Калининская область

Решение от 09 апреля 2010 года

По делу № АМЗ-13/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
09 апреля 2010 года
    Решение изготовлено в полном объеме 09 апреля 2010 года.
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 26 марта 2010 г.
    Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
    председателя Комиссии:
    О.А. Бобровой – заместителя руководителя Калининградского УФАС России,
    членов Комиссии:
    О.А. Бессоновой – начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
    Н.С. Егоровой – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
    Е.В. Фионовой – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
    в присутствии:
    законного представителя ООО «Рамет» С. (в соответствии с решением единственного участника ООО «Рамет» от 22.11.2009 г.);
    представителей МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда С. (доверенность от 29.01.2010 г. № 18), К. (доверенность от 24.02 2010 г. № 25),
    рассмотрев дело № АМЗ-13/2010 по признакам нарушения МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда (ИНН/КПП 3903009923/390401001, адрес: 236022, г. Калининград, ул. Комсомольская, д. 12) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    1.В Управление ФАС России по Калининградской области поступило обращение ООО «Рамет» (далее - Заявитель) от 18 января 2010 года на действия МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда в части необоснованного начисления платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых Заявителем в систему канализации.
    В результате рассмотрения указанного обращения приказом Управления ФАС России по Калининградской области от 18 февраля 2010 года № 29 было возбуждено дело № АМЗ-13/2010 по признакам нарушения МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
    2.В соответствии с пояснениями Заявителя общество с ограниченной ответственностью «Рамет» является производственным объединением, изготавливающим кровельные и фасадные материалы. Общество учреждено 11 декабря 2002 года и располагается по адресу: г. Калининград, пгт. Чкаловск, ул. Гавриленко, 33.
    До 01 января 2009 года отпуск питьевой воды и оказание услуги по водоотведению предоставлялись Заявителю МКП ЖКХ «Чкаловск». В период с 11.12.2002 г. по 01.01 2009 г. контроль качества сточных вод, отводимых ООО «Рамет» в систему канализации, посредством отбора и проведения анализа проб сточных вод, указанной организацией водопроводно-канализационного хозяйства не производился; плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ Заявителю не начислялась.
    В связи с назначением МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда с 01 января 2009 года организацией коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории пос. Чкаловск, между указанным предприятием и Заявителем 24 февраля 2009 года был заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ № 9017.
    Согласно пояснениям Заявителя водой снабжается цех и административное здание. Вода используется для бытовых нужд, отопления, а также в технологическом процессе при производстве строительных панелей-сэндвич для увлажнения склеиваемых поверхностей: после нанесения клея на профилированный стальной лист необходимо увлажнение поверхности посредством распыления воды из специального распылителя.
    ООО «Рамет» регулярно и своевременно оплачивает выставляемые МУП КХ «Водоканал» счета за водоснабжение и водоотведение. Однако с мая 2009 года на основании постановления администрации ГО «Город Калининград» от 17.03.2008 № 416 «Об утверждении усредненных фактических концентраций загрязняющих веществ сточных вод, сбрасываемых в систему канализации МУП КХ «Водоканал» (далее – Постановление об утверждении усредненных фактических концентраций) Заявителю производятся начисления за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
    В период с 24.02.2009 по настоящее время лабораторный контроль за составом сточных вод, сбрасываемых ООО «Рамет» в систему городской канализации, ни организацией ВКХ МУП КХ «Водоканал», ни Заявителем не проводился.
    Ввиду того, что в последнее время объемы производства снизились, Заявитель считает, что превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в его стоках маловероятно, начисление платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ на основании Постановления об утверждении усредненных фактических концентраций неправомерно.
    3.Согласно разъяснениям представителей Ответчика, на основании постановления Главы администрации ГО «Город Калининград» № 1898 от 24.11.2008 г. «О водоснабжении и водоотведении в пос. Чкаловск» с 01 января 2009 г. МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда было определено организацией коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории пос. Чкаловск с использованием коммунальной системы водоснабжения и водоотведения, относящейся к муниципальной собственности ГО «Город Калининград».
    В связи с вышеизложенным, представителями технической инспекции МУП КХ «Водоканал» 05 февраля 2009 г., 30 марта 2009 г. в присутствии директора ООО «Рамет» С. были произведены проверки водопотребления и водоотведения предприятия, о чем составлены соответствующие акты.
    В результате проверок было установлено следующее: предприятие осуществляет деятельность по производству строительных панелей-сэндвич, металлочерепицы, пластиковых окон. На территории предприятия расположено два модуля: цех по производству панелей-сэндвич с административными помещениями, цех по производству окон.
    Вода расходуется предприятием на хозяйственно-питьевые и производственные (увлажнение панелей-сэндвич, подпитка котельной) нужды, а также подается ряду субабонентов, в том числе: ООО «Мастерская встроенной мебели», ИП С. (кузница), ООО «Калининградэнергосервис», ООО «Балтэкстрим» (кабельное строительство), ИП Г. (металлообработка).
    24 февраля 2009 года между МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда и Заявителем был заключен Договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ № 9017 (далее — Договор). Согласно п. 3.2.1. Договора Заявитель обязуется обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
    Согласно п. 5.4. Договора, в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления, сумма оплаты за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации Организации ВКХ определяется по расчетам, исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
    Поскольку лабораторный контроль сточных вод Заявителем не производился, результаты анализа проб сточных вод МУП КХ «Водоканал» не представлялись, было принято решение о начислении Заявителю платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах на основании усредненных фактических концентраций, характерных для абонентов непромышленной сферы, согласно Постановлению об утверждении усредненных фактических концентраций. В связи с вышеизложенным, с июня 2009 года ООО «Рамет» направлялись соответствующие извещения о взимании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. Оплата направленных извещений Заявителем не производилась.
    Анализ проб сточных вод Заявителя с момента заключения Договора по настоящее время МУП КХ «Водоканал» не проводился.
    Представителями ответчика акцентировалось внимание на отсутствии в действующем законодательстве норм, вменяющих в обязанность организации ВКХ осуществление систематического планового контроля качества сточных вод, отводимых абонентами в систему канализации, посредством проведения анализа проб сточных вод, в том числе в целях расчета платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
    4.В процессе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.
    В соответствии с реестром хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 % по состоянию на 31 декабря 2009 г., МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда имеет долю на рынках водоснабжения и водоотведения г. Калининграда, превышающую 65 %, и занимает на указанных рынках доминирующее положение.
    В соответствии с п.п. 65, 66, 67 постановления Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (ред. от 23.05.2006) «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее — Правила), п.п. 4.3, 4.5, 4.7 Решения окружного Совета депутатов г. Калининграда от 19.12.2007 № 435 «О внесении изменений и дополнений в «Порядок приема загрязняющих веществ, находящихся в сточных водах и отводимых абонентами в систему канализации г. Калининграда» (далее — Порядок приема загрязняющих веществ), п.п. 9, 10 постановления Правительства Калининградской области от 25.09.2007 № 563 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области» (далее — Порядок взимания платы), контроль за соблюдением абонентами нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется МУП КХ «Водоканал» путем выполнения анализов проб сточных вод абонентов, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод абонентов устанавливается МУП КХ «Водоканал» в зависимости от результатов предыдущего контроля, выполнения планов водоохранного строительства, но не реже одного раза в 6 месяцев (согласно Порядку взимания платы — не реже одного раза в три месяца). Для расчета платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ результаты планового контроля действительны до следующего контроля.
    Согласно положениям вышеуказанных нормативных актов, работы по отбору проб, их хранению и доставке осуществляются МУП КХ «Водоканал» в соответствии с Инструкцией по отбору проб для анализа сточных вод НВН 33-5.3.01-85, которая утверждена Приказом Минводхоза СССР от 13.06.85 № 223. Отбор проб производится в присутствии представителя абонента с составлением акта отбора проб. Фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов определяются путем выполнения аналитических измерений состава и свойств сточных вод по аттестованным методикам. Анализ контрольных проб сточных вод производится в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ лаборатории МУП КХ «Водоканал».
    Следовательно, действующим законодательством организациям водопроводно-канализационного хозяйства и, в частности, МУП КХ «Водоканал» вменяется в обязанность систематический плановый контроль качества сточных вод, отводимых абонентами в систему канализации, посредством проведения анализа проб сточных вод, в том числе в целях расчета платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
    На основании п. 5.4 Договора, п. 69 Правил, п.п. 4.3 Порядка приема загрязняющих веществ, п. 5 Порядка взимания платы оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
    Расчет платы (П) производится по формуле:
    П = [(ФКi – ДКi)  Nвi]  5  Кэв  10-6  Кв  Кинд.  Q  Кк  Ко, руб,
    где ФКi – фактическая концентрация загрязняющего вещества в сточных водах абонента, мг/л; величина ФКi по всем загрязняющим веществам принимается по данным аналитических измерений в пробах сточных вод абонента.
    Таким образом, расчеты за сверхнормативный сброс, предъявляемые Заявителю к оплате, могут выполняться МУП КХ «Водоканал» только на основании данных аналитических измерений в пробах сточных вод Заявителя, отбираемых МУП КХ «Водоканал» в контрольном колодце на выпуске в систему канализации. Применение для этих целей усредненных фактических концентраций загрязняющих веществ, характерных для абонентов непромышленной сферы, недопустимо и противоречит нормам законодательства, утвержденным Правительством РФ.
    Таким образом, действия организации водопроводно-канализационного хозяйства МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда, выразившиеся в начислении Заявителю платежей за сверхнормативный сброс вне процедуры получения данных лабораторного контроля, могут быть квалифицированы как нарушение норм действующего законодательства.
    Кроме того, представляется необоснованной квалификация ООО «Рамет» в качестве абонента непромышленной сферы в силу осуществления предприятием производственной деятельности, что было подтверждено Заявителем в ходе заседания комиссии по рассмотрению дела.
    В то же время, необходимо отметить, что Заявителем в нарушение норм действующего законодательства с момента заключения Договора по настоящее время меры по осуществлению лабораторного контроля за составом сточных вод не предпринимались. Доказательствами, свидетельствующими о непревышении фактических концентраций загрязняющих веществ в стоках ООО «Рамет» уровня усредненных фактических концентраций, установленного постановлением администрации ГО «Город Калининград» от 17.03.2008 № 416, Заявитель не располагает.
    При таких обстоятельствах у антимонопольного органа нет оснований квалифицировать действия МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда как ущемляющие интересы Заявителя.
    Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135-ФЗ « О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    Исследованные комиссией антимонопольного органа материалы и фактические обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии в действиях МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда нарушения антимонопольного законодательства.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    Прекратить рассмотрение дела в отношении МУП КХ «Водоканал» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.