Калининская область
Решение от 07 ноября 2011 года
По делу № АМЗ-03/2011
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
07 ноября 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 ноября 2011 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 31 октября 2011 года.
Комиссия по рассмотрению дела № АМЗ-03/2011 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
О.Е. Балуев заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены комиссии:
Д.Н. Хамдамов заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
И.А. Бирюк главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
К.Ю. Курятникова главный государственный инспектор правового отдела Калининградского УФАС России,
рассмотрев дело № АМЗ-03/2011 по признакам нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (ИНН 7825439514, адрес: г. Санкт-Петербург, Синопская набережная, 74, литер А) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
1.В результате еженедельного мониторинга розничных цен на автомобильное топливо Управлением в период с октября по декабрь 2010 года зафиксирован значительный рост розничных цен на моторное топливо.
В результате анализа в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные в том, что Общество, воспользовавшись общим ростом цен на топливо из-за увеличения закупочной цены у основных конкурентов на рынке, вопреки изменению существенных экономических факторов, коим явилось падение закупочных цен у общества, величины транспортно-заготовительных и иных затрат на литр топлива, в октябре — декабре 2010 года, увеличило розничные цены на бензины ОЧ 80, 92, 95, что повлекло ущемление интересов других лиц — неопределенного круга приобретателей вышеуказанных видов автомобильного топлива.
В соответствии с приказом от 08.02.2011 № 44 Калининградским УФАС России возбуждено дело № АМЗ-03/2011 по признакам нарушения ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Представители ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (ответчик) по существу рассматриваемого дела заявили следующее.
Повышение цен автомобильное топливо происходило в декабре 2010 года. До этого цена изменялась только 12.09.2010. Изменение цен было вызвано тем, что до повышения цен Общество имело отрицательную рентабельность о реализации топлива, а после их изменения рентабельность стала положительной.
3.В ходе рассмотрения дела комиссией установлено следующее.
3.1 В результате анализа и оценки состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в географических границах г. Калининград, в продуктовых границах: ОЧ 76(80), ОЧ 92, ОЧ 95 установлено доминирующее положение на нем ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в составе групп лиц (Аналитический отчет от 28.10.2011).
3.2 Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Часть 4 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.
3.3 ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» осуществляет единую ценовую политику на всей территории Калининградской области, включая г. Калининград. Установление розничных цен на нефтепродукты осуществляет Ценовой комитет Общества. Согласно Справке, представленной письмом Калининградского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» от 07.07.2011 № кл-393, себестоимость топлива по Калининградскому филиалу формируется исключительно из затрат филиала без учета общих расходов центрального аппарата управления Общества.
3.4 В результате анализа изменения закупочных и розничных цен на бензины автомобильные ОЧ 76(80), ОЧ 92, ОЧ 95 установлено следующее:
(Сведения не публикуются, содержат коммерческую тайну)
Из указанной таблицы, сформированной на основании Реестров отгрузок нефтепродуктов в адрес Калининградского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» и Прейскурантов розничных цен на нефтепродукты Калининградского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», видно, что в период с 03.10.2010 по 02.12.2010 закупочная цена на бензин ЭКТО-92 уменьшилась на 1,08 рубля/литр, тогда как розничная цена осталась неизменной. С 03.12.2010 по 31.12.2010 розничная цена увеличилась на 0,55 рубля/литр, тогда как закупочная цена практически являлась неизменной (снижение на 9 копеек/литр и обратный рост на данную величину).
Согласно Калькуляции розничной цены реализации топлива в Калининградской области, представленной письмом Калининградского филиала от 10.05.2011 № кл-263, уровень расходов на реализацию бензина ЭКТО-92, формирующих торговую наценку, с 12.09.2010 по 02.12.2010 снизился на 0,47 рубля/литр, а с 03.12.2010 по 31.12.2010 не изменялся.
Таким образом, в период с 03.10.2010 по 03.12.2010 расходы, необходимые для производства и реализации ЭКТО-92 снизились на 1,55 рубля/литр, тогда как розничная цена на топливо оставалась неизменной, а с 03.12.2010 по 31.12.2010 при неизменной величине расходов, необходимых для реализации ЭКТО-92, розничная цена на топливо выросла на 0,55 рубля/литр. Рост наценки в четвертом квартале 2010 года составил 15,09%.
С 03.10.2010 по 02.12.2010 розничная цена на бензин ЭКТО Плюс-95 оставалась неизменной, при этом расходы, необходимые для реализации топлива, снизились на 1,8 рубля/литр (закупочная цена снизилась на 1,31 рубля/литр, затраты, входящие в торговую наценку снизились на 0,49 рубля/литр). С 03.12.2010 по 31.12.2010 розничная цена на бензин ЭКТО Плюс-95 увеличилась на 0,20 рубля/литр, а расходы, необходимые для реализации данной марки автомобильного топлива, оставались неизменными. Рост наценки в четвертом квартале 2010 года составил 13,60%.
С 03.10.2010 по 10.12.2010 розничная цена на бензин Нормаль-80 увеличилась на 0,15 рубля/литр при этом расходы, необходимые для реализации, снизились на 1,01 рубля/литр (закупочная цена снизилась на 0,51 рубля/литр, затраты, входящие в торговую наценку снизились на 0,50 рубля/литр). С 11.12.2010 по 31.12.2010 розничная цена на бензин Нормаль-80 увеличилась на 2,3 рубля/литр, а расходы, необходимые для реализации данной марки автомобильного топлива, оставались неизменными.
Указанное изменение цен на автомобильное топливо свидетельствует о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в четвертом квартале 2010 года повышало розничные цены на рассматриваемые марки автомобильного топлива при неизменной величине расходов, необходимых для реализации топлива, либо их уменьшении, либо не меняло розничные цены при существенном снижении расходов, необходимых для производства и реализации топлива.
При этом, согласно данным Аналитического отчета от 28.10.2011, состав продавцов или покупателей товара в 4 квартале 2010 года являлся неизменным, так же как и не менялись условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование.
При поддержании розничных цен на топливо состав продавцов и потребителей товара обуславливал возможность ответчика изменения цены товара в сторону уменьшения в силу следующего:
- в рассматриваемый период времени в результате анализа установлено, иные хозяйствующие субъекты (ООО «Калининграднефтепродукт», ООО «Рос&Нефть») изменяли розничную цену на автомобильное топливо исключительно под воздействием изменения величины затрат, следовательно, аналогичным образом имело возможность действовать и ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт»;
- в течение 2008 — 2010 годов (с февраля 2008 года Общество осуществляет деятельность на территории г. Калининграда и Калининградской области) розничные цены на рассматриваемые виды топлива неоднократно изменялись, в том числе в сторону уменьшения, при стабильном составе потребителей топлива — населения г. Калининграда. Например, с 01.10.2008 по 31.01.2009 стоимость бензина ОЧ 92 у ответчика снизилась с 25,4 рубля/литр до 20,45 рубля/литр. За указанный период стоимость бензина ОЧ 95 снизилась с 26,7 рубля/литр до 24,4 рубля/литр (материалы дела № 28).
- закупочная стоимость топлива у ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (включая транспортные расходы до г. Калининграда) является основным экономическим фактором формирования себестоимости автомобильного топлива, следовательно, ее снижение влечет за собой появление возможности у ответчика снижения розничных цен.
3.5 По результатам Калькуляции розничной цены реализации топлива в Калининградской области, представленной письмом Калининградского филиала от 10.05.2011 № кл-263, был проведен анализ соотношения изменения расходов, необходимых для реализации топлива и розничных цен на бензины Нормаль-80, ЭКТО-92, ЭКТО Плюс-95, на каждый момент их изменения.
(Сведения не публикуются, содержат коммерческую тайну)
Из представленных данных следует, что в четвертом квартале 2010 года ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» увеличивало розничные цены на рассматриваемые марки топлива, в то время, как расходы, необходимые для реализации топлива у Общества снижались. Данный анализ подтверждает выводы, сделанные в п. 3.4 настоящего Решения.
При этом, доводы ответчика, что такое поведение Общества вызвано наличием отрицательной рентабельности продаж в предыдущие периоды является несостоятельным. Так, например, согласно письму Калининградского филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» от 14.01.2011 № кл-09 в октябре 2010 года рентабельность реализации ЭКТО-92 составила -1%, однако, согласно Калькуляции розничной цены реализации топлива в Калининградской области, представленной письмом Калининградского филиала от 10.05.2011 № кл-263, в октябре 2010 года чистая прибыль от реализации топлива составила 0,54 рубля/литр, следовательно, рентабельность реализации топлива составила 2,25%. Данная Калькуляция свидетельствует, что в 2010 году по каждой из рассматриваемых марок топлива Общество постоянно имело чистую прибыль, а значит, положительную рентабельность реализации топлива. При этом, в четвертом квартале 2010 года чистая прибыль от реализации бензина Нормаль-80 в расчете на 1 литр выросла в 10,3 раза, от реализации бензина ЭКТО-92 — выросла в 3,7 раза, от реализации бензина ЭКТО Плюс — 95 — выросла в 3,3 раза.
Также несостоятельны доводы ответчика о необходимости учитывать в расчетах скидки на реализованное топливо по следующим причинам.
При розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива между хозяйствующим субъектом и покупателем заключается договор розничной купли-продажи.
В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426 ГК РФ), что следует из п. 2 ст. 492 ГК РФ.
Согласно ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При этом, в указанных документах фигурирует цена, установленная на стелах.
Цена является денежным выражением стоимости товара и существенным условием договора розничной купли-продажи (п. 2 ст. 492 ГК РФ) и устанавливается одинаково для всех потребителей (п.2 ст. 426 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Товарами в данном случае являются бензины автомобильные и дизельное топливо. Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи (п. 1 ст. 485 ГК РФ).
Размещение цены на стелах хозяйствующего субъекта является рекламой и одновременно, в силу п. 1 ст. 494 ГК РФ, публичной офертой.
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, а объект рекламирования – товар, на привлечения внимания к которому направлена реклама.
Следовательно, именно цена, объявленная на стелах, служит для привлечения внимания неопределенного круга лиц, и оказывает влияние на конечный выбор покупателя и, соответственно, на конкуренцию среди продавцов.
В соответствии с п. 1 ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. При этом согласно п. 3 ст. 10 ГК РФ Калининградское УФАС России предполагает добросовестность участников соответствующего рынка и не рассматривает вопрос ответственности за недостоверную рекламу на любой и каждой стеле.
Таким образом, публичный договор розничной купли-продажи заключается на условиях цены, объявленной на стелах, порождая соответствующее обязательство, которое согласно ст. 415 ГК РФ прекращается освобождением кредитором (продавцом) должника (приобретателя товара) от возложенных на него обязанностей.
Наличие скидок так же указывает на то обстоятельство, что с отдельной категорией приобретателей хозяйствующие субъекты заключают смешанные договоры, которые содержат элементы договора розничной купли-продажи и договора дарения в соответствующем скидке количеству товара.
Под торговой скидкой в пункте 122 ГОСТ Р 5133-99 Торговля. Термины и определения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 № 242-ст) понимается скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка. При этом в отличие от торговой надбавки (п. 121 ГОСТ Р) скидка не является элементом цены.
3.6 Как указано выше, монопольно высокой является, в том числе, цена, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Таким образом, для г. Калининграда будет сопоставимым рынок, отвечающий совокупности указанным выше условиям.
В то же время, для г. Калининграда отсутствуют полностью сопоставимые рынки розничной реализации топлива, удовлетворяющие указанным выше условиям, в силу следующего.
Согласно предварительны итогам Всероссийской переписи населения 2010 года наиболее сопоставимыми рынками на территории РФ по составу покупателей (численности населения с учетом отсутствия ограничений на приобретение топлива по возрастному цензу) являлись г. Чебоксары, г. Брянск, г. Курск, г. Иваново и г. Магнитогорск.
Калининград расположен на территории Калининградской области, отделенной от остальной территории РФ и Таможенного союза территорией республики Литва, входящей в Европейский Союз. В связи с этим, экономически выгодной является доставка автомобильного топлива крупными партиями железнодорожным транспортом, что фактически и имеет место. В то же время, на сопоставимые по составу потребителей товарные рынки, указанные выше, автомобильное топливо может доставляться, в том числе, из других субъектов РФ, с помощью автомобильного транспорта, в том числе и небольшими партиями, напрямую к небольшим независимым продавцам, которые на территории г. Калининграда и Калининградской области подобные поставки топлива осуществить не могут в силу их экономической неэффективности. Таким образом, логистические циклы снабжения топливом товарного рынка будут различными.
Данный фактор влияет на доступ к рынку независимых продавцов, в связи с тем, что в Калининградской области из-за экономических ограничений по транспортировке для них будет всегда меньше оптовых источников автомобильного топлива, часть из которых относится к ВИНК, а значит, меньше возможности его приобретения по сравнению с указанными рынками, что в итоге обуславливает более затрудненный доступ на товарный рынок потенциальным продавцам.
При этом, внутри Калининградской области рынки, сопоставимые рынку розничной реализации автомобильного топлива на территории г. Калининграда, отсутствуют в связи с существенными отличиями состава потребителей рассматриваемых марок топлива, количества продавцов, действующих на нем. Также отсутствуют сопоставимые рынки за пределами РФ в силу различий в государственном регулировании розничных рынков нефтепродуктов.
В результате сравнения (по данным территориальных органов Росстата) розничных цен на Нормаль-80, ЭКТО-92, ЭКТО Плюс-95, установленных ответчиком по г. Калининграду и розничных цен на сопоставимых по составу потребителей рынках установлено, что розничные цены, установленные ответчиком, превышают средние значения сопоставимых по составу потребителей рынков.
3.7 Вышеизложенные выводы свидетельствует о том, что в четвертом квартале 2010 года ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», занимая доминирующее положение на рынке розничной реализации автомобильного топлива в географических границах г. Калининграда и в продуктовых границах бензинов ОЧ 76(80), ОЧ 92, ОЧ 95, устанавливало монопольно высокие цены на бензины Нормаль-80, ЭКТО-92, ЭКТО Плюс-95.
3.8 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, установление и поддержание монопольно высокой цены товара.
Согласно п. 4 постановления Пленума ВАС от 30.06.2008 № 30, в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Действия ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», выразившиеся в установлении в четвертом квартале 2010 года монопольно высоких цен на автомобильные бензины Нормаль-80, ЭКТО-92, ЭКТО Плюс-95, являются нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
1.Признать действия ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», выразившиеся в установлении на территории г. Калининграда в четвертом квартале 2010 года монопольно высоких цен на автомобильные бензины Нормаль-80, ЭКТО-92, ЭКТО Плюс-95, нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Выдать ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Передать материалы дела в правовой отдел Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии
О.Е.Балуев
Члены комиссии:
Д.Н.Хамдамов
И.А.Бирюк
К.Ю.Курятникова