольного законодательства
    Заместитель руководителя
    О.А.Боброва