Калининская область
Постановление от 17 ноября 2009 года

О наложении штрафа по делу об административном правонарушении

По делу № 143
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
17 ноября 2009 года
    И.О.руководителя Управления ФАС Калининградского Управления Федеральной антимонопольной службы России Боброва О.А., во исполнение Постановления 13го арбитражного апелляционного суда,
    рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 143, возбужденного по признакам нарушения ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в отношении
    ОАО «Янтарьэнерго» (г. Калининград, ул. Театральная, д.34)
    с участием представителя юридического лица - юрисконсульта 1 категории департамента по правовому и корпоративному управлению ОАО «Янтарьэнерго» по доверенности от 12.12.2009 года Федоровой Марины Александровны,
    03 ноября 2009 года Постановлением 13го арбитражного апелляционного суда по делу № А21-10550/2009 жалоба Калининградского УФАС на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27 августа 2009 года частично удовлетворена, решение изменено. Постановление № 143 от 24.11.2009. в части назначения открытому акционерному обществу электроэнергетики и электрификации «Янтарьэнерго» административного наказания в виде 1 332 820 руб. штрафа – признано незаконным, в части же признания указанного хозяйствующего субъекта виновным в нарушении ст. 14.31 КоАП РФ – оставлено в силе. Указанное постановление изготовлено судом в полном объеме 06 ноября 2009 года, вступило в законную силу, его копия поступила в Управление 13 ноября 2009 года (вх. № 6362).
    Постановлением по делу № А21-10550/2009 13-го арбитражный апелляционный суд указал, что «Поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, то у последнего отсутствуют полномочия должностного лица или административного органа по назначению административного наказания, предоставленные им при рассмотрении дел об административных правонарушениях по названной статье.
    При рассмотрении дел по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд действует в рамках состязательного судопроизводства, а не административной процедуры, в силу чего полномочия административного органа, привлекающего к административной ответственности, у него отсутствуют.
    Изменение арбитражным судом меры административной ответственности допустимо в силу пункта 3 части 4 статьи 211 АПК РФ лишь как результат судебной проверки законности и обоснованности выводов административного органа, а не как следствие реализации им административных полномочий, которыми он не наделен». (Страница 7 Постановления).
    Таким образом, судом указано должностному лицу на существующие у него полномочия установить меру ответственности за совершенное ОАО «Янтарьэнерго» нарушение ст. 14.31 КоАП РФ с учетом исходной величины определения размера санкции, исходя из выручки общества, полученной в 2007 году от услуг по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение (продуктовые границы), в пределах всей территории Калининградской области (страница 7 абзац 2), как оснований применения конкретной меры наказания.
    Учитывая изложенное, 16 ноября 2009 года вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 143, в части определения суммы штрафа.
    Факт надлежащего уведомления законного представителя ОАО «Янтарьэнерго» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 143, в части определения суммы штрафа, подтверждается: отметкой о получении и регистрации определения в книге входящей корреспонденции ОАО «Янтарьэнерго» за номером 8691 от 16.11.2009, отчетом аппарата факсимильной связи о передаче (№ 8691, приняла Веселова), а также явкой 17.11.2009, представителя по доверенности от 12.12.2009 года - юрисконсульта 1 категории департамента по правовому и корпоративному управлению ОАО «Янтарьэнерго» Федоровой Марины Александровны, на рассмотрение.
    При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении № 143, в части определения суммы штрафа представитель ОАО «Янтарьэнерго» по доверенности Федорова М.А. указала, что вопрос о правомерности привлечения к административной ответственности ОАО «Янтарьэнерго» рассматривался Арбитражным судом Калининградской области и 13-м арбитражным апелляционным судом (делу № А21-10550/2009). Постановление по делу № 143 от 24.12.2008 года в части назначения административного наказания в виде 1332820 рублей штрафа – отменено. Решения судов вступили в законную силу. Следовательно, возможность вынесения решения о наложении административного наказания – утрачена.
    Заслушав представителя ОАО «Янтарьэнерго» по доверенности Федорову М.А., изучив материалы административного дела; нахожу вину ОАО «Янтарьэнерго» в совершении административного правонарушения установленной и доказанной, исходя при этом из следующего:
    1.Статьей 1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплены задачи законодательства об административных правонарушениях: «…защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, … установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений».
    2.В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
    3.Статья 1.7. КоАП РФ в части 1 предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
    Часть 2 указанной статьи указывает: «Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено».
    Часть 3 ст. 1.7. КоАП РФ обязывает вести производство по делу об административном правонарушении на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
    Таким образом, подлежит применению редакция КоАП РФ, действовавшая на момент совершения правонарушения.
    4.Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    5.ч. 1 статьи 3.1 указывает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
    6.Статья 4.5. КоАП РФ частью 1 устанавливает: «Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено … за нарушение …антимонопольного законодательства Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения». При этом частью 2 данной статьи указано, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения; а частью 6, введенной Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ, определено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть шестая).
    7.Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введена Федеральным законом от 09.04.2007 N 45-ФЗ) предусмотрено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
    8.Факт совершения правонарушения ОАО «Янтарьэнерго» установлен:
    - вступившими в законную силу решениями судов по делам № А21-10549/2008 и № А21-10550/2008;
    - материалами по делу № 47 об административном правонарушении № 143 от 24 декабря 2008 г. и дальнейшего доказывания не требует.
    9.Калининградским УФАС решение по делу № 47 вынесено 17 ноября 2008 года, данное решение вступило в силу 02 октября 2009 года в связи с принятием окончательного решения по делу А21-10549/2008 ФАС Северо-Западного федерального округа. Таким образом, срок привлечения к административной ответственности ОАО «Янтарьэнерго» - не истек.
    10.Арбитражный суд Калининградской области и 13-й арбитражный апелляционный суд, принятыми по делу № А21-10550/2008 актами признали вывод управления о составе вмененного обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ доказанным.
    Решая вопрос о размере административного наказания, учитывается Постановление 13го арбитражного апелляционного суда по делу № А21-10550/2009, характер совершенного правонарушения, форма вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства, указания:
    - Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности, оно посягает на конституционные права гражданина, ущемляет его интересы.
    - О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законом за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к значительным. Поэтому, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
    - В соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях отягчающих вину обстоятельств не установлено.
    - В соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях смягчающим вину обстоятельством является прекращение правонарушения до момента вынесения решения комиссией Калининградского УФАС России.
    На основании изложенных обстоятельств, нахожу возможным, назначить административное наказание ОАО «Янтарьэнерго» в пределах санкции ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    При этом размер выручки определяется в соответствии со ст. ст. 248 – 249, 271 НК РФ, а исчисление срока получения выручки, в соответствии с правилами, предусмотренными п. 4. ст. 3.5 КоАП РФ. Суммарная выручка, полученная от юридических и физических лиц за 2007 г. за технологическое присоединение (без НДС) составила 133 282 000 рублей. ОАО «Янтарьэнерго» является неразделённой компанией, оказывающей одновременно услуги по передаче и сбыту электроэнергии. В этой связи компания применяет тарифы для конечного потребителя, определённые приказами Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области. В 2007 году, тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не устанавливался. Таким образом, выручка от оказания услуг по передаче электроэнергии в 2007 году у ОАО «Янтарьэнерго» отсутствует. Совокупная выручка от реализации товаров, работ, услуг за 2007 год (без НДС) составила 4 650 102 000 рублей.
    Указанный размер суммарной выручки принимается к определению размера штрафа по следующим обстоятельствам:
    - в соответствии с чч. 1,2 статьи 249 Налогового Кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
    - часть 4 ст. 3.5. КоАП РФ предусматривает, что размер административного штрафа, исчисляется исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение и не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,
    Исходной величиной определения размера санкции, исходя из выручки общества, полученной в 2007 году от услуг по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение (продуктовые границы), в пределах всей территории Калининградской области, как оснований применения конкретной меры наказания будет являться 133 282 000 рублей.
    Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
    1.Назначить наказание ОАО «Янтарьэнерго» в виде административного штрафа в размере 0,01 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке услуг по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение в сумме 1 332 820 (один миллион триста тридцать две тысячи восемьсот двадцать) рублей.
    Согласно п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
    В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
    Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
    На основании п 1. ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
    В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ОАО «Янтарьэнерго» надлежит представить в Калининградское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
    п. 5 ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрено: при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
    Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
    Федеральный бюджет
    Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001; ОКАТО 27401000000
    УФК по Калининградской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области)
    Банк получателя:
    ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
    БИК: 042748001 р/с. № 40101810000000010002
    Назначение платежа: КБК 161 116 02 01 001 0000 140 – штраф за нарушение антимонопольного законодательства
    И.О. руководителя
    О.А.Боброва