Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
11 ноября 2010 года
Заместитель руководителя Калининградского УФАС России Боброва О.А.,
рассмотрев докладную записку начальника отдела антимонопольного контроля Бессоновой О.А. по факту непредставления информации ООО «Торговый дом «Вестер», протокол и материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-250адм/2010, возбужденного по признакам нарушения ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении
ООО «Торговый дом «Вестер» (ИНН 3906052525, юр. адрес: 2136011, г. Калининград, ул. Судостроительная, 75)
в отсутствие законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его представителя по доверенности
16.09.2010 года в связи со сложившимися неблагоприятными природно-климатическими условиями в большинстве регионов России, потерями урожая сельскохозяйственной продукции, ажиотажным спросом на отдельные виды продуктов питания, и как следствие, необоснованным ростом цен на них Калининградское УФАС России письмом за № 4085/04 у ООО «Торговый дом «Вестер» были затребованы документы и сведения, необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для проведения всестороннего и полного анализа, а именно: - мотивированные объяснения по фактам установления различной наценки на крупу гречневую, рис, макаронные изделия, масло сливочное; - динамику закупочных цен в разрезе поставщиков и розничных цен на яйцо куриное, картофель, капусту, морковь и лук за апрель- сентябрь 2010 г.; - копии договоров с поставщиками указанных видов товаров (с приложениями, дополнениями и изменениями).
Указанную информацию ООО «Торговый дом «Вестер» надлежало представить в антимонопольный орган в срок до 25 сентября 2010 года.
Доказательством получения ООО «Торговый дом «Вестер» запроса от 16.09.2010 г. за № 4085/04, является отчет о передаче запроса факсимильной связью от 17.09.2010 г., а также представленное во исполнение указанного определения ООО «Торговый дом «Вестер» письмо от 30.09.2010 г. за № 634.
Письмом от 30.09.2010 г. за № 634 запрошенная информация ООО «Торговый дом «Вестер» была представлена частично.
Так, представленная ООО «Торговый дом «Вестер» информация содержала: - сопроводительное письмо от 30.09.2010 за № 640; - динамику цен на овощи и яйцо за апрель и сентябрь.
Поступившее в адрес КУФАС из ООО «Торговый дом «Вестер» письмо от 30.09.2010 г. за исх. № 634 не содержало следующей информации: динамики закупочных цен в разрезе поставщиков и розничных цен на яйцо куриное, картофель, капусту, морковь и лук за май, июнь, июлю, август 2010 г., копии договоров с поставщиками указанных видов товаров (с приложениями, дополнениями и изменениями).
Получение вышеуказанных сведений необходимо было КУФАС, прежде всего, в целях реализации своих функций как уполномоченного органа в рамках проведения конкретных проверочных мероприятия.
Неправомерные действия ООО «Торговый дом «Вестер», выразившиеся в непредставлении необходимой информации, препятствовали выполнению КУФАС возложенной на него функции по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.
Частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции предусмотрена обязанность коммерческих организаций (их должностных лиц) «…предоставлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства,...».
Таким образом, ООО «Торговый дом «Вестер», не предоставив в соответствии с запросом КУФАС от 16.09.2010 г. за № 4085/04 информацию, необходимую антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, нарушило часть 1 статью 25 Закона о защите конкуренции.
27 октября 2010 года в адрес ООО «Торговый дом «Вестер» направлено Уведомление о составлении протокола (исх. № 4892/02) об административном правонарушении по факту непредставление в антимонопольный орган истребованных документов, в соответствии с которым законному представителю ООО предлагалось прибыть в Калининградское УФАС России к 12-15 29 октября 2010 года для осуществления процессуальных действий.
Законный представитель ООО «Торговый дом «Вестер», надлежащим образом извещенный о дате и месте составления протокола, в назначенное время не прибыл, направив на составление протокола представителя ООО «Торговый дом «Вестер» по доверенности № б/н от 01.09.2009 г. Е.
Факт надлежащего уведомления законного представителя ООО «Торговый дом «Вестер» о времени и месте составления протокола подтверждается отчетом о передаче уведомления о составлении протокола факсимильной связью от 27.10.2010 г., а также учетной записью в Журнале входящей корреспонденции ООО «Торговый дом «Вестер» за № 646 от 27.10.2010 г. и прибытием представителя хозяйствующего субъекта по доверенности № б/н от 01.09.2009 г. Е. для составления и подписания протокола.
Прибывший на составление и подписание протокола представитель ООО «Торговый дом «Вестер» по доверенности № б/н от 01.09.2009 г. Е. вину ООО в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, не признал, пояснив при этом, что ООО «Торговый дом «Вестер» полностью представил информацию в соответствии с запросом от 16.09.2010 исх. № 4085: в установленный срок представлены все данные, указанные в данном запросе – объяснения по фактам установления различной наценки на различные продукты питания, динамика закупочных цен в разрезе поставщиков и розничные цены на яйцо куриное, картофель, капусту, морковь и лук за апрель-сентябрь 2010., представлена копия договора поставки с поставщиком указанных видов овощей. Возражений от представителей УФАС России о недостаточности представленных данных предприятием получено не было. Возражения сотрудника УФАС России о том, что представленная динамика должна быть помесячной, а не за весь запрошенный период, не могут быть приняты ввиду того, что в запросе УФАС России и действующих нормативно правовых актах не говорилось, какой конкретно должна быть динамика предоставляемой информации – за весь период, помесячной, понедельной или какой-либо еще. Довод о том, что «тире в значении апрель-сентябрь означает помесячное предоставление» не может быть принят, так как об этом в запросе также ничего не сказано. Кроме того, по устной просьбе специалиста К.Ю. Курятниковой 28.10.2010 г. УФАС по Калининградской области были представлены вышеуказанные данные в разрезе по месяцам. На основании вышеизложенного, ООО «Торговый дом «Вестер» просит дело об административном правонарушении не возбуждать, а возбужденное дело – прекратить.
Определением КУФАС от 29.10.2010 года рассмотрение дела об административном правонарушении № АМЗ-250адм/2010 было назначено на 10-00 часов 11 ноября 2010 года.
Законный представитель ООО «Торговый дом «Вестер», надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в назначенное время не прибыл, представителя по доверенности не направил. Ходатайств об отложении рассмотрения дела, объяснений по рассматриваемым обстоятельствам на момент рассмотрения дела от законного представителя ООО «Торговый дом «Вестер» не поступило.
Факт надлежащего уведомления законного представителя ООО «Торговый дом «Вестер» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается отчетами о передаче уведомления посредством факсимильной связи 03.11.2010 года на официальный факсимильный номер ООО «Торговый дом «Вестер» 35-39-04, а также учетной записью в Журнале входящей корреспонденции ООО «Торговый дом «Вестер» за № 658 от 03.11.2010 г.
Изучив протокол об административном правонарушении, а также другие материалы дела об административном правонарушении № АМЗ-250адм/2010, нахожу вину ООО «Торговый дом «Вестер» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, установленной и доказанной, исходя при этом из следующего: 1.Статьей 1.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях закреплены задачи законодательства об административных правонарушениях: «…защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений». 2.В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. 3.Статья 1.7. КоАП РФ частью 1 предусматривает, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Часть 2 указанной статьи устанавливает: «Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено».
Часть 3 ст. 1.7. КоАП РФ обязывает вести производство по делу об административном правонарушении на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Таким образом, подлежит применению редакция КоАП РФ, действовавшая на момент совершения правонарушения. 4.Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 5.16.09.2010 года в связи со сложившимися неблагоприятными природно-климатическими условиями в большинстве регионов России, потерями урожая сельскохозяйственной продукции, ажиотажным спросом на отдельные виды продуктов питания, и как следствие, необоснованным ростом цен на них Калининградское УФАС России письмом за № 4085/04 у ООО «Торговый дом «Вестер» были затребованы документы и сведения, необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для проведения всестороннего и полного анализа, а именно: - мотивированные объяснения по фактам установления различной наценки на крупу гречневую, рис, макаронные изделия, масло сливочное; - динамику закупочных цен в разрезе поставщиков и розничных цен на яйцо куриное, картофель, капусту, морковь и лук за апрель- сентябрь 2010 г.; - копии договоров с поставщиками указанных видов товаров (с приложениями, дополнениями и изменениями).
Указанную информацию ООО «Торговый дом «Вестер» надлежало представить в антимонопольный орган в срок до 25 сентября 2010 года.
Доказательством получения ООО «Торговый дом «Вестер» запроса от 16.09.2010 г. за № 4085/04, является отчет о передаче запроса факсимильной связью от 17.09.2010 г., а также представленное во исполнение указанного определения ООО «Торговый дом «Вестер» письмо от 30.09.2010 г. за № 634.
Письмом от 30.09.2010 г. за № 634 запрошенная информация ООО «Торговый дом «Вестер» была представлена частично.
Так, представленная ООО «Торговый дом «Вестер» информация содержала: - сопроводительное письмо от 30.09.2010 за № 640; - динамику цен на овощи и яйцо за апрель, сентябрь.
Поступившее в адрес КУФАС из ООО «Торговый дом «Вестер» письмо от 30.09.2010 г. за исх. № 634 не содержало следующей информации: динамики закупочных цен в разрезе поставщиков и розничных цен на яйцо куриное, картофель, капусту, морковь и лук за май, июнь, июлю, август 2010 г., копии договоров с поставщиками указанных видов товаров (с приложениями, дополнениями и изменениями).
Вышеуказанные сведения необходимы были КУФАС, прежде всего, в целях реализации своих функций как уполномоченного органа в рамках проведения конкретных проверочных мероприятий.
Неправомерные действия ООО «Торговый дом «Вестер», выразившиеся в непредставлении необходимой информации, препятствовали выполнению КУФАС возложенной на него функции по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства. 6.В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме. 7.В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде. 8.Таким образом, ООО «Торговый дом «Вестер», не предоставив в соответствии с запросом КУФАС от 16.09.2010 г. за № 4085/04 информацию, необходимую антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства в полном объме, нарушило часть 1 статью 25 Закона о защите конкуренции.
Статьей 37 Закона о защите конкуренции предусматривается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства коммерческих организаций и их должностных лиц.
Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ установлено: «Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов…,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».
Факт совершения правонарушения ООО «Торговый дом «Вестер» подтверждается: - протоколом об административном правонарушении от 29.10.2010 г., а также другими материалами дела № АМЗ-250адм/2010.
Оценивая собранные по делу доказательства, нахожу вину ООО «Торговый дом «Вестер» доказанной, а действия ООО «Торговый дом «Вестер», выразившиеся в непредставлении информации по запросу Калининградского УФАС от 16.09.2010 г. (исх. № 4085/04), верно квалифицированными по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, форма вины нарушителя, отягчающие и смягчающие обстоятельства.
Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Следовательно, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как следует из материалов дела, представление вышеуказанных сведений необходимо было КУФАС, прежде всего, в целях реализации своих функций как уполномоченного органа в рамках проведения конкретных проверочных мероприятия. Неправомерные действия ООО «Торговый дом «Вестер», выразившиеся в непредставлении необходимой информации, препятствуют выполнению КУФАС возложенной на него функции по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства. Таким образом, совершенное ООО «Торговый дом «Вестер» правонарушение представляет собой существенную угрозу охраняемым интересам (публичным и частным) в сфере антимонопольного регулирования, а следовательно не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Поэтому, исходя из характера нарушения, роли нарушителя в его совершении, значительной угрозы охраняемым правоотношениям, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
В соответствии со ст. ст. 4.2 и 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях смягчающих и отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено.
На основании изложенных обстоятельств административное наказание ООО «Торговый дом «Вестер» должно быть установлено в пределах санкций ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1.ООО «Торговый дом «Вестер» (ИНН 3906052525, юр. адрес: 2136011, г. Калининград, ул. Судостроительная, 75) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.Назначить наказание ООО «Торговый дом «Вестер» в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Согласно пунктом 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Согласно пункту 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Сумма штрафа зачисляется в бюджет бюджетной системы РФ по следующим реквизитам:
Федеральный бюджет
Получатель: ИНН: 3905011090 КПП: 390601001
УФК по Калининградской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области)
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области г. Калининград
БИК: 042748001 р/с № 40101810000000010002
Назначение платежа: КБК 161 116 02 01 001 0000 140 – штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № АМЗ-232адм/2010
Заместитель руководителя
О.А.Боброва