О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
Калининская область
Постановление от 14 октября 2010 года
О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
По делу № АМЗ-233адм/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
14 октября 2010 года
Заместитель руководителя Калининградского Управления Федеральной антимонопольной службы России О.А. Боброва,
рассмотрев материалы дел № АМЗ - 50/2010, протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-233адм/2010, возбужденного по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ФГУП «Почта России» (Варшавское шоссе, д. 37, г. Москва, 131000, ИНН 7724261610, КПП 732602001) с участием представителя ФГУП «Почта России» по доверенности от 29.09.2010 № 378/ЮД Ю.
Калининградским УФАС России приказом № 45 от 16.03.2010 возбуждено дело № АМЗ-22/2010 по признакам нарушения ФГУП «Почта России» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в предъявлении требований к уведомлению о вручении регистрируемого почтового отправления не предусмотренных действующими нормативными и ненормативными правовыми актами. В ходе рассмотрения дела были выявлены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства. 16 июня 2010 года из материалов дела АМЗ-22/2010 определением о выделении дела в отдельное производство было выделено дело № АМЗ-50/2010 по признакам нарушения ФГУП «Почта России» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившееся в реализации за деньги бесплатных уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений (ф. 119) с 01.05.2010, что привело к ущемлению интересов других лиц.
На основании распоряжения ФГУП «Почта России» от 05.02.2010 № 8-р «О введении в эксплуатацию бланка «Уведомление о вручении почтового отправления» ф. 119 нового образца» введен бланк уведомления о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее — РПО) ф. 119 нового образца. Приказом ФГУП «Почта России» от 28.04.2010 № 142-п, в связи с введением в эксплуатацию бланка «Уведомление о вручении почтового отправления» ф. 119 нового образца, внесены изменения во Временный порядок приема и вручения внутренних РПО, в том числе в раздел 6 «Особенности приема РПО с уведомлением о вручении». Согласно данных изменений бланк ф. 119 выдается пользователю услугами почтовой связи бесплатно. В соответствии с Приказом ФГУП «Почта России» от 28.04.2010 № 141-п установлены и введены в действие с 01.05.2010 года тарифы на услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних РПО: для простого уведомления о вручении РПО - 13,50 рублей (без НДС), для заказного — 33,00 рубля (без НДС). Согласно представленной ФГУП «Почта России» калькуляции на услуги по пересылке простого и заказного уведомления о вручении РПО на 2010 год стоимость изготовления бланка входит в калькуляцию и составляет 1,347 рублей. УФПС Калининградской области - филиал ФГУП «Почта России» письмом от 02.06.2010 № 39.4-4/97 сообщило, что в период с 01.05.2010 по 24.05.2010 филиалом было реализовано бесплатных уведомлений о вручении внутренних РПО (Ф. 119) 18642 штуки на сумму 11 185, 20 рублей.
19.07.2010 года решением Комиссии антимонопольного органа указанные действия ФГУП «Почта России» признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением результатом которого явилось ущемление интересов других лиц.
23 сентября 2010 года ведущим специалистом-экспертом правового отдела Калининградского УФАС России Ветёлкиной Е.Н. вынесено определение о возбуждении дела № АМЗ-233адм/2010 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ФГУП «Почта России» по факту нарушения ст. 14.31 КоАП РФ. Указанным определением Предприятию было предписано в трехдневный срок со дня получения определения представить в Калининградское УФАС России необходимые для проведения расследования документы и сведения: - форма № 2 по ОКУД за 2009 (поквартально); - данные о суммарной выручке, полученной ФГУП «Почта России» от оказания услуг по пересылке простых и заказных писем с уведомлением абонентам, расположенным на территории Калининградской области за 2009 год; - данные о суммарной выручке, полученной ФГУП «Почта России» от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2009 году; - сумму уплаченного налога на добавленную стоимость и акциза в 2009 году; - полные фамилию, имя и отчество, дату рождения, место регистрации (жительства) и должность лица, виновного в нарушении ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», его должностные обязанности, копию приказа о назначении его на должность.
Запрашиваемые документы и сведения из ФГУП «Почта России» в адрес Калининградского УФАС поступили в установленный срок в полном объеме.
Законный представитель ФГУП «Почта России», надлежащим образом извещенный о дате и месте составления протокола, в назначенное время не явился.
Факт надлежащего уведомления законного представителя ФГУП «Почта России» о дате и месте составления протокола подтверждается отчетом о передаче факсимильной связью от 23.09.2010 на №: 8(495)956-99-51.
В соответствии с п. 1 Приказа ФАС России от 19 ноября 2004 г. N 180 «О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении» составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России правомочны: руководители территориальных органов ФАС России; заместители руководителей территориальных органов ФАС России; начальники отделов территориальных органов ФАС России; заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России; иные должностные лица территориальных органов ФАС России.
06 октября 2010 года на составление протокола прибыл представитель ФГУП «Почта России» по доверенности от 29.09.2010 № 378/ЮД Ю.
В объяснениях, данных 06 октября 2010 года при составлении протокола, представитель ФГУП «Почта России» по доверенности от 29.09.2010 № 378/Ю. вину Предприятия признала, указав, что все распорядительные документы ФГУП «Почта России» в отношении ввода в эксплуатацию бланка ф. 119 применимы к бланку нового образца. Однако, на 01.05.2010 бланки нового образца в филиал не поступили. Для бесперебойного оказания услуг населению по переправке письменной корреспонденции с уведомлением реализовывались бланки старого образца. 24.05.2010 в УФПС Калининградской области – филиал ФГУП «Почта России» издано распоряжение о переводе бланков ф. 119 в бланочную продукцию, то есть нарушение устранено в добровольном порядке.
Определением от 06.10.2010 года рассмотрение дела было назначено на 10-00 14.10.2010.
Факт надлежащего уведомления законного представителя ФГУП «Почта России» о времени и месте рассмотрения дела подтверждается отчетом аппарата факсимильной связи от 06.10.2010 об отправке определения от 06.10.2010 на номер факса: 8-495-956-99-51, а также явкой на рассмотрение дела представителя ФГУП «Почта России» по доверенности от 29.09.2010 № 378/ЮД Ю.
При рассмотрении дела № АМЗ-233адм/2010 об административном правонарушении представитель юридического лица по доверенности от 29.09.2010 № 378/ЮД года Ю. вину ФГУП «Почта России» в совершении административного правонарушения признала, подтвердила позицию ФГУП «Почта России», изложенную в пояснениях при составлении протокола, а также дополнительно указала, что данный вопрос ФГУП «Почта России» с потребителями урегулирован, нарушения добровольно устранены. Учитывая изложенное, представитель ходатайствовал о прекращении дела по основаниям ст. 2.9. КоАП РФ.
Изучив материалы административного дела № АМЗ-233адм/2010 и материалы антимонопольного дела № АМЗ-50/2010, заслушав представителя ФГУП «Почта России» по доверенности от 29.09.2010 № 378/ЮД года Ю., нахожу вину ФГУП «Почта России» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, исходя при этом из следующего: 1.Статьей 1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплены задачи законодательства об административных правонарушениях: «…защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений». 2.В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 1.7. КоАП РФ в части 1 предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приказом антимонопольного органа от 06.02.2006 г. № 21 ФГУП «Почта России» в лице УФПС Калининградской области — филиал ФГУП «Почта России» включен в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %, занимая долю более 65 % на рынке услуг по пересылке простых и заказных писем.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг по отправлению заказной корреспонденции является сферой деятельности естественных монополий.
Часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции устанавливает, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Осуществляя с 01.05.2010 по 24.05.2010 реализацию за деньги бесплатных уведомлений о вручении регистрируемых почтовых отправлений (ф. 119) на территории Калининградской области, ФГУП «Почта России» злоупотребило доминирующим положением и нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что привело к ущемлению интересов других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статьей 37 Закона РФ «О защите конкуренции» предусматривается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих организаций и их должностных лиц.
Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено: «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей».
Факт совершения правонарушения ФГУП «Почта России» подтверждается: - материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-50/2010; - решением Комиссии от 19.07.2010 по делу № АМЗ-50/2010 по нарушению ФГУП «Почта России» антимонопольного законодательства; - протоколом об административном правонарушении № АМЗ-233адм/2010 от 06 октября 2010 года, а также другими материалами административного дела.
Оценивая собранные по делу доказательства, считаю действия ФГУП «Почта России» на момент совершения - с 01.05.2010 по 24.05.2010 верно квалифицированными по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, то есть нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, форма вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, оно ущемило интересы лиц, воспользовавшихся услугой оправки заказной корреспонденции с уведомлением в период с 01.05.2010 по 24.05.2010.
О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и размер санкции, предусмотренной законом за данное нарушение, подтверждающий, что законодателем данное нарушение отнесено к значительным. На основании изложенного, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваю.
Смягчающими вину обстоятельствами в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ признаются: раскаяние в совершении правонарушения, совершение правонарушения впервые, предотвращение вредных последствий правонарушения.
В соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отягчающих вину обстоятельств - не установлено.
На основании изложенных обстоятельств административное наказание ФГУП «Почта России» должно быть установлено в пределах санкций ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом размер выручки определяется в соответствии со ст. ст. 248 – 249, 271 НК РФ, а исчисление срока получения выручки, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 3.5 КоАП РФ.
Выручка, полученная ФГУП «Почта России» на территории Калининградской области от оказания услуг отправки заказной корреспонденции с уведомлением за 2009 год (без НДС) составила 8 813 586 рублей. Совокупная выручка от реализации товаров, работ, услуг за 2009 год (без НДС) на территории Калининградской области составила 389 243 753 рублей. Выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение не превышает 75 процентов (291 932 814,75 рублей) совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Таким образом, исчисление размера санкции надлежит производить в пределах от 0.01 (88 135,86 рублей) до 0.15 (1 322 037,9 рублей) от выручки полученной на территории Калининградской области за оказание услуг отправки заказной корреспонденции с уведомлением за 2009 год (без НДС); при этом подлежит учету максимально допускаемый размер санкции - одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), которая составляет 7 784 875,06 рублей. Также подлежит учету то, что нижний размер санкции - 0.01 от выручки полученной за оказание услуг отправки заказной корреспонденции с уведомлением за 2009 год (без НДС) составляет менее ста тысяч рублей.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1.Признать ФГУП «Почта России» (ИНН 7724261610, КПП 732602001, Варшавское шоссе, д. 37, г. Москва, 131000) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 2.Назначить наказание ФГУП «Почта России» в виде административного штрафа в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей.
Согласно п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Согласно п. 5 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
Федеральный бюджет
Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001 ОКАТО 27401000000
УФК по Калининградской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области)
Банк получателя:
ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
БИК: 042748001 р/с. № 40101810000000010002
Назначение платежа: КБК 161 116 02 01 001 0000 140 – штраф за нарушение антимонопольного законодательства
Заместитель руководителя
О.А.Боброва