Калининская область

Решение от 07 октября 2010 года

По делу № АМЗ-65/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
07 октября 2010 года
    Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2010 года.
    В полном объеме решение изготовлено 07 октября 2010 года.
    Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
    председателя Комиссии:
    И.С. Арефьевой – руководителя Калининградского УФАС России,
    членов комиссии:
    О.А. Бобровой — заместителя руководителя Калининградского УФАС России,
    О.А. Бессоновой — начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    Н.С. Егоровой – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    Д.Н. Хамдамова — главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    при участии представителей ФГУП ГТК «РОССИЯ» Г., З., В.,
    рассмотрев дело № АМЗ-65/2010 по признакам нарушения ФГУП ГТК «РОССИЯ» (г. Санкт - Петербург, ул. Пилотов, д.18, корп. 4; ИНН 7732004197, далее – Ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции),
    В соответствии с п. 3.1 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ № 447 от 25 декабря 2007 года основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в том числе являются сообщения средств массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
    В средствах массовой информации, а также во время проведения 20 марта и 26 июня 2010 года телемоста с губернатором Калининградской области, неоднократно имел место вопрос о завышенной, по мнению населения Калининградской области, стоимости авиабилетов в г.Санкт-Петербург.
    В результате проведенного Управлением анализа рынка услуг авиаперевозок по направлению Калининград — Санкт-Петербург — Калининград доминирующим было признано положение ФГУП ГТК «РОССИЯ».
    Как следует из информации, представленной ФГУП ГТК «РОССИЯ», минимальная цена на авиабилет в период с января 2009 года по 14 марта 2010 года составляла 2900 рублей, максимальная - 11500 рублей, в период с 15 марта 2010 года минимальный тариф — 3150 рублей, максимальный — 12000 рублей. При этом в период с 15.03.2010 года по 31.05.2010 года цены на авиабилеты по направлению Калининград - Санкт-Петербург - Калининград не изменялись. Как следовало из сообщений средств массовой информации с мая 2010 года приобрести авиабилеты по направлению в г. Санкт-Петербург и обратно по «дешевым» тарифным кодам не представлялось возможным.
    Приказом Калининградского УФАС России № 163 от 29.06.2010 года было возбуждено дело № АМЗ-65/2010 по признакам нарушения ФГУП ГТК «РОССИЯ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Определением от 29.06.2010 года о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемом комиссией вопросу были привлечены Правительство Калининградской области и Уполномоченный по правам человека в Калининградской области. Определением об отложении рассмотрения дела от 05.07.2010 года к участию в деле в качестве лица, содействующего рассмотрению делу, была привлечена Ассоциация предприятий индустрии туризма Калининградской области.
    Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения дела № АМЗ-65/2010 в адрес Калининградского УФАС России, а также из ФАС России и Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, поступали заявления граждан. В частности, 03.08.2010 года поступило заявление гр. А., суть которого заключается в следующем. Гражданин А. в силу особенностей своей трудовой деятельности как юриста вынужден постоянно выезжать в служебные командировки в разные города РФ, пользуясь при этом услугами авиаперевозчиков. Роль авиатранспорта в сообщении между Калининградом и Санкт-Петербургом значительно возросла после присоединения прибалтийских стран к шенгенскому соглашению. Летний период является наиболее востребованным для потребителей, в связи с чем, по мнению заявителя, авиакомпании, пользуясь повышением спроса на авиаперевозки, значительно повысили их стоимость, тем самым ущемляя интересы авиапассажиров.
    Также 30.08.2010 г. из ФАС России поступили обращения граждан К., Д., 31.08.2010 г. заявление гр. Т. Суть указанных заявлений аналогична заявлению гр. А., кроме того гр. К. интересовал вопрос об основаниях, по которым стоимость авиабилета за два месяца до вылета в 2-3 раза ниже стоимости авиабилета, приобретаемого за несколько дней до вылета при одинаковом уровне и объеме услуги.
    Позиция Министерства промышленности Калининградской области.
    В июне и июле 2010 года в Министерство промышленности стала поступать информация от владельцев гостиниц, особенно расположенных в курортных городах области, об участившихся случаях отказов от заранее забронированных номеров в связи с чрезвычайно возросшей стоимостью авиабилетов в Калининград.
    Так как преимущественно индивидуальными туристами являются жители Москвы и Санкт-Петербурга, а именно на этих направлениях многократно увеличилась стоимость авиаперелета, то многие отели приводили сведения об уровне снижения индивидуальных бронирований от 10 до 50%. Ситуация стабилизировалась только в августе, но это было связано с чрезвычайной экологической ситуацией — высокой температурой и пожарами в Москве и Московской области.
    Транспортная недоступность региона является главным сдерживающим фактором для интенсивного развития туризма в Калининградской области, она характеризуется:
    - неустойчивостью транспортного сообщения - недостатком прямых рейсов в регионы России и европейские страны,
    - дефицитом авиабилетов по доступным ценам в высокий сезон,
    - ограничениями при оформлении железнодорожных билетов (обязательное наличие заграничного паспорта, необходимость личного присутствия при приобретении билета, ожидание подтверждения возможности проезда по территории Литовской республики).
    Проблема особенно актуальна на фоне укрепления туристических позиций приграничных регионов Литовской республики и республики Польша с получением значительных конкурентных преимуществ в доступности территории для туристов из стран Европы, таких как безвизовое пространство и наличие большого количества низкобюджетных авиаперевозчиков.
    Позиция Департамента развития транспортного комплекса и дорожной деятельности Министерства развития инфраструктуры Калининградской области.
    Правительство Калининградской области обеспокоено сложившейся ситуацией, связанной со стоимостью авиабилетов из Калининграда в Санкт-Петербург и Москву. В результате проведенного мониторинга было установлено, что почти половина пассажиров, осуществляющих авиаперелеты в Москву и Санкт-Петербург являются жителями Калининградской области. Департамент считает, что цены на авиабилеты завышены. По предварительным выводам специалистов Департамента развития транспортного комплекса и дорожной деятельности Министерства развития инфраструктуры Калининградской области «справедливая» цена авиаперевозки должна составлять около 3,5-4 тысяч рублей.
    В связи с установленными авиаперевозчиками высокими тарифами на авиабилеты Правительство Калининградской области обратилось в Правительство Российской Федерации с просьбой о введении дополнительных рейсов из Калининграда в Москву и Санкт-Петербург, а также о субсидировании авиаперевозок на указанных маршрутах для жителей Калининградской области.
    ФГУП ГТК «РОССИЯ» с июля 2010 года установлен социальный тариф для перевозки жителей Калининградской области в размере 3900 рублей при ограничении до 30 количества реализуемых по указанной цене билетов на каждый рейс.
    Позиция Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
    Географические особенности Калининградской области обуславливают необходимость обязательного наличия заграничного паспорта при осуществлении перевозки железнодорожным транспортом, а в случае использования автомобильного транспорта также необходима виза, некоторые жители области вообще ограничены в возможности получения загранпаспортов в силу служебного статуса - военнослужащие. При этом, при осуществлении авиаперелета требуется только наличие внутреннего гражданского паспорта. С наступлением сезона летних отпусков авиакомпании значительно повысили стоимость авиабилетов в направлении Санкт-Петербурга и Москвы. Таким образом, возможности и права жителей Калининградской области, не имеющих заграничных паспортов и виз, в силу высокой стоимости авиабилетов в случае необходимости присутствия на основной территории РФ, в тои числе Санкт-Петербурге и Москве, могут быть ограничены. Необходимость присутствия на территории т. н. «большой России» может быть вызвана разными причинами: отдых, командировки, визиты к родственникам, прохождение лечения, похороны и т. д.
    Позиция представителя Ассоциация предприятий индустрии туризма Калининградской области.
    Из-за географического положения Калининградской области проезд по направлению Калининград - Санкт-Петербург - Калининград проходит по территории иностранных государств, пересечение границ которых требует обязательного наличия заграничного паспорта при осуществлении поездки железнодорожным транспортом, а в случае осуществления поездки автомобильным транспортом еще необходимо наличие визы. Стоимость авиабилетов до Калининграда сравнима со стоимостью 10-дневного отдыха в Турции по системе «все включено» или полета в Лондон туда - обратно. Это вопрос доступности и привлекательности региона для туристов. Кроме того, сотрудниками туристических компаний при осуществлении бронирования авиабилетов было замечено, что продажа билетов по более «дешевым» тарифным кодам «закрыта».
    Существо дела в изложении Ответчика.
    Тарифы ФГУП «ГТК «Россия», существенно не изменились при сравнении периодов наибольшей конкуренции на рынке (2008-2009 гг.) и наименьшей конкуренции (2010 г.), что свидетельствует об отсутствии злоупотребления авиакомпанией своим доминирующим положением.
    В период 2009-2010 гг. количество авиакомпаний, выполняющих полеты между Санкт-Петербургом и Калининградом, изменялось. Так в течение 2009 г. и до апреля 2010 г. эксплуатация производилась тремя авиаперевозчиками - ГТК «Россия» (14-20 рейсов в неделю). «Ютэйр» (7 рейсов в неделю), «КД авиа» (до сентября 2009 г - 7 рейсов в неделю) и «Аэрофлот-РА» (с сентября 2009 г. - 7 рейсов в неделю). С апреля 2010 г. до настоящего времени - двумя (ГТК «Россия» - 21-25 рейсов в неделю, «Ютэйр» - 3 рейса в неделю). В тоже время сведения об уровнях тарифов демонстрируют, что по отношению к январю 2009 г, среднеарифметический рост прямых тарифов составил не более 4,5%
    Основная часть билетов продается в сегменте низких и средних тарифов. Средняя стоимость тарифа для пассажира сопоставима со стоимостью железнодорожной перевозки.
    Доля дешевых и средних тарифов (условные понятия) в несколько раз выше, чем доля высоких тарифов.
    В коммерческой деятельности любого авиапредприятия используется такой показатель, как «средняя доходная ставка», который отражает фактическую среднюю цену тарифа и характеризует соотношение спроса и предложения. В 2008, 2009 и первом полугодии 2010 гг. средняя доходная ставка авиакомпании соответственно составила 3570, 3476 и 2878 рублей. Представители Ответчика указали дополнительно на тенденцию к снижению средней доходной ставки, которая прежде всего, связана с увеличением доли продаж по низким тарифам, в том числе, рекламным, которые вводятся для активизации спроса, и трансферным. Так, в первом полугодии 2010 г. более 65 % пассажиров были провезены по средней цене авиабилета около 3003 рублей, в том числе, в июне месяце 43% пассажиров по цене 2707 рублей Представители указали, что приведенные в примере стоимости авиаперевозки ниже цены купейного железнодорожного билета между Санкт-Петербургом и Калининградом на 14-20%. Считают, что метод сравнения стоимости авиа- и ж/д перевозок не является объективным, в силу несопоставимости видов и объемов затрат предприятия воздушного транспорта и ОАО «РЖД».
    Приведенные данные свидетельствуют о том, что вопреки благоприятно изменившейся для ФГУП «ГТК «Россия» конкурентной среде, тарифная политика не поменялась и продолжает быть ориентированной на социальную ответственность.
    При определении рентабельности перевозок необходимо учитывать фактор сезонности, который обязывает подводить финансовый итог исключительно по завершению годового периода. Финансовым итогом последних годовых периодов (2008 и 2009 гг.) явился убыток от эксплуатации линии Санкт-Петербург-Калининград-Санкт-Петербург в значительном размере.
    Сезонный характер формирования пассажиропотока на воздушной линии Санкт-Петербург - Калининград не позволяет в зимние, осенние и весенние месяцы осуществлять рентабельную эксплуатацию маршрута.
    Сезонность авиаперевозок является объективным фактором, связанным с летним сезоном отпусков. Так, в летний период количество перевезенных пассажиров более чем в два раза превышает количество пассажиров, перевезенных в зимние месяцы.
    Указанная динамика подтверждает объективность такой политики продаж, при которой авиакомпания путем управления доходами (открытия/ закрытия определенных уровней тарифов) пытается доходами от летних месяцев покрыть убытки от нерентабельных осенних, весенних и зимних месяцев. Несмотря на это, среднегодовой показатель рентабельности составил в 2008 г. (-)16%, в 2009 г. (-) 25%, в первом полугодии 2010 г. (-) 20%. Положительного финансового результата не удалось достичь и по суммарным показателям семи месяцев текущего года
    Снижение расходов в зимние месяцы (в целях достижения таким способом положительных показателей рентабельности) или прекращение на этот период эксплуатации линии невозможно. В первую очередь это связано с тем, что на каждое воздушное судно, независимо от факта его эксплуатации, продолжают начисляться лизинговые платежи.
    Дополнительным подтверждением тому, что рентабельность авиапредприятий рассчитывается в рамках именно годового периода является "Временный порядок установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях" (утв. Роскомцен N 01-55/306-15, Минтрансом РФ N 1-ц 19.02 1993, зарегистрировано в Минюсте РФ 09 04.1993 N 221), в соответствии с пунктом 5 которого «фактическая рентабельность пассажирских перевозок не должна превышать 20 процентов к себестоимости в целом по авиапредприятию по итогам работы за год».
    Практика управления доходами, при которой могут открываться и закрываться разные тарифы, а также устанавливаться разные размеры тарифов при одинаковых условиях перевозки, прямо предусмотрена пунктом 15 приказа Министерства транспорта от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».
    Расходы авиакомпании, включаемые в тариф, являются исключительно производственными и связанными с организацией и выполнением воздушных перевозок. Указанные расходы не имеют большого потенциала для снижения (экономии), что не позволяет снизить себестоимость рейса до того уровня, при котором он мог бы являться рентабельным при низкой цене на билет. Это объясняется тем, что такие расходы являются необходимыми и обычными для любой авиакомпании (т.е. от них невозможно отказаться), а также вследствие того что размер основных видов расходов (услуга по заправке ГСМ, стоимость топлива, аэропортовые и аэронавигационные сборы) являются результатом цен, которые регистрируются и контролируются уполномоченной государством организацией - Центром расписания и тарифов (подразделением Транспортной клиринговой палаты). Несмотря на это, ФГУП ГТК «РОССИЯ» предпринимает все возможные меры для снижения себестоимости своих услуг, что подтверждается представленными документами о проведении мероприятий по экономии расходов и получению дополнительных доходов.
    Управление классами бронирования осуществляется при помощи специализированного программного продукта Rembrandt. Решение о внедрении программного продукта Rembrandt было принято в рамках стратегического развития авиакомпании, направленного на повышение эффективности производственно - коммерческой деятельности.
    Программа управления доходами Profitline/Yeld Rembrandt, разработанная компанией Lufthansa Systems, предназначена для управления классами бронирования на рейсах с учетом накопленной статистики за предыдущие периоды и прогнозируемой загрузки с целью получения максимального дохода на рейсе.
    Вычисляемые системой уровни продажи в тех или иных классах бронирования отгружаются ежедневно в систему бронирования Amadeus автоматически.
    Во время работы «ночного» пакета, система бронирования Amadeus посылает файл с данными в АСУД Rembrandt, в котором содержится последняя информация по бронированию. На основании полученной информации АСУД пересчитывает оптимальные ограничения на классы бронирования и записывает полученные результаты в собственную базу данных. Для определения количества доступных мест по классам бронирования строится прогноз по каждому классу на основе статистики по классам в прошлом году и динамики продажи по классам аналогичных рейсов в текущем периоде и текущей ситуации по бронированию. Исходя из спроса по классу и тарифа класса, с помощью оптимизационной математической модели определяется количество доступных мест в каждом классе, обеспечивающее максимальный доход от рейса.
    Для рейсов, отмеченных оператором для автоматического управления, рассчитанные ограничения по классам бронирования устанавливаются в системе бронирования сразу после пересчета. Рейсы, на которых пометки нет, не изменяются в системе бронирования до момента пока специалист не примет решение относительно ограничений по кодам бронирования и не «отгрузит» ограничения в ручном режиме.
    Для повышения доходности рейсов и обеспечения максимальной пассажирской загрузки оператор может вручную корректировать прогноз установки ограничений на классы бронирования и устанавливать правила для расчета ограничений определенных классов в соответствии с коммерческой политикой авиакомпании, таких как принудительное открытие или закрытие класса.
    Управление программой Rembrandt, в том числе и ручное вмешательство с целью более эффективного перераспределения мест между классами бронирования, производится в соответствии с руководством пользователя Profitline/Yeld Rembrandt User Guide.
    Правительство РФ, учитывая ограниченный платежеспособный спрос жителей РФ и понимая реальную себестоимость воздушных перевозок, с 2009 года решает вопросы по обеспечению доступности авиаперевозок путем субсидирования перевозок социально значимых групп населения (например, для жителей Дальневосточного федерального округа). Также рассматривается возможность включения маршрута Калининград - Санкт-Петербург - Калининград в число субсидируемых, и ФАВТ проводит активные консультации по проработке поставленной задачи с авиаперевозчиками, выполняющими полеты в Калининград. ФГУП «ГТК «Россия» уже располагает опытом работы по обеспечению доступности авиаперевозки для жителей Хабаровска и Петропавловска-Камчатского и принимает участие в формировании позиции ФАВТ по новым программам.
    ФГУП «ГТК «Россия» всегда отвечало на просьбы Правительства РФ и администрации Калининградской области, и, начиная с 2004 года, участвовала в реализации льготного режима авиаперевозок менее защищенной категории жителей Калининграда и Калининградской области, применяя «социальные» тарифы. В настоящее время, независимо от решения вопроса о субсидиях при полетах в Калининград, ГТК «Россия» в одностороннем порядке выделила на каждом рейсе квоту 30 мест по социальному тарифу KSOCIAL 3900 рублей. Только в течение июля льготой воспользовалось более 500 жителей Калининградской области.
    ФГУП «ГТК «Россия» планомерно реализует действия, направленные на снижение себестоимости выполнения рейсов, в том числе, по маршруту Санкт-Петербург-Калининград и обратно.
    В рамках указанных действий были проведены мероприятия по сокращению расходов на осуществление представительских функций за пределами г Санкт-Петербург, откорректирована численность сотрудников авиакомпании, были направлены обращения в аэропорты, поставщикам ГСМ, в лизинговые компании о предоставлении скидок.
    Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
    1.Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
    В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
    В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в том числе осуществляет полномочия по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
    В рамках рассмотрения дела № АМЗ-65/2010 было проведено исследование конкурентной среды рынка пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург– Калининград, по результатам которого был составлен аналитический отчет от 23.09.2010 года. При анализе структуры рынка было выявлено всего 3 хозяйствующих субъекта, осуществлявших деятельность на исследованном рынке. При этом было установлено, что на рынке доминирует один хозяйствующий субъект - ФГУП ГТК «Россия», доля которого в 1 п/г 2010 года на рынке авиаперевозок по направлению Калининград - Санкт- Петербург составила 84,15 %, по направлению Санкт-Петербург — Калининград в 1 п/г 2010 года составила 83,67 %.
    Таким образом, на ФГУП ГТК «РОССИЯ» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции.
    2.В соответствии с ч. 3 ст. 64 Воздушного кодекса плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.
    В соответствии с пп. 14-18 приказа Министерства транспорта РФ № 155 от 25.09.2008 года «Об утверждении правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия применения тарифа, при этом условия применения тарифа описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке. Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы и/или условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком. В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.
    Как следует из представленной информации, ФГУП ГТК «РОССИЯ» устанавливает различные тарифы за услугу авиаперевозки пассажиров по маршруту Калининград - Санкт-Петербург и Санкт-Петербург-Калининград. Авиабилеты, реализуемые по разным тарифам, зависящим от класса бронирования, отличаются сроками и наличием либо отсутствием штрафных санкций за одностороннее расторжение договора или изменение его условий по инициативе потребителя (пассажира). Так, в ФГУП ГТК «РОССИЯ» установлены следующие группы тарифов (классы бронирования):
    - тарифы С- («бизнес-класс»), D- («бизнес- класс»), Y- («универсальный эконом»), классы бронирования С, D, Y,
    - тарифы M- («универсальный эконом»), K- («универсальный эконом»), классы бронирования M, K,
    - тарифы LEX- («гибкий эконом»), TEX- («Гибкий эконом»), классы бронирования L, T,
    - тарифы VPX- («Оптимальный эконом»), QPX- («Оптимальный эконом»), классы бронирования V, Q,
    - тарифы USX- («популярный эконом»), SSX- («популярный эконом»), классы бронирования U, S,
    - для групповых перевозок -GGV10-, класс бронирования G,
    - трансферные тарифы ZEX-, HPS-, XSX-, классы бронирования Z, H, X,
    - для перевозки военнослужащих МО РФ, код бронирования – А.
    На протяжении 1 полугодия 2010 года в ФГУП ГТК «РОССИЯ» были установлены следующие тарифы в зависимости от класса бронирования:
    Таблица №1.
  1. класс бронирования Тариф в 2010 году, руб.
    январь февраль март апрель май июнь
    C 11500 11500 11500 11900 11900 11900
    D 10500 10500 10500 10000 10000 10000
    Y 8200 8200 8200 7700 7700 7700
    M 6700 6700 6700 7100 7100 7100
    K 6100 6100 6100 6500 6500 6500
    L 5500 5500 5500 5900 5900 5900
    T 4900 4900 4900 5300 5300 5300
    V 4300 4300 4300 4700 4700 4700
    Q 3700 3700 3700 4100 4100 4100
    S 3300 3300 3300 3700 3700 3700
    U 2900 2900 2900 3300 3300 3300
  2. Как видно из вышеприведенной таблицы, установленные ФГУП ГТК «РОССИЯ» тарифы на протяжении 1 полугодия 2010 года изменились только один раз в апреле 2010 года. При этом тарифы изменились следующим образом:
    Таблица №2.
  3. Класс бронирования C D Y M K L T V Q S U
    Изменение цены в апреле по отношению к январю 2010 года, % 103,5 95,2 93,9 106 106,6 107,3 108,2 109,3 110,8 112,1 113,8
  4. Как видно из вышеприведенной таблицы уровень тарифов в апреле 2010 года незначительно изменился (от 3,5% до 13,8%), при этом по некоторым классам (D, Y) бронирования произошло снижение тарифов.
    Управление классами бронирования в ФГУП ГТК «РОССИЯ» осуществляется при помощи специализированного программного продукта Rembrandt. Программа управления доходами Profitline/Yeld Rembrandt предназначена для управления классами бронирования на рейсах с учетом накопленной статистики за предыдущие периоды и прогнозируемой загрузки с целью получения максимального дохода на рейсе. Для рейсов, отмеченных оператором для автоматического управления, рассчитанные ограничения по классам бронирования устанавливаются в системе бронирования сразу после пересчета. Рейсы, на которых указанная пометка отсутствует, тарифы в системе бронирования не изменяются до момента принятия специалистом решения относительно введения ограничений по кодам бронирования и он не осуществит «отгрузку» ограничения в ручном режиме. Для повышения доходности рейсов и обеспечения максимальной пассажирской загрузки оператор может вручную корректировать прогноз установки ограничений на классы бронирования и устанавливать правила для расчета ограничений определенных классов в соответствии с коммерческой политикой авиакомпании, таких как принудительное открытие или закрытие класса.
    Таким образом, в соответствии с представленной ФГУП ГТК «РОССИЯ» информацией, авиакомпания целенаправленно устанавливает квоты (количественные ограничения продажи авиабилетов, вводимые на определенный период времени) мест на каждый авиарейс по определенному тарифному коду (классу бронирования). Квота мест по каждому коду устанавливается исходя из задач обеспечения безубыточности рейса. Таким образом, авиаперевозчик, по существу, заранее, вне зависимости от потребностей пассажиров, устанавливает доли мест, различных по тарифам, по срокам и условиям изменения/расторжения договоров перевозки пассажиров на конкретном рейсе. При исчерпании квоты договоров, предусматривающих более низкий уровень тарифа и более жесткие условия его применения, авиаперевозчик начинает продажу билетов по более высоким тарифам без учета заинтересованности клиентов в соответствующих данным кодам условиях договора - более длительном сроке действия билетов, возможности возврата билета и изменения даты вылета без штрафных санкций. При этом потребители, приобретающие билет в последние дни перед вылетом, как правило, не нуждаются в данных условиях, так как могут планировать поездку со значительно большей степенью определенности, чем пассажиры, приобретающие авиабилеты заранее, за большее время до даты предполагаемого вылета. Кроме того, в круг потребителей, приобретающих билеты в последние дни перед рейсом, входят категории, которые имеют более низкую ценовую эластичность спроса (спрос на услугу не столь существенно снижается при росте цены), чем потребители, приобретающие авиабилеты за много дней до вылета, а именно, потребители, у которых возникла срочная потребность в получении услуги авиаперевозки в связи с чрезвычайными обстоятельствами личного характера, и лица, совершающие срочные деловые поездки. Таким образом, применяемая ФГУП ГТК «РОССИЯ» система установления квот продажи авиабилетов по различным тарифным кодам приводит к сегментации круга потребителей и навязыванию им условий перевозки, в которых они не заинтересованы.
    В первом полугодии 2010 года количество перевезенных пассажиров, за исключением пассажиров, перевезенных по групповым, трансферным тарифам и тарифам, установленным для перевозки военнослужащих МО РФ, в разрезе классов бронирования по отношению к общему количеству пассажиров, перевезенных по вышеуказанным тарифам, распределилось следующим образом:
    Таблица № 3.
  5. Класс бронирования Месяц 2010 года
    Январь февраль март апрель май Июнь
    Кол-во пассажиров % Кол-во пассажиров % Кол-во пассажиров % Кол-во пассажиров % Кол-во пассажиров % Кол-во пассажиров %
    C 36 0,5 66 0,9 73 0,8 113 0,9 105 0,8 153 1,1
    D 80 1,1 93 1,3 116 1,3 165 1,3 173 1,3 247 1,7
    Y 89 1,2 64 0,9 50 0,5 324 2,5 506 3,8 2400 16,7
    M 294 3,9 141 2,0 314 3,4 337 2,6 546 4,0 1026 7,1
    K 108 1,4 38 0,5 60 0,7 180 1,4 145 1,1 1223 8,5
    L 109 1,4 44 0,6 35 0,4 69 0,5 144 1,1 1118 7,8
    T 380 5,0 125 1,8 80 0,9 149 1,1 408 3,0 2433 16,9
    V 776 10,2 361 5,1 383 4,2 1385 10,6 3410 25,3 2432 16,9
    Q 1561 20,5 1180 16,8 1247 13,5 3560 27,3 4123 30,6 1549 10,8
    S 2377 31,2 2222 31,6 2567 27,8 2171 16,6 2269 16,8 863 6,0
    U 1806 23,7 2689 38,3 4302 46,6 4605 35,3 1658 12,3 921 6,4
    Итого 7616 100 7023 100 9227 100 13058 100 13487 100 14365 100
  6. Как следует из информации, представленной Ответчиком, занятость кресел на рейсах по маршруту Санкт-Петербург – Калининград - Санкт-Петербург в январе 2010 года составляла 51% от общего количества мест в воздушном судне, в феврале — 52%, в марте — 54%, в апреле — 73%, в мае — 81% и в июне 2010 года 87%. Таким образом, с апреля 2010 года наблюдается увеличение пассажиропотока по направлению Санкт-Петербург - Калининград- Санкт-Петербург (далее – период январь-февраль 2010 года – период «меньшего спроса», период апрель-июнь 2010 года – период «большего спроса»). Следует отметить, что период большего спроса, как правило, совпадает с периодом отпусков и праздников.
    Как видно из вышеприведенной таблицы, в период меньшего спроса (январь-март 2010 года) большее количество билетов реализовывалось по более «дешевым» тарифным кодам. Так, количество реализованных билетов в 2010 году составляло:
    - по классу бронирования S (тариф 3700 руб.) 31,2% в январе, 31,6% в феврале, 27,8% в марте,
    - по тарифному коду U (тариф 3300 руб.) 23,7% в январе, 38,29% в феврале, 46,6% в марте 2010 года.
    При этом количество реализованных по более «дорогим» тарифным кодам билетов от общего количества реализованных билетов в период т.н. «меньшего спроса» («низкого сезона») 2010 года составляло:
    - по классу бронирования Y (тариф 7700 руб.) в январе 1,2%, 0,9% в феврале, 0,5% в марте,
    - по классу бронирования М (тариф 7100 руб.) в январе 3,9%, в феврале - 2%, в марте - 3,4%,
    - по классу бронирования К (тариф 6500руб.) в январе 1,4%, в феврале 0,5%, в марте 0,7%,
    - по классу бронирования L (тариф 5900 руб.) в январе 1,4%, в феврале 0,6%, в марте 0,4%,
    - по классу бронирования Т (тариф 5300 руб.) в январе 5%, в феврале 1,8%, в марте 0,9%,
    - по классу бронирования V (тариф 4700 руб.) в январе 10,2%, в феврале 5,1%, в марте 4,2%.
    В период большего спроса (апрель-июнь 2010 года) большее количество билетов реализовывалось по более дорогим тарифным кодам, так количество реализованных билетов составляло:
    - по классу бронирования Y (тариф 7700 руб.) в апреле 2,5%, 3,75% в мае, 16,7% в июне,
    - по классу бронирования М (тариф 7100 руб.) 4% в мае, 7,1% в июне,
    - по классу бронирования К (тариф 6500руб.) в июне 8%,
    - по классу бронирования L (тариф 5900 руб.) в 7,8% в мае,
    - по классу бронирования Т (тариф 5300 руб.) в мае 16,94%,
    - по классу бронирования V (тариф 4700 руб.) в апреле 10,6%, в мае 25,3%, в июне 16,9%.
    При этом количество реализованных по более «дешевым» тарифным кодам билетов от общего количества реализованных билетов в период т.н. «большего спроса» («высокого сезона») 2010 года составляло:
    - по классу бронирования S (тариф 3700 руб.) 16,6% в апреле 2010 года, 16, 8% в мае, 6% в июне,
    - по тарифному коду U (тариф 3300 руб.) 35,3% в апреле, 12,3% в мае, 6,4% в июне.
    Таким образом, повышение платы за услугу авиаперевозки по направлению Калининград-Санкт-Петербург и Санкт-Петербург- Калининград для конечного потребителя происходило за счет перераспределения квот реализации билетов по различным тарифным кодам, а именно путем увеличения в период большего спроса (апрель-март 2010 года) количества предлагаемых билетов по более дорогим тарифам (в зависимости от класса бронирования) при одновременном уменьшении количества предлагаемых билетов по более дешевым тарифам (в зависимости от класса бронирования).
    У заявителей по данному делу, в частности у гр. Андреева А.В., осуществляющего авиаперелеты в связи с осуществлением служебной деятельности, в силу осведомленности о точных датах необходимости нахождения, например, в г. Санкт-Петербург, не имелось намерений менять дату вылету либо возвращать билет. Потребители были лишены альтернативной возможности приобрести услугу авиаперевозки и отказаться от неё и вынуждены были приобретать билеты по более высоким тарифным кодам, которые реализовывал авиаперевозчик.
    Существовавшее в ФГУП ГТК «РОССИЯ» установление по направлению Санкт-Петербург-Калининград и Калининград-Санкт-Петербург квот предлагаемых к продаже авиабилетов, а именно увеличение в период большего спроса (апрель-июнь 2010 года) количества предлагаемых билетов по более дорогим тарифам (в зависимости от класса бронирования) при одновременном уменьшении количества предлагаемых билетов по более дешевым тарифам (в зависимости от класса бронирования), в то время как в период меньшего спроса (январь-март 2010 года) предлагалось к продаже большее количество билетов по более дешевым тарифам представляет собой перекрестное субсидирование услуг, оказанных одной группе потребителей (пассажиров, пользовавшихся услугами компании в период января-марта 2010 года) за счет другой группы потребителей (пассажиров, воспользовавшихся услугами авиаперевозок в период апрель-июнь 2010 года). Данная система установления квот предлагаемых к продаже авиабилетов по направлению Санкт-Петербург-Калининград и Калининград-Санкт-Петербург привела к ущемлению интересов физических и юридических лиц, воспользовавшихся услугами ФГУП ГТК «РОССИЯ» в апреле-июне 2010 года.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    1.Признать ФГУП «ГТК «РОССИЯ» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке пассажирских авиаперевозок по направлению Калининград-Санкт-Петербург, Санкт-Петербург - Калининград, выразившегося в ущемлении интересов других лиц.
    2.Выдать предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
    3.Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
    Председатель комиссии:
    И.С.Арефьева
    Члены комиссии:
    О.А.Боброва
    О.А.Бессонова
    Н.С.Егорова
    Д.Н.Хамдамов

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.


    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.