Калининская область
Решение от 23 сентября 2011 года

О прекращении рассмотрение дела в отношении ОАО РЖД в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях

По делу № АМЗ-07/2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
23 сентября 2011 года
    Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2011 года.
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 15 сентября 2011 года.
    Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-07/2011 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председатель комиссии:
    О.А. Боброва - руководитель Калининградского УФАС России;
    Члены комиссии:
    О.Е. Балуев - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
    О.А. Бессонова - начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
    Д.Н. Хамдамов - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
    рассмотрев дело № АМЗ-07/2011 по признакам нарушения ОАО «РЖД» (г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.В Управление ФАС России по Калининградской области поступила жалоба ОАО «Портовый элеватор» от 11.06.2010 № 52 в связи с неправомерными, по мнению заявителя, действиями Калининградского ТЦФТО ОАО «РЖД» по начислению необоснованно высокой суммы платы за услугу по переводу стрелок.
    В результате рассмотрения жалобы в действиях ОАО «РЖД» были выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные в установлении экономически необоснованной величины сбора за оказание услуги по переводу стрелок, что ущемляет интересы пользователей указанной услуги.
    В соответствии с приказом от 22.02.2011 № 56 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-07/2011 по признакам нарушения ОАО «РЖД» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    В ходе рассмотрения дела № АМЗ-07/2011 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечено ОАО «Калининградский морской торговый порт».
    2.Представители ОАО «Портовый элеватор» (заявитель) по существу рассматриваемого дела заявили следующее.
    Вагоны на элеватор подаются по пути № 12 (дистанция 0,9 км), проходя 10 стрелочных переводов. Иной путь к элеватору отсутствует. Тарифы железной дороги утверждены Федеральной энергетической комиссией, но работы по переводу стрелок на путях необщего пользования туда не включены.
    Первый договор был заключен в 2007 году. Согласно данному договору стоимость перевода стрелок составляла 700 рублей за операцию. В конце 2009 года понятие «операция» изменилось. Теперь для подачи вагонов необходимо 10 раз переключить стрелки туда-обратно. В итоге получается 40 операций. Для подачи состава необходимо заплатить 14900 рублей. Физически не имеем возможности подавать на элеватор больше 8 вагонов. Произошел рост стоимости услуги в 20 раз. Экономические причины роста цены отсутствуют. Для сравнения: подача-уборка вагонов обходится в 4,5 — 5 тыс. руб. Элеватор за выгрузку 1 тонны берет 300 рублей. Работы сигнальщика-составителя оказывается в 3 раза больше стоимости работы крана, докера-механизатора. Согласно данным ТЦФТО, стоимость перевода стрелок установлена в едином размере по всей территории РФ. ОАО «РЖД» на запрос заявителя не представило калькуляцию стоимости услуги по переводу стрелок.
    В 2010 году заявитель за подачу-уборку вагонов заплатил 75 тыс. руб., а за перевод стрелок — 225 тыс. руб. В 2011 году, соответственно, 43 тыс. руб. и 122 тыс. руб. Стоимость услуги по переводу стрелок за год возросла на 8%.
    Сотрудники ОАО «Портовый элеватор» переключать стрелки самостоятельно не могут, так как пути принадлежат ОАО «КМТП». Порт также считает стоимость рассматриваемой услуги завышенной и решил самостоятельно выполнять работы по переводу стрелок. Для самостоятельного выполнения работ необходимо согласовать технические вопросы с ОАО «РЖД», обучить работников.
    В заседании 18.08.2011 представитель ОАО «Портовый элеватор» заявил о необоснованном взимании ОАО «РЖД» платы за перевод стрелок только с заявителя, тогда как в железнодорожный состав входят вагоны с грузом как для ОАО «Портовый элеватор», так и для ОАО «КМТП». В заседании 15.09.2011 указанная претензия к ответчику заявителем была снята.
    Также в заседании 18.08.2011 представитель ОАО «Портовый элеватор» заявил о взимании платы за неоказанные услуги в размере стоимости услуг за перевод 20 стрелок. Заявитель считает необоснованным взимание платы при подаче-уборке вагонов исходя из 4 проходов локомотива. В договоре, заключенном между заявителем и ответчиком, не указано, что после подачи вагонов локомотив должен уходить.
    3.Представители ОАО «Калининградский морской торговый порт» по существу рассматриваемого дела заявили следующее.
    В 2009 году порт обратился к ОАО «РЖД» о внесении изменения в «Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «КМТП» с целью самостоятельного перевода стрелок. Временные затраты на согласование — около 2 лет, также необходимо приобретение соответствующей техники.
    По состоянию на 17.03.2011 Порт не готов самостоятельно оказывать услугу по переводу стрелок.
    4.Представители ОАО «РЖД» (ответчик) по существу рассматриваемого дела заявили следующее.
    Ставка договорного сбора за перевод стрелок разработана ВНИИЖТ. Ставка сбора индексируется в соответствии с коэффициентом инфляции, определяемым на основании прогноза социально-экономического развития РФ. Размер рассматриваемой ставки не регулируется ФСТ России. Плата за перевод стрелок взимается в соответствии с договором, заключенным между ОАО «РЖД» и ОАО «Портовый элеватор».
    Ставка сбора за перевод стрелок установлена в едином размере по всей территории РФ для исключения злоупотреблений в подразделениях Общества.
    Разработка инструкции ОАО «Калининградский морской торговый порт» задерживается по вине ОАО «РЖД», в связи с чем плата за услугу перевода стрелок с Порта не взимается.
    Подача-уборка вагонов для ОАО «Портовый элеватор» и для ОАО «Калининградский морской торговый порт» осуществляется отдельными составами, так как для формирования смешанного состава требуются сложные технологические операции.
    Операция по переводу стрелок предполагает её открытие и возвращение в первоначальное положение после прохода локомотива, что обуславливается требованиями безопасности на железной дороге.
    При подаче-уборке вагонов локомотив фактически делает 4 прохода: подает вагоны и уходит, а затем, при уборке вагонов, приходит и забирает их.
    5.В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.
    5.1 Согласно Аналитическому отчету от 16.02.2011, изготовленному по результатам анализа конкуренции на рынке оказания услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования ОАО «КМТП», ОАО «РЖД» было признано доминирующим на указанном товарном рынке.
    5.2 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
    Под одной операцией по переводу стрелок, в соответствии с телеграммой ОАО «РЖД» от 28.12.2007 № ЦМТП-14/228, понимается перевод одной стрелки туда и обратно. Указанное понятие применяется ОАО «РЖД» при заключении договоров на транспортно-экспедиционные и иные договорные работы и услуги, оказываемые при организации перевозок грузов (Приложение № 1 «Перечень работ и услуг, предоставляемых КЖД — филиалом ОАО «РЖД» к договору от 13.05.2010, заключенному между ОАО «РЖД» и ОАО «Портовый элеватор»).
    Методическими рекомендациями по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, утвержденными указанием МПС России от 21.12.2001 № И-1947у, определен порядок расчета ставки платы за перевод стрелок. Указанная ставка устанавливается в одинаковом размере для всех пользователей услуги на территории РФ.
    В соответствии с указанными методическими рекомендациями специализированной организацией — ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ФГУП «ВНИИЖТ») произведен расчет величины ставки за перевод стрелок на путях необщего пользования (Отчет ФГУП «ВНИИЖТ» от 09.11.2006), который по состоянию на 2005 год составлял 207 рублей/операция (без НДС).
    Комиссией антимонопольного органа установлено, что дальнейшее увеличение величины ставки сбора производилось в соответствии с индексацией тарифов на железнодорожные перевозки грузов, предусмотренной в прогнозах социально-экономического развития РФ на соответствующий год. Так, в 2008 году рост ставки составил 11%, в 2009 году — 5,7%, а в 2010 году — 9,4%, что соответствует прогнозным значениям роста тарифов на железнодорожные грузовые перевозки, определенным в Прогнозах социально-экономического развития РФ на 2008 год, 2009 год и 2010 год соответственно.
    Согласно письму ФСТ России от 12.05.2011 № ТС-3856/10 плата за оказание услуги по переводу стрелок на путях, принадлежащих ОАО «РЖД», включается в тариф на различные комплексные услуги, оказываемые ОАО «РЖД» как субъектом естественной монополии в области железнодорожного транспорта, а именно: перевозки грузов и пассажиров, оказания услуг инфраструктуры при таких перевозках, подачи и уборки вагонов.
    Пунктом 2 Правил предоставления в 2009 - 2010 годах из федерального бюджета субсидий открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, сборов и платежей за грузовые железнодорожные перевозки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.08.2009 № 706, установлено, что фактически установленный в результате государственного регулирования тарифов, сборов и платежей за грузовые железнодорожные перевозки уровень индексации тарифов, сборов и платежей составил: с 11 января 2009 года - на 5%, с 1 июля 2009 года - на 5,7% и с 1 января 2010 года - на 9,4%. Согласно письму ФСТ России от 12.05.2011 № ТС-3856/10 выполнение работы по переводу стрелок на пути необщего пользования, не принадлежащем ОАО «РЖД», не является обязанностью ответчика и её стоимость не подлежит государственному регулированию.
    В связи с тем, что перевод стрелок на путях ОАО «РЖД» и путях необщего пользования осуществляется по одинаковой технологии, где учитываются трудозатраты локомотива и работников ОАО «РЖД», соответствие роста величины ставки сбора за перевод стрелок на путях необщего пользования росту тарифа на железнодорожные перевозки, куда включена плата за перевод стрелок на путях ОАО «РЖД», свидетельствует об обоснованном изменении ставки рассматриваемого сбора по сравнению с базовой величиной, определенной специализированной организацией.
    Таким образом, вышеизложенное свидетельствует об обоснованности уровня применяемой ОАО «РЖД» в отношениях с ОАО «Портовый элеватор» ставки сбора за 1 операцию по переводу стрелок.
    5.3 Как указано в п. 2 настоящего Решения, в заседании Комиссии 18.08.2011 представитель ОАО «Портовый элеватор» заявил о необоснованном взимании ОАО «РЖД» платы за перевод стрелок только с заявителя при прохождении состава, транспортирующего вагоны как ОАО «Портовый элеватор», так и ОАО «КМТП». В заседании 15.09.2011 указанная претензия была снята, в связи с тем, что ОАО «Портовый элеватор» не смог представить документальных подтверждений указанного заявления.
    Также в заседании Комиссии 18.08.2011 представитель ОАО «Портовый элеватор» заявил о взимании платы за неоказанные услуги в размере стоимости услуг за перевод 20 стрелок. Заявитель считает необоснованным взимание платы при подаче-уборке вагонов платы исходя из 4 проходов локомотива. В договоре, заключенном между заявителем и ответчиком, не указано, что после подачи вагонов локомотив должен уходить.
    Исследовав данный вопрос, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
    Согласно п. 3.2.1.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Портовый элеватор», утвержденной ОАО «Портовый элеватор» 10.01.2008 и согласованной ОАО «РЖД» 01.09.2009, при подаче вагонов на элеватор № 3 составитель подает не более 8 вагонов, закрепляет их тормозными башмаками, отцепляет маневровый локомотив, который отправляется на станцию.
    Таким образом, между заявителем и ответчиком согласована технология подачи-уборки вагонов, предполагающая выезд (возврат) локомотива на станцию после подачи вагонов, а, следовательно, проход локомотива через стрелочные переводы осуществляется 2 раза. Для уборки вагонов, соответственно, локомотив должен прибыть со станции и забрать порожние вагоны. Таким образом, локомотив проходит через стрелочные переводы еще 2 раза. Вышеизложенное свидетельствует о том, что для осуществления подачи-уборки вагонов, получателем которых является ОАО «Портовый элеватор», локомотиву необходимо пройти стрелочные переводы 4 раза.
    Помимо вышеизложенного, переписка между заявителем и ответчиком свидетельствует, что предметом требований ОАО «Портовый элеватор» являлось снижение величины ставки сбора за 1 операцию и возвращение к ранее использовавшейся методике, когда под одной операцией понималась группа до 4-х стрелок или группа более 4-х стрелок. Доказательства, подтверждающие несогласие с фактом взимания ОАО «РЖД» денежных средств за осуществление перевода стрелок при выходе локомотива на станцию после подачи вагонов и при заходе локомотива на пути необщего пользования для уборки вагонов, заявителем не представлены.
    Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии понуждения заявителя со стороны ответчика оплачивать перевод стрелок при подаче-уборке вагона за 4 прохода локомотива, а сама процедура подачи-уборки вагона, предусматривающая указанное количество проходов локомотива, соответствует Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Портовый элеватор», утвержденной ОАО «Портовый элеватор» 10.01.2008 и согласованной ОАО «РЖД» 01.09.2009.
    В то же время, нормативные акты, регулирующие процедуру подачи-уборки вагонов не содержат положений, свидетельствующих о необходимости осуществления 4 проходов локомотива при её осуществлении. Таким образом, в случае несогласия заявителя с размером взимаемой ОАО «РЖД» платы за перевод стрелок, ОАО «Портовый элеватор» вправе обратиться в арбитражный суд для решения указанного вопроса в рамках гражданско-правового спора.
    5.4 В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    В результате рассмотрения дела № АМЗ-07/2011 комиссией антимонопольного органа не установлено нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ОАО «РЖД».
    Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «РЖД» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
    Председатель комиссии
    О.А.Боброва
    Члены комиссии:
    О.Е.Балуев
    О.А.Бессонова
    Д.Н.Хамдамов

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.


    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.