Калининская область
Решение от 18 октября 2011 года № АМЗ-34/2011

О признании действий ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции

По делу № АМЗ-34/2010
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
18 октября 2011 года
    Решение изготовлено в полном объеме 18 октября 2011 года.
    Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 06 октября 2011 года.
    Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-34/2011 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председатель комиссии:
    О.А.Боброва руководитель Калининградского УФАС России;
    Члены комиссии:
    О.Е.Балуев заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
    О.А.Бессонова начальник отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
    Д.Н.Хамдамов заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
    рассмотрев дело № АМЗ-34/2010 по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, 20-22, литер А, ИНН 7838016481) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступило заявление г-на Ф. от 06.06.2011 вх. № 4149 в связи с необоснованным, по мнению заявителя, взиманием ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» размера платы за потребленный газ в период отсутствия прибора учета газа.
    В результате рассмотрения заявления в действиях ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные в применении ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в отношении г-на Ф. для расчета платы за потребленный газ нормативов, установленных службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - СГРЦТ Калининградской области).
    В соответствии с приказом от 28.06.2011 № 175 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-34/2011 по признакам нарушения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Г-н Ф. (заявитель) по существу рассматриваемого дела заявил следующее.
    Заявитель использует следующее газоиспользующее оборудование: двухконтурный котел и газовую плиту.
    В связи с предписанием инспектора ОАО «Калининградгазификация» 08.04.2011 был демонтирован и сдан на поверку прибор учета газа. 10.05.2011 г-н Ф. получил квитанцию по оплате за потребленный газ, где была указана сумма к оплате в размере 244 рубля в части платы за газ, используемый для приготовления пищи и 2105 рублей в части платы за газ, используемый для отопления квартиры, итого: 2349 рублей. Г-н Ф. посчитал, что указанная сумма является завышенной и 16.05.2011 обратился с соответствующим заявлением в ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». По мнению заявителя, расчет за потребленный газ при отсутствии прибора учета газа должен производиться исходя из среднемесячного объема потребляемого ресурса. По факту данного обращения г-н Ф. получил от ответчика отказ в удовлетворении претензии.
    Заявителем было установлено, что при расчете платы за потребленный газ были использованы неверные показатели, в частности: расчетный период за апрель 2011 года был принят как 30 дней, а не 22 дня (период с 08.04.2011 по 30.04.2011); плата за потребленный газ определялась исходя из площади квартиры 77 кв. м., а не 70,7 кв. м. Сумма ущерба от этих действий составила 916,17 рублей.
    На 11.07.2011 плата за потребленный газ составляла 199 рублей/месяц.
    3.Представители ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (ответчик) по существу рассматриваемого дела заявили следующее.
    В феврале 2011 года было установлено, что г-н Ф. нарушил сроки поверки прибора учета газа. В апреле 2011 года заявителем счетчик был демонтирован и отправлен на поверку. С указанного момента времени плата за потребленный г-ном Ф. газ определялась исходя из установленных нормативов потребления.
    Плата за отпущенный на отопление газ начислялась г-ну Ф. исходя из 1/12 годового норматива, согласно порядку, установленному СГРЦТ Калининградской области. После обращения г-на Ф. от 28.05.2011 и проверки изложенных в нем фактов ему был произведен перерасчет платы за газ. По результатам перерасчета была скорректирована плата за газ в июне 2011 года исходя из площади помещения 70,7 кв. м. и периода расчета — 22 дня. Неправильное начисление связано с техническим сбоем программного обеспечения и передачей ОАО «Калининградгазификация» в 2009 году неверных сведений о площади квартиры заявителя.
    С абонентом у ответчика сложились договорные отношения в рамках публичного договора энергоснабжения. Договор, заключенный в письменном виде, отсутствует.
    На момент демонтажа прибора учета действовал п. 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее — Правила № 549), в редакции от 21.07.2008, устанавливающей, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
    По поводу редакции п. 30 Правил № 549 от 06.05.2011, определяющему, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа, представители ответчика указали, что в июле 2011 года размер платы, рассчитанной по новому способу, будет превышать данное значение, определенное нормативным способом. Таким образом, перерасчет платы будет экономически невыгоден г-ну Ф.
    4.В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.
    4.1 В результате анализа и оценки состояния конкуренции на рынке поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Калининградской области установлено доминирующее положение на нем ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (Аналитический отчет от 19.08.2011).
    Согласно Пояснениям по делу № АМЗ-34/2011 (письмо ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» от 21.09.2011 № 04-05/4765) у Общества отсутствуют возражения по существу Аналитического отчета от 19.08.2011.
    4.2 Как следует из материалов настоящего дела, ОАО «Калининградгазификация» 08.04.2011 демонтировало прибор учета газа в квартире с целью проведения его поверки. С указанного момента времени ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» начисляло плату заявителю исходя из нормативов потребления, установленных приказом СГРЦТ Калининградской области от 17.12.2009 № 66-01э/09, приказом СГРЦТ Калининградской области от 17.12.2010 № 73-01э/10, с учетом постановления АМО «Светлогорский ГО» от 22.04.2011 № 99, устанавливающего срок окончания отопительного сезона. Указанный порядок расчета действовал на момент вынесения настоящего Решения, в т.ч. в течение 3 месяцев с момента демонтажа прибора учета газа.
    Согласно п. 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее — Правила № 549), в редакции от 21.07.2008, объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
    С 09.06.2011 вступила в силу новая редакция п. 30 Правил № 549 (от 06.05.2011), согласно которой объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
    Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
    Часть 3 ст. 539 ГК РФ устанавливает, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
    В соответствии с ч. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
    В соответствии со ст. 426 ГК РФ, договор поставки газа является публичным договором. Часть 1 ст. 451 ГК РФ устанавливает, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
    Согласно п. 2.1 Договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, размещенного на официальном сайте ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» в сети Интернет по адресу: www.peterburgregiongaz.ru/238, в своей деятельности Поставщик газа и Абонент обязуются руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации включая (включая положения статей 539 — 548), Правилами пользования газом в быту, утв. приказом ВО «Росстройгазификация» при Совете Министров РФ № 86-П от 26.04.1990, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 5.
    Таким образом, исходя из указанного пункта Договора и существа перечисленных нормативных актов, размер платы за потребленный газ со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с п. 30 Правил № 549 в редакции, действующей на указанный период. При этом изменение содержания указанного пункта правил влечет за собой в рассматриваемом случае изменение порядка оплаты за потребленный газ.
    Вышеизложенное свидетельствует, что ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» при вступлении с 09.06.2011 в силу новой редакции п. 30 Правил № 549 (от 06.05.2011) должно было в период с 09.06.2011 по 08.07.2011 (окончание 3-х месячного срока с момента начала расчетов в соответствии с п. 30 Правил № 549) руководствоваться установленным ею порядком ценообразования в расчетах с г-ном Ф., что фактически сделано не было.
    Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
    Порядок ценообразования - соответствие процесса формирования и применения цен (надбавок, скидок) федеральному законодательству.
    Таким образом, доминируя на рынке поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Калининградской области, ответчик в отношениях с г-ном Ф. в период с 09.06.2011 по 08.07.2011 нарушил установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
    4.3 В отношении применения ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» не соответствующих фактическим значениям величины площади квартиры заявителя 77 кв. м. и определения размера платы за апрель 2011 года исходя из 30 дней, а не 22 дней потребления газа по нормативу установлено, что после обращения г-на Ф. 28.05.2011 ответчик произвел перерасчет платы за газ. Согласно пояснениям ответчика, неправильное начисление связано с техническим сбоем программного обеспечения и передачей ОАО «Калининградгазификация» в 2009 году ответчику в рамках абонентской базы потребителей газа (с указанного периода ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» осуществляет поставку газа потребителям, расположенным на территории Калининградской области) неверных сведений о площади квартиры заявителя. В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией не установлено сведений, опровергающих указанные выше.
    Таким образом, Комиссией в данной части не установлено злоупотребления ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» своим доминирующим положением.
    4.4 В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
    Согласно п. 4 постановления Пленума ВАС от 30.06.2008 № 30, в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
    Действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», выразившиеся во взимании с г-на Ф. в период с 09.06.2011 по 08.07.2011, в нарушение п. 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549, платы за потребленный газ исходя из нормативов, установленных СГРЦТ Калининградской области, являются нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.Признать действия ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», выразившиеся во взимании с г-на Ф. в период с 09.06.2011 по 08.07.2011, в нарушение п. 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства от 21.07.2008 № 549, платы за потребленный газ исходя из нормативов, установленных СГРЦТ Калининградской области, нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, в связи с чем предписание не выдавать.
    3.Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
    Председатель комиссии
    О.А.Боброва
    Члены комиссии:
    О.Е.Балуев
    О.А.Бессонова
    Д.Н.Хамдамов

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.


    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.