Калининская область
Решение от 01 ноября 2010 года

О прекращении рассмотрения дела в отношении МУП КХ «Водоканал»

По делу № АМЗ-28/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
01 ноября 2010 года
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 18 октября 2010 года.
    Решение в полном объеме изготовлено 01 ноября 2010 года.
    Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председателя Комиссии: Арефьевой И.С. руководителя Калининградского УФАС России,
    Членов Комиссии: Бобровой О.А. заместителя руководителя Калининградского УФАС России,
    Хамдамова Д.Н. главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    Фионовой Е.В. ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,

    рассмотрев дело № АМЗ-28/2010 по признакам нарушения МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда (ИНН/КПП 3903009923/390401001, адрес: 236022, г. Калининград, ул. Комсомольская, д. 12) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    1.В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило обращение ООО «УК ЖЭУ Ремжилстрой» (далее — Заявитель) с жалобой на действия МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда, выразившиеся в отказе от заключения договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от следующих объектов капитального строительства: многоквартирных жилых домов № 11, 15 по ул. Докука и № 48, 9Б по ул. Лукашова.
    Приказом Калининградского УФАС России от 30.03.2010 г. № 59 в отношении МУП КХ «Водоканал г. Калининграда (далее — Ответчик) было возбуждено дело № АМЗ-28/2010 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
    Определением от 30.03.2010 года к рассмотрению дела № АМЗ-28/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «Ремжилстрой-Инвест», осуществлявшее функции застройщика рассматриваемых объектов капитального строительства.
    Определением от 09.04.2010 года к рассмотрению дела № АМЗ-28/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, была привлечена ликвидационная комиссия МКП ЖКХ «Чкаловск».
    Определением от 30.04.2010 года к рассмотрению дела № АМЗ-28/2010 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, был привлечен комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград».
    2.Существо дела в изложении ООО «УК ЖЭУ Ремжилстрой».
    ООО «УК ЖЭУ Ремжилстрой» (далее - Заявитель, Управляющая компания) осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами в пос. Чкаловск. В управлении у данной компании также находятся многоквартирные жилые дома № 11, 15 по ул. Докука и № 48, 9Б по ул. Лукашова, сданные в эксплуатацию в 2009 году.
    Заявителем неоднократно (02.07.2009 г., 27.11.2009 г.) в адрес МУП КХ «Водоканал» направлялись обращения о включении указанных объектов капитального строительства в действующий договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 9016 от 20 февраля 2009 года (далее - Договор). Необходимая документация, а именно: технические условия на присоединение рассматриваемых объектов к системам водоснабжения и канализации; разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию по каждому рассматриваемому объекту; акты приема-передачи объектов в управление (по каждому объекту); протоколы собрания собственников жилья по выбору способа управления многоквартирными жилыми домами (по каждому объекту); расчет-заявка по каждому объекту; приказ о назначении ответственного лица за водоснабжение и водоотведение по всем объектам, была представлена в полном объеме.
    Тем не менее, МУП КХ «Водоканал» было отказано в заключении договора в связи с необходимостью получения документов, поименованных в письме № 4500 от 08.12.2009 г., в том числе актов приемки наружных водопроводных и канализационных сетей, согласованных проектов, договоров на подключение объектов капитального строительства к системам инженерно-технического обеспечения.
    По мнению Заявителя, обязанность представления вышеуказанных документов не предусмотрена действующим законодательством; действия МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда, выразившиеся в отказе от оформления договорных отношений ущемляют интересы ООО «УК ЖЭУ Ремжилстрой» как исполнителя коммунальных услуг, а также интересы собственников жилых помещений в многоквартирных домах № 11, 15 по ул. Докука и № 48, 9Б по ул. Лукашова.
    3.Существо дела в изложении ООО «Ремжилстрой-Инвест».
    ООО «Ремжилстрой-Инвест» является аффилированным лицом Управляющей компании; осуществляло функции застройщика рассматриваемых объектов капитального строительства.
    В 2006 году ООО «Ремжилстрой-Инвест» в установленном порядке были получены технические условия МКП ЖКХ «Чкаловск» № 524 от 05 августа 2006 года, № 630, 631, 632 от 10 октября 2006 года на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения проектируемых жилых домов по ул. Лукашова, по ул. Докука, а также по ул. Жиленкова - Лейтенанта Калинина - Лукашова в пос. Чкаловск. В их число входят жилые дома № 11, № 15 по ул. Докука и №9Б, № 48 по ул. Лукашова. Ввиду отсутствия у МКП ЖКХ «Чкаловск» инвестиционной программы, данные технические условия предусматривали проведение комплекса работ (натурные обременения), выполнение которых было необходимо для подключения строящихся (проектируемых) объектов.
    ООО «Ремжилстрой-Инвест» такие работы были выполнены в полном объеме в соответствии с вышеуказанными техническими условиями в период их действия. Все рассматриваемые объекты капитального строительства были подключены к системам водоснабжения и канализации, эксплуатируемым МКП ЖКХ «Чкаловск».
    С 01 января 2009 года сети водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в пос. Чкаловск были переданы Ответчику в хозяйственное ведение и оперативное управление.
    С момента передачи в эксплуатацию сетей водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в пос. Чкаловск МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда уклонялся от оформления отношений с ООО «Ремжилстрой-Инвест» по подключенным объектам, несмотря на то, что объекты подключены к магистральной сети диаметром 200 мм протяженностью около 1,5 км, построенной обществом и принятой в эксплуатацию МКП ЖКХ «Чкаловск».
    4.Существо дела в изложении представителей МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда.
    Согласно постановлению Главы администрации ГО «Город Калининград» № 1898 от 24.11.2008 года МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда с 01 января 2009 года переданы в хозяйственное ведение и оперативное управление сети водоснабжения и водоотведения в пос. Чкаловск.
    Многоквартирные жилые дома № 11, № 15 по ул. Докука и №9Б, № 48 по ул. Лукашова были введены в эксплуатацию застройщиком (ООО «Ремжилстрой-Инвест») в 2009 году без получения согласования МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда. Такое согласование не могло быть дано МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда ввиду того, что предприятием не выдавались соответствующие технические условия на присоединение.
    Договора о подключении многоквартирных жилых домов № 11, № 15 по ул. Докука, № 9Б, № 48 по ул. Лукашова к системе водоснабжения и канализации, акты о присоединении к сетям инженерно-технического обеспечения Заявителем представлены не были.
    Поскольку подача ресурса и оказание услуги водоотведения может осуществляться в результате подключения объекта капитального строительства к соответствующим сетям, МУП КХ «Водоканал» считает правомерным истребование документов, свидетельствующих о соблюдении процедуры присоединения в соответствии с действующим законодательством.
    Тем не менее, дополнительным соглашением, заключенным между Заявителем и МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда 26 февраля 2010 г., рассматриваемые многоквартирные жилые дома были включены в Договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ № 9016 от 20.02.2009 г. В период с момента ввода данных жилых домов в эксплуатацию до подписания дополнительного соглашения снабжение питьевой водой и оказание услуги по приему сточных вод от указанных объектов осуществлялось в полном объеме.
    5.Представителем ликвидационной комиссии МКП ЖКХ «Чкаловск», привлеченной к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, были даны следующие пояснения.
    МКП ЖКХ «Чкаловск» на момент дачи пояснений находилось на заключительной стадии ликвидации.
    В журнале регистрации выданных МКП ЖКХ «Чкаловск» технических условий действительно имеется запись о технических условиях № 630 от 10.10.2006 г., № 631 от 10.10.2006 г., № 632 от 10.10.2006 г. Дубликатов либо копий данных документов обнаружено не было. Пояснения касательно порядка подключения рассматриваемых объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения пос. Чкаловск не могут быть даны ввиду неосведомленности членов ликвидационной комиссии о данных обстоятельствах.
    6.В соответствии с письменными пояснениями комитета архитектуры и строительства ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов осуществлялась комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» на основании заявления застройщика и документов, установленных вышеуказанной статьей, в том числе заключения Службы ГАСН Калининградской области (органа, осуществлявшего государственный надзор при строительстве объектов) о соответствии построенных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации; актов приемки объектов капитального строительства, документов, подтверждающих соответствие построенных объектов техническим условиям на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
    Разрешения от 29.06.2009 г. № RU39315000-108, от 26.08.2009 г. № RU39315000-153, от 28.10.2009 г. № RU39315000-193 и от 31.03.2009 г. № RU39315000-39 на ввод в эксплуатацию домов № 11, № 15 по ул. Докука и № 9Б, № 48 по ул. Лукашова соответственно выданы ООО «Ремжилстрой-Инвест» на основании заявлений и документов, установленных ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
    Проектная документация по строительству сетей водоснабжения и водоотведения указанных домов разработана на основании технических условий, выданных МКП ЖКХ «Чкаловск».
    Выполнение технических условий МКП ЖКХ «Чкаловск» № 630 от 10.10.2006 г. на подключение многоквартирных жилых домов № 11, № 15 по ул. Докука подтверждено справкой № 259 от 24.06.2009 г., подписанной директором предприятия.
    Выполнение технических условий МКП ЖКХ «Чкаловск» № 631 от 10.10.2006 г. на подключение многоквартирного жилого дома № 48 по ул. Лукашова подтверждено справкой от 14.06.2009 г., подписанной исполняющим обязанности директора предприятия.
    Выполнение технических условий МКП ЖКХ «Чкаловск» № 632 от 10.10.2006 г. на подключение многоквартирного жилого дома № 9Б по ул. Лукашова подтверждено справкой № 406 от 01.09.2009 г., подписанной директором предприятия.
    7.Комиссия рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле и установила следующее.
    7.1 Компанией ООО «УК ЖЭУ Ремжилстрой» 02 июля 2009 г. и 27 ноября 2009 г. были направлены письма № 171 и № 407 соответственно с обращением к МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда о включении объектов капитального строительства (многоквартирных жилых домов № 11, 15 по ул. Докука и № 48, 9Б по ул. Лукашова), находящихся в управлении данной компании, в действующий договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 9016 от 20 февраля 2009 года (далее - Договор). В приложение к данному обращению в МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда были также направлены разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию по каждому рассматриваемому объекту; акты приема-передачи объектов в управление (по каждому объекту); протоколы собрания собственников жилья по выбору способа управления многоквартирными жилыми домами (по каждому объекту); расчет-заявка по каждому объекту; приказ о назначении ответственного лица за водоснабжение и водоотведение по всем объектам.
    В письме № 4500 от 08.12.2009 МУП КХ «Водоканал» было отказано включить рассматриваемые многоквартирные жилые дома в договор № 9016 от 20.02.2009 г. ввиду необходимости получения от Заявителя разрешительной документации на присоединение, а именно: копий технических условий на присоединение, а также копий актов приемки наружных водопроводных и канализационных сетей, актов приемки водомерных узлов, согласованных проектов, договора на подключение объектов капитального строительства к системам инженерно-технического обеспечения, актов опломбировки поквартирных водомеров.
    Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (ред. от 23.05.2006) «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее — Правила) в целях заключения договора абонент (заказчик) представляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства следующие документы:
    - заявку с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а также объемах водопотребления и водоотведения сточных вод абонента и субабонентов;
    - документы, подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения;
    - разрешительную документацию на присоединение;
    - схемы водоснабжения и канализации;
    - баланс водопотребления и водоотведения;
    - план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод.
    Причем, в соответствии с п. 1 Правил под разрешительной документацией подразумевается разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными службами госсанэпиднадзора, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
    Обязанность представления, в целях заключения договора на отпуск питьевой воды и водоотведение, иных документов, кроме указанных в вышеизложенной норме, законодательством не предусмотрена.
    7.2 В соответствии с пп. 11, 12 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83, до начала подачи ресурсов (оказания соответствующих услуг) заказчик должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, заключить договоры о снабжении соответствующими видами ресурсов (об оказании соответствующих услуг), получение которых обеспечивается в результате подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. До ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию заказчик обязан: обеспечить доступ исполнителя к объектам, подключаемым к сетям инженерно-технического обеспечения, для проверки выполнения заказчиком условий подключения; выполнить требования, необходимые для подачи ресурсов, с учетом особенностей подключения объектов к отдельным видам сетей инженерно-технического обеспечения.
    Кроме того, согласно п. 7 ч. 3 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ (№ 190-ФЗ от 29.12.2004 г.) при обращении застройщика в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к данному заявлению прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
    В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в ч. 3 данной статьи.
    Частью 5 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ на орган, выдавший разрешение на строительство, возложена обязанность в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в ч. 3 указанной статьи.
    Системное толкование вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что вопросы подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технической инфраструктуры должны быть урегулированы до получения застройщиком разрешений на ввод таких объектов в эксплуатацию. Соблюдение надлежащим образом порядка подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технической инфраструктуры и выполнение застройщиком условий подключения являются критериями выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
    Такие разрешения были выданы застройщику (ООО «Ремжилстрой-Инвест») Комитетом архитектуры и строительства администрации ГО «Город Калининград»: на ввод многоквартирного дома № 9 Б по ул. Лукашова - 28.10.2009 г., на ввод многоквартирного дома № 48 по ул. Лукашова - 31.03.2009 г., на ввод многоквартирного дома № 11 по ул. Докука - 29.06.2009 г., на ввод многоквартирного дома № 15 по ул. Докука - 26.08.2009 г., что свидетельствует о выполнении ООО «Ремжилстрой-Инвест» технических условий на присоединение к сетям ИТО в полном объеме и о состоявшемся фактическом подключении многоквартирных жилых домов № 11, 15 по ул. Докука и № 48, 9Б по ул. Лукашова к системам водопровода и канализации пос. Чкаловск.
    Данное также подтверждается имеющимися в материалах актами приемки наружной канализации, проведения промывки трубопроводов и системы наружного водоснабжения 100-квартирного жилого дома по ул. Лукашова, д. 48 от 25 марта 2009 года, согласованными МУП КХ «Водоканал», а также договорами на отпуск питьевой воды № 101/2008 г. от 20.08.2008 г., № 60 от 24.03.2008 г., согласно которым осуществлялось водоснабжение строительных площадок жилых домов № 11 по ул. Докука и № 48 по ул. Лукашова соответственно.
    7.3 В соответствии с постановлением Главы администрации ГО «Город Калининград» № 1898 от 24.11.2008 года МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда с 01 января 2009 года определено организацией коммунального хозяйства, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории пос. Чкаловск с использованием коммунальной системы, относящейся к муниципальной собственности ГО «Город Калининград».
    Таким образом, на момент направления ООО «Ремжилстрой-Инвест» в Комитет архитектуры и строительства заявления о выдаче разрешений на ввод рассматриваемых объектов в эксплуатацию, организация, выдавшая технические условия (МКП ЖКХ «Чкаловск») утратила статус организации водопроводно-коммунального хозяйства на территории пос. Чкаловск. Тем не менее, данный факт не влечет недействительности документов, выданных МКП ЖКХ «Чкаловск» в период функционирования в качестве ресурсоснабжающей организации, и не дает оснований считать присоединенные к сетям объекты капитального строительства неподключенными.
    7.4 МКП ЖКХ «Чкаловск» были выданы технические условия на подключение рассматриваемых объектов капитального строительства (№ 630 от 10.10.2006 г., № 631 от 10.10.2006 г., № 632 от 10.10.2006 г.) в октябре 2006 года со сроком действия три года.
    Из содержания писем № 138 от 25.03.2009 г., № 224 от 14.05.2009 г., № 270 от 17.06.2009 г., № 397 от 25.08.2009 г. ООО «Ремжилстрой-Инвест» и № Т-1372 от 26.11.2009 г. МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда следует, что копии указанных технических условий были в распоряжении Ответчика на момент поступления заявления со стороны ООО «УК ЖЭУ Ремжилстрой» о включении многоквартирных жилых домов № 11, 15 по ул. Докука и № 48, 9Б по ул. Лукашова в Договор.
    Следовательно, Заявителем МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда была представлена разрешительная документация на присоединение в полном объеме.
    Обязанность представления ООО «УК ЖЭУ Ремжилстрой» в целях заключения договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод истребованных Ответчиком документов, а именно: копий актов приемки наружных водопроводных и канализационных сетей, согласованных проектов, договора на подключение объектов капитального строительства к системам ИТО, не предусмотрена действующим законодательством, регулирующим взаимодействие организации водопроводно-коммунального хозяйства и абонентов в части оформления договорных отношений (постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»). Отсутствие данных документов не может являться основанием для отказа от заключения публичного договора в соответствии с ч. 3 ст. 426 ГК РФ.
    Учитывая, что в соответствии с реестром хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 % по состоянию на 31 декабря 2009 г., МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда имеет долю на рынках водоснабжения и водоотведения г. Калининграда, превышающую 65 %, и занимает на соответствующих рынках доминирующее положение, отказ данного хозяйствующего субъекта от заключения договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от многоквартирных жилых домов № 11, 15 по ул. Докука и № 48, № 9Б по ул. Лукашова может быть квалифицировано как нарушение п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
    7.5 Дополнительным соглашением, заключенным между Заявителем и МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда 26 февраля 2010 г., рассматриваемые многоквартирные жилые дома включены в Договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ № 9016 от 20.02.2009 г. В соответствии с письмом № 417 от 08.12.2009 г. ООО «УК ЖЭУ Ремжилстрой», письмами № 2295 от 20.05.2010 г., № 3355 от 13.07.2010 г. МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда, а также пояснениями представителей Заявителя, водоснабжение и оказание услуги водоотведения в отношении многоквартирных жилых домов № 11, 15 по ул. Докука и № 48, 9Б по ул. Лукашова фактически осуществлялось с момента ввода данных объектов в эксплуатацию. Санкции за самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и канализации к Заявителю не применялись.
    Таким образом, в сложившейся ситуации у антимонопольного органа нет оснований констатировать факт нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции ввиду фактической поставки ресурса и оказания услуги водоотведения МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда в отношении многоквартирных жилых домов № 11, 15 по ул. Докука и № 48, 9Б по ул. Лукашова.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    Прекратить рассмотрение дела в отношении МУП КХ «Водоканал» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
    Председатель Комиссии
    ______________ И. С. Арефьева
    Члены Комиссии
    ______________ О.А. Боброва
    ______________ Д.Н. Хамдамов
    ______________ Е.В. Фионова

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.