Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
03 августа 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: К.А. Кучушева — заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;
членов Комиссии:
О.Е. Балуева – заместителя руководителя;
Е.Н. Ветелкиной – ведущего специалиста-эксперта правового отдела;
С.А. Ергичева – старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;
Н.Н. Гарькиной — старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы;
О.Ф. Толстокоровой — специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы,
в присутствии представителей: ООО «ВЕЛЕН»- Рубан Е.А. (по доверенности № 2-5/10-т от 03.06.2011); Конкурсного Агентства Калининградской области- Кириллиной А.А. (по доверенности № 35-00/1927-ЕД от 26.04.2011), Прониной А.И. (по доверенности № 35-00/1990-ЕД от 03.05.2011), Григорьевой Л.А. (по доверенности № 35-00/1794-ЕД от 11.04.2011); Агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области - Джафаровой С.Н. (по доверенности № 6438/НЧ-1 от 07.12.2010); Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области - Голубь Е.Ю. (по доверенности № 03 от 28.02.2011); Государственного учреждения культуры «Научно-производственный центр по охране, учету и реставрации памятников истории и культуры Калининградской области» - Беловой О.А. (по доверенности № 417 от 28.07.2011);
при участии представителя ООО «Строй-регион» Рябовой Е.А. (по доверенности № 3-5/10-т от 27.07.2011),
рассмотрев жалобу ООО «ВЕЛЕН» (далее – Заявитель) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Конкурсного Агентства Калининградской области (далее – Аукционная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0135200000511000342 на право заключения государственного контракта на выполнение восстановительных работ на оборонительных сооружениях «Крепостные ворота «Железнодорожные», 1866-1869гг., Калининградская область» (далее – Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379,
25 июля 2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Аукциона в части принятия необоснованного решения о несоответствии поданной Заявителем заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям документации об Аукционе.
В обоснование своих требований Заявитель привел следующие доводы.
Заявитель имеет свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, содержащее допуск к выполнению работ по организации капитального ремонта реконструкции, строительству объектов капитального строительства.
Претендуя на заключение государственного контракта, Заявитель подал заявку на участие в Аукционе. По результатам рассмотрения первых частей заявок он был допущен к участию в аукционе.
Однако, в результате рассмотрения вторых частей заявок Аукционная комиссия приняла решение о несоответствии заявки ООО «ВЕЛЕН» требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее - документация об Аукционе) по причине непредставления копии действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (производственные работы).
Заявитель считает, что решение Аукционной комиссии противоречит требованиям Закона о размещении заказов, т.к. фактически предметом аукциона является капитальный ремонт здания, о чем свидетельствуют сведения о видах работ, обозначенных в прилагаемой проектно-сметной документации.
Учитывая, что подрядчик вправе привлечь для производства работ субподрядчика, Заявитель считает, что предоставление в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (производственные работы) необязательно. Следовательно, заявка ООО «ВЕЛЕН» оформлена в полном соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
Кроме того, Заявитель считает, что при рассмотрении вторых частей заявок члены Единой комиссии не учли тот факт, что в составе второй части заявки ООО «СитиСтройСервис» в качестве документа, подтверждающего полномочия лица на подписание заявки, приложена копия документа, текстовая часть которого представлена не в полном виде. В нарушение Закона о размещении заказов данная заявка признана соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Представители уполномоченного органа (Конкурсного Агентства Калининградской области) по сути жалобы Заявителя пояснили следующее.
В соответствии с пунктом 17 раздела 2 «Информационная карта» документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в том числе, должна содержать копию действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (производственные работы).
Поскольку в составе второй части заявки ООО «ВЕЛЕН» не содержится копия действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (производственные работы), Аукционная комиссия признала такую заявку несоответствующей требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, вторая часть заявки ООО «СитиСтройСервис» содержит копии документов, подтверждающих полномочия руководителя, а именно приказ о назначении генерального директора и протокол общего собрания участников ООО «СитиСтройСервис». Этот документ предоставлен участником размещения заказа оператору электронной площадки при аккредитации и рассмотрен Аукционной комиссией вместе со вторыми частями заявок участников.
Таким образом, Аукционная комиссия уполномоченного органа правомерно признала заявку ООО «ВЕЛЕН» несоответствующей требованиям документации об Аукционе и признала заявку ООО «СитиСтройСервис» соответствующей требованиям документации об Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
21 июня 2011 года Конкурсным Агентством Калининградской области размещены извещение № 0135200000511000342 и документация об Аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 24 329 930 рублей.
До окончания срока подачи заявок на Аукцион поступило четыре заявки от участников размещения заказа.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 20 ст. 41.10 Закона о размещении заказов, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч. 20 ст. 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки направляет в уполномоченный орган, в том числе, документы, предусмотренные пунктами 1, 3 – 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Пунктом 7 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов установлено, что в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника размещения заказа содержатся копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица по участию в открытых аукционах в электронной форме (в том числе на регистрацию на открытых аукционах в электронной форме) в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 41.3 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 41.3 Закона о размещении заказов, для получения аккредитации участник размещения заказа предоставляет оператору электронной площадки копии документов, подтверждающих полномочия руководителя.
Вторая часть заявки ООО «СитиСтройСервис» содержит копии документов, подтверждающих полномочия руководителя, а именно приказ о назначении генерального директора и протокол общего собрания участников ООО «СитиСтройСервис». В соответствии с п. 2 указанного выше протокола ООО «СитиСтройСервис» принято решение о назначении на должность генерального директора– Суд О.В.
На заседание Комиссии представителем уполномоченного органа предоставлены сведения, подтверждающие подписание (с помощью ЭЦП) заявки ООО «СитиСтройСервис» владельцем сертификата – Суд О.В.
Таким образом, Аукционная комиссия правомерно приняла решение о соответствии заявки ООО «СитиСтройСервис» требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Пунктом 5 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которое является предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Предметом Аукциона является выполнение восстановительных работ на оборонительных сооружениях «Крепостные ворота «Железнодорожные», 1866-1869гг., Калининградская область».
В соответствии с п. 29 Перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 23.03.2007 № 132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» «Крепостные ворота «Железнодорожные», 1866-1869гг., Калининградская область» являются объектом культурного наследия регионального значения, находящимся на территории муниципального образования «Городской округ «Город Калининград».
На основании ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Пунктом 17 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» раздела 2 «Информационная карта» документации об Аукционе Уполномоченным органом указано требование по представлению в составе второй части заявки на участие в Аукционе копии действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (производственные работы).
Однако, в составе второй части заявки ООО «ВЕЛЕН» не содержится копия действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (производственные работы).
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 21.07.2011 № 0135200000511000342/2 Аукционная комиссия уполномоченного органа приняла решение о несоответствии заявки ООО «ВЕЛЕН» требованиям, установленным документацией об Аукционе на основании п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов в связи с непредставлением документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла обоснованное решение о несоответствии заявки ООО «ВЕЛЕН» требованиям, установленным документацией об Аукционе на основании п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе (протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 21.07.2011 № 0135200000511000342/2).
Комиссия приходит к выводу о том, что жалоба ООО «ВЕЛЕН» является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам. 1.При размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, согласно подпункта «б» пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях документации об Аукционе, предусмотренное п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О размещении заказов» дано определение понятию «товар». Это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации под товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Статья 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе работы и услуги.
В соответствии со ст. 704 ГК РФ подрядчик несет ответственность за качество предоставленных им материалов.
Согласно ст. 723 ГК РФ подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (ст. 475 ГК РФ).
Приложением № 1 к документации об Аукционе является сметная документация, согласованная в установленном порядке в ГАУ КО «РЦЦС», содержащая указания на используемые при производстве работ товары, в частности: блок дверной резиновый дубовый, дверная решетка, ворота, блок оконный дубовый, установка задвижек или клапанов стальных для горячей воды и пара диаметром 100 мм, выключатель или переключатель с количеством зажимов для подключения до 9, блок управления шкафного исполнения или распределительный пункт (шкаф) высота и ширина до 600х600 мм, светильник потолочный или настенный с креплением винтами или болтами и др.
С учетом изложенного, Комиссия считает, что государственным заказчиком, уполномоченным органом в данном случае размещается заказ на выполнение работ, при выполнении которых используется товар.
При таких условиях участник размещения заказа в первой части заявки на участие в Аукционе должен указать, в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов конкретные показатели используемого (при производстве работ) товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе (сметной документацией).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредоставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений.
Первые части заявок ООО «ЕвроРос», ООО «СитиСторойСервис», ООО «ВЕЛЕН» не содержат конкретные показатели используемого товара, применяемого при выполнении работ.
Между тем, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 15.07.2011 № 0135200000511000342/1 Аукционная комиссия уполномоченного органа приняла решение о допуске к участию в Аукционе и признании участниками Аукциона всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в Аукционе.
Комиссия приходит к выводу о том, что в нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов Аукционная комиссия уполномоченного органа необоснованно допустила к участию в Аукционе ООО «ЕвроРос» (порядковый номер 2), ООО «СитиСторойСервис» (порядковый номер 1), ООО «ВЕЛЕН» (порядковый номер 3), первые части заявок которых не содержат конкретные показатели используемого товара, применяемого при выполнении работ. 2.В соответствии с пунктом 17 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» раздела 2 «Информационная карта» документации об Аукционе первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения, а именно согласие участника размещения заказа на выполнение работ, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Подпунктом «б» пункта 3, пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях документации об Аукционе.
Часть 9 статьи 41.8 Закона о размещении заказов прямо указывает на то, что заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частями 4 и 6 статьи ст. 41.8 Закона о размещении заказов части заявки.
Участник размещения заказа под регистрационным номером 4 (ООО «Строй-регион») изложил свое согласие в отдельном электронном документе, поданном в качестве первой части заявки на участие в аукционе, содержащим следующий текст: «Настоящим выражаем свое согласие на выполнение восстановительных работ на оборонительных сооружениях «Крепостные ворота «Железнодорожные» на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение восстановительных работ на оборонительных сооружениях «Крепостные ворота «Железнодорожные», 1866-1869 гг., Калининградская область (номер извещения на общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru: 0135200000511000342)».
Участник размещения заказа под регистрационным номером 3 (ООО «ВЕЛЕН») изложил свое согласие в отдельном электронном документе, поданном в качестве первой части заявки на участие в аукционе, содержащим следующий текст: «Выражаем согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение восстановительных работ на оборонительных сооружениях «Крепостные ворота «Железнодорожные», 1866-1869 гг., Калининградская область».
Участниками размещения заказа под регистрационными номерами 1 (ООО «СитиСтройСервис») и 2 (ООО «ЕвроРос») согласие было выражено только путем заполнения соответствующей графы таблицы в виде web-формы официального сайта. Отдельный электронный документ, содержащий согласие на выполнение работ, указанными участниками не оформлялся и заказчику не направлялся.
По запросу антимонопольного органа, в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки уполномоченным органом, в порядке ч. 3.1. ст. 60 Закона о размещении заказов, представлены для изучения Комиссией заявки на участие в аукционе.
При изучении первых частей заявок участников аукциона установлено, что они представляют собой табличные данные по каждому участнику, с заголовком: «Сведения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме». Эти сведения содержат, в том числе, следующую табличную информацию по графам: порядковый номер заявки, является СМП, размер предоставленной преференции, дата и время регистрации заявки.
Оценивая указанную информацию, Комиссия антимонопольного органа считает, что в данном случае аукционной комиссией рассмотрены и оценены не первые части заявок участников размещения заказа, как это требуется согласно ч. 1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, а всего лишь – сведения о первых частях заявки, которые содержат также сведения о порядковом номере заявки, даты и времени регистрации заявки.
После окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, Заказчику в авторизированном режиме становится доступна Web-страница, сформированная посредством штатного интерфейса площадки, с информацией, предоставляемой оператором электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – оператор площадки) о первых частях заявок.
Штатный интерфейс площадки не лишает возможности участника размещения заказа выразить свое согласие в виде прикрепленного электронного документа.
Законом о размещении заказов не предусмотрено наличие в первых частях заявок сведений о порядковых номерах, дате и времени их регистрации. По мнению Комиссии, один документ (табличная web-форма) не может содержать в себе первую часть заявки, оформленную участником размещения заказа, и информацию (порядковый номер, дату и время регистрации и т.п.), внесенную в документ другим лицом. Такой порядок не предусмотрен Законом о размещении заказов и противоречит общим процедурным нормам и принципам размещения заказов.
Поскольку участниками размещения заказа ООО «ЕвроРос» и ООО «СитиСтройСервис» первая часть заявка не была оформлена в виде отдельного электронного документа, аукционной комиссией рассмотрены табличные web-формы, содержащие сведения о первых частях заявок. При этом в указанной форме графе «согласие участника размещения заказа» сопоставлен следующий текст: «Настоящим участник размещения заказа подтверждает свое согласией поставить товар, выполнить работы и/или оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме: на право заключения государственного контракта на выполнение восстановительных работ на оборонительных сооружениях «Крепостные ворота «Железнодорожные», 1866-1869 гг., Калининградская область», Извещение номер 0135200000511000342».
Комиссия считает, что при таких обстоятельствах, когда текст согласия участника размещения заказа содержит слова «…согласие поставить товар, выполнить работы и/или оказать услуги…» участник размещения заказа не выразил понятно и однозначно свою волю (согласие) и намерение выполнить работы по Аукциону.
Комиссия приходит к выводу о том, что в нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов Аукционная комиссия необоснованно допустила к участию в Аукционе ООО «ЕвроРос» (порядковый номер 2), ООО «СитиСторойСервис» (порядковый номер 1), первые части заявок которых не содержат согласия каждого участника размещения заказа на выполнение работ, предусмотренного п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, на основании части 5 и части 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, Комиссия 1.Признать жалобу ООО «ВЕЛЕН» необоснованной. 2.Признать действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области нарушившими п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов в части: - необоснованного допуска к участию в Аукционе ООО «ЕвроРос» (порядковый номер 2), ООО «СитиСтройСервис» (порядковый номер 1), ООО «ВЕЛЕН» (порядковый номер 3), первые части заявок которых не содержат конкретных показателей используемого товара (материала), применяемого при выполнении работ, представление которых предусмотрено подпунктом «б» пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов; - необоснованного допуска к участию в Аукционе ООО «ЕвроРос» (порядковый номер 2) и ООО «СитиСтройСервис» (порядковый номер 1), первые части заявок которых не содержат согласия каждого участника размещения заказа, предусмотренного п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, на выполнение работ по предмету аукциона. 3.Выдать заказчику – Агентству главного распорядителя средств бюджета Калининградской области, уполномоченному органу - Конкурсному агентству Калининградской области предписание об устранении допущенных нарушений Закона о размещении заказов. 4.Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о размещении заказов, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии:
К.А. Кучушев
Члены комиссии:
О.Е. Балуев
Е.Н. Ветелкина
С.А. Ергичев
Н.Н. Гарькина
О.Ф. Толстокорова
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.