Калининская область

Решение от 27 февраля 2010 года

По делу № ГЗ-13/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
27 февраля 2010 года
    Решение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2010 года.
    Резолютивная часть была оглашена на заседании комиссии 24 февраля 2010 года.
    Комиссия Калининградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
    Председатель комиссии: Арефьева И.С. руководитель Калининградского УФАС России
    члены комиссии: Боброва О.А. заместитель руководителя Калининградского УФАС России
    Жерманова Ж.В. старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    в присутствии представителей: Норвилас Р.Г. Черных Т.В. ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России
    заявителя: государственного заказчика: Позднякова И.В. Дмитриевой Г.И. Семенова В.Ю. директора филиала ЗАО «Капитал Медицинское страхование» - по доверенности № 01/10 от 11.01.2010 начальника ГУ-УПФР РФ в Гвардейском районе Калининградской области – на основании приказа № 52 л/с от 17.04.2001 ведущего специалиста-эксперта УПФР в Гвардейском районе Калининградской области – по доверенности от 11.01.2010

    рассмотрев жалобу Филиала ЗАО «Капитал Медицинское страхование» в г. Калининграде (далее – Заявитель) на действия конкурсной комиссии государственного заказчика – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Гвардейском районе Калининградской области (далее – УПФР в Гвардейском районе - Заказчик) при размещении заказа на проведение открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работающих граждан – работников указанной организации, и в результате проведения внеплановой проверки, в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
    В Калининградское УФАС России 15.02.2010 поступила жалоба Заявителя на действия конкурсной комиссии Заказчика, в части установления в конкурсной документации в качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе незаконных требований, а именно опыта работы.
    В обоснование своих требований Заявитель в жалобе указал следующие доводы:
    09.02.2010 на официальном сайте Российской Федерации «www.zakupki.gov.ru» было опубликовано Извещение № 100203/910134/1 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работающих граждан – работников указанной организации.
    В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
    - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
    - другие критерии в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.
    Исходя из понятия деятельности страховой медицинской организации, данного в «Правилах лицензирования деятельности страховых медицинских организаций», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.1994 № 251, установленный Заказчиком критерий оценки заявок на участие в конкурсе «Опыт работы в системе обязательного медицинского страхования», не относится к качеству услуг обязательного медицинского страхования и ведет к ограничению конкуренции в системе ОМС и созданию преимущественных условий только одной медицинской компании, работающей в регионе – ЗАО «Областная медицинская страховая компания» (остальные критерии у всех страховых медицинских организаций будут одинаковыми), что противоречит требованиям пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и нарушает принцип состязательности при проведении конкурса. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона о размещении заказов не допускается использование иных, за исключением предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
    Таким образом, приведенный критерий оценки «Опыт работы в системе обязательного медицинского страхования» (далее – ОМС)противоречит требованиям статьи 28 Закона о размещении заказов.
    Представители Заказчика не признали нарушений, указанных в жалобе, и сообщили следующее:
    В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа и признанными участниками конкурса.
    В соответствии с ч. 2 указанной оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией для выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
    В соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ч. 4 указанной статьи, введенной в действие Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
    Исходя из научного определения данного понятия под квалификацией понимается подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемая наличием знаний и умений, профессиональных навыков, опыта.
    В соответствии с ч. 4.1 указанной статьи конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 данной статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
    Не нарушая указанные правовые нормы, УПФР в Гвардейском районе при размещении заказа на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работающих граждан – работников организации, установила в конкурсной документации в качестве одного из критериев оценки конкурсных заявок наличие опыта работы в системе обязательного медицинского страхования.
    Указание в конкурсной документации опыта работы в системе ОМС в качестве критерия оценки конкурсных заявок не предполагает установление данных требований к участнику размещения заказов, к участию в конкурсе могут быть допущены в том числе организации, не имеющие опыта работы в системе ОМС, или имеющие его менее 5 лет, тем самым не нарушая нормы статьи 22 Закона о размещении заказов. Оценка конкурсных заявок осуществляется по совокупности всех критериев, наличие необходимого опыта не является доминирующим критерием при оценке конкурсных заявок и используется наравне с иными критериями, предусмотренными конкурсной документацией.
    Таким образом, установление в конкурсной документации в качестве критерия оценки конкурсных заявок опыта работы в системе обязательного медицинского страхования не ведет к ограничению конкуренции и не создает преимущественных условий при размещении заказа для каких-либо медицинских организаций, как это полагает Заявитель.
    В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия установила следующее:
    1.Согласно пункту 1.1) части 4 статьи 28 Закона о размещении заказа для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника
    Установленный в пункте 21 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» раздела 2 «Информационная карта конкурса» конкурсной документации показатель С3 – опыт работы в системе обязательного медицинского страхования критерия «качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг» относится к качеству услуг обязательного медицинского страхования.
    Также, согласно письму Минэкономразвития РФ от 22.08.3008 № Д04-1865, в соответствии с положениями части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе должны анализироваться и оцениваться показатели, характеризующие:
    1) квалификацию участника конкурса;
    2) предложение участника конкурса по реализации страховой услуги на территории заказчика;
    3) оценку исполнения контракта по представлению услуги страхования.
    При этом каждой группе показателей может быть присвоен весовой коэффициент.
    По мнению Минэкономразвития РФ, группа показателей 1), отражающая квалификацию участника, должна учитывать:
    - опыт работы в системе ОМС;
    - квалификацию персонала;
    - возможность применения технологий, обеспечивающих предоставление информационных услуг застрахованным гражданам.
    В качестве показателей, характеризующих квалификацию участника конкурса, целесообразно учитывать один из следующих показателей - опыт работы участника конкурса в системе ОМС, в том числе продолжительность работы страховой компании в системе ОМС; количество субъектов РФ, где страховая компания обеспечивает ОМС неработающего гражданина; количество граждан, которые застрахованы страховой компании по ОМС.
    Таким образом, нарушения Закона о размещении заказов в том, что Заказчик установил одним из показателей критерия «качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг» С3 - опыт работы в системе обязательного медицинского страхования, не усматривается.
    Установление весовой значимости показателя С3 с учетом работы в системе ОМС более 10-ти лет – 15 баллов, от 8-ми лет до 10-ти лет – 3 балла, от 5-ти до 8-ми лет – 2 балла также на является нарушением Закона о размещении заказов, поскольку ни Закон о размещении заказов, ни Постановление № 722 не регламентируют установление весовых значимостей показателей критерия «качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг».
    Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
    Принимая во внимание то, что жалоба Заявителя подана в Калининградское УФАС России на стадии размещения на официальном сайте извещения и конкурсной документации, процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и процедура оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на момент поступления жалобы еще не состоялись, права и законные интересы Заявителя нарушены не были.
    Таким образом, Комиссия Калининградского УФАС России приходит к выводу о том, что доводы жалобы Заявителя необоснованны.
    Заказчику в случае принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию рекомендовать установить более соразмерные величины весовой значимости показателя С3 - опыт работы в системе обязательного медицинского страхования, установив минимально возможную разницу между максимальным и минимальным значениями данного показателя.
    2.На основании части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 данной статьи, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
    Согласно пункту 1.1) части 4 статьи 28 Закона о размещении заказа для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса на оказание услуг.
    Согласно части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 данной статьи, вправе оценивать, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
    В пункте 22 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» раздела II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации в порядке, установленном в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722 « Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 722»).
    На основании пункта 28 Постановления № 722 для определения рейтинга заявки по критерию оценки «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса на оказание услуг» в конкурсной документации устанавливаются:
    а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;
    б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия – в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;
    в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам – в случае неприменения показателей.
    В подпункте 2 «Для оценки заявок по критерию «качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг» пункта 22 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» раздела II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации установлено, что в случае, если показатели указанного критерия установлены, сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в конкурсной документации, должна составлять 100 баллов.
    В пункте 21 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе» раздела II «Информационная карта конкурса» конкурсной документации установлено, что оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок: цена контракта и качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг (100 баллов).
    Максимальное значение показателей вышеуказанного критерия реально установлено не по 20 баллов (как это указано в каждом пункте), а со следующими значениями:
    С1 - срок выдачи медицинских полисов застрахованным лицам (дни) – 15 баллов;
    С2 - наличие «горячей линии» для консультирования застрахованных граждан и заказчика по вопросам медицинского обслуживания – 20 баллов;
    С3 – опыт работы в системе обязательного медицинского страхования – 15 баллов;
    С4 – оперативность в работе. Решение спорных вопросов застрахованных с медучреждениями, рассмотрения жалоб (дни) – 15 баллов;
    С5 – наличие службы защиты застрахованных лиц – 20 баллов.
    Максимальное значение всех установленных Заказчиком показателей составила 85 баллов (в отличие от установленных законодательством РФ 100 баллов).
    Таким образом, данные действия повлекли нарушения Заказчиком части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, а также пункта 28 Постановления № 722.
    3.На основании части 1 статьи 25 Закона о размещении заказов, для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
    На основании части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов, конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
    В пункте 8 формы 2 раздела «Приложения к конкурсной документации» установлено, что участник размещения заказа обязан указать наряду с юридическим и фактическим адресом, телефоном, факсом так же и банковские реквизиты участника.
    Часть 3 статьи 25 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень сведений и документов об участнике размещения заказа, содержащихся в составе заявки на участие в конкурсе.
    На основании части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пунктами части 3 документов и сведений, не допускается.
    Таким образом, установление такого требования, как указание банковских реквизитов участника размещения заказа в документах, входящих в состав заявки, является нарушением Заказчиком части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов.
    На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, статьи 8 и на основании части 5 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия
    1.Признать жалобу ЗАО «Капитал Медицинское страхование» необоснованной.
    2.Признать государственного заказчика – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гвардейском районе Калининградской области нарушившим:
    2.1.часть 7 статьи 28Закона о размещении заказов, пункта 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 722 « Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в части установления в конкурсной документации суммы максимальных значений показателей критерия «качество услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг» менее 100 баллов.
    2.2.часть 4 статьи 25Закона о размещении заказов, в части установления в составе заявки требований на участие в конкурсе от участника размещения заказа, не предусмотренных частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов документов и сведений.
    3.Выдать государственному заказчику – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Гвардейском районе Калининградской области предписание о приведении конкурсной документации в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов.
    4.Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
    В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.