Калининская область

Решение от 17 марта 2010 года

По делу № ГЗ-16/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
17 марта 2010 года
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 12 марта 2010 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 17 марта 2010 года.
    Комиссия Калининградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
    Председатель комиссии: И.С. Арефьева руководитель Калининградского УФАС России
    Члены комиссии: О.А. Боброва заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
    М.В. Мельников главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
    Р.Г. Норвилас ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
    П.П. Вашец специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России;
    в присутствии представителей: УВД по Калининградской области: О. Б. Антоновой А.В. Сухаревой старшего юрисконсульта группы по проведению конкурсных торгов ЦБ при УВД по Калининградской области, по доверенности от 11.03.2010 г.; инженера электроника группы по проведению конкурсных торгов ЦБ при УВД по Калининградской области, по доверенности от 11.03.2010 г.;
    ОАО Страховая компания «РОСТРА»: Н.А. Кравченко В.А. Ветровой директора филиала ОАО Страховая компания «РОСТРА» в г. Калининграде, по доверенности № 2073-02/010 от 11 февраля 2010 г.; заместителя директор филиала ОАО Страховая компания «РОСТРА» в г. Калининграде, по доверенности № 2 от 15 марта 2010 г.

    рассмотрев жалобу ОАО Страховая компания «РОСТРА» (далее – Заявителя) на действия государственного заказчика – УВД по Калининградской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного бюджета Калининградской области и средств городского округа «Город Калининград» в 2010 году, в части установления неправомерных требований в конкурсной документации, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о размещении заказов),Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
    I.В Калининградское УФАС России 04.03.2010 г. поступила жалоба ОАО «Страховая компания «РОСТРА» на действия государственного заказчика – УВД по Калининградской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного бюджета Калининградской области и средств городского округа «Город Калининград» в 2010 году, в части установления неправомерных требований в конкурсной документации.
    В обоснование своих требований Заявитель привел следующие доводы:
    Пунктом 2.1. Информационной карты конкурсной документации определен объем средств, выделяемых из областного и городского бюджетов в размере 5 131 438,00 рублей. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 307 887,00 рублей.
    По мнению Заявителя заказчиком неправомерно установлена начальная (максимальная) цена контракта в сумме 307 887 рублей 00 копеек (6 % от объема средств, выделяемых из бюджета Калининградской области и средств Городского округа «Город Калининград» на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих в 2010 году) в силу ошибочной трактовки пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
    Кроме того, Заявитель считает, что в нарушение части 4.1. статьи 28 Закона о размещении заказов заказчик неправомерно установил бальную оценку подкритерия «Количество исполненных и исполняемых государственных контрактов личного страхования от несчастных случаев и болезней (кроме добровольного и обязательного медицинского страхования) с количеством застрахованных лиц более 2,5 тысяч человек по одному контракту исполненных и исполняемых», что в нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона N 135-ФЗ) может создать преимущественные условия на торгах некоторым из участников размещения заказов.
    За разъяснениями положений конкурсной документации Заявитель к заказчику с запросами не обращался.
    Представители УВД Калининградской области не признали нарушений, указанных в жалобе и сообщили следующее:
    Государственный заказчик при определении начальной (максимальной) цены государственного контракта руководствовался пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 52-ФЗ, в соответствии с которым расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, подлежащие возмещению страхователем, не могут превышать 6 % размера страхового взноса.
    В связи с этим заказчик, руководствуясь пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 52-ФЗ, установил начальную (максимальную) цену контракта в размере 6% от объема денежных средств, предусмотренных в бюджете Калининградской области и бюджете городского округа «Город Калининград» на страхование. Кроме того, в пунктах 5.1 и 5.2 проекта государственного контракта отражено, что размер страховой премии и расходы страховщика - это разные величины. Размер страховой премии, указанный в государственном контракте, будет составлять объем средств, выделяемых из областного бюджета и бюджета городского округа «Город Калининград», уменьшенный на разницу между начальной (максимальной) ценой контракта и предложением по размеру расходов победителя конкурса.
    Критерий «Качество услуг и квалификация участника конкурса» определены заказчиком в соответствии с Законом о размещении заказов и Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722.
    II. В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
    1.08 февраля 2009 года Государственным заказчиком – УВД по Калининградской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www2.gov39.ruразмещены извещение и конкурсная документация по проведению открытого конкурса на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного бюджета Калининградской области и средств городского округа «Город Калининград» в 2010 году.www.zakupki.gov.ru и на официальном сайте для размещения заказов для нужд Калининградской области
    2.Начальная (максимальная) цена контракта установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 52-ФЗ в размере 6 % от общего объема средств, предусмотренных из областного бюджета и бюджета городского округа «Город Калининград» и составляет 307 887,00 рублей, что не противоречит Закону о размещении заказов.
    3.Согласно подпункту «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» пункта 21.1. «Информация по конкурсу» части 21 «Информационная карта конкурса» конкурсной документации, утвержденной 08 февраля 2010 года заместителем начальника УВД по Калининградской области – начальником тыла полковником внутренней службы М.В. Логвиненко (далее – конкурсной документации), критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
    1.Цена государственного контракта (цена лота).
    2.Качество услуг и квалификация участника конкурса.
    Согласно подпункта «Порядок оценки и сопоставления» пункта 21.1. «Информация по конкурсу» части 21 «Информационная карта конкурса» конкурсной документации, оценка заявок по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» проводится с использованием следующих показателей:
    2.1.Количество государственных контрактов личного страхования от несчастных случаев и болезней (кроме добровольного и обязательного медицинского страхования) с количеством застрахованных лиц более 2,5 тысяч человек по одному контракту исполненных и исполняемых:
    от 1 до 25 – 0 баллов
    от 25 до 50 – 30 баллов
    свыше 50 – 60 баллов
    2.2.Количество филиалов на территории Российской федерации, которые должны быть указаны в Уставе участника открытого конкурса:
    от 1 до 40 – 0 баллов
    от 40 до 80 – 10 баллов
    свыше 80 – 20 баллов
    2.3.Наличие у участника конкурса рейтинга российского рейтингового агентства:
    имеется – 5 баллов
    отсутствует – 0 баллов
    2.4.Наличие возможности осуществления оперативной выгрузки данных и составления отчетов по запросу страхователя с их представлением в УВД по Калининградской области (г. Калининград) в течение суток:
    имеется – 5 баллов
    отсутствует – 0 баллов.
    В силу части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
    Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
    Частью 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов установлен запрет на включение в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
    Указанная норма не содержит прямого запрета на включение в конкурсную документацию требований о предоставлении участником размещения заказа сведений о количестве заключенных участниками размещения заказа контрактов, которые необходимы для оценки способности надлежащим образом реализовать обязательства по договору, что может повлиять на качество работы, оказания услуги.
    Также, Закон о размещении заказов не устанавливает и запрета для заказчика на установление количественного сравнения по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса».
    4.Согласно части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
    В соответствии с подпунктом «б» пункта 28 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 «Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» для определения рейтинга заявки по критерию "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливается максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей должна составлять 100 баллов.
    В нарушение указанного требования сумма максимальных значений в баллах всех установленных заказчиком показателей по критерию оценки заявок на участие в конкурсе «Качество услуг и квалификация участника конкурса» составляет менее 100 баллов: 60+20+5+5= 90.
    5.Согласно пункту 9 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
    В нарушение указанного требования, в подпункте «Срок, место и время подачи конкурсных заявок» пункта 21.1. «Информация по конкурсу» части 21 «Информационная карта конкурса» конкурсной документации заказчиком указано, что заявки на участие в конкурсе принимаются до «18-00 (время местное)2010 года», без указания дня и месяца окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
    6.Согласно части 2 статьи 24 Закона о размещении заказов, в течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.
    В нарушение указанного требования, заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru. размещены разъяснения положений конкурсной документации по запросам ЗАО СК «Мегарус-Д» от 17 и 19 февраля 2010 года без указания предмета запросов, но с указанием наименования лица, осуществившего запрос разъяснения - ЗАО СК «Мегарус-Д».
    На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия
    1.Признать жалобу ОАО Страховая компания «РОСТРА» необоснованной.
    2.Признать заказчика - УВД по Калининградской области нарушившим:
    2.1.пункт 9 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов в части неуказания в конкурсной документации даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
    2.2.часть 2 статьи 24 Закона о размещении заказов в части размещения на официальном сайте разъяснений положений конкурсной документации без указания предмета запроса;
    2.3.часть 2 статьи 24 Закона о размещении заказов в части размещения на официальном сайте разъяснений положений конкурсной документации с указанием участника размещения заказа, от которого поступил запрос;
    2.4.подпункт «б» пункта 28 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 «Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» в части установления в конкурсной документации суммы максимальных значений в баллах всех установленных показателей по критерию оценки заявок на участие в конкурсе «Качество услуг и квалификация участника конкурса» менее 100 баллов.
    3.Выдать заказчику – УВД по Калининградской области предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
    4.Материалы дела передать соответствующему должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
    В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
    Председатель комиссии:
    Руководитель Калининградского УФАС России
    И.С. Арефьева
    Члены комиссии:
    Заместитель руководителя Калининградского УФАС России
    О.А. Боброва
    Главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    М. В. Мельников
    Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    Р. Г. Норвилас
    Специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    П.П. Вашец