Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
21 декабря 2010 года
Исполняющая обязанности руководителя Калининградского Управления Федеральной антимонопольной службы России Боброва О.А.,
рассмотрев материалы антимонопольного дела № АМЗ-09/2010, а также протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-259адм/2010, возбужденного по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении
ООО «СКА Капиталремстрой»
(ИНН 3904064821, юридический адрес: Калининградская область, г. Гвардейск, пер. Центральный, 4)
в отсутствие законного представителя ООО «СКА Капиталремстрой»
26.06.2009 г. в Калининградское УФАС России (далее - КУФАС, антимонопольный орган) поступила жалоба М. (далее - Заявитель) на действия ООО «СКА Капиталремстрой», выразившиеся в начислении завышенной, по мнению Заявителя, оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования (далее - МОП).
В ходе рассмотрения указанной жалобы в действиях ООО «СКА Капиталремстрой» КУФАС были выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выраженные в экономически и технологически необоснованном начислении суммы оплаты за потребленную электроэнергию в МОП жилых домов, расположенных по адресу: г. Гвардейск, ул. Совхозная, 6 и ул. Колхозная, 14.
Вследствие этого в соответствии с приказом Калининградского УФАС России от 02.02.2010 г. № 12 было возбуждено дело № АМЗ-09/2010 по признакам нарушения ООО «СКА Капиталремстрой» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по его рассмотрению.
В ходе рассмотрения дела № АМЗ-09/2010 в Калининградское УФАС также поступили: - обращения от гр-н М., П., А. от 10.06.2010 на неправомерные, по мнению заявителей, действия ООО «СКА Капиталремстрой», выраженные в использовании прибора учета, расположенного на трансформаторной подстанции ТП 123-11, и не являющегося общедомовым прибором учета, применяющимся для определения объема потребленной электроэнергии в МОП в доме, расположенном по адресу: г. Гвардейск, ул. Багратиона, 10, - заявление Б. от 19.04.2010 о неправомерном, по мнению Заявителя, взимании ООО «СКА Капиталремстрой» оплаты за энергоснабжение МОП многоквартирного дома № 19 Б по ул. Тельмана по завышенным тарифам.
В результате рассмотрения указанных обращений Калининградским УФАС России были выявлены признаки нарушения ООО «СКА Капиталремстрой» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, аналогичные по составу признакам нарушения, послужившим основанием для возбуждения дела № АМЗ-09/2010 и совершенные ООО «СКА Капиталремстрой» в тот же период времени. В связи с этим, обращения М., П, и А. от 10.06.2010 и заявление Б. от 19.04.2010 были приобщены к материалам дела № Р – 09/2010.
По результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными домами в МО «Гвардейское ГП» (Аналитический отчет от 15.01.2010) на указанном рынке установлено доминирующее положение ООО «СКА Капиталремстрой», доля которого составила 100%. Приказом Калининградского управления Федеральной антимонопольной службы РФ (далее – КУФАС, антимонопольный орган) от 21.01.2010 № 4 ООО «СКА Капиталремстрой» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
В соответствии с информацией, представленной в письме АМО «Гвардейское ГП» от 11.12.2009 № 2664, ООО «СКА Капиталремстрой» по результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации 01.08.2008 было передано в управление 590 многоквартирных домов общей площадью 222,6 тыс. кв. м.
12.11.2008 между ООО «СКА Капиталремстрой» и ОАО «Янтарьэнерго» был заключен договор энергоснабжения № 818/11, согласно которому гарантирующий поставщик через присоединенную электросеть подает управляющей компании электрическую энергию, а ООО «СКА Капиталремстрой» принимает и оплачивает принятую электрическую энергию.
ООО «СКА Капиталремстрой» с 01.01.2009 стал осуществлять расчеты с собственниками многоквартирных домов за потребленную электроэнергию в МОП, что подтверждается материалами дела № АМЗ-09/2010.
КУФАС установлено, что энергоснабжение ряда домов по ул. Колхозная и ул. Совхозная в г. Гвардейске, в том числе, дома № 6, расположенного по улице Совхозная, осуществлялось от ТП 27-22, где заканчивается граница балансовой ответственности ОАО «Янтарьэнерго». На указанной подстанции установлен прибор учета электроэнергии, отпускаемой гарантирующим поставщиком в адрес управляющей компании. Между ТП 27-22 и многоквартирными домами, расположенными на вышеуказанных улицах, находилось сетевое оборудование, принадлежность которого не определена. Данный факт свидетельствует о том, что прибор учета, установленный на указанной выше подстанции, не расположен на границе балансовой принадлежности сетей ООО «СКА Капиталремстрой» и собственников многоквартирных домов, расположенных по ул. Колхозная и ул. Совхозная в г. Гвардейске.
Определение ООО «СКА Капиталремстрой» количества потребленной электроэнергии в целом по каждому из многоквартирных домов расположенных на вышеуказанных улицах, и последующий расчет потребленной электроэнергии в МОП осуществлялись исходя из показаний указанного выше прибора учета электрической энергии. ООО «СКА Капиталремстрой» аргументировало использование прибора учета электроэнергии, установленного на ТП 22-27, для определения количества потребленной электроэнергии тем, что ОАО «Янтарьэнерго» не регистрирует коллективные (общедомовые) приборы учета в домах, электроснабжение которых осуществляется от ТП 27-22 , и не принимает их показания к учету.
Между тем, согласно договору энергоснабжения от 12.11.2008 № 818/11, граница балансовой принадлежности сетей ОАО «Янтарьэнерго» находится на указанной выше трансформаторной подстанции. Таким образом, у гарантирующего поставщика отсутствуют общие границы сетей с собственниками многоквартирных домов, в связи с чем он не имел возможности принимать показания общедомовых приборов учета электрической энергии к учету, а значит, обязанность по регистрации коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в ОАО «Янтарьэнерго» отсутствовали.
Калининградским УФАС России установлено, что учет электрической энергии, потребленной домами, расположенными по ул. Багратиона и ул. Свиридова в г. Гвардейске, в том числе, дома по ул. Багратиона, 10, электроснабжение которых осуществлялось от ТП 123-11, производилось с применением прибора учета электрической энергии, расположенного на указанной подстанции, где заканчивается граница балансовой принадлежности сетей ОАО «Янтарьэнерго». Так как граница балансовой принадлежности сетей ОАО «Янтарьэнерго» находилась на указанной выше трансформаторной подстанции, у гарантирующего поставщика отсутствовали общие границы сетей с собственниками указанных домов, в связи с чем он не имел возможности принимать показания общедомовых приборов учета электрической энергии к учету. При этом, указанные дома соединялись с ТП 123-11 посредством сетевого оборудования, принадлежность которого официально не установлена, в связи с чем прибор учета электрической энергии, расположенный на указанной подстанции не находится на границе общедомовых сетей.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников в многоквартирном доме относится электрооборудование, находящееся в данном доме.
Пункт 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила № 530), устанавливает, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика, в том числе, на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме). При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В связи с тем, что сети многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется от ТП 27-22 и ТП 123-11, не имеют общих границ с сетями ОАО «Янтарьэнерго», а собственники жилых помещений указанных домов оплачивают ООО «СКА Капиталремстрой» потребленную электроэнергию в МОП, отношения по реализации электрической энергии для общедомовых нужд возникают у собственников многоквартирных домов только с ответчиком. При этом определение общего объема потребленной многоквартирным домом электроэнергии должно определяться на границе общедомовых сетей, а расчеты за потребленный ресурс должны производиться на основании данных коллективных (общедомовых) приборов учета. В случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, управляющая компания должна осуществлять расчеты согласно нормативам потребления электрической энергии, определенным в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306).
Таким образом, применение показаний приборов учета электрической энергии, расположенных на ТП 27-22 и ТП 123-11, для определения общего количества потребленной каждым из домов электрической энергии, применяемого для последующих расчетов за потребленную электроэнергию в МОП с собственниками многоквартирных домов, расположенных по ул.ул. Колхозная, Совхозная, Багратиона и Свиридова в г. Гвардейске, является необоснованным.
Согласно пояснениям ООО «СКА Капиталремстрой», данным в ходе заседания Комиссии КУФАС, управляющая компания по всем многоквартирным домам, в отношении которых осуществляет управление, распределение между собственниками потребленной в целом по дому электроэнергии в МОП проводит пропорционально занимаемой жилой площади.
Между тем, в соответствии с п. 3 Правил № 307 электроснабжение является коммунальной услугой. В соответствии с п. 23 Правил № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, размер платы за электроэнергию, потребленную в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к указанным Правилам.
Подпункт 1 пункта 3 Приложения № 2 Правил № 307 устанавливает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за электроснабжение МОП определяется пропорционально количеству потребленной внутри жилого помещения электрической энергии.
Пунктом 16 Правил № 307 предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Таким образом, применяемый ООО «СКА Капиталремстрой» порядок распределения потребленной электроэнергии в МОП между собственниками многоквартирных домов пропорционально занимаемой жилой площади противоречит Правилам № 307.
Калининградским УФАС России установлено, что в домах, расположенных по адресу: г. Гвардейск, ул. Совхозная, 6 и Багратиона, 10, в которых заявители: М., М., П. и А. имеют в собственности жилые помещения, учет потребленной электрической энергии согласно показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета не ведется. В то же время в доме, расположенном в г. Гвардейске по ул. Тельмана, 19 Б, где проживает заявитель Б., показания коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии принимаются к учету. Таким образом, применимо к домам, расположенным по адресу: г. Гвардейск, ул. Совхозная, 6 и Багратиона, 10, ООО «СКА Капиталремстрой» ненадлежащим образом определял количество электрической энергии, потребляемой в целом по каждому из домов, а также производил распределение потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в нарушение Правил № 307. По дому, расположенному по ул. Тельмана, 19 Б, ООО «СКА Капиталремстрой» также проводил распределение потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в нарушение указанных Правил.
На основании вышеизложенного была рассчитана величина убытков, понесенных заявителями в связи с действиями ООО «СКА Капиталремстрой».
Так, было установлено, что Б. от действий ООО «СКА Капиталремстрой», связанных с нарушением порядка распределения между собственниками многоквартирного дома порядка распределения потребленной электрической энергии в МОП в период с января 2009 года по июль 2010 года включительно понесла убыток в размере 2582,92 рубля.
При определении размера понесенного убытка заявителями: М., М., П. и А. учитывалось, что в домах, где они проживают, расчет по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии не производился, в связи с чем у ООО «СКА Капиталремстрой» были истребованы сведения об общих объемах потребления электроэнергии в МОП в домах, конструктивно сходных с домами по ул. Совхозная, 6 и ул. Багратиона, 10 (по этажности, количеству подъездов, количеству энергопринимающих устройств), имеющих общедомовые/внутриподъездные приборы учета электрической энергии, расположенных на границе балансовой принадлежности общедомовых сетей и использующихся для расчетов с потребителями.
В соответствии с п. 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Пункт 20 Правил № 306 предусматривает при установлении нормативов потребления коммунальных услуг использование следующих методов: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод.
Согласно п. 21 указанных Правил, метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами.
Таким образом, размера убытка определен, с использованием метода аналогов.
Согласно представленной ООО «СКА Капиталремстрой» информации, для дома по ул. Багратиона, 10 конструктивно сходным домом явился дом, расположенный по ул. Багратиона, 3 в г. Гвардейске; для дома по ул. Совхозная, 6 конструктивно сходные дома, в которых установлены общедомовой либо внутриподъездные приборы учета электрической энергии, расположенные на границе балансовой принадлежности общедомовых сетей и использующиеся для расчетов с потребителями, отсутствуют.
В результате использования данных об общем объеме потребленной электроэнергии в МОП в доме по ул. Багратиона, 3, являющимся конструктивно сходным для дома по ул. Багратиона, 10, установлено, что в результате неправомерных действий ООО «СКА Капиталремстрой» в период с января 2009 года по июль 2010 года включительно М. понесла убытки в размере 2263,71 рубля, П. - в размере 2731,12 рубля, А. - 1659,72 рубля.
Как было указано выше, для дома, расположенного по ул. Совхозная, 6, конструктивно сходного дома, отвечающего заявленным условиям, установлено не было. В то же время, как свидетельствуют материалы дела № АМЗ – 09/2010, в период с января 2009 года по июль 2010 года включительно потребление М. электрической энергии на внутриквартирные нужды составило всего 1 кВт (январь 2009 года). Таким образом, практически вся сумма, оплаченная заявителем за потребленную электроэнергию в МОП, начислена неправомерно, а убытки составили 6514,83 рубля.
22 сентября 2010 решением Комиссии КУФАС по делу № АМЗ-09/2010 действия ООО «СКА Капиталремстрой», выразившиеся в экономически и технологически необоснованном начислении сумм платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, что привело к ущемлению прав других лиц - собственников многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «СКА Капиталремстрой», признаны нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
17 ноября 2010 года ведущим специалистом-экспертом правового отдела Калининградского УФАС России Курятниковой К.Ю. в адрес ООО «СКА Капиталремстрой» было направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в соответствии с которым ООО было предписано явиться в Калининградское УФАС России 30.11.2010 года для составления и подписания административного протокола, а также представить следующие документы и сведения: - форму № 2 по ОКУД за 2009 (поквартально); - данные о суммарной выручке, полученной ООО «СКА Капиталремстрой» от оказания услуг по управлению многоквартирными домами в МО «Гвардейское ГП»за 2009 год; - данные о суммарной выручке, полученной ООО «СКА Капиталремстрой» от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2009 году; - сумму уплаченного налога на добавленную стоимость и акциза в 2009 году; - полные фамилию, имя и отчество, дату рождения, место регистрации (жительства) и должность лица, виновного в нарушении ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, его должностные обязанности, копию приказа о назначении на должность.
Запрашиваемые документы и сведения от ООО «СКА Капиталремстрой» в адрес Калининградского УФАС в установленный срок не поступили.
30 ноября 2010 г. законный представитель ООО и представитель с надлежащим образом оформленными полномочиями на составление и подписание протока об административном правонарушении не явились.
В связи с тем, что на момент составления протокола об административном правонарушении в материалах дела № АМЗ-259адм/2010 отсутствовал документ, подтверждающий надлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности,о времени и месте составления протокола, то 30.11.2010 г. в адрес ООО «СКА Капиталремстрой» было направлено повторное уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, в соответствии с которым законному представителю ООО «СКА Капиталремстрой» или представителю с надлежащим образом оформленными полномочиями надлежало явиться в КУФАС 14 декабря 2010 для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
Законный представитель ООО «СКА Капиталремстрлой», надлежащим образом извещенный о дате и месте составления протокола, 14 декабря 2010 года лично прибыл на составление протокола. Факт надлежащего уведомления законного представителя ООО подтверждается его личной подписью в получении уведомления о составлении протокола 02.12.2010 г.
14 декабря 2010 г. ведущим специалистом-экспертом правового отдела Калининградского УФАС России Курятниковой К.Ю. в присутствии законного представителя ООО «СКА Капиталремстрой» - генерального директора Я. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП РФ. В своих объяснениях, данных при составлении протокола, законный представитель ООО «СКА Капиталремстрой» - генеральный директор Я., вину ООО в совершении административного правонарушения не признал.
Определением от 14.12.2010 года рассмотрение дела № АМЗ-259адм/2010 было назначено на 21.12.2010 года.
Законный представитель ООО «СКА Капиталремстрой» - генеральный директор Я., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела № АМЗ-259адм/2010, что подтверждается личной распиской в получении, совершенной законным Я. на определении о назначении времени и места рассмотрения дела 14 декабря 2010 года.
Изучив протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-259адм/2010, а также дела о нарушении антимонопольного законодательства № АМЗ-09/2010, рассмотрев пояснения законного представителя ООО «СКА Капиталремстрой» - генерального директора Я., данные при составлении протокола, нахожу вину ООО «СКА Капиталремстрой» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего: 1.По результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания управляющими компаниями услуг по управлению многоквартирными домами в МО «Гвардейское ГП» (Аналитический отчет от 15.01.2010) на указанном рынке установлено доминирующее положение ООО «СКА Капиталремстрой», доля которого составила 100%. Приказом Калининградского управления Федеральной антимонопольной службы РФ (далее – КУФАС, антимонопольный орган) от 21.01.2010 № 4 ООО «СКА Капиталремстрой» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
В соответствии с информацией, представленной в письме АМО «Гвардейское ГП» от 11.12.2009 № 2664, ООО «СКА Капиталремстрой» по результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации 01.08.2008 было передано в управление 590 многоквартирных домов общей площадью 222,6 тыс. кв. м.
12.11.2008 между ООО «СКА Капиталремстрой» и ОАО «Янтарьэнерго» был заключен договор энергоснабжения № 818/11, согласно которому гарантирующий поставщик через присоединенную электросеть подает управляющей компании электрическую энергию, а ООО «СКА Капиталремстрой» принимает и оплачивает принятую электрическую энергию.
ООО «СКА Капиталремстрой» с 01.01.2009 стал осуществлять расчеты с собственниками многоквартирных домов за потребленную электроэнергию в МОП, что подтверждается материалами дела № АМЗ-09/2010.
КУФАС установлено, что энергоснабжение ряда домов по ул. Колхозная и ул. Совхозная в г. Гвардейске, в том числе, дома № 6, расположенного по улице Совхозная, осуществлялось от ТП 27-22, где заканчивается граница балансовой ответственности ОАО «Янтарьэнерго». На указанной подстанции установлен прибор учета электроэнергии, отпускаемой гарантирующим поставщиком в адрес управляющей компании. Между ТП 27-22 и многоквартирными домами расположенными на вышеуказанных улицах, находилось сетевое оборудование, принадлежность которого не определена. Данный факт свидетельствует о том, что прибор учета, установленный на указанной выше подстанции, не расположен на границе балансовой принадлежности сетей ООО «СКА Капиталремстрой» и собственников многоквартирных домов, расположенных по ул. Колхозная и ул. Совхозная в г. Гвардейске.
Определение ООО «СКА Капиталремстрой» количества потребленной электроэнергии в целом по каждому из многоквартирных домов расположенных на вышеуказанных улицах, и последующий расчет потребленной электроэнергии в МОП осуществлялись исходя из показаний указанного выше прибора учета электрической энергии. ООО «СКА Капиталремстрой» аргументировало использование прибора учета электроэнергии, установленного на ТП 22-27, для определения количества потребленной электроэнергии тем, что ОАО «Янтарьэнерго» не регистрирует коллективные (общедомовые) приборы учета в домах, электроснабжение которых осуществляется от ТП 27-22 , и не принимает их показания к учету.
Между тем, согласно договору энергоснабжения от 12.11.2008 № 818/11, граница балансовой принадлежности сетей ОАО «Янтарьэнерго» находится на указанной выше трансформаторной подстанции. Таким образом, у гарантирующего поставщика отсутствуют общие границы сетей с собственниками многоквартирных домов, в связи с чем он не имел возможности принимать показания общедомовых приборов учета электрической энергии к учету, а значит, обязанность по регистрации коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в ОАО «Янтарьэнерго» отсутствовали.
Калининградским УФАС России установлено, что учет электрической энергии, потребленной домами, расположенными по ул. Багратиона и ул. Свиридова в г. Гвардейске, в том числе, дома по ул. Багратиона, 10, электроснабжение которых осуществлялось от ТП 123-11, производилось с применением прибора учета электрической энергии, расположенного на указанной подстанции, где заканчивается граница балансовой принадлежности сетей ОАО «Янтарьэнерго». Так как граница балансовой принадлежности сетей ОАО «Янтарьэнерго» находилась на указанной выше трансформаторной подстанции, у гарантирующего поставщика отсутствовали общие границы сетей с собственниками указанных домов, в связи с чем он не имел возможности принимать показания общедомовых приборов учета электрической энергии к учету. При этом, указанные дома соединялись с ТП 123-11 посредством сетевого оборудования, принадлежность которого официально не установлена, в связи с чем прибор учета электрической энергии, расположенный на указанной подстанции не находится на границе общедомовых сетей.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников в многоквартирном доме относится электрооборудование, находящееся в данном доме.
Пункт 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила № 530), устанавливает, что исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика, в том числе, на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме). При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В связи с тем, что сети многоквартирных домов, электроснабжение которых осуществляется от ТП 27-22 и ТП 123-11, не имеют общих границ с сетями ОАО «Янтарьэнерго», а собственники жилых помещений указанных домов оплачивают ООО «СКА Капиталремстрой» потребленную электроэнергию в МОП, отношения по реализации электрической энергии для общедомовых нужд возникают у собственников многоквартирных домов только с ответчиком. При этом определение общего объема потребленной многоквартирным домом электроэнергии должно определяться на границе общедомовых сетей, а расчеты за потребленный ресурс должны производиться на основании данных коллективных (общедомовых) приборов учета. В случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, управляющая компания должна осуществлять расчеты согласно нормативам потребления электрической энергии, определенным в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306).
Таким образом, применение показаний приборов учета электрической энергии, расположенных на ТП 27-22 и ТП 123-11, для определения общего количества потребленной каждым из домов электрической энергии, применяемого для последующих расчетов за потребленную электроэнергию в МОП с собственниками многоквартирных домов, расположенных по ул.ул. Колхозная, Совхозная, Багратиона и Свиридова в г. Гвардейске, является необоснованным.
Согласно пояснениям ООО «СКА Капиталремстрой», данным в ходе заседания Комиссии КУФАС, управляющая компания по всем многоквартирным домам, в отношении которых осуществляет управление, распределение между собственниками потребленной в целом по дому электроэнергии в МОП проводит пропорционально занимаемой жилой площади.
Между тем, в соответствии с п. 3 Правил № 307 электроснабжение является коммунальной услугой. В соответствии с п. 23 Правил № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, размер платы за электроэнергию, потребленную в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к указанным Правилам.
Подпункт 1 пункта 3 Приложения № 2 Правил № 307 устанавливает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за электроснабжение МОП определяется пропорционально количеству потребленной внутри жилого помещения электрической энергии.
Пунктом 16 Правил № 307 предусмотрено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Таким образом, применяемый ООО «СКА Капиталремстрой» порядок распределения потребленной электроэнергии в МОП между собственниками многоквартирных домов пропорционально занимаемой жилой площади противоречит Правилам № 307.
Калининградским УФАС России установлено, что в домах, расположенных по адресу: г. Гвардейск, ул. Совхозная, 6 и Багратиона, 10, в которых заявители: М., М., П. и А. имеют в собственности жилые помещения, учет потребленной электрической энергии согласно показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета не ведется. В то же время в доме, расположенном в г. Гвардейске по ул. Тельмана, 19 Б, где проживает заявитель Б., показания коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии принимаются к учету. Таким образом, применимо к домам, расположенным по адресу: г. Гвардейск, ул. Совхозная, 6 и Багратиона, 10, ООО «СКА Капиталремстрой» ненадлежащим образом определял количество электрической энергии, потребляемой в целом по каждому из домов, а также производил распределение потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в нарушение Правил № 307. По дому, расположенному по ул. Тельмана, 19 Б, ООО «СКА Капиталремстрой» также проводил распределение потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в нарушение указанных Правил.
На основании вышеизложенного была рассчитана величина убытков, понесенных заявителями в связи с действиями ООО «СКА Капиталремстрой».
Так, было установлено, что Б. от действий ООО «СКА Капиталремстрой», связанных с нарушением порядка распределения между собственниками многоквартирного дома порядка распределения потребленной электрической энергии в МОП в период с января 2009 года по июль 2010 года включительно понесла убыток в размере 2582,92 рубля.
При определении размера понесенного убытка заявителями: М., М., П. и А. учитывалось, что в домах, где они проживают, расчет по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии не производился, в связи с чем у ООО «СКА Капиталремстрой» были истребованы сведения об общих объемах потребления электроэнергии в МОП в домах, конструктивно сходных с домами по ул. Совхозная, 6 и ул. Багратиона, 10 (по этажности, количеству подъездов, количеству энергопринимающих устройств), имеющих общедомовые/внутриподъездные приборы учета электрической энергии, расположенных на границе балансовой принадлежности общедомовых сетей и использующихся для расчетов с потребителями.
В соответствии с п. 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Пункт 20 Правил № 306 предусматривает при установлении нормативов потребления коммунальных услуг использование следующих методов: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод.
Согласно п. 21 указанных Правил, метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами.
Таким образом, размера убытка определен, с использованием метода аналогов.
Согласно представленной ООО «СКА Капиталремстрой» информации, для дома по ул. Багратиона, 10 конструктивно сходным домом явился дом, расположенный по ул. Багратиона, 3 в г. Гвардейске; для дома по ул. Совхозная, 6 конструктивно сходные дома, в которых установлены общедомовой либо внутриподъездные приборы учета электрической энергии, расположенные на границе балансовой принадлежности общедомовых сетей и использующиеся для расчетов с потребителями, отсутствуют.
В результате использования данных об общем объеме потребленной электроэнергии в МОП в доме по ул. Багратиона, 3, являющимся конструктивно сходным для дома по ул. Багратиона, 10, установлено, что в результате неправомерных действий ООО «СКА Капиталремстрой» в период с января 2009 года по июль 2010 года включительно М. понесла убытки в размере 2263,71 рубля, П. - в размере 2731,12 рубля, А. - 1659,72 рубля.
Как было указано выше, для дома, расположенного по ул. Совхозная, 6, конструктивно сходного дома, отвечающего заявленным условиям, установлено не было. В то же время, как свидетельствуют материалы дела № АМЗ-09/2010, в период с января 2009 года по июль 2010 года включительно потребление М. электрической энергии на внутриквартирные нужды составило всего 1 кВт (январь 2009 года). Таким образом, практически вся сумма, оплаченная заявителем за потребленную электроэнергию в МОП, начислена неправомерно, а убытки составили 6514,83 рубля. 2.Статьей 1.2. КоАП РФ закреплены задачи законодательства об административных правонарушениях: «…защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений». 3.В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. 4.Статьей 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Часть 3 ст. 1.7. КоАП РФ обязывает вести производство по делу об административном правонарушении на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Таким образом, подлежит применению редакция КоАП РФ, действовавшая на момент совершения правонарушения. 5.Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 6.Статьей 4.1. КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. 7.Статьей 37 Закона о защите конкуренции предусматривается ответственность коммерческих организаций и их должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. 8.Статьей 14.31 КоАП РФ установлено: «Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей».
Факт совершения правонарушения ООО «СКА Капиталремстрой» подтверждается: - решением и другими материалами дела № АМЗ-09/2010 о нарушении ООО «СКА Капиталремстрой» антимонопольного законодательства; - протоколом об административном правонарушении от 14.12.2010 г., а также другими материалами дела № АМЗ-259адм/2010.
Оценивая собранные по делу № АМЗ-259адм/2010 доказательства, нахожу вину ООО «СКА Капиталремстрой» доказанной, а действия ООО «СКА Капиталремстрой», выразившиеся в экономически и технологически необоснованном начислении сумм платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, что привело к ущемлению прав других лиц - собственников многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «СКА Капиталремстрой», верно квалифицированными по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, форма вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, ущемляет права и законные интересы других лиц, а также нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к значительным. Поэтому, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
В соответствии со ст.ст. 4.2 и 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях смягчающих и отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено.
На основании изложенных обстоятельств административное наказание ООО «СКА Капиталремстрой» должно быть установлено в пределах санкций ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом размер выручки определяется в соответствии со ст. ст. 248-249, 271 НК РФ, а исчисление срока получения выручки, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 3.5 КоАП РФ.
Суммарная выручка, согласно представленным документам ООО «СКА Капиталремстрой» от оказания услуг по управлению многоквартирными домами в 2009 году, составила 11 372 457 рублей. Совокупная выручка от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2009 году составила 11 432 036 рублей.
Выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и составляет 99.47 %. Таким образом, подлежит применению санкция нормы ст. 14.31 КоАП РФ, устанавливающая, что если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) штраф налагается в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1.Признать ООО «СКА Капиталремстрой» (ИНН 3904064821, юридический адрес: Калининградская область, г. Гвардейск, пер. Центральный, 4) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ. 2.Назначить наказание ООО «СКА Капиталремстрой» в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Согласно ч. 5 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
Федеральный бюджет
Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001 ОКАТО 27401000000
УФК по Калининградской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области)
Банк получателя:
ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
БИК: 042748001 р/с № 40101810000000010002
Назначение платежа: КБК 161 1 16 02010 01 0000 140 – штраф за нарушение антимонопольного законодательства
И.о. руководителя
О.А.Боброва
Отметка о вручении Постановления _____________________________________