Калининская область
Постановление от 13 октября 2010 года

О наложении штрафа по делу об административном правонарушении

По делу № АМЗ-246адм/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
13 октября 2010 года
    Заместитель руководителя Калининградского Управления Федеральной антимонопольной службы России О.А. Боброва,
    рассмотрев материалы дел № АМЗ - 30/2010и № АМЗ-231адм/2010; протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-246адм/2010, возбужденного по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении должностного лица — директора филиала ЗАО «Петербургрегионгаз»
    с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности
    Калининградское УФАС России изучив счет-квитанцию ЗАО «Петербургрегионгаз» за январь 2010 года об оплате фиксированной суммы 30 рублей за газ, направленную в адрес абонентов, информацию, представленную ЗАО «Петербургрегионгаз» по запросу Калининградского УФАС России № 829/04 от 01.03.2010, выявило признаки нарушения ЗАО «Петербургрегионгаз» антимонопольного законодательства, вследствие чего приказом антимонопольного органа от 05.04.2010 г № 67 было возбуждено дело № АМЗ-30/2010 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении ЗАО «Петербургрегионгаз» части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
    26 июля комиссией Калининградского УФАС вынесено решение о признании ЗАО «Петербургрегионгаз» нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части выставления в адрес 86 000 абонентов, производящих расчет за потребленный газ по приборам учета, счетов-квитанций за январь 2010 года с фиксированной сумме к оплате в размере 30 рублей в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а также о передаче материалов дела должностному лицу Калининградского УФАС для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.
    Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
    В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
    Согласно аналитическому отчету по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Калининградской области, ЗАО «Петербургрегионгаз» занимает доминирующее положение со 100 % долей на рынке предоставления услуг поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Калининградской области.
    В соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
    В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
    Частями 3, 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники жилых помещений несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
    Согласно статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, а не в сумме произвольно указанной энергоснабжающей организацией в платежном документе.
    В соответствии с п.п. 40-41 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549 внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по несению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту. Размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 Правил поставки газа, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Согласно Приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области № 66-01э/09 от 17.12.2009 года розничная цена одного м. куб. составляет для разных видов газоснабжения от 3,93 до 6,20 руб. Минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа установлены Постановлением Правительства РФ № 373 от 13.06. 2006 года и составляют: 1) для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения – 13 куб.м.; 2) для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения – 28 куб м.; 3) для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения – 20 куб.м.
    В счетах-квитанциях за январь 2010 года, направленных в адрес 86 000 абонентов, производящих расчет за потребленный газ по приборам учета, начислено к оплате 30 рублей.
    В ходе заседания комиссии представитель ЗАО «Петербургрегионгаз», пояснил, что абоненты в установленный договором срок предоставления сведений поставщику о показаниях прибора учета газа сведений не представили и расчет 30 рублей указанных в счетах - квитанциях расхода газа для абонентов, производящих расчет за потребленный газ по приборам учета, был произведен в соответствии с п. 31 Правил поставки газа исходя из минимального норматива, установленного Постановлением Правительства РФ № 373 от 13.06. 2006 года, и сумма оплаты по счет–квитанции за январь месяц 2010 года составила 58,7 % от минимальной суммы оплаты. В публичном договоре поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан отсутствует срок предоставления сведений поставщику о показаниях прибора учета газа и ЗАО «Петербургрегионгаз» не предоставил доказательств не предоставления 86 000 абонентами указанных сведений.
    Порядок ценообразования - это соответствие процесса формирования и применения цен законодательству его регламентирующему. В соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 года № Ф04-3490/2008 (571-А70-23) ценообразование включает не только обоснование размера тарифа и его установление, но и порядок применения соответствующего тарифа.
    Действия ЗАО «Петербургрегионгаз» являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части выставления в адрес 86 000 абонентов, производящих расчет за потребленный газ по приборам учета счетов-квитанций за январь 2010 года с фиксированной сумме к оплате в размере 30 рублей в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
    Ответственность за данное правонарушение, предусмотренное ст. 14.31 КоАП РФ, несут как юридические, так и должностные лица.
    Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
    Приказом от 28.01.2008 № 25 ЗАО «Петербургрегионгаз» на должность директора филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» в Калининградской области назначен К.
    Согласно п. 1.3 Трудового договора о найме и оплате труда директора филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» в Калининградской области, директор филиала в Калининградской области должен осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, уставом Общества, Положением о Филиале Общества в Калининградской области, трудовым договором и иными обязательными для исполнения решениями Общего собрания и Совета директоров Общества на основании доверенности, выданной Обществом.
    Должностное лицо - директор филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» в Калининградской области К., надлежащим образом извещенный о дате и месте составления протокола, в назначенное время явился. Факт надлежащего уведомления должностного лица - директора филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» в Калининградской области К. подтверждается отчетом о передаче Уведомления о составлении административного протокола от 06.10.2010 г. факсимильной связью, а также подтверждением об отправке электронной почтой, а также личной явкой 08 октября 2010 года на составление протокола директора филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» в Калининградской области К. Определением от 08.10.2010 года рассмотрение дела № АМЗ-246адм/2010 было назначено на 15-00 часов 13.10.2010 года.
    Директор филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» в Калининградской области К., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетом о передаче определения посредством факсимильной связи от 11.10.2010., а также явкой на рассмотрение дела № АМЗ-246адм/2010, лица, привлекаемого к административной ответственности.
    К., вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, не признал и пояснил, что в целях повышения собираемости средств, за потребленный жителями Калининграда ресурс была предложена новая система сбора информации о расходе потребителями газа, путем выставления квитанций нового образца. Для избежания неоднозначного понимания потребителями правил заполнения новой квитанции, К. лично давал разъяснения в СМИ области и областных интернет-порталах. В январе 2010 года предприятие сознательно пошло на убытки для того чтобы перейти на новую систему оплаты. Данный вопрос обществом с потребителями урегулирован, общество не извлекло коммерческой выгоды из действий, признанных антимонопольным органом нарушением, поставка газа потребителям, ввиду неоплаты указанных выше квитанций, не прекращалась, потребители убытков не понесли. Учитывая изложенное, ходатайствовал о прекращении дела по ст. 2.9. КоАП РФ.
    Заслушав должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности – К., изучив материалы административных дел №№ АМЗ-246адм/2010, АМЗ-231адм/2010, а также материалы антимонопольного дела АМЗ-30/2010, нахожу вину должностного лица - директора филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» в Калининградской области К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31. КоАП РФ установленной и доказанной, исходя при этом из следующего:
    1.Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
    2.В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
    Статья 1.7. КоАП РФ в части 1 предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
    Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    Статьей 37 Закона РФ «О защите конкуренции» предусматривается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих организаций и их должностных лиц.
    Приказом от 28.01.2008 № 25 ЗАО «Петербургрегионгаз» на должность директора филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» в Калининградской области назначен К.
    Согласно п. 1.3 Трудового договора о найме и оплате труда директора филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» в Калининградской области, директор филиала в Калининградской области должен осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством РФ, уставом Общества, Положением о Филиале Общества в Калининградской области, трудовым договором и иными обязательными для исполнения решениями Общего собрания и Совета директоров Общества на основании доверенности, выданной Обществом.
    Таким образом, К., директор филиала ЗАО «Петербургрегионагаз», осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность по филиалу, допустив направление потребителям счет-квитанцию ЗАО «Петербургрегионгаз» за январь 2010 года об оплате фиксированной суммы 30 рублей за газ в нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, не реализовал имеющуюся у него возможность надлежащего соблюдения норм антимонопольного законодательства в ходе ведения хозяйственной деятельности.
    В соответствии с частью 3 ст. 2.1. КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
    Статья 2.4. КоАП РФ предусматривает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в КоАП РФ понимает лицо, совершившее административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций: руководители и другие работники иных организаций.
    Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено: «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей».
    ЗАО «Петербургрегионгаз» постановлением № АМЗ-231адм/2010 от 13.10.2010 года привлечено к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ. За указанное нарушение предприятию назначено наказание в виде штрафа в размере 5707770 рублей. Учитывая норму ч. 3 ст. 2.1. КоАП РФ – в связи с привлечением юридического лица, должностное не может быть освобождено от ответственности.
    Факт совершения правонарушения должностным лицом - директором филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» в Калининградской области подтверждается:
    - материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-30/2010;
    - решением Комиссии от 26.07.2010 по делу № АМЗ-30/2010 по нарушению ЗАО «Петербургрегионгаз» антимонопольного законодательства;
    - протоколом об административном правонарушении № АМЗ-246адм/2010 от 04 октября 2010 года, а также другими материалами административного дела.
    Оценивая собранные по делу доказательства, считаю действия должностного лица - директора филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» К. верно квалифицированными по ст. 14.31 КоАП РФ как совершение действий, «…признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации», то есть п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
    Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, форму вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства, имущественное положение лица привлекаемого к административной ответственности.
    Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, ущемляет интересы граждан.
    О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и размер санкции, предусмотренной законом за данное нарушение, подтверждающий, что законодателем данное нарушение отнесено к значительным. Поэтому, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваю.
    В соответствии со ст. 4.2 и ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях смягчающих и отягчающих и вину обстоятельств по делу не установлено.
    На основании изложенных обстоятельств административное наказание должностному лицу - директору филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» К. должно быть установлено в пределах санкций ст. 14.31 КоАП РФ.
    Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ,
    1.Признать должностное лицо - директора филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» К. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
    2.Назначить наказание должностному лицу - директору филиала ЗАО «Петербургрегионгаз» К. в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
    Согласно п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
    В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
    Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
    Согласно п. 5 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
    Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
    Федеральный бюджет
    Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001 ОКАТО 27401000000
    УФК по Калининградской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области)
    Банк получателя:
    ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
    БИК: 042748001 р/с № 40101810000000010002
    Назначение платежа: КБК 161 116 02 01 001 0000 140 – штраф за нарушение антимонопольного законодательства
    Заместитель руководителя
    О.А.Боброва